Фламандское искусство XVII века В XVII
фламандская жив. 17 в..ppt
- Количество слайдов: 18
Фламандское искусство XVII века
В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы — фламандскую и голландскую — в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части; на Голландию и Фландрию (современная Бельгия). Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. П. Рубенс. Святое семейство и Святая Анна, 1630.
Сюжеты из Священного Писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты — основные жанры искусства Фландрии XVII в. П. Рубенс. Похищение Европы, 1630
Фламандское искусство барокко, по -национальному жизнерадостное, эмоционально-приподнятое, материально-чувственное, пышное в своих изобильных формах. Особенно ярко стиль барокко проявил себя в живописи. Я. Йорданс. Семейный портрет. 1650 -1652
Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс. Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения. П. Рубенс. Успение Пресвятой Девы Марии.
Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» , в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность и декоративность. П. Рубенс. Снятие с креста, 1612 -1614
Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. П. Рубенс. Святой Себастьян, 1614
Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые дают повод выразить динамику, радость бытия, пропеть гимн жизни, как, например, в эрмитажном шедевре «Персей и Андромеда» .
Дом Рубенса становится центром художественной жизни Фландрии, туда стекается цвет художественной и ученой интеллигенции Европы, внимания художника ищут самые привилегированные лица. Атмосферу семейной жизни Рубенс прекрасно передал в «Автопортрете с Изабеллой Брандт, изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных, даже торжественных костюмах, лишенными всякой позы и нарочитости, излучающими молодое счастье. П. Рубенс. Автопортрет Рубенса с первой женой, Изабеллой Брандт, 1609 -1610
У него было много учеников, огромная мастерская, в которой многие работы были завершены по эскизам художника его учениками. Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный были в их числе. Но дело не в количестве учеников. Историческое значение Рубенса в том, что он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века. П. Рубенс. Автопортрет Рубенса, 1628
Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся у него недолго, но ставшим вскоре первым помощником в его мастерской, был Антонис ван Дейк. Автопортрет.
В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологические и христианские, которые он трактует с присущим ему лиризмом или грустно- элегически А. ван Дейк. Святой Иероним. 1620
Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом, игрой светотени, чему он учился у Караваджо, и, конечно, колоритом, в котором воздействие величайшего колориста Рубенса слилось с влиянием на художника колористической школы венецианцев. А. ван Дейк. Карл I, король Англии, на охоте.
Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (1593— 1678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Рубенс неоднократно привлекал его для участия в крупных живописных проектах, создании циклов росписей для дворцов аристократии. Многому научившись у Рубенса, Йорданс сумел не утратить и свои индивидуальные черты. Я. Йорданс. Пир Клеопатры. 1653
Излюбленный его жанр — бытовой. Это национальный «Праздник бобового короля» —семейные пирушки, много раз повторенные Иордансом: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Насыщенность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем
Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, выказывающая большие декоративные возможности художника Я. Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. 1620
Ф. Снейдерс. Рыбная лавка. Особым жанром во фламандском искусстве XVII в. был натюрморт, знаменитым мастером которого являлся Франс Снейдерс. В его картинах грудами лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, битая дичь. Как правило, такие натюрморты служили декоративным украшением богатых интерьеров в аристократических домах
Ф. Снейдерс. Фруктовая лавка.