Скачать презентацию Фонетика План 1 Фонетика Три аспекта изучения звука Скачать презентацию Фонетика План 1 Фонетика Три аспекта изучения звука

Копия Фонетика, фонология.ppt

  • Количество слайдов: 94

Фонетика План 1. Фонетика. Три аспекта изучения звука: 1) артикуляционный 2) акустический 3) функциональный Фонетика План 1. Фонетика. Три аспекта изучения звука: 1) артикуляционный 2) акустический 3) функциональный 2. Взаимодействие звуков в речевом потоке. 3. Фонетическое членение речи. 4. Просодия.

Фонетика звуковой строй языка; ¡ раздел науки о языке, который изучает звуковую сторону языка, Фонетика звуковой строй языка; ¡ раздел науки о языке, который изучает звуковую сторону языка, условия образования звуков речи голосовым аппаратом, классификацию звуков, их изменения, а также ударение, интонацию, особенности членения речи. ¡

Звук ¡ ¡ – минимальная, не членимая далее единица звукового потока, которая характеризуется определенными Звук ¡ ¡ – минимальная, не членимая далее единица звукового потока, которая характеризуется определенными акустическими и физиологическими признаками. Звук не имеет значения, но служит для образования других единиц языка, как лексических, так и грамматических, уже имеющих значение.

Аспекты изучения звуков Артикуляционный ¡ Акустический ¡ Функциональный ¡ Аспекты изучения звуков Артикуляционный ¡ Акустический ¡ Функциональный ¡

Артикуляционный аспект ¡ ¡ ¡ – изучает условия образования звуков речевым аппаратом. Артикуляционно определить Артикуляционный аспект ¡ ¡ ¡ – изучает условия образования звуков речевым аппаратом. Артикуляционно определить звук – это значит указать, какие органы речи и как действуют при произнесении звука. Артикуляция – движение органов речи, необходимые для произнесения того/иного звука. При таком подходе звуки речи изучаются с позиции говорящего.

Акустический аспект ¡ звуков речи определяется по тем же качествам, что и звук в Акустический аспект ¡ звуков речи определяется по тем же качествам, что и звук в природе вообще (Звук в природе изучает акустика). При таком подходе звук изучается с позиции слушающего: как звук воспринимается, как действует на слух воспринимающего. При этом изучаются акустические характеристики звуков (тон, сила, тембр, высота и т. п. ).

Функциональный (фонологический) аспект ¡ связан с установлением того, какую роль выполняет звук в языке Функциональный (фонологический) аспект ¡ связан с установлением того, какую роль выполняет звук в языке как средстве общения, т. е. изучает роль звуков в языке как элементов, с помощью которых различаются смыслы слов.

¡ Артикуляционное определение звука: звук речи – минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате ¡ Артикуляционное определение звука: звук речи – минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами.

Артикуляционный аспект изучает работу речевого аппарата, т. е. звук с точки зрения говорящего. ¡ Артикуляционный аспект изучает работу речевого аппарата, т. е. звук с точки зрения говорящего. ¡ ¡ Артикуляция – движения органов речи, необходимые для произнесения того или иного звука. Совокупность всех артикуляций, которые используются в данном языке для произнесения всех его звуков, составляет артикуляционную базу данного языка. Артикуляционные базы разных языков ¡ различаются. Акцент – произнесение звуков иностранного языка с использованием артикуляционной базы родного языка.

Речевой аппарат условно состоит из следующих частей: 1) органы дыхания (лёгкие, бронхи, трахея); 2) Речевой аппарат условно состоит из следующих частей: 1) органы дыхания (лёгкие, бронхи, трахея); 2) гортань с голосовыми связками; 3) надгортанные полости (рта, носа, глотки); 4) органы произношения (язык, губы – активные органы; нёбо, альвеолы, зубы – пассивные органы); 5) головной мозг и нервная система человека.

¡ ¡ Звук в индоевропейских языках создается на выдохе. По ходу воздушной струи расположены ¡ ¡ Звук в индоевропейских языках создается на выдохе. По ходу воздушной струи расположены следующие части речевого аппарата: легкие, бронхи, трахея, гортань, полость глотки, полость рта и полость носа. В гортани находятся голосовые связки – мышечные выступы с двух сторон внутрь гортани. Они неподвижно соединены спереди в щитовидном хряще. Задними концами голосовые связки соединены с парой подвижных пирамидальных хрящей. Именно благодаря подвижности этих хрящей связки могут занимать разное положение.

Различают несколько положений голосовых связок: ¡ ¡ а) при дыхании голосовые связки максимально раздвинуты; Различают несколько положений голосовых связок: ¡ ¡ а) при дыхании голосовые связки максимально раздвинуты; б) голосовые связки напряжены и сдвинуты так, что между ними очень маленькая голосовая щель. Воздушной струе места не хватает, она раздвигает голосовую щель. Возникают колебания голосовых связок. Акустическим эффектом этого является голос. в) голосовые связки абсолютно сомкнуты, воздушная струя разрывает эту плотно сомкнутую щель и получается твердый приступ (в немецком языке, когда слово начинается на согласные).

¡ Язык – подвижный орган речи. Мышцы языка сокращаются в разных направлениях. Если использовать ¡ Язык – подвижный орган речи. Мышцы языка сокращаются в разных направлениях. Если использовать только все возможные положения языка, то можно получить несколько десятков звуков (В русском языке не используется, что кончик языка может находиться между зубами).

Основные артикуляционные классификации звуков 1. Деление звуков на гласные и согласные. 2. Классификации гласных. Основные артикуляционные классификации звуков 1. Деление звуков на гласные и согласные. 2. Классификации гласных. 3. Классификации согласных.

¡ ¡ Гласные – звуки, при образовании которых воздушная струя из легких не встречает ¡ ¡ Гласные – звуки, при образовании которых воздушная струя из легких не встречает преграды в полости рта. Они состоят из голоса, который создается колебанием голосовых связок. Согласные – звуки, при образовании которых звук. струя встречает различные препятствия в полости рта. Согласные состоят либо только из шума [п, т, к, х], либо из шума и голоса [л, м, р, б, в, з].

Классификации гласных Основные ¡ По подъему: по степени подъёма языка (гласные верхнего, среднего и Классификации гласных Основные ¡ По подъему: по степени подъёма языка (гласные верхнего, среднего и нижнего подъема) ¡ По ряду: по степени продвинутости языка вперёд или назад (переднего, среднего, заднего ряда) Дополнительные ¡ по положению губ (лабиализованные и нелабиализованные) ¡ по положению мягкого нёба (ртовые и носовые гласные)

Артикуляционные классификации гласных звуков По губ участию Неогубленные (нелабиализованные) ряд передний Огубленные (лабиализован ные) Артикуляционные классификации гласных звуков По губ участию Неогубленные (нелабиализованные) ряд передний Огубленные (лабиализован ные) средний задний подъем верхний средний нижний И Э Ы А У О

Дополнительные классификации гласных ¡ ¡ - по степени участия губ разграничивают огубленные – неогубленные Дополнительные классификации гласных ¡ ¡ - по степени участия губ разграничивают огубленные – неогубленные (лабиализованные - нелабиализованные) гласные. Важно, что в русском языке огубленность/неогубленность не является существенным дифференциальным признаком для различения фонем дома – дума Звуковые комплексы различаются звуками о (средний подъем) и у (верхний подъем), различающимися по подъему. В немецком языке этот признак способен различать фонемы. - по положению небной занавески различают носовые (небная занавеска опускается, загораживая струе воздуха проход в рот, и она уходит в нос) и чистые (ртовые) (небная занавеска поднята). Носовые гласные есть в польском, французском языках.

Основные артикуляционные классификации согласных ¡ ¡ по месту образования шума (губные – язычные – Основные артикуляционные классификации согласных ¡ ¡ по месту образования шума (губные – язычные – заязычные) по способу образования шума (смычные – щелевые)

Классификация по месту образования ¡ По месту образования согласные подразделяются на губные (губногубные[б, п, Классификация по месту образования ¡ По месту образования согласные подразделяются на губные (губногубные[б, п, м], губно-зубные [в, ф]), язычные (межзубные [θ, ð], переднеязычные (зубные [д, т, з, с], небнозубные [н, р]), среднеязычные [ј], заднеязычные [г, к, х]) и заязычные (увулярые/язычковые французский [R], фарингальные/глоточные украинский [h], ларингальные/гортанные арабский [h]).

По месту образования Губные губно-губные губно-зубные Язычные Заязычные межзубные, переднеязычные (зубные, небно-зубные), среднеязычные, заднеязычные По месту образования Губные губно-губные губно-зубные Язычные Заязычные межзубные, переднеязычные (зубные, небно-зубные), среднеязычные, заднеязычные увулярные фарингальные ларингальные

По способу образования ¡ По способу образования и преодоления преграды различают щелевые смычные (фрикативные) По способу образования ¡ По способу образования и преодоления преграды различают щелевые смычные (фрикативные) смычновзрывные [в, ф, з, с, ж, ш, щ, х] смычнощелевые (аффрика ты) [г, к, д, т, [ч, ц] б, п] смычнодрожащие проходные (вибранты) носовые [м, н] [м, ¡ н] ¡ боковые [л ] [ р]

По способу образования ¡ ¡ Щелевые – при суженном проходе во рту органы речи По способу образования ¡ ¡ Щелевые – при суженном проходе во рту органы речи образуют щель, проходя через которую воздух создает характерные шумы Смычные: l l Смычно-взрывные – смычка, образуемая органами речи, разрывается взрывом Смычно-щелевые – смычка постепенно трансформируется в щель Смычно-проходные –в одном месте сохраняется смычка, в другом - остается проход. Различают носовые – проход через полость носа и боковые – смычка не нарушена, но сбоку остается проход Дрожащие – частое, резкое, быстрое смыкание и размыкание смычки

Дополнительные артикуляционные классификации согласных Палатализация – дополнительная артикуляция, которая заключается в подъеме средней части Дополнительные артикуляционные классификации согласных Палатализация – дополнительная артикуляция, которая заключается в подъеме средней части спинки языка к твердому небу. ¡ по наличию/отсутствию палатализации: палатализованные и непалатализованные; ¡ по наличию/отсутствию лабиализации: лабиализованные и нелабиализованные ¡ по наличию/отсутствию аспирации (придыхания): аспирированные и неаспирированные звуки

Акустическое определение звука ¡ Звук – это результат колебаний звучащего физического тела в упругой Акустическое определение звука ¡ Звук – это результат колебаний звучащего физического тела в упругой среде, передающей эти колебания органам слуха.

Акустический аспект изучает звук как физическое явление, его физические свойства, т. е. с точки Акустический аспект изучает звук как физическое явление, его физические свойства, т. е. с точки зрения слушающего.

Физические свойства звука 1) 2) 3) 4) 5) Высота (частота) – количество колебаний звучащего Физические свойства звука 1) 2) 3) 4) 5) Высота (частота) – количество колебаний звучащего тела в единицу времени; измеряется в герцах; чем чаще колебания, тем выше звук Сила (громкость) – амплитуда (размах) колебаний; измеряется децибелами; чем больше размах, тем громче звук Тембр – соотношение основного тона и обертонов, возникающих в надгортанных полостях; Долгота (длительность) – общее время звучания звука. Степень соотношения тонов и шумов

Степень соотношения тонов и шумов ¡ Звуки делятся на тоны и шумы. Тоны – Степень соотношения тонов и шумов ¡ Звуки делятся на тоны и шумы. Тоны – звуки, создаваемые равномерными периодическими колебаниями. Это гласные, которые образуются при колебаниях натянутых голосовых связок. Шумы – звуки, которые создаются при неравномерных, непериодичных, аритмичных колебаниях. Это согласные звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей преграды в полости рта или носа. От характера преграды и от способа ее преодоления зависят различные типы шумов. Кроме гласных, все остальные звуки содержат шумы.

Основные акустические классификации звуков Гласные только тон 1. По соотношению тона и шума Согласные Основные акустические классификации звуков Гласные только тон 1. По соотношению тона и шума Согласные шум и тон шумные (шум>тон) Сонорные (тон > шум) глухие (шум) звонкие (шум >тон)

Дополнительные акустические классификации звуков 2. По силе: сильные (громкие) и слабые (тихие); 3. По Дополнительные акустические классификации звуков 2. По силе: сильные (громкие) и слабые (тихие); 3. По длительности: долгие и краткие; 4. По высоте: высокие, средние, низкие.

Функциональный аспект изучения звука устанавливает, какую роль выполняет звук в языке как средстве общения. Функциональный аспект изучения звука устанавливает, какую роль выполняет звук в языке как средстве общения.

¡ ¡ Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие ¡ ¡ Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова) материализуются в звуках, произносимых говорящим и воспринимаемых слушающим. Звук важен в языке как средстве общения тем, что при помощи звуков различаются звуковые оболочки слов, а, следовательно, и слова дом – том – сом – ром – лом.

Фонология (греч. phone «звук» и logos «слово, учение» ) - раздел языкознания, изучающий звуки Фонология (греч. phone «звук» и logos «слово, учение» ) - раздел языкознания, изучающий звуки речи как средство различения звуковых оболочек слов и морфем (Ахманова).

Фонема минимальная единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию (Щерба). Ваза – фаза, жар – жарь, Фонема минимальная единица языка, выполняющая смыслоразличительную функцию (Щерба). Ваза – фаза, жар – жарь, Лом – ком – сом – дом - том –

¡ Например, план выражения морфемы ног- сводится к трем фонемам /н/, /о/, /г/ и ¡ Например, план выражения морфемы ног- сводится к трем фонемам /н/, /о/, /г/ и именно их имеет в виду человек, когда произносит или слышит формы слова нога: нога, ноги, ног и т. д. , хотя в реальной речи там могут выступать совсем другие звуки не о а ^, не г, а г´или к.

Фонема – это звукотип, который хранится в сознании человека, т. е. это некоторая группа Фонема – это звукотип, который хранится в сознании человека, т. е. это некоторая группа звуков, похожих по артикуляционным и акустическим характеристикам и объединенных в сознании человека в один тип. (Бодуэн де Куртенэ)

¡ Фонема – устойчивое представление о звуке, обобщенный образ звука в нашем сознании. ¡ Фонема – устойчивое представление о звуке, обобщенный образ звука в нашем сознании.

Фонема и фон ¡ Фонема единица языка – ¡ Фон – единица речи Фонема и фон ¡ Фонема единица языка – ¡ Фон – единица речи

¡ Фонема – это единица языка, реализующаяся в речи в своих звуковых вариантах, оттенках ¡ Фонема – это единица языка, реализующаяся в речи в своих звуковых вариантах, оттенках (звуках).

Из[з] золота из [з`] зелени из[c] соли из [c`] серебра из [ж] железа из Из[з] золота из [з`] зелени из[c] соли из [c`] серебра из [ж] железа из [ш] шерсти /З/

¡В каких случаях считать разные звуки представителями одной фонемы, а в каких – представителями ¡В каких случаях считать разные звуки представителями одной фонемы, а в каких – представителями разных фонем?

Критерии фонематичности ¡ Смысло- различительный ¡ Дистрибу- тивный Критерии фонематичности ¡ Смысло- различительный ¡ Дистрибу- тивный

Смыслоразличительный ¡ ¡ Если в одинаковых произносительных условиях звуки различают звуковые оболочки значимых единиц Смыслоразличительный ¡ ¡ Если в одинаковых произносительных условиях звуки различают звуковые оболочки значимых единиц языка, то они являются представителями разных фонем, если не различают – это аллофоны одной фонемы.

Примеры: * звуки [л] и [л’] в русском языке являются представителями разных фонем, т. Примеры: * звуки [л] и [л’] в русском языке являются представителями разных фонем, т. к. [лук] – [л’ук]; * звуки [i] и [i: ] в английском языке являются представителями разных фонем, т. к. [fit] – [fi: t]; * звуки [и] и [и: ] в русском языке являются аллофонами одной фонемы, т. к. – [п’ит’] и [п’и: т’]

Дистрибутивный ¡ Если два звука принципиально не могут встречаться в одинаковых произносительных условиях, то Дистрибутивный ¡ Если два звука принципиально не могут встречаться в одинаковых произносительных условиях, то они являются аллофонами одной фонемы.

Например: ¡ Звуки [и] и [ы] в рус. являются аллофонами одной фонемы, т. к. Например: ¡ Звуки [и] и [ы] в рус. являются аллофонами одной фонемы, т. к. [ы] встречается только после твердых согласных, а [и] – после мягких. Они находятся в условиях дополнительной дистрибуции (распределяют между собой все произносительные условия, взаимодополняющие друга)

Николай Сергеевич Трубецкой (1890 -1938) работа «Основы фонологии» (1939) Николай Сергеевич Трубецкой (1890 -1938) работа «Основы фонологии» (1939)

Трубецкой определил целый ряд явлений, органично связанных с фонемой: *дифференциальные и интегральные признаки фонемы, Трубецкой определил целый ряд явлений, органично связанных с фонемой: *дифференциальные и интегральные признаки фонемы, *оппозиции фонем, их типы, *позиции фонемы, сильные и слабые позиции фонем, *нейтрализацию фонем в слабых позициях, архифонему.

Дифференциальные и интегральные признаки фонем Одни акустико-артикуляционные признаки являются для фонемы более важными – Дифференциальные и интегральные признаки фонем Одни акустико-артикуляционные признаки являются для фонемы более важными – это те признаки, по которым данная фонема противопоставлена другим фонемам. Они являются существенными для выполнения фонемой своей основной функции – смыслоразличения. (жить - шить : признак звонкость/глухость помогает различать два слова; банка – банька: твердость/мягкость). ¡ Эти признаки получили название дифференциальных признаков.

Дифференциальные признаки фонемы - это такие акустикоартикуляционные признаки, которые различают звуковые оболочки значимых единиц Дифференциальные признаки фонемы - это такие акустикоартикуляционные признаки, которые различают звуковые оболочки значимых единиц языка.

Интегральные признаки фонемы – такие акустико- артикуляционные признаки, которые не различают значимые единицы данного Интегральные признаки фонемы – такие акустико- артикуляционные признаки, которые не различают значимые единицы данного языка, а лишь дополняют состав фонемы ¡ Например, долгота и краткость гласных фонем для русского языка: Д[О]М – Д[О-О]М

Фонема – это совокупность (пучок) дифференциальных признаков (Трубецкой) Фонема – это совокупность (пучок) дифференциальных признаков (Трубецкой)

фонема как совокупность дифференциальных признаков шумная звонкая (дом – том), смычная (дом – сом) фонема как совокупность дифференциальных признаков шумная звонкая (дом – том), смычная (дом – сом) /Д/ непалатализованная (дуну - дюну) переднеязычная (дам – гам),

Фонологические оппозиции, их типы Трубецкой: фонологические оппозиции «это сопоставление, противопоставление каких-то фонем, при которых Фонологические оппозиции, их типы Трубецкой: фонологические оппозиции «это сопоставление, противопоставление каких-то фонем, при которых различаются как сами фонемы, так и их дифференциальные признаки» .

Типы оппозиций фонем 1. На основании того, сколько фонем противопоставляется, различают: ¡ бинарные (двухкомпонентные) Типы оппозиций фонем 1. На основании того, сколько фонем противопоставляется, различают: ¡ бинарные (двухкомпонентные) оппозиции: т – т’, з - с ¡ тернарные (трехкомпонентные) оппозиции: б – д – г (по месту образования) ¡ групповые оппозиции: гласные – согласные

Типы оппозиций фонем 2. На основании того, сколько раз данный тип оппозиций повторяется в Типы оппозиций фонем 2. На основании того, сколько раз данный тип оппозиций повторяется в системе фонем данного языка, различают: ¡ пропорциональные (типичные, повторяющиеся) отношения между фонемами тождественно отношению между другими фонемами в другой оппозиции: глухость звонкость г : к = ж : ш = з : с = д : т Эти оппозиции важны для языка ¡ изолированные (неповторяющиеся), отношения между фонемами не повторяются в другой оппозиции: - взрывность и аффрикатность т: ц, - щелевой и смычно-обходной r : l в немецком и английском языках.

Типы оппозиций фонем 3. По количеству противопоставленных дифференциальных признаков ¡ коррелятивные (противопоставленные по одному Типы оппозиций фонем 3. По количеству противопоставленных дифференциальных признаков ¡ коррелятивные (противопоставленные по одному признаку) г: к, т: т´ ¡ некоррелятивные (противопоставлены по 2 и более признакам) т´: ц, б´: п

Типы оппозиций фонем 4. НА основании того, какие отношения складываются между фонемами ¡ Приватитивные Типы оппозиций фонем 4. НА основании того, какие отношения складываются между фонемами ¡ Приватитивные - одна фонема обладает признаком, другая – нет: п´ - п ¡ равнозначные –обе фонемы обладают разными признаками, но логически равноправны: б – д (губной – зубной) ¡ ступенчатые – одна фонема характеризуется большей степенью проявления признака: и - верхний подъем, э - средний подъем (меньшая степень проявления признака)

Типы оппозиций фонем 5. По объему смыслоразличительной силы: ¡ постоянные оппозиции действуют всегда, в Типы оппозиций фонем 5. По объему смыслоразличительной силы: ¡ постоянные оппозиции действуют всегда, в любой позиции м: н ¡ нейтрализуемые оппозиции, которые перестают существовать в определенных позициях фонемы т: д код - кот

Позиция фонемы – произносительные условия, условия функционирования фонемы в связной речи. Позиция фонемы – произносительные условия, условия функционирования фонемы в связной речи.

Фонемы могут находиться в сильных и слабых позициях. ¡ ¡ Сильная позиция – такие Фонемы могут находиться в сильных и слабых позициях. ¡ ¡ Сильная позиция – такие произносительные условия, в которых проявляются все дифференциальные признаки фонемы, фонема выполняет смыслоразличительную функцию. Например, для гласных русского языка сильной является позиция под ударением: сон – сын - сан.

Слабая позиция – такие произносительные условия, в которых фонема утрачивает какиелибо свои признаки, даже Слабая позиция – такие произносительные условия, в которых фонема утрачивает какиелибо свои признаки, даже дифференциальные. В слабой позиции фонема перестает выполнять смыслоразличительную функцию. ¡ Слабой позицией для гласных русского языка является безударное положение: леса [лиса] – лиса [лиса]

Нейтрализация фонем в слабых позициях явление, когда фонема, утратив в слабой позиции ДП, перестает Нейтрализация фонем в слабых позициях явление, когда фонема, утратив в слабой позиции ДП, перестает выполнять смыслоразличительную роль, т. е. это исчезновение противопоставления фонем в определенных позициях; Кот – код [кот] - [кот]; волы – валы [вΛлы] - [вΛлы]

Трубецкой ввел понятие архифонемы это фонологическая единица, более абстрактная, чем фонема, обладающая только дифференциальными Трубецкой ввел понятие архифонемы это фонологическая единица, более абстрактная, чем фонема, обладающая только дифференциальными признаками, общими для двух нейтрализующихся фонем. Архифонема (гиперфонема)– совокупность дифференциальных признаков, общих для двух нейтрализовавшихся фонем.

Архифонема /Д/ - дифференциальные признаки: 1) 2) 3) 4) переднеязычность, взрывность, звонкость, непалатализованность; /Т/-дифференциальные Архифонема /Д/ - дифференциальные признаки: 1) 2) 3) 4) переднеязычность, взрывность, звонкость, непалатализованность; /Т/-дифференциальные признаки: 1) 2) 3) 4) переднеязычность, взрывность, глухость, непалатализованность; Код – кот Архифонема: /Т/ дифференциальные признаки: переднеязычность, взрывность, непалатализованность;

Система фонем в разных языках ¡ ¡ По Трубецкому, фонемы каждого языка образуют систему, Система фонем в разных языках ¡ ¡ По Трубецкому, фонемы каждого языка образуют систему, а не простую совокупность. Т. е. фонемы любого языка представляют собой упорядоченное множество, они связаны между собой определенным образом, вступают в определенные отношения друг с другом.

Парадигматические отношения между фонемами: фонемы любого языка объединяются в определенные группы и в каждой Парадигматические отношения между фонемами: фонемы любого языка объединяются в определенные группы и в каждой из этих групп они а) имеют общие качества б) чем-то отличаются в) взаимообусловлены ¡

Синтагматические отношения между фонемами ¡ Сочетаемость фонем Синтагматические отношения между фонемами ¡ Сочетаемость фонем

Фонологические системы языков отличаются друг от друга ¡ количеством фонем и соотношением гласных и Фонологические системы языков отличаются друг от друга ¡ количеством фонем и соотношением гласных и согласных фонем: например, в английском языке 45 фонем (21 гласная и 24 согласных), в русском языке 43 фонемы (6 гласных и 37 согласных), в абхазском языке 60 фонем (2 гласные и 58 согласных), в языке Австралии аранта 13 фонем (3 гласные и 10 согласных); ¡ качеством фонем (набором оппозиций): например, в английском языке противопоставлены долгие и краткие гласные, в русском языке – твердые и мягкие согласные.

Изменения звуков в речевом потоке ¡ Звуки в потоке речи употребляются не изолированно, они Изменения звуков в речевом потоке ¡ Звуки в потоке речи употребляются не изолированно, они уподобляются другу, влияют друг на друга, изменяют свое звучание в зависимости от положения в слове. Такие изменения звуков в потоке речи бывают двух видов: комбинаторные (возникают в результате их взаимовлияния, их комбинации в потоке речи) и позиционные (возникают в зависимости от положения в слове).

Изменения звуков в речевом потоке ¡ Позиционные изменения звуков вызваны позицией звука в слове Изменения звуков в речевом потоке ¡ Позиционные изменения звуков вызваны позицией звука в слове (безударный слог или позиция конца слова) ¡ Комбинаторные изменения звуков вызваны взаимодействием артикуляций звуков

Позиционные изменения 1) редукция гласных – это изменение безударных гласных звуков, состоящее в сокращении Позиционные изменения 1) редукция гласных – это изменение безударных гласных звуков, состоящее в сокращении и изменении качества их артикуляции. Ср. : дом – дома – домовой – на дом ¡ 2) оглушение звонких согласных в конце слова: ду[п], коро[п]. ¡

Комбинаторные изменения ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) Комбинаторные изменения ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) аккомодация ассимиляция сингармонизм диссимиляция диереза; гаплология. эпентеза; протеза; метатеза

АККОМОДАЦИЯ (лат. accomodatio «приспособление» ) [лук] - [л’ ук]; [нос] - [н’ ос] АККОМОДАЦИЯ (лат. accomodatio «приспособление» ) [лук] - [л’ ук]; [нос] - [н’ ос]

АССИМИЛЯЦИЯ лат. assimilatio «уподобление» АССИМИЛЯЦИЯ лат. assimilatio «уподобление»

Ассимиляция По направлению влияния: прогрессивная – регрессивная (Ванькя, dogs [dogz] – сказка). 2. По Ассимиляция По направлению влияния: прогрессивная – регрессивная (Ванькя, dogs [dogz] – сказка). 2. По степени уподобления: полная – неполная (сшить – вокзал). 3. По расстоянию между звуками: контактная – дистантная ( анекдот – рус. прост. хулюган вместо хулиган). 1.

СИНГАРМОНИЗМ Греч. syn «вместе» и harmonia «созвучие» СИНГАРМОНИЗМ Греч. syn «вместе» и harmonia «созвучие»

СИНГАРМОНИЗМ уподобление гласных в аффиксах гласному корня *татар. шкаф; шкафлар «шкафы» ; шкафларга «к СИНГАРМОНИЗМ уподобление гласных в аффиксах гласному корня *татар. шкаф; шкафлар «шкафы» ; шкафларга «к шкафам» ; «стол» - Өстəл; «к столам» - Өстəл-лəр-гə

Диссимиляция ¡ лат. dissimilatio «расподобление» Диссимиляция ¡ лат. dissimilatio «расподобление»

Диссимиляция По направлению влияния: прогрессивная – регрессивная (рус. прост. асвальт – асфальт; верблюд из Диссимиляция По направлению влияния: прогрессивная – регрессивная (рус. прост. асвальт – асфальт; верблюд из велблюд); 2. По расстоянию между звуками: контактная – дистантная ( рус. прост. бонба из бомба; прост. пролубь из прорубь) 1.

ДИЭРЕЗА греч. diairesis «деление, раздел» ДИЭРЕЗА греч. diairesis «деление, раздел»

Гаплология ¡(греч. haplos «простой» и logos «слово» ) Гаплология ¡(греч. haplos «простой» и logos «слово» )

Гаплология разновидность диэрезы – выпадение одного из одинаковых или подобных слогов в слове: *минералогия Гаплология разновидность диэрезы – выпадение одного из одинаковых или подобных слогов в слове: *минералогия вместо минералология *знаменосец вместо знаменоносец

МЕТАТЕЗА греч. metathesis «перестановка» рус. мрамор из лат. marmor МЕТАТЕЗА греч. metathesis «перестановка» рус. мрамор из лат. marmor

Фонетическое членение речи ¡ Фразы (наиболее крупные единицы, объединённые ¡ Речевые такты (часть фразы; Фонетическое членение речи ¡ Фразы (наиболее крупные единицы, объединённые ¡ Речевые такты (часть фразы; один или ¡ Слоги (часть такта; один или несколько звуков, ¡ Звуки в единое целое интонацией; отделяются друг от друга большими паузами) несколько слогов, объединенных одним ударением; отделяются от других тактов малыми паузами) объединенных слогообразующим звуком)

Слогообразующие звуки Vlk prchl skvrz tvrz. (чеш. ) Слогообразующие звуки Vlk prchl skvrz tvrz. (чеш. )

ПРОСОДИЯ (от греч. prosōdia «припев, ударение» ) - суперсегментные особенности звукового потока Сегментные и ПРОСОДИЯ (от греч. prosōdia «припев, ударение» ) - суперсегментные особенности звукового потока Сегментные и суперсегментные единицы. ¡ Ударение. Его виды и функции. ¡ Интонация. Её элементы и функции. ¡

Словесное ударение – выделение одного из слогов в слове 1. По способам выделения: - Словесное ударение – выделение одного из слогов в слове 1. По способам выделения: - динамическое (силовое) – изменение силы, интенсивности звука (чешский язык); - количественное (квантитативное) – изменение длительности звука (новогреческий); - музыкальное (тоническое) – повышение или понижение тона (китайский, японский, шведский, вьетнамский языки)

2. По звуковой соотнесенности между ударениями в многосложном слове - главное (более сильное) - 2. По звуковой соотнесенности между ударениями в многосложном слове - главное (более сильное) - второстепенное (более слабое) Например: маш`инострое´ние, вост`очнославя´нский

3. Структурные типы 1) По месту в слове: - - свободное (нефиксированное) (может падать 3. Структурные типы 1) По месту в слове: - - свободное (нефиксированное) (может падать на любой слог) кухонный, каталог, феномен; связанное (фиксированное) (падает на определенный по порядку слог): на 1 слог (в чешском, венгерском, латышском языках), на предпоследний слог (в польском), на последний слог (во французском, турецком)

2) По расположению в морфологической структуре слова - - подвижное (может падать как на 2) По расположению в морфологической структуре слова - - подвижное (может падать как на основу слова, так и на окончание): звезда´ – звё´зды, трава´ – тра´вы; неподвижное (падает всегда на определенную морфему в слове): кни´га, кни´ги, кни´гу, кни´гой, кни´гами

Функции словесного ударения ¡ ¡ ¡ Кульминативная (вершинообразующая) Дистинктивная (дифференциальная, слово – и форморазличительная) Функции словесного ударения ¡ ¡ ¡ Кульминативная (вершинообразующая) Дистинктивная (дифференциальная, слово – и форморазличительная) характерна для свободного и подвижного ударения Делимитативная (словоразграничительная) характерна для связанного ударения)

Интонация (от лат. intono «громко произношу» ) – единство взаимосвязанных суперсегментных свойств речи Интонация (от лат. intono «громко произношу» ) – единство взаимосвязанных суперсегментных свойств речи

Элементы интонации 1) 2) 3) 4) 5) 6) мелодика речи паузы темп речи тембр Элементы интонации 1) 2) 3) 4) 5) 6) мелодика речи паузы темп речи тембр голоса длительность ритм