Скачать презентацию Философы Фома Аквинский 1226 -1274 Главный Скачать презентацию Философы Фома Аквинский 1226 -1274 Главный

философы обществоведы.ppt

  • Количество слайдов: 13

Философы Философы

Фома Аквинский (1226 -1274), • Главный труд «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» • Фома Аквинский (1226 -1274), • Главный труд «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» • Средневековый философ и теолог, схоласт, основатель томизма • Необходимость примирения «божьего града» и «града земного» , веры и разума, религии и философии • За основу взято учение Аристотеля • Для этики Ф. А. характерно учение о "естественном законе", вложенном богом в сердца людей и описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается "божественый закон", который превосходит "естественный закон", но не может ему противоречить. • Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikós — школьный, учёный, schol — учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характерен примат теологии, соединение разумного и теологического;

Гоббс Томас (1588 — 1679), английский философ-материалист. • Главный труд – Левиафан • По Гоббс Томас (1588 — 1679), английский философ-материалист. • Главный труд – Левиафан • По Гоббсу, естественное состояние - это война всех против всех, которая ведет ко взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу государства. Государственная власть предстает в данной концепции как выражение общего блага и имеет абсолютистский характер. • Природа человека - эгоистическая, причем этот эгоизм не знает границ. Надо различать два состояния человека - естественное и гражданское состояние. • Естественное состояние человека - война всех против всех, жизнь, полная опасностей, дикость, отсутствие просвещения. • Гражданское состояние - безопасность, просвещение, развитие человека, несмотря на подавление.

Теория разделения властей • Идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком Теория разделения властей • Идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632 -1704 гг. ), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689— 1755 гг. ) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном Основные положения теории разделения властей : • разделение властей закрепляется конституцией; • согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам; • все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; • никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; • судебная власть действует независимо от политического влияния

ЛОКК ДЖОН (1632– 1704)Английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма. • ЛОКК ДЖОН (1632– 1704)Английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма. • Главный труд «Два трактата о государственном правлении» • Выступал против религиозного фанатизма различных сект, настойчиво призывал к веротерпимости. • Неизбежность института государственной власти Локк описывает с позиций теории естественного права и общественного договора. • Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. • В экономической теории Локк придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости.

Монтескье Шарль Луи (1689 -1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения • Главный труд Монтескье Шарль Луи (1689 -1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения • Главный труд – «О духе законов» , "Персидские письма" • отождествил законы природы и законы юридические • Лучшее устройство государства – конституционная монархия наподобие английской

Теория естественного права • • Естественное право - совокупность или свод принципов, правил, прав, Теория естественного права • • Естественное право - совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы и закрепляемого ею строя общественных отношений. Идея развивалась уже в древности, в античном мире; она использовалась греческими софистами, Аристотелем и стоиками. Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий Е. п. , не может рассматриваться как закон.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 — 1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 — 1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма Главный труд – «Наука и логика» Выделял категории «Мирового разума» , Философии духа стремился согласовать свои взгляды с христианством Основатель «Закона единства и борьбы противоположностей» «наличие противоречий в системе вызывает движение, направленное на разрешение этих противоречий» /прямая формулировка/ и «движение системы означает существование в ней противоречий» /обратная формулировка/. • Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно — взаимопредполагающих друга противоположностей (полярных понятий). • •

КАНТ ИММАНУИЛ (1724 - 1804) представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Основоположник немецкого классического КАНТ ИММАНУИЛ (1724 - 1804) представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Основоположник немецкого классического идеализма • Главные труды - "Критика чистого разума", 1781; "Критика практического разума", 1788; "Критика способности суждения", 1790 • Категорический императив Канта • КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (лат. imperative - повелительный) базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. • поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. • Схожесть с «Золотым правилом нравственности»

Конт Огюст (1798 — 1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной Конт Огюст (1798 — 1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии. • • • Главный труд – «Курс позитивной философии» развил идею т. н. трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю — позитивную, или научную, стадию, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социология разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития. Значительное место в системе К. занимает классификация наук, иерархию которых строил по степени уменьшения их абстрактности или степени увеличения сложности.

ТОЙНБИ, АРНОЛД ДЖОЗЕФ (1889– 1975), английский философ истории. • Главный труд — «Постижение истории» ТОЙНБИ, АРНОЛД ДЖОЗЕФ (1889– 1975), английский философ истории. • Главный труд — «Постижение истории» • Автор теории цивилизаций как целостных в социокультурном отношении человеческих сообществ • Каждая цивилизация, возникнув, проходит в своём развитии ряд стадий: рождение (генезис), рост, расцвет, надлом и распад (разложение). • В основу теоретического описания развития цивилизаций он положил концепции «вызова-и-ответа» и роли «творческого меньшинства» • В качестве решающего фактора в происхождении цивилизаций автор называет «закон вызова — ответа» , согласно которому каждый шаг вперёд связан с адекватным «ответом» на «вызов» исторической ситуации.

Сорокин Питирим Александрович (1889 — 1968), русскоамериканский социолог. • Главные труды - Социальная мобильность, Сорокин Питирим Александрович (1889 — 1968), русскоамериканский социолог. • Главные труды - Социальная мобильность, Современная социологическая теория • выделяет три основных типа культуры: • чувственный (sensate) — в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; • идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; • идеалистический (idealistic) — здесь господствует интуитивный метод познания. • Тип культуры определяется господствующим мировоззрением, выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций.

Теория мобильности Питирима Сорокина • Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих Теория мобильности Питирима Сорокина • Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. • Социолог решает задачу определения причин разнообразных типов социального поведения и должен учитывать самые различные мотивации, влияния, реакции ( «плюрализм фактов» ). • Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности» , любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр. , однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение ( «вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). • Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису.