Скачать презентацию Фонетика Учение о фонеме Фонологические оппозиции Фонетическое членение Скачать презентацию Фонетика Учение о фонеме Фонологические оппозиции Фонетическое членение

Языкознание_Фонетика_Неизвестно.pptx

  • Количество слайдов: 22

Фонетика. Учение о фонеме. Фонологические оппозиции. Фонетическое членение речи. Просодия. Фонетика. Учение о фонеме. Фонологические оппозиции. Фонетическое членение речи. Просодия.

Фонетика раздел языкознания, занимающийся изучением звуков, используемых при создании языковых единиц; звуков, которые используются Фонетика раздел языкознания, занимающийся изучением звуков, используемых при создании языковых единиц; звуков, которые используются при построении речевых сообщений, а также, средств, которые им сопутствуют, - интонацию, тоны и ударение; главная задача - выделить единицы речи и языка, описать свойства этих единиц, сформулировать правила их употребления в языке.

Фонетика явления физические физиологические 1 общая 2 описательная функциональные 1 частная 2 историческая Фонетика явления физические физиологические 1 общая 2 описательная функциональные 1 частная 2 историческая

И. А. Бодуэн де Куртенэ 1845 -1913 понятие фонемы минимальная единица звукового строя языка, И. А. Бодуэн де Куртенэ 1845 -1913 понятие фонемы минимальная единица звукового строя языка, которая не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).

Метод минимальных пар МП - две значимые единицы, различающиеся минимум звучания, возможным для произнесения Метод минимальных пар МП - две значимые единицы, различающиеся минимум звучания, возможным для произнесения в качестве отдельной сегментной единицы. Если те или иные звуки выступают в качестве различителей минимальных пар, значит, данные звуки являются реализациями самостоятельных фонем. - при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом); - при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>); - при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).

Аллофоны и их виды. Одной фонеме может соответствовать несколько реализаций. Стилистически Свободные: окрашенные: Фонетически Аллофоны и их виды. Одной фонеме может соответствовать несколько реализаций. Стилистически Свободные: окрашенные: Фонетически разные за разными обусловленные звучания могут произноситель : определяются заменять друг ными стилями закономерност друга без закрепляются ями того или изменения иного языка разные смысла звучания

 Аллофон – звук, который в потоке речи изменил какую – то свою характеристику Аллофон – звук, который в потоке речи изменил какую – то свою характеристику под влиянием окружающих звуков. Основной вариант фонемы Реализация, в наименьшей степени зависящая от позиции и окружения.

Фонологические оппозиции Привативные (отрицательный) в их составе один член характеризуется наличием, а другой - Фонологические оппозиции Привативные (отрицательный) в их составе один член характеризуется наличием, а другой - отсутствием, все другие признаки совпадают /б/ : /п/ Эквиполентые (равнозначащий) у их членов различающие признаки равноправны /б/ : /д/ Градуальный Члены которой различаются за счёт разной степени проявления того или иного признака (гласные по долготе)

Пропорциональные: в них содержание отношений между членами может быть свойственно другой оппозиции в том Пропорциональные: в них содержание отношений между членами может быть свойственно другой оппозиции в том же языке /д/: /т/; /б/: /п/ Изолированные: включают в свой состав члены, отношения между которыми не повторяются более ни в одной другой паре в данном языке /л/: /н/

Постоянные: В них отношения между членами устойчиво сохраняются во всех случаях реализации данных фонем Постоянные: В них отношения между членами устойчиво сохраняются во всех случаях реализации данных фонем в языке /к/: /с/ Нейтрализуемые: включают в свой состав члены, различие между которыми в определённых фонетических условиях перестаёт существовать /д/: /т/ Позиция нейтрализации – слабая позиция

Системность фонем в языке Любой элемент в системе приобретает значимость, т. е. содержание, которое Системность фонем в языке Любой элемент в системе приобретает значимость, т. е. содержание, которое формируется на основе связей с другими членами системы. Фонема /д/ в русском языке обладает дифференциальным признаком “звонкость” в силу того, что в системе есть противопоставленная ей по этому признаку фонема /т/, в противном случае признак “звонкость” для /д/ утратил бы дифференциальный характер. Сама фонема вне системы существовать не может.

Фонетическое членение речи. Звуковая речь существует как последовательность звуков, объединённых в определённые группы, каждая Фонетическое членение речи. Звуковая речь существует как последовательность звуков, объединённых в определённые группы, каждая из которых может рассматриваться как фрагмент, имеющий свои собственные характеристики. Эти фрагменты выделяются за счёт фонетических факторов: - перерывов звучаний (пауз) - смены интонационного рисунка - ритма

Уровни объединения однородных единиц фонетического членения речи: 1. Фраза – отрезок речи между двумя Уровни объединения однородных единиц фонетического членения речи: 1. Фраза – отрезок речи между двумя достаточно продолжительными паузами, обладающий интонационным единством. 2. Синтагма – слово или группа слов, объединённая ударением и интонационно. 3. Фонетическое слово – часть синтагмы, обладающая самостоятельным ударением. 4. Слог – наименьшая произносительная единица: открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые. 5. Звук – минимальная часть слога, звучание, которое не может быть представлено состоящим из единиц, которые могли бы существовать и употребляться самостоятельно.

Фонетические явления Сегментные Суперсегментные • Фонетические средства, реализованные в речи как последовательности звуков • Фонетические явления Сегментные Суперсегментные • Фонетические средства, реализованные в речи как последовательности звуков • Накладываются на сегментные, сопутствуют им и соотносятся не с отдельными звуками, а с их объединениями.

Просодия I Интонация (“громко произношу”) – система фонетических средств, служащих для выделения в речи Просодия I Интонация (“громко произношу”) – система фонетических средств, служащих для выделения в речи протяжённых сегментных единиц, таких, как фраза или синтагма; для выражения синтаксических значений, для передачи эмоционально – экспрессивного содержания высказывания. II Слоговые тоны (“натяжение”, “напряжение”) представляют собой видоизменения высоты основного тона голоса на протяжении произнесения слогообразующего звука. III Ударением называется выделение из группы слогов одного слога. Учение о словесном ударении – акцентология.

Интонация. Обязательный признак естественной речи, который при этом в чистом виде не существует, а Интонация. Обязательный признак естественной речи, который при этом в чистом виде не существует, а сопутствует речевому отрезку и воспринимается с ним как единое целое. Функции Выделение в Оформление различных речи Передача синтагм и грамматических богатейшей типов объединени предложений и гаммы е их в выражения эмоций составе синтаксических отношений фразы

Компоненты интонации 1. Основа интонации - мелодика (“песенный”) – повышение и понижение голоса говорящего Компоненты интонации 1. Основа интонации - мелодика (“песенный”) – повышение и понижение голоса говорящего во время произнесения текста. два подхода для описания мелодики от значения к форме от формы к значению на значениях, которые могут основан на изучении типов кон быть переданы с помощью фигурации основного тона, дви интонации жение тона при этом изобража (сообщения, ? , побуждения, ется с помощью графика перечисления …)

мелодический контур С помощью движения тона во фразе, т. е. ее мелодического рисунка, выражается мелодический контур С помощью движения тона во фразе, т. е. ее мелодического рисунка, выражается цель высказывания. Таня пойдёт в библиотеку. по вертикали – высота основного тона по горизонтали – время звучания

 2. Ритм – чередование любых фонетических явлений, которые соотнесены друг с другом и 2. Ритм – чередование любых фонетических явлений, которые соотнесены друг с другом и употреблены в тексте более двух раз: ударных и безударных слогов, напряжения и ослабления… 3. Темп – замедление или ускорение протекания речи во времени. Передаёт степень важности того, о чём идёт речь. 4. Интенсивность – сила звука соотносимая с громкостью. Уровень её связывают со степенью эмоционального напряжения говорящего. Функция – выделение того или иного речевого отрезка. 5. Тембр – придаёт речи специфическую окраску: оно может быть “мрачным”, “весёлым”, “игривым”… 6. Паузы – перерыв звучания (физика). Впечатление паузы может возникать при смене интонационных конструкций (психология). Пауза хезитации (“колебание”). 7. Логическое ударение – выделение наиболее существенного в данной ситуации слова. Логического ударения может и не быть.

II. Слоговые тоны. Как единицы, используемые для смыслоразличения, встречаются не во всех языках. Тональные II. Слоговые тоны. Как единицы, используемые для смыслоразличения, встречаются не во всех языках. Тональные языки: китайский, вьетнамский, бирманский. Особенность их в совпадении слога с морфемой и словом, поэтому своим особым тоном характеризуется каждый слог. Различия обусловлены уровнем относительной высоты произносимого звука и характером движения тона. регистровые, или ровные контурные, или скользящие

III. Ударение Основная функция ударного слога в слове – объединяющая, то есть связывающая все III. Ударение Основная функция ударного слога в слове – объединяющая, то есть связывающая все слоги в единое целое. Типы ударений Силовой Ударный слог выделяется за счёт усиления голоса и интенсивности артикуляции. Долготное, или количественно е, предполагает выделение УС за счёт удлинения слогообразующ его элемента. Музыкальное, или тоновое, для выделения УС использует относительную высоту голосового тона.

Литература: 1. Глинских Г. В. , Петрова О. В. Введение в языкознание// Изд-во НГЛУ Литература: 1. Глинских Г. В. , Петрова О. В. Введение в языкознание// Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1999. 2. Сепир Э. Избр. труды по языкознанию и культурологии// М. , 1993. 3. Русская фонетика //fonetica. philol. msu. ru/index 1. htm 4. Википедия.