Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Скачать презентацию Георг Вильгельм Фридрих Гегель Скачать презентацию Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Гегель.ppt

  • Количество слайдов: 20

>Георг Вильгельм Фридрих Гегель Георг Вильгельм Фридрих Гегель

>   Георг Вильгельм Фридрих Гегель    (1770 -1831) Род. 27 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете (1788 -1793) Преподавание в Йенском Берлин университете (1801 -1807) Директор гимназии Гейдельберг Йена в Нюрнберге (1808 -1816) Штутгарт Нюрнберг Преподавание в Гейдельбергском Тюбинген университете (1816 -1818) Преподавание в Берлинском университете (1818 -1831) Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине

>Георг Вильгельм Фридрих Гегель      (1770 -1831)   Основные Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831) Основные сочинения • Феноменология духа (1807) • Наука логики (1812, 1813, 1816) • Энциклопедия философских наук (1817)

>      Гегель      Абсолютный идеализм Гегель Абсолютный идеализм q Основные принципы философии Гегеля • Тождество субстанции и субъекта • Действительность как процесс саморазвития q Структура абсолютной реальности (система Гегеля) • Логика (дух «в себе» ) • Природа (инобытие духа) • Дух ( «в себе и для себя» ) q Диалектика (метод Гегеля) • Соотношение между системой и методом § Противоречие между системой и методом § Панлогизм Гегеля и классический рационализм • Принцип и законы диалектики § Единство противоположностей § Переход количественных изменений в качественные § Отрицание отрицания

>  Основные принципы философии Гегеля      Тождество субстанции и Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта Если познавание рассматривать как орудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение Субъект орудие Объект орудия изменяет объект воздействия. Может показаться, что если нам известен способ действия орудия, Аргументация агностиков мы можем вычесть из результата то, что в нём принадлежит этому орудию. Однако если из объекта воздействия вычесть результат воздействия, мы лишь получим объект в исходном, в данном случае – непознанном, виде. Эта скептическая аргументация лишь Познание мира как кажется неопровержимой; на деле же самопознание духа она исходит из предпосылок, которые сами нуждаются в доказательствах, Дух а именно: Объект Субъект (субстанция- Объект Субъект из представления о познавании как субъект) о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания.

> Основные принципы философии Гегеля  Действительность как процесс саморазвития    Основные принципы философии Гегеля Действительность как процесс саморазвития Истинное есть целое. Но целое есть только сущность, завершающаяся через своё развитие. Об абсолютном нужно сказать, что оно по существу есть результат, что оно лишь в конце есть то, что есть оно поистине; и в том-то и состоит его природа, что оно есть действительное, субъект или становление самим собою для себя. Гегель. «Феноменология духа» .

>  Структура абсолютной реальности       Логика (дух «в Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Чистое Чистое противоположно S Трава Лиса Роза Снег бытие есть P зелёная красная хитрая рыжая белый ничто бытие тождественно ничто становление Чистое бытие образует Стано- вление Результат становления начало, потому что… представляет собой… первое начало не наличное бытие. может быть чем-то опосредованным и определённым. Бытие Чистое Ничто бытие

>   Структура абсолютной реальности      Логика (дух «в Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) «В себе» , в которое нечто рефлектировано внутри себя из своего бытия-для-иного, уже не есть абстрактное «в себе» , а как отрицание своего бытия-для-иного опосредовано последним, которое составляет, таким образом, его момент. Гегель. «Наука логики» .

>   Структура абсолютной реальности     Логика (дух «в себе» Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Наличное бытие Лошадь – как корова – не корова, Корова Иное есть бытие, имеющее но без рогов. определённость, которая есть непосредственная, Наличное или сущая бытие В- определённость, Нечто себе- есть качество. бытие Стано- вление Качество Для-себя- Бытие бытие Чистое Ничто бытие

>  Структура абсолютной реальности     Логика (дух «в себе» ) Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Качество Количество есть определённость, бытия, не тождественная с бытием. Иное с самим бытием. Нечто есть благодаря Количество, в отличие своему качеству Наличное от качества, есть бытие В- такое определение, к то, что оно есть, и, Нечто себе- теряя своё качество, изменению которого бытие определённая вещь оно перестаёт быть относится тем, что оно есть. безразлично. Стано- Единое вление Качество Для-себя- бытие Бытие Чистое Коли- Ничто Многое бытие чество

>  Структура абсолютной реальности    Логика (дух «в себе» ) Мера Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Мера есть качественно Когда изменяется мера определённое количество, вещи, изменяется сама т. е. количество, с которым вещь, и нечто, переходя Наличное связано некое наличное бытие свою меру, увеличиваясь бытие или некое качество. или уменьшаясь сверх меры, исчезает. Качест- во Для- Бытие себя- бытие Стано- вление Чистое сущности количество Бытие Количе- Мера Специ- ство Опре- Реальная фическое Степень делённое мера количество

>   Структура абсолютной реальности     Логика (дух «в себе» Структура абсолютной реальности Логика (дух «в себе» ) Мера как единство Действительность есть качества и количества Объек- ставшее непосредственным есть, следовательно, тивность единство сущности завершённое бытие. и существования. Поня- Снятое бытие есть тие Субъек- Идея сущность. тивность Каче- Действи- ство тельность Логика Сущность Осно- Бытие вание Коли- Явление существо- Мера чество вания

>  Структура абсолютной реальности    Логика – природа – дух Мы Структура абсолютной реальности Логика – природа – дух Мы начали с бытия, с Развитие духа состоит в том, абстрактного бытия… Теперь… что его выход из себя и Объ- мы имеем идею как бытие. ектив- самораскрытие есть Но эта идея, обладающая ный дух вместе с тем его бытием, есть природа. возврат к себе. Дух Субъ- Абсо- Природа есть идея ектив- лютный в форме инобытия. ный дух Орга- ническая Абсолют- Бытие физика ный Приро- дух Идея Логика да Меха- Поня- Физика ника Сущность Об. тие Суб.

>  Структура абсолютной реальности    Дух ( «в себе и для Структура абсолютной реальности Дух ( «в себе и для себя» ) Природа… не доходит до В душе пробуждается сознание; сознания самой себя… Только сознание полагает себя как человек впервые поднимается разум, освобождающий себя от единичности ощущения Мораль- ность посредством своей к всеобщности мысли, к деятельности… знанию о самом себе, Объек- к постижению… тивный Подлежащий порождению своего «я» . дух Нравст- духом и порождённый Право венность им мир – это объективный дух. Дух Искусство Дух Субъек- Абсолют- тивный дух Душа Фило- дух Религия Сознание софия откровения

>Структура абсолютной реальности    Дух ( «в себе и для себя» ) Структура абсолютной реальности Дух ( «в себе и для себя» ) Скульп- тура Жи- Искус- вопись Архи- ство тектура По- Му- эзия зыка Кри- Есте- тическая Абсолют- ственная философия религия ный Фило- дух Религия открове- Рели- софия Мета- Абсо- лютная ния Эмпи- гия ду- ризм физика ховной ин- религия дивидуальн.

>     Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классический Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классический Панлогизм рационализм Гегеля Мир понятен разуму, потому что он потому что он и есть разумен. Разум. Субъект и объект познания совпадают, Субъект и объект познания а процесс познания функционируют и есть, в сущности, по одним и тем же законам. процесс становления этого разумного мира.

>    Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм  Метафизика Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм Метафизика Спинозы Диалектика Гегеля Существует только Природа – стадия в процессе становления одна субстанция – абсолютной Бог, или Природа. субстанции-субъекта. для Природа себя сотворённая творящая Разум в (дух) в ином себе

>    Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм «Геометрический Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм «Геометрический Диалектический метод» Спинозы метод Гегеля Формально- Восхождение логическая от абстрактного к дедукция конкретному Большая посылка M есть P Тезис А ест ь Меньшая посылка S есть M Антитезис ~А Вывод S есть P Синтез ~(~А) ≡ А 1

>    Диалектика (метод Гегеля)    Принцип и законы диалектики Диалектика (метод Гегеля) Принцип и законы диалектики Истинное развитие есть саморазвитие. 1) Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. 2) «Механизм» развития: развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные. 3) Результат развития: развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы возвращение к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне.

>       ЗАКЛЮЧЕНИЕ Гегель оказал громадное влияние на философию ЗАКЛЮЧЕНИЕ Гегель оказал громадное влияние на философию 19 века. Знаменитый тезис Гегеля «действительное разумно, разумное действительно» был истолкован ими в смысле необходимости сознательного преобразования мира. В конце 19 — начале 20 вв. возникает неогегельянство, отзвуки которого слышны и по сей день в неомарксизме, герменевтике и др. философских направлениях