ФРАНЦИЯ Марсель Пруст Marcel Proust

Скачать презентацию ФРАНЦИЯ   Марсель Пруст Marcel Proust Скачать презентацию ФРАНЦИЯ Марсель Пруст Marcel Proust

Пруст, Жид, Мориак.ppt

  • Количество слайдов: 43

>ФРАНЦИЯ ФРАНЦИЯ

> Марсель Пруст Marcel Proust   (1871 — 1922)  •  Марсель Пруст Marcel Proust (1871 — 1922) •

> •  1896 — Утехи и дни (фр. Les Plaisirs et  les • 1896 — Утехи и дни (фр. Les Plaisirs et les Jours) • 1896 — 1899 — Жан Сантёй (фр. Jean Santeuil) • 1908 — 1909 — Против Сент-Бёва (фр. Contre Sainte-Beuve) • цикл

>В поисках утраченного времени À la recherche du temps perdu  Роман-поток  Поток В поисках утраченного времени À la recherche du temps perdu Роман-поток Поток памяти – ноябрь 1913 — По направлению к Свану (фр. Du côté de chez Swann). – 1919 — Под сенью девушек в цвету (фр. À l’ombre des jeunes filles en fleurs) – 1921 — 1922 — У Германтов (фр. Le côté de Guermantes I et II) – 1922 — 1923 — Содом и Гоморра (фр. Sodome et Gomorrhe I et II) – 1925 — Пленница (фр. La prisonnière) – 1927 — Беглянка (фр. Albertine disparue) – 1927 — Обретённое время (фр. Le Temps retrouvé)

>  «По направлению к Свану» (фр. Du côté de chez Swann)  • «По направлению к Свану» (фр. Du côté de chez Swann) • Книга смутила самых доброжелательно настроенных читателей и критиков, так как на первый взгляд это был неудачный автобиографический роман, весьма запутанный хронологически, с событиями, которые никак не выстраивались в общую картину. Но роман был задуман автором как способ познать себя, своё сознание, свою психику на материале личных впечатлений и переживаний, но не в линейном построении, а по случайным всплескам эмоций и проявлений памяти.

>  Анри Бергсо н Henri Bergson  (1859 — 1941) •  — Анри Бергсо н Henri Bergson (1859 — 1941) • — один из крупнейших • философов XX века, представитель интуитивизма и философии жизни. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г. «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены» .

> •  Бергсон утверждает в качестве подлинной и  первоначальной реальности жизнь, которая, • Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Основные понятия, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность» , «творческая эволюция» и «жизненный порыв» . Жизнь не может быть схвачена интеллектом. Интеллект способен создавать «отвлечённые» и «общие» понятия, он — деятельность рассудка, а воспроизвести реальность во всей органичности и универсальности можно, только воссоздав её. Это под силу лишь интуиции, которая, будучи непосредственным переживанием предмета, «внедряется в его интимную сущность» .

> •  Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным» . Кроме того, наука всегда • Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным» . Кроме того, наука всегда имеет в виду практическую полезность, а это, по Бергсону, одностороннее видение. • Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь. Только самонаблюдению подвластна непрерывная изменчивость состояний, «длительность» , а, следовательно, и сама жизнь. • На данных предпосылках выстраивается учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом» , потоком «творческого напряжения» . Человек находится на самом острие творческой эволюции, причём способность осознать всю её внутреннюю мощь — удел избранных, своеобразный «божественный дар» . Это объясняет элитарность культуры/ • В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа» , два типа социальности и морали: «закрытую» и «открытую» . • «Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву коллективу В условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности, создание нравственных, религиозных и эстетических ценностей. •

>   Теория памяти  •  2 типа памяти:  • Теория памяти • 2 типа памяти: • 1) Интеллектуальная, память разума. • Воссоздает скелет прошлого • 2) Интуитивная – не имеет практического применения, развита у художников. Возникает непроизвольно, под влиянием эмоции, ощущения, по ассоциации.

>  Утраченное время • Вся жизнь: с рождения человек идет к  смерти Утраченное время • Вся жизнь: с рождения человек идет к смерти • Только интуитивные воспоминания могут вернуть утраченное время. • Эпизод с печеньем Мадлен • Реализует идею бессознательного по Бергсону и Фрейду

> Предельная изоляция от  внешнего мира •  Противопоставляет время и  пространство Предельная изоляция от внешнего мира • Противопоставляет время и пространство • Пространство – реальная жизнь • Время – область души, психики • Внешний мир непознаваем

> •  Персонажи не имеют объективных  качеств • Распадаются на ряд отдельных • Персонажи не имеют объективных качеств • Распадаются на ряд отдельных фрагментов • Человек никогда не бывает тождествен самому себе • Человек всегда разный и для себя и в восприятии других людей

> •  Относительность любви • Любовь – субъективное переживание, она целиком заключена в • Относительность любви • Любовь – субъективное переживание, она целиком заключена в любящем • Объект любви случаен и безразличен • Шамфор: «Надо выбирать: либо любить женщин, либо знать их; середины быть не может»

> • Подлинный герой романа – глубинное «Я»  • Основной сюжет: жизнь внутреннего • Подлинный герой романа – глубинное «Я» • Основной сюжет: жизнь внутреннего «Я» , но вся жизнь • Неисчерпаемое богатство личности • Искусство позволяет жить вне времени и пространства, преодолеть абсолютную замкнутость существования, тотальную некоммуникабильность и невозможность осуществить желания

>   Андре Жид   André Gide ( 1869 -1951) • французский Андре Жид André Gide ( 1869 -1951) • французский • писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1947).

> •  Андре Жид привлёк внимание критики  сочинением в ритмической прозе «Яства • Андре Жид привлёк внимание критики сочинением в ритмической прозе «Яства земные» (Nourritures terrestres, 1897), в котором проповедовалась романтическая идея «кочевничества» . По художественному языку Жид близок символистам. • Жид долгое время был «отщепенцем» в современной ему французской культуре: он был одним из очень немногих убеждённых проповедников протестантизма во Франции и вместе с тем одним из первых крупных французских писателей, в творчестве которых значительную роль играл мотив гомосексуальности, что вызвало общественный скандал в 1924 году. Творчество Жида оказало большое влияние на французских экзистенциалистов, прежде всего Альбера Камю и Жана-Поля Сартра.

>  «Подземелья Ватикана «   (1914) •  Жанр «соти» : в «Подземелья Ватикана « (1914) • Жанр «соти» : в Средние века соти – жанр драматического бурлеска, который пародировал религиозные церемонии. Происходит из праздников дураков, когда все наоборот, когда происходило изменение иерархии, социальных статусов.

>    Структура • Книги названы именами героев: •  1. Антим Структура • Книги названы именами героев: • 1. Антим Арман-Дюбуа • 2. Жюлиюс де Баральуль • 3 Амедей Флериссуар • 4 Тысяченожка • 5 Лафкадио • Ср. «Братья Карамазовы»

> «Случайное семейство»  •  Три главных героя романа старшего  поколения принадлежат «Случайное семейство» • Три главных героя романа старшего поколения принадлежат к разным кругам общества: • известный ученый Антим, • светский романист -аристократ Жюлиюс, • провинциальный обыватель Амедей. • Они не братья, но свояки – женаты на трех сестрах, • Лафкадио оказывается братом Жюлиюса по отцу, они долгое время не знали друга.

>   Лафкадио •  своеобразный вариант современного «Подростка» Аркадия Долгорукого.  • Лафкадио • своеобразный вариант современного «Подростка» Аркадия Долгорукого. • самоутверждение Лафкадио проявляется в «немотивированном поступке» - acte gratuit.

>     «Бесы»  •  «Да ведь ни одни же «Бесы» • «Да ведь ни одни же вы убиваете; много самоубийц. – С причиною. Но без всякой причины, а только для своеволия – один я» . • Там же: «Но один, тот, кто первый должен убить себя сам непременно, чтобы начать и доказать. Я еще бог поневоле и несчастен, ибо обязан заявить своеволие. Все несчастны потому, что все боятся заявить своеволие. Человек потому и был до сих пор так несчастен и беден, что боялся заявить самый главный пункт своеволия… Но я заявляю своеволие, я обязан уверовать, что не верую Я начну и кончу, и дверь отворю. И спасу»

> проблема «сверхчеловека»  •  оторван от семьи и традиций  • проблема «сверхчеловека» • оторван от семьи и традиций • закаляет себя физически и духовно • не зависит от обстоятельств • Немотивированный поступок для Л – безразлично добрый или злой.

> прием зеркального отражения -   mise en abyme • идея немотивированного поступка прием зеркального отражения - mise en abyme • идея немотивированного поступка приходит не только Лафкадио, но и его брату по отцу, писателю

>  Обновление романа •  сложное построение романа, множественность перекрещивающихся и  сходящихся Обновление романа • сложное построение романа, множественность перекрещивающихся и сходящихся к концу воедино линий. • непоследовательность поведения героев • насыщенность действия и напряженность интриги • Многожанровость (роман-фельетон, детективный, психологический романы, сатиры)

> • соединение реальности и вымысла, множество невероятных совпадений, неправдоподобия  • фрагментарное представление • соединение реальности и вымысла, множество невероятных совпадений, неправдоподобия • фрагментарное представление героев • прием зеркальности, повторяемости • присутствие рассказчика, обращающегося к героям и к читателям • использование внутренних монологов

> «Фальшивомонетчиках»   (1927)  •  первый роман Жида •  «Они «Фальшивомонетчиках» (1927) • первый роман Жида • «Они /критики/ утверждают, что роман не удался. То же самое говорили о «Воспитании чувств» Флобера и «Бесах» Достоевского. Не пройдет и 20 лет, когда признают, что достоинствами моей книги являются те, которые раньше считались ее недостатками»

>  Франсуа Мориак  François Mauriac (1885 -1970) •  французский писатель; член Франсуа Мориак François Mauriac (1885 -1970) • французский писатель; член Французской академии (1933); лауреат Нобелевской премии в области литературы (1952); награждён Большим крестом ордена Почётного легиона (1958). Один из самых крупных католических писателей XX века.

>   Романы •  «Поцелуй, дарованный прокажённому» (1922),  •  «Родительница» Романы • «Поцелуй, дарованный прокажённому» (1922), • «Родительница» (1923), • «Тереза Дескейру» (1927), • «Клубок змей» (1932) • «Мартышка» (1951, рус. пер. «Обезьянка» ), • «Агнец» (1954), • «Подросток былых времён» (1969)

>  Статьи по эстетике •  «Роман» (1928),  •  «Романист и Статьи по эстетике • «Роман» (1928), • «Романист и его персонажи» (1933, 1970), • «В ожидании русского Пруста» (1934) • «Вырванный кляп» (1945) • «Внутренние мемуары» (1959) • «Новый Блокнот. 1958 -1960»

> Роме н Ролла н Romain Rolland  (1866 -1944) •  французский писатель, Роме н Ролла н Romain Rolland (1866 -1944) • французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. • Иностранный почётный член АН СССР • Лауреат Нобелевской премии по литературе (1915).

> •  Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после • Признание Ромен Роллан получил на рубеже XIX и XX веков, после публикации и постановки цикла его пьес, посвящённых событиям Великой французской революции: «Волки» , «Торжество разума» , «Дантон» , «Четырнадцатое июля» . • Наиболее известное произведение — роман «Жан-Кристоф» , состоящий из 10 книг. Этот роман принёс автору мировую славу и переведён на десятки языков. Цикл рассказывает о кризисе немецкого музыкального гения Жан-Кристофа Крафта, прототипом которому стали Бетховен и сам Роллан. Завязавшаяся дружба молодого героя с французом символизирует «гармонию противоположностей» , а более глобально — мир между государствами. • Среди других его произведений нужно выделить цикл книг о великих художниках: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1907), «Жизнь Толстого» (1911). Позже, в последние годы жизни, он вернулся к теме Бетховена, завершив многотомный труд «Бетховен. Великие творческие эпохи» .

> Поль Валери Paul Valéry (1871 -   1945) •  французский поэт, Поль Валери Paul Valéry (1871 - 1945) • французский поэт, эссеист, философ. Поль Валери известен не только своими стихами и прозой, но и как автор многочисленных эссе и афоризмов, посвященных искусству, истории, литературе, музыке.

> •  сильным влиянием символистов, главным образом Малларме и  Бодлера. С 1890 • сильным влиянием символистов, главным образом Малларме и Бодлера. С 1890 года Валери, замкнувшийся в кругу собственных изысканных мыслей и живущий созерцательной жизнью эстета, пишет стихи, которые печатает для небольшого круга утончённых и элегантных модернистов. Его читатели были объединены изданиями — «La Conque» , редактировавшимся Пьером Луисом, и «Le Centaure» ; основателем последнего был сам Валери. Лишь в 1920 году эти ранние опыты поэта были изданы в виде двухтомного собрания «Album de vers anciens» . Валери не печатал ничего до 1917, когда появился в свет его стихотворный сборник «La jeune Parque» (Юная Парка). • Несмотря на изысканную замкнутость своих стихотворных созерцаний, а может быть именно в силу того любопытства, которое возбуждало во французской интеллигенции это аристократическое отшельничество, случилось так, что анкета журнала «Connaissance» (Познание) дала Валери титул лучшего поэта современности.

> •  сильным влиянием символистов, главным образом Малларме и  Бодлера. С 1890 • сильным влиянием символистов, главным образом Малларме и Бодлера. С 1890 года Валери, замкнувшийся в кругу собственных изысканных мыслей и живущий созерцательной жизнью эстета, пишет стихи, которые печатает для небольшого круга утончённых и элегантных модернистов. Его читатели были объединены изданиями — «La Conque» , редактировавшимся Пьером Луисом, и «Le Centaure» ; основателем последнего был сам Валери. Лишь в 1920 году эти ранние опыты поэта были изданы в виде двухтомного собрания «Album de vers anciens» . Валери не печатал ничего до 1917, когда появился в свет его стихотворный сборник «La jeune Parque» (Юная Парка). • Несмотря на изысканную замкнутость своих стихотворных созерцаний, а может быть именно в силу того любопытства, которое возбуждало во французской интеллигенции это аристократическое отшельничество, случилось так, что анкета журнала «Connaissance» (Познание) дала Валери титул лучшего поэта современности.

> • Сборник «Charmes» ( «Чары» ) характеризует Валери  нового периода — возврата • Сборник «Charmes» ( «Чары» ) характеризует Валери нового периода — возврата к классицизму; он снова применяет чёткий десятисложник Малерба, забытый французами с XVII века. Провозглашение «чистой поэзии» является лозунгом новой французской эстетики, а диалогическая форма «Introduction à la méthode de Leonardo da Vinci» (Введение в метод Леонардо да Винчи), «La soirée avec M. Teste» ( «Вечер с господином Тэстом» ) и «Autre soirée avec M. Teste» ; — по замыслу является реставрацией философических бесед Платона.

>Луи -Фердина нд Сели н Louis-Ferdinand Céline, настоящая фамилия — Дету ш(  Луи -Фердина нд Сели н Louis-Ferdinand Céline, настоящая фамилия — Дету ш( 1894 -1961) • Вышедший в 1932 году во Франции роман «Путешествие на край ночи» (Voyage au bout de la nuit) и последовавший за ним роман «Смерть в кредит» (Mort à crédit) (1936) имели оглушительный успех и были сразу же переведены практически на все языки мира. В 1934 году роман «Путешествие на край ночи» был опубликован (со значительными купюрами) на русском языке в Москве. Инициатором перевода, по свидетельству биографа Селина Франсуа Жибо, выступил Лев Троцкий, обратившийся с просьбой об этом к Эльзе Триоле и Луи Арагону.

> •  В 1936 году Селин посетил Советский Союз. Однако  дальнейшая судьба • В 1936 году Селин посетил Советский Союз. Однако дальнейшая судьба писателя сложилась трагически. Опубликованные на рубеже тридцатых-сороковых годов памфлеты «Безделицы для погрома» (Bagatelles pour un massacre) (1937), «Школа трупов» (L’Ecole des cadavres) (1938) и «Попали в переделку» (Les Beaux Draps) (1941) на долгие годы закрепили за Селином репутацию антисемита, расиста и человеконенавистника[1]. В конце Второй мировой войны обвиненный в сотрудничестве с оккупационными властями писатель был вынужден бежать сначала на юг Германии, в Зигмаринген, куда в то время переехало правительство Виши во главе с маршалом Петеном, а затем — в Данию, где его арестовывают, предают суду и помещают в тюрьму. Впоследствии тюремное заключение было заменено на ссылку. В 1951 году покинутый друзьями и полузабытый на родине Селин по амнистии возвращается во Францию, поселяется в парижском пригороде Медоне и фактически до конца жизни практикует там в качестве врача для бедных.

> •  • Новый шумный   литературный успех   приходит к • • Новый шумный литературный успех приходит к нему уже перед самой смертью, после появления первых двух томов автобиографической трилогии ( «Из замка в замок» (D’un château l’autre) (1957), «Север» (Nord) (1960)), посвященной этому периоду жизни Селина. Завершающий трилогию роман «Ригодон» (Rigodon) увидел свет только в 1969 году, через восемь лет после смерти автора.

> •  Влияние творчества Селина на современную  литературу огромно. Можно назвать имена • Влияние творчества Селина на современную литературу огромно. Можно назвать имена Генри Миллера, Эзры Паунда, Уильяма Берроуза, Аллена Гинзберга, Чарльза Буковски и др. К столетию Селина на немецком телевидении был снят фильм «Падение Селина» (с участием Франсуа Жибо, иллюстратора книг Селина Жака Тарди и других). В 1994 году в год столетия Селина в Санкт-Петербурге было организовано Российское Общество Друзей Л. -Ф. Селина.

> •  Путешествие на край ночи / Voyage au bout de la nuit • Путешествие на край ночи / Voyage au bout de la nuit (1932, рус. перевод 1934) • Смерть в кредит / Mort à crédit (1936, рус. перевод 1994) • Mea Culpa / Mea Culpa (1936) • Безделицы для погрома / Bagatelles pour un massacre (1937) • Школа трупов / L’Ecole des cadavres (1938) • • Guignol’s Band, или Паяцы I / Guignol’s band (1944) рус. перевод 2001) • • Из замка в замок / D’un château l’autre (1957, рус. перевод 1998) • Север / Nord (1960, рус. перевод 2003) • Лондонский мост: Guignol’s band II / Le Pont de Londres: Guignol’s band II (1964) • Ригодон / Rigodon (1969, рус. перевод 2003)

> Андре Мальро (фр. André  Malraux, 1901— 1976) •  — французский Андре Мальро (фр. André Malraux, 1901— 1976) • — французский • писатель, культуролог, герой Французского Сопротивления, идеолог Пятой республики, министр культуры в правительстве де Голля (1958— 1969). На его работах «воспитывались» такие выдающиеся французские философы и писатели, как Альбер Камю и Жан Гренье.

> • Мальро приобрел известность в 1925— 1927 годах, действуя на стороне коммунистов против • Мальро приобрел известность в 1925— 1927 годах, действуя на стороне коммунистов против Чан Кайши во время гражданской войны в Китае. В 1929 году исследовал греко-бактрийское искусство в Афганистане. Китайские впечатления отразились в романе «Удел человеческий» (1933), который принес автору всемирную славу. • Не разделяя идеи марксизма, Мальро активно выступал против наступления фашизма, возглавлял общественное движение за освобождение Эрнста Тельмана и Георгия Димитрова. Весной 1936 г. посетил СССР. Участник антифашистских конгрессов писателей в Париже (1935) и в Мадриде (1937). Во время Гражданской войны в Испании командовал добровольческой эскадрильей на стороне республиканцев. После начала Второй мировой войны бежал из немецкого плена и руководил сначала партизанским соединением, а потом и армейской бригадой. • После окончания войны Мальро поставил крест на художественном творчестве и включился в общественную жизнь как соратник генерала де Голля, отвечавший в его партии за идеологию и пропаганду. Призывал к международной изоляции СССР, был одним из теоретиков холодной войны.

> •  Романы •  «Завоеватели» („Les Conquérants“, 1928) — о попытке • Романы • «Завоеватели» („Les Conquérants“, 1928) — о попытке совершить переворот в Кантоне; • «Королевская дорога» („La Voie royale“, 1930); • «Удел человеческий» („La Condition humaine“, 1933) — о заговоре с целью создания нового Китая; • «Годы презрения» („Le Temps du mépris“, 1935); • «Надежда» („L'Espoir“, 1937) — о гражданской войне в Испании; • «Орешники Альтенбурга» („Les Noyers de l'Altenbourg“, 1942). • Черный треугольник: Шодерло де Лакло — Гойя — Сен-Жюст • Антимемуары