ФОМА АКВИНСКИЙ «Summa Theologie» (Сумма теологии) Возрождение аристотелизма

Скачать презентацию ФОМА АКВИНСКИЙ «Summa Theologie» (Сумма теологии) Возрождение аристотелизма Скачать презентацию ФОМА АКВИНСКИЙ «Summa Theologie» (Сумма теологии) Возрождение аристотелизма

41188-etika_foma_akvinsky.ppt

  • Количество слайдов: 16

>ФОМА АКВИНСКИЙ «Summa Theologie» (Сумма теологии)  Возрождение аристотелизма Этика – философская наука Христианская ФОМА АКВИНСКИЙ «Summa Theologie» (Сумма теологии) Возрождение аристотелизма Этика – философская наука Христианская этика (1225/26-1274) «Сумма против язычников» «О зле» «Вопросы о добродетелях»

>Теология Аквината как основание его этики  БОГ ЕСТЬ «СУЩИЙ» Бог «…в силу высшей Теология Аквината как основание его этики БОГ ЕСТЬ «СУЩИЙ» Бог «…в силу высшей степени своей доброты не только не дает всем остальным вещам существование, но так же позволяет им быть причинами» БОГ ЕСТЬ НАИВЫСШАЯ ЦЕЛЬ «…каждое естество, стремясь к собственному совершенству, стремится уподобиться Богу» БОГ ЕСТЬ ПРОМЫСЛИТЕЛЬ

>ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ И СВОБОДА ВОЛИ БЛАГОДАТЬ ЗАКОН путем добродетельной (богоугодной) жизни, человек заслуживает благодать как ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ И СВОБОДА ВОЛИ БЛАГОДАТЬ ЗАКОН путем добродетельной (богоугодной) жизни, человек заслуживает благодать как награду от бога или теряет ее, в случае порочного поведения. установленные людьми законы во-первых, обладают несовершенством во-вторых, требуют решения об их применении в каждом конкретном случае

>КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЕСТВЕНОГО ПРАВА Вечный закон Естественный закон Божественный закон Человеческий закон КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЕСТВЕНОГО ПРАВА Вечный закон Естественный закон Божественный закон Человеческий закон

>Вечный закон — божественный разум, план мироздания, с помощью которого Бог упорядочивает Вселенную. Вечный закон — божественный разум, план мироздания, с помощью которого Бог упорядочивает Вселенную. Естественный закон — выражение вечного закона во всем сотворенном (в том числе и человеке). В соответствии с естественным законом всё стремится к реализации заложенных в нем целей. Божественный закон — это божественное откровение, данное людям в Ветхом и Новом Завете. Человеческий закон — это законодательство, специально принятое людьми и предназначенное для общества.

>ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАКОН человеческий закон — это производная от естественного закона  есть повеление разума ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАКОН человеческий закон — это производная от естественного закона есть повеление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение о сообществе, т.е. имеет целью общее благо человеческий закон регулирует поведение людей с помощью принуждения принуждение оправдано только тогда, когда основывается на природе человека, разуме и представлениях об общем благе, т.е. не противоречит естественному или божественному закону в противном случае — он не является законом в правильном понимании этого слова и подчиняться ему не следует.

>АНТРОПОЛОГИЯ АКВИНАТА ДУША ТЕЛО 1.Вегетативная часть (подобная растениям), которая обнаруживает свою способность только к АНТРОПОЛОГИЯ АКВИНАТА ДУША ТЕЛО 1.Вегетативная часть (подобная растениям), которая обнаруживает свою способность только к собственному телу 2.Сенсетивная (подобная животным), обладающая способностью ко всем телам. 3.Интеллектуальная (подобная богу), обладающая способностью ко всему сущему, телесному и бестелесному.

>ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (разумные) СПОБОБНОСТИ Теоретические Практические 1.Sapientia — способность, направленная на познание высочайших причин бытия ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (разумные) СПОБОБНОСТИ Теоретические Практические 1.Sapientia — способность, направленная на познание высочайших причин бытия 2.Intellectus — способность знания основных, недоказуемых начал 3.Scientia — способность рассуждения и умозаключения из принципов, в результате чего получается знание в конкретной области 1.Ars — искусство, техника, навык, благодаря которому человек, руководствуясь правилами, познанными разумом, изготовляет собственные творения 2.Prudentia — способность, навык совершать благоразумные поступки.

>ДОБРОДЕТЕЛИ Интеллектуальные Нравственные Интеллектуальные интеллект, наука и мудрость, имеющие дело с первыми причинами, поскольку ДОБРОДЕТЕЛИ Интеллектуальные Нравственные Интеллектуальные интеллект, наука и мудрость, имеющие дело с первыми причинами, поскольку они не относятся к поступкам, могут существовать и без нравственных рассудительность (prudentia) выбор средств для достойного поведения (достойной жизни), что требует разумной оценки обстоятельств

>Нравственные добродетели - нравственные расположения, «инстинкты добра в душе», которые направляют рассудительность в нужное Нравственные добродетели - нравственные расположения, «инстинкты добра в душе», которые направляют рассудительность в нужное русло. нравственные добродетели определяют желание подобающей цели (что должно делать) рассудительность как интеллектуальная добродетель ("правильное основание действования") осуществляет выбор средств (как это сделать) ДОБРОДЕТЕЛИ

>НРАВСТВЕННЫЕ Справедливость Умеренность (воздержанность) Мужество (сила) ДОБРОДЕТЕЛИ направлены на умерение страстных начал ДОБРОДЕТЕЛЬ – НРАВСТВЕННЫЕ Справедливость Умеренность (воздержанность) Мужество (сила) ДОБРОДЕТЕЛИ направлены на умерение страстных начал ДОБРОДЕТЕЛЬ – некоторая середина в вещах, в действиях и в страстях, определяемая критерием разума страсти вожделения (любовь, ненависть удовольствие, печаль и т.д.) страсти гнева (надежда, страх, отвага, гнев и т.д.)

>АФФЕКТЫ стремления Телесные Душевные СТРАСТИ реакция всего живого на значимые для него объекты АФФЕКТЫ стремления Телесные Душевные СТРАСТИ реакция всего живого на значимые для него объекты Выражение желания ЛЮБОВЬ универсальное тяготение природы к подобному себе чувственная форма любви любовь свободная, определенная разумом (умная любовь) БОГ как высшее благо

>КАРДИНАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ДОБРОДЕТЕЛИ + добродетель религии ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ: вера, надежда, любовь + Интеллектуальные Нравственные КАРДИНАЛЬНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ДОБРОДЕТЕЛИ + добродетель религии ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ: вера, надежда, любовь + Интеллектуальные Нравственные Теологические делают человека благим всегда в каком-то отношении причастным к совершенному благу

>РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОРАЗУМИЕ Разум Воля Необходимость (логическая = онтологическая) Свобода  + стремление 1.Intentio — РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОРАЗУМИЕ Разум Воля Необходимость (логическая = онтологическая) Свобода + стремление 1.Intentio — намерение 2.Electio — выбор 3.Concensus — согласие 4.Usus — применение Delibiratio — рассуждение, составная часть любого действия, заключающаяся в способности разума "спрашивать и решать" в отношении средств, требуемых для достижения цели ПРИНЦИП «ДВОЙНОГО ЭФФЕКТА»

>ОТНОШЕНИЕ К ЗЕМНЫМ БЛАГАМ Экономические блага: гарантируют человеку поддержание жизни создают возможность творить добрые ОТНОШЕНИЕ К ЗЕМНЫМ БЛАГАМ Экономические блага: гарантируют человеку поддержание жизни создают возможность творить добрые дела обеспечивают соответствующее общественное положение + служат достижению общего блага

>Фома Аквинский: Фома Аквинский: "Бог… есть первая причина, приводящая в движение как естественные причины, так и причины доброй воли. Подобно тому, как, приводя в движение естественный характер, точно так же, сообщая движение причинам доброй воли, он не ликвидирует добровольности вызываемых им действий, а скорее вызывает в них эту добровольность, ибо бог в каждой вещи действует в соответствии с ее особенностью… Свободное решение… недостаточно, если его не приводит в движение и не поддерживает бог".