омар.ppt
- Количество слайдов: 32
ГИЯСАДДИН АБУ-ЛЬ-ФАТХ ОМАР ИБН ИБРАХИМ АЛЬ-ХАЙЯМ НИШАПУРИ )ﻏیﺎﺙ ﺍﻟﺪیﻦ ﺍﺑﻮﺍﻟﻔﺘﺢ ﻋﻤﺮ ﺑﻦ ﺍﺑﺮﺍﻫیﻢ ( ﺧیﺎﻣﻨیﺸﺎﺑﻮﺭﻯ 18 МАЯ 1048, — 4 ДЕКАБРЯ 1131
«Гийяс Оддин» — Плечо веры, означает знание Корана. «Абу» — сын, «Фатх» — завоеватель, «Омар» — жизнь, «Ибрагим» — имя отца. «Хайям» — прозвище, «Лакаб» — палаточник «Нишапури» — ссылка на родной город
В возрасте шестнадцати лет Хайям пережил первую в своей жизни утрату: во время эпидемии умер его отец, а потом и мать.
• Омар Хайям -уроженец города Нишапура в Хорсане (ныне Северный Иран). Медресе в Бухаре (медресе – мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии. обучение в медресе раздельное и бесплатное. выпускники медресе имеют право поступать в университет • Омар был единственным сыном, и поэтому отец дал ему прекрасное образование. В 8 лет знал Коран по памяти, глубоко занимался математикой, астрономией, философией. В 12 лет Омар стал учеником Нишапурского медресе. Он блестяще закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача.
В Самарканде Хайям становится учеником медресе, но после нескольких выступлений на диспутах он настолько поразил своей учёностью, что его сделали наставником.
Через четыре года он покинул Самарканд и переехал в Бухару, где начал работать в хранилищах книг. За десять лет, что учёный прожил в Бухаре, он написал четыре фундаментальных трактата по математике.
По инициативе главного шахского визиря Низам ал. Мулка Омар становится духовным наставником Султана
«Мы были свидетелями гибели учёных, от которых осталась небольшая многострадальная кучка людей»
поэт философ врач Кто астроном математик
В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений
Медицинская практика мало интересовала Омара. Он изучал сочинения известных математиков и астрономов
Не была познанья жажда чуждой сердца моего, Мало тайн осталось в мире, недоступных для него. Семьдесят два долгих года размышлял я дни ночи. Лишь теперь уразумел я, что не знаю ничего.
Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры как прекрасный поэт и философ
Хайям возглавлял группу астрономов которая разработала принципиально новый солнечный календарь
От земной глубины до далеких планет Мирозданья загадкам нашел я ответ. От зенита Сатурна до чрева Земли Тайны мира свое толкованье нашли. Я распутал все петли вблизи и вдали. . .
. Были предложены и новые названия месяцев, а также дней каждого месяца С астрономической точки зрения календарь «Джалали» точнее, чем юлианский календарь, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь.
Мы для плоти Вселенной -- душа ее, суть, Мы, кому в ее тайны дано заглянуть. Присмотрись - лучше нас ничего нету в мире, Мы связуем миры, между ними наш путь.
Присмотрись - лучше нас ничего нету в мире, Мы связуем миры, между ними наш путь Я рассчитал -- твердит людей молва -Весь ход времен. Но дней ведь только два Изъял навек я из календаря: Тот, что не знаем, -- завтра, не вернем -- вчера
Рубаи – короткие четверостишья В которые Омар Хайам вложил всю мудрость накопленную годами
Ученый-поэт тяжело переживал свою постоянную зависимость от богатых меценатов В своих бессмертных стихах Омар Хайям воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверие, отвергая веру в потусторонний мир. Обращаясь к Богу, Хайям пишет о несправедливости на земле
Говорят, что ты смертных умеешь прощать, Не дозволишь грешить и не дашь обнищать Если ты воскресишь меня ангелом светлым Небо! Жалуешь ты почему подлецов? Человек благородный и хлеба не видит, Наплевать я на небо такое готов.
За такие стихи поэт подвергался нападкам духовенства и, изливая душу в своих четверостишиях, часто недоговаривая, скрываясь за намеками.
• «Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, поскольку я к тебе приблизился» . С этими словами на устах Хайям и умер.
Гробница Омара Хайяма в Нишапуре
НАСЛЕДИЕ ОМАРА ХАЙЯМА Поэзия • Сборник «Рубаят» Философские сочинения • «Трактат о бытии и долженствовании» (1080) • «Ответ на три вопроса: необходимость противоречия в мире, детерминизм и вечность» • «Свет разума о предмете всеобщей науки» • «Трактат о существовании» • «Книга по требованию (Обо всем сущем)» Естественно-научные сочинения • «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы» • «Астрономические таблицы Малик-шаха» • «Трактат об истолковании темных положений у Евклида» • «Трудности арифметики» • «Весы мудрости, или Трактат об искусстве определения количества золота и серебра в сплавах из них Математические сочинения • Хаййам Омар. Трактаты. • Хайям Омар. Первый алгебраический трактат. • Хайям Омар. Трактаты. • Хайям Омар. О прямом кустасе. • Хайям Омар. Речь о родах, которые образуются квартой.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ • Хайям внёс вклад в математику своим сочинением «Трактат о доказательствах проблем ал-джебры и ал-мукабалы» . Это объёмный свод алгебраических знаний того времени. Учёный изложил в своём труде методы решения не только квадратных, но и кубических уравнений. До Хайяма был уже известен геометрический метод Архимеда: неизвестное строилось как точка пересечения двух подходящих конических сечений. Хайям привёл обоснование этого метода, классификацию типов уравнений, алгоритм выбора типа конического сечения, оценку числа (положительных) корней и их величины. К сожалению, Хайям не заметил, что кубическое уравнение может иметь 3 вещественных корня. До формул Кардано Хайяму дойти не удалось, но он высказывал надежду, что явное решение будет найдено в будущем. • В «Трактате об истолковании тёмных положений у Евклида» , написанном Хайямом около 1077 года, он, вопреки древней традиции, рассматривает иррациональные числа как вполне законные. В этой же книге Хайям пытается доказать пятый постулат Евклида, исходя из более очевидного его эквивалента: две сходящиеся прямые должны пересечься. • Хайям предложил также новый календарь — более точный, чем григорианский. Вместо цикла «один високосный год на 4 года» он выбрал следующую, более точную подходящую дробь « 8 високосных на 33 года» . Другими словами, за период из 33 лет будет 8 високосных лет и 25 обычных. Ошибка в один день накапливается тогда за 4500 лет. Проект Омара Хайяма был утверждён и лёг в основу иранского календаря, который действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
ИСТОЧНИКИ • http: //ru. wikipedia. org/ • Тайны Омара Хайяма http: //e-samarkand. narod. ru/Omar. htm
омар.ppt