КОНЦЕЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ОХХ).pptx
- Количество слайдов: 29
Философские концепции развития общества Вопросы: 1. Общество как предмет социально-философского анализа 2. Современные социально-философские концепции развития общества
Литература Обязательная: 1 Введение в философию. –М. , 2004. , глава 8, 9. 2 Философия: Учебник. –М. , Воен. Ун-т, 2004, глава 11. 3 Философия: Под ред. Митрошенкова О. А. –М. , 2004, раздел 6. 4 Философия: Под ред. Сидоренко Н. И. –М. , 2004, глава 24. 5 Философия: Учебное пособие, Ч. 2. –М. , Воен. ун-т, С. 6 -35. 6 Философско-энциклопедический словарь. –Минск. , 1998. Дополнительная: Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М. , 1999. Крапивенский С. Э. Социальная философия. – Волгоград, 1996. Момджян К. Х. Социум, общество, история. – М. , 1993.
1 Вопрос лекции: 1. Общество как предмет социальнофилософского анализа
Значение термина Общество: q принадлежность к определенному историческому типу (эпохе) q совокупность социальных организмов региона В научном смысле: q отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории q все человечество в целом (как планетарное общество) q обособившаяся от природы часть бытия
q относительно независимое от природы духовноматериальное образование q наличие системы организации и управления q разумно организованная жизнедеятельность людей на основе общности интересов, условий жизни Признаки общества q наличие норм и принципов, определяющих общение, поведение и деятельность людей q многообразие социальных связей, отношений и институтов q самодостаточная социальная система Общество – обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, нормами и принципами жизни людей, социальными связями и институтами, системой отношений на основе совместных интересов, общности целей и условий жизни
Социальная философия Особая роль в познании: Объект q социальная жизнь и процессы, все социальное бытие в целом в единстве материального и духовного Предмет q наиболее общие закономерности и тенденции развития социальных явлений, функционирования общества как целостной и противоречивой системы
Проблемы, требующие философского анализа: Общество q источники и движущие силы общественного развития q место и роль субъективного и объективного в истории q смысл и направленность исторического процесса q ценностные основания человеческой жизни, ее цель и смысл q разработка методологии социального познания q познание войны, мира и армии q сущность, содержание и классификация глобальных проблем
Специфика социального познания 1 q сложностью и динамизмом развития общества 2 q совпадением субъекта и объекта познания 3 q единством субъективного и объективного 4 Определяется q наличием объективных законов развития 5 q непосредственным и опосредованным характером 6 7 q связью с практической деятельностью людей q многообразием моделей социального развития, их соперничеством друг с другом
2 Вопрос лекции: 2. Современные социально-философские концепции развития общества
Основные концепции развития общества Формационная Концепции Культурологическая Цивилизационная
q общий предмет и объект исследования Единство q осмысление общества во всей сложности и противоречивости q временные рамки появления q обращение к будущему человеческой истории Основные концепции q многообразие исходных позиций q ввод в научный оборот новых категорий Различие q признание линейного и нелинейного развития q персонифицированность подходов
Формационная концепция развития общества
q влияние на формирование предшествующей материалистической философии q необходимость научного обобщения значительного количества социального опыта Предпосылки развития: q нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов в обществе q кризис традиционных буржуазных ценностей (свобода, равенство, братство) q превращение буржуазии в консервативную силу развития общества q появление пролетариата как класса, способного переустроить общество Формационная концепция – философское учение, объясняющее развитие человеческой истории и включающее в себя экономическую и социально-политическую проблематику
q 40 -50 гг. Х 1 Х века Формационный подход q К. Маркс и Ф. Энгельс Исходные положения и выводы: q 1 труд и трудовой процесс являются необходимыми условиями жизни людей по удовлетворению ими своих потребностей 2 q история развития человеческого общества есть объективный, закономерный процесс возникновения, развития и смены ОЭФ 3 q ОЭФ - есть тип общества, находящийся на определенной ступени своего экономического развития 4 q в структуре ОЭФ выделяется экономический базис и надстройка 5 q экономический базис общества – есть совокупность производственных отношений (ведущая роль отношений собственности)
Формационная концепция Положения и выводы: q в основе развития и смены ОЭФ лежат объективные экономические законы 6 q смена экономического базиса (отношений собственности) 7 ведет к смене всего общественного устройства, в т. ч. и надстройки 8 9 q классовая борьба пролетариата и революция - необходимые условия смены капиталистической ОЭФ q объективно исторически новым типом бесклассового общества будет коммунистическое общество
q объяснение и понимание истории с материалистических позиций Достоинства подхода: q научное объяснение причин сложных социальных явлений q разработка нового категориального аппарата науки q возможность системного познания общественной жизни Ограниченность подхода: q преувеличение роли экономической стороны жизни общества, зависимости от нее духовной q недооценка роли частной собственности и ее будущего q абсолютизация роли классовой борьбы и революции q ограниченность применения к различным странам
Культурологическая концепция развития общества
q она охватывает все стороны способа и содержания жизни человека и общества q выражает уровень, характер и меру их качественного развития Особая роль культуры q способствует сплочению членов общества, их взаимопониманию на базе ценностей q носителями и творцами культуры являются народы отдельных стран, а также регионов q принадлежность культуры своему времени, эпохе q сходство, единство и различие стран и народов обусловлено культурой и ее ценностями Культура – способ жизнедеятельности человека, обусловленный цивилизацией и представленный в материальных и духовных ценностях, создаваемых в сфере отношений человека к природе, самому себе, другим людям и обществу в целом
Локально-исторические культуры по О. Шпенглеру q греко-римская (апполоновская) q западно-европейская (фаустовская) q византийско-арабская (магическая) q египетская Типы культур q вавилонская q индийская q китайская q культура народа Майя q русско-сибирская (ожидается рождение)
q человеческая история –это множество локальных, замкнутых культур, разных по уровню своей зрелости q культура имеет свою морфологию (структуру), сущность которой образует религия q культура уподобляется живому организму Взгляды Шпенглера q каждая культура в своем развитии проходит стадии, сходные с человеческими периодами жизни каждая культура имеет свою самобытность и невозможно перерастание одной культуры в другую q q культура и цивилизация противопоставляются другу q западно-европейская цивилизация идет к своему закату, так как слишком много негативного она привносит с собой (господство техники, власть денег, бюрократии, рост преступности)
q объяснение и понимание развития человеческой истории с позиций культуры Достоинства подхода: q возможность объяснения причин сложных социальных явлений q дальнейшее развитие содержания категории культура q дальнейшее исследование духовных основ развития общества с позиции культуры Ограниченность подхода: q преувеличение роли духовной культуры в жизни общества q противопоставление культуры и цивилизации q преувеличение роли религиозных ценностей q абсолютизация нелинейного развития общества, локальности и замкнутости культуры q пессимизм в оценке будущего западной цивилизации
Цивилизационная концепция развития общества
Цивилизация: q совокупность материальных и духовных, а также организационных достижений исторически длительно существующей социоэтнической общности q историческое существование человечества на планете земля – земная цивилизация Значение термина q более высокий уровень развития конкретного общества, государства или региона q особое состояние общества, характеризующееся гражданством и деятельностью правового социального государства, когда главной ценностью и целью общественного развития выступает человек
Цивилизация определяется как: 1 2 q реальное состояние и уровень развития общества, государства или региона q характеристика способа и содержания жизни этноса 3 q характеристика этапа общественного развития Цивилизация – такая стадия в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе
Общество Дикость q присвоение готовых продуктов природы Варварство q введение скотоводства и земледелия Цивилизация q промышленное производящее хозяйство Цивилизация – это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями и географическими рамками (А. Тойнби)
Признаки цивилизации q производящее хозяйство q письменность q государственность q мораль q право q религия q социальные институты Цивилизация – способ воспроизводства общественной жизни, закрепленный в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех основных подсистемах общества (экономической, политической и др. )
Концепция А. Тойнби Исходные положения и выводы: q исторический процесс – есть совокупность локальных, замкнутых цивилизаций; q неповторимый облик цивилизации определяется средой ее обитания; q взаимодействуют между собой не цивилизации, а лишь внутренние их компоненты (экономика, культура, политика); qсуществует четыре основных фаз становления и развития цивилизации (рождение, рост, надлом, распад) q рождение цивилизаций осуществляется из примитивных обществ, обитание которых зависит от природных условий; q цивилизации рождаются в результате ответов людей на вызовы природного и социального характера; q роль творческого меньшинства (жрецов, ученых, философов, политиков) в формулировании адекватных ответов на вызовы
Положения и выводы: q вызов должен быть достаточно значимым для общества, чтобы быть понятым и услышанным q элита, организовав народ, способна дать ответ на один-два вызова q со временем творчески силы элиты иссякают, народ перестает ей доверять и «подражать» ; А. Тойнби q объективно общество раскалывается, происходит отчуждение большинства от меньшинства (элиты), которая пытается управлять на основе силы q необходимое условие сохранение цивилизации, ее духовного единства – церковное обновление; q созданная творческим большинством церковь (новая религия), способна стать основой для формирования новой цивилизации
q одна из подходов, объясняющих многообразие исторического процесса q разработка категориального аппарата Достоинства q разработка типологии цивилизации и цивилизационного развития q возможность познания общества, ограниченного в пространстве и во времени Ограниченность цивилизационного подхода: q абсолютизация локальности, замкнутости в развитии цивилизации q преувеличении роли религии как духовной основы цивилизации в сохранении ее от гибели и обновлении q противопоставление материального и духовного в общественной жизни q отказ от преемственности в развитии цивилизации
КОНЦЕЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (ОХХ).pptx