Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ В ПОТОКЕ ИСТОРИИ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ В ПОТОКЕ ИСТОРИИ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ

Философия в потоке истории.ppt

  • Количество слайдов: 89

ФИЛОСОФИЯ В ПОТОКЕ ИСТОРИИ (ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ) ФИЛОСОФИЯ В ПОТОКЕ ИСТОРИИ (ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ)

Философия Древнего Востока • 1. Древнеиндийская философия • 2. Древнекитайская философия Философия Древнего Востока • 1. Древнеиндийская философия • 2. Древнекитайская философия

Философские школы Древней Индии • • • 1. Санкхья 2. Веданта 3. Вайшешика 4. Философские школы Древней Индии • • • 1. Санкхья 2. Веданта 3. Вайшешика 4. Ньяя 5. Бхагавадгита 6. Йога 7. Чарвака 8. Джайнизм 9. Философия буддизма

Истины философии буддизма • • • 1. Жизнь – страдание 2. Причина страдания 3. Истины философии буддизма • • • 1. Жизнь – страдание 2. Причина страдания 3. Избавление от привязанности к жизни 4. Срединный путь

Восьмеричный путь • • 1. Праведная вера 2. Праведное намерение 3. Праведная речь 4. Восьмеричный путь • • 1. Праведная вера 2. Праведное намерение 3. Праведная речь 4. Праведные дела 5. Праведная жизнь 6. Праведное усилие 7. Праведные мысли 8. Праведное созерцание

Философские школы Древнего Китая • • 1. Даосизм 2. Конфуцианство 3. Моизм 4. Легизм Философские школы Древнего Китая • • 1. Даосизм 2. Конфуцианство 3. Моизм 4. Легизм

Периодизация истории европейской философии VII в. до н. э. – VI в. н. э. Периодизация истории европейской философии VII в. до н. э. – VI в. н. э. Античная философия III – XV вв. Философия Средних веков XV – XVII вв. Философия эпохи Возрождения XVII – XIX вв. Философия Нового времени XX – XXI вв. Современная философия

Периодизация истории Античной философии 1. Досократический период (конец VII – V вв. до н. Периодизация истории Античной философии 1. Досократический период (конец VII – V вв. до н. э. ) 2. Классический период (V – IV вв. до н. э. ) 3. Эллинистический период (III – I вв. до н. э. ) 4. Римский период (I – V вв. н. э. )

Милетская школа Фалес (ок. 640 – ок. 546 до н. э. ) Основатель школы, Милетская школа Фалес (ок. 640 – ок. 546 до н. э. ) Основатель школы, родоначальник античной философии и науки. Доказывал, что началом всего сущего является вода. Анаксимандр (ок. 610 – после 547 до н. э. ) Началом всего сущего называл безграничную, вечную, неизменную первоматерию – апейрон. Анаксимен (585 – около 528 до н. э. ) Началом всего сущего считал воздух.

Гераклит (ок. 550 – ок. 480 до н. э. ). Первоначалом всего сущего считал Гераклит (ок. 550 – ок. 480 до н. э. ). Первоначалом всего сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения: «всё течет» , «в одну реку нельзя войти дважды» . Основоположник объективной диалектики: Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления ( «Война есть отец всего» , «Враждующее соединяется, из расходящихся – прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» ). Один и тот же объект существует и не существует. Миром правит логос – принцип разумного единства мира.

Гераклит Всё обменивается на огонь… «Мудрость заключается в том, чтобы прислушиваться к природе и Гераклит Всё обменивается на огонь… «Мудрость заключается в том, чтобы прислушиваться к природе и поступать согласно с нею» .

Элейская школа ПАРМЕНИД (ок. 515 – ок. 445 до н. э. ). Критика Гераклита: Элейская школа ПАРМЕНИД (ок. 515 – ок. 445 до н. э. ). Критика Гераклита: Не могут бытие и небытие существовать в одно и то же время в одном и том же месте. Бытие – есть, небытия – нет. Бытие – единое и неделимое, замкнутое в себе. В нем нет множественности. Бытие пребывает в покое, в нем невозможно движение. Чувственное познание дает нам мнение (докса), разумное познание – знание, или истину (алетейя).

Элейская школа Зенон (ок. 490 -430 до н. э. ). Аристотель считал его основателем Элейская школа Зенон (ок. 490 -430 до н. э. ). Аристотель считал его основателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений. Известен знаменитыми апориями, обосновывающими невозможность движения.

Апория Зенона «Ахиллес» «Ахиллес никогда не догонит черепаху» Апория Зенона «Ахиллес» «Ахиллес никогда не догонит черепаху»

Апория Зенона «Ахиллес» «Ахиллес никогда не догонит черепаху» Апория Зенона «Ахиллес» «Ахиллес никогда не догонит черепаху»

Апория Зенона «Ахиллес» «Ахиллес никогда не догонит черепаху» Гегель: С элеатов «началась философия в Апория Зенона «Ахиллес» «Ахиллес никогда не догонит черепаху» Гегель: С элеатов «началась философия в собственном смысле этого слова» .

Демокрит (460 – 360 до н. э. ) Существуют только атомы (бытие) и пустота Демокрит (460 – 360 до н. э. ) Существуют только атомы (бытие) и пустота (небытие). Благодаря пустоте возможно движение. Детерминизм: Всё совершается по причине и в силу необходимости. Представление о случайности – результат незнания. Два рода познания: темное и истинное. Темное – чувственное (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Истинное – то, что добывается мышлением. Интересы государства выше всего. Государство должно хорошо управляться и обеспечивать справедливость.

Сократ (469– 399 до н. э. ) Один из родоначальников субъективной диалектики. Истину Сократ Сократ (469– 399 до н. э. ) Один из родоначальников субъективной диалектики. Истину Сократ отыскивал путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Свой метод собеседования он называл майевтикой ( «повивальным искусством» ). Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению блага. Нравственность есть знание, или мудрость.

Платон (428 или 427 – 348 или 347 до н. э. ) Идеи (подлинное Платон (428 или 427 – 348 или 347 до н. э. ) Идеи (подлинное бытие) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Мир, воспринимаемый чувствами, – подобие и отражение идей (неподлинное бытие). Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Идеальное государство – иерархия трех сословий: правителимудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Государством должны управлять философы.

Платон Добродетели души: Разумная – мудрость Аффективная – мужество Вожделеющая – умеренность Платон Добродетели души: Разумная – мудрость Аффективная – мужество Вожделеющая – умеренность

Аристотель (384 – 322 до н. э. ) Труды Аристотеля охватывают все отрасли античной Аристотель (384 – 322 до н. э. ) Труды Аристотеля охватывают все отрасли античной науки. Его произведения составляют четыре основные группы: 1. Сочинения по логике, составившие свод «Органон» ; 2. Сводный труд о началах бытия, называемый «Метафизика» ; 3. Естественнонаучные работы ( «Физика» , «О небе» , «Метеорология» , «О происхождении и уничтожении» , «История животных» и др. ), 4. Работы в которых рассматриваются политические, эстетические вопросы ( «Этика» , «Политика» , «Афинская полития» , «Поэтика» , «Риторика» ).

Пример, иллюстрирующий учение Аристотеля о четырех видах причинности – Причина материальная – мрамор. – Пример, иллюстрирующий учение Аристотеля о четырех видах причинности – Причина материальная – мрамор. – Причина формальная – творческий замысел скульптора. – Причина действующая – физические усилия ваятеля. – Причина целевая, или конечная то, ради чего делается данное изваяние (деньги, творческое самоутверждение, стремление получить или доставить окружающим эстетическое наслаждение).

Из политической философии Аристотеля Сущность государства состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества Из политической философии Аристотеля Сущность государства состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Цель государственной политики – «справедливое, общее благо» . Идеальным является государство, которое обеспечивает счастливую жизнь для наибольшего числа свободных граждан. Типы государства по теории Аристотеля Монархия Тирания Аристократия Олигархия Полития (республика) Демократия

Направления эллинистической философии • • 1. Скептицизм 2. Эпикуреизм 3. Стоицизм 4. Неоплатонизм Направления эллинистической философии • • 1. Скептицизм 2. Эпикуреизм 3. Стоицизм 4. Неоплатонизм

Философия Средних веков (III – XV вв. ) 1. Период патристики (III - VIII Философия Средних веков (III – XV вв. ) 1. Период патристики (III - VIII вв. ) 2. Период схоластики (IX - XV вв. ). – Ранняя схоластика (IX - XII вв. ) – Зрелая схоластика (XII - XIII вв. ), – Поздняя схоластика (XIV - XV вв. ). Основная идея – теологическая (христианское вероучение). Важнейшая проблема – отношение между верой и знанием.

Черты философии Средних веков • • • 1. Теоцентризм 2. Креационизм 3. Провиденциализм 4. Черты философии Средних веков • • • 1. Теоцентризм 2. Креационизм 3. Провиденциализм 4. Откровение 5. Антропология 6. Религиозная философия

Период патристики (III - VIII вв. ) Апологеты (~III в. ) Ориген. Первый великий Период патристики (III - VIII вв. ) Апологеты (~III в. ) Ориген. Первый великий систематизатор христианских идей. Интерпретация христианства в духе неоплатонизма. Квинт Тертуллиан: После Евангелия не нужно никакой мудрости. Тот, кто нашел объект своей веры, не нуждается в нахождении дальнейших истин. Позиция Тертуллиана сводится к тезису: верую, ибо это абсурдно.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 -430) Признан “отцом церкви”, “учителем Запада”. Его сочинения оказали огромное Аврелий Августин (Блаженный) (354 -430) Признан “отцом церкви”, “учителем Запада”. Его сочинения оказали огромное влияние на дальнейшее развитие христианской философии. Центральный вопрос для Августина – человек перед Богом. Главное в отношении Бога и человека – отношение греха. Августин доказывал всецелое подчинение судьбы каждого смертного божественному предопределению. Книга “О граде Божьем” – попытка создать концепцию философии истории. Проблема веры и знания: «Верую, дабы уразуметь» .

Период схоластики (IX – XV вв. ) Проблема универсалий Реалисты придерживались платоновского учения об Период схоластики (IX – XV вв. ) Проблема универсалий Реалисты придерживались платоновского учения об идеях: универсалии – это идеи, которые существуют до единичных вещей (как мысли Бога). Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109). Номиналисты (от лат. nотеn – имя), напротив, не допускали реального существования универсалий, которые, по их концепции, существует лишь после единичных вещей – как имена этих вещей. Иоанн Росцеллин (ок. 1050 – 1210). Концептуалист Пьер Абеляр (1079 – 1142) полагал, что универсалии существуют в вещах.

Фома Аквинский (1225– 1274) Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Признает Фома Аквинский (1225– 1274) Философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Признает три рода универсалий: до вещей – поскольку они суть мысли Бога, в вещах – поскольку они составляют общую сущность вещей, и после вещей – поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия. У религии и у науки – разные предметы. Наряду с истинами веры Фома признает истины разума. Фома формулирует пять доказательств бытия Бога: 1. Доказательство от движущей причины. 2. Доказательство от производящей причины. 3. . Доказательство от необходимости и случайности. 4. Доказательство от степени совершенства. 5. Доказательство от целесообразности.

Проблема знания и веры (поздняя схоластика) 1 -я позиция – ревеляционистская (revelatio - откровение). Проблема знания и веры (поздняя схоластика) 1 -я позиция – ревеляционистская (revelatio - откровение). Отрицание ценности знания в пользу веры. Откровение дано людям вместо всякого знания. Тертуллиан. 2 -я позиция – рационалистическая. Ее усилия направлены на соединение религиозной веры с рациональным познанием. • Первенство веры перед разумом ( «Верую дабы уразуметь» ). Бл. Августин, Ансельм Кентерберийский. • Первенство разума по отношению к вере. Вера будет прочной, если она опирается на доводы разума. «Понять, чтобы поверить» . Если вера будет противоречить разуму, я отдам предпочтенье разуму. Эриугена, Пьер Абеляр. 3 -я позиция. Концепция двух истин. Истины естественные и истины сверхъестественные несводимы друг к другу. Фома Аквинский.

Эпоха Возрождения (XV – XVII вв. ) Появляется новая, светская культура, получившая названия гуманизма Эпоха Возрождения (XV – XVII вв. ) Появляется новая, светская культура, получившая названия гуманизма (от лат. humanus – человеческий, человечный). Философское мировоззрение эпохи Возрождения носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Попытки соединения путей богопознания и естественнонаучного познания. В этом русле активно развивалась натурфилософия, или философия природы. Николай Кузанский (1401– 1464), Николо Макиавелли (1469– 1527). Джордано Бруно (1548– 1600).

Черты философии эпохи Возрождения • • • 1. Антисхоластическая направленность 2. Пантеизм 3. Антропоцентризм Черты философии эпохи Возрождения • • • 1. Антисхоластическая направленность 2. Пантеизм 3. Антропоцентризм 4. Гуманизм 5. Индивидуализм 6. Антиклерикализм

Философия Нового времени (XVII – XIX вв. ) В предыдущие эпохи основными философскими идеями Философия Нового времени (XVII – XIX вв. ) В предыдущие эпохи основными философскими идеями были: в эпоху Античности – идея этико-космологическая, в Средние века – идея теологическая, в эпоху Возрождения – идея антропологическая. С наступлением Нового времени – идея ценности научного знания, идея научного метода. Условия становления философии Нового времени: интенсивное экономическое развитие, расширение торговых связей, развитие науки.

Эмпиризм и рационализм • Эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Эмпиризм и рационализм • Эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм • 2. Рационализм – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель

Фрэнсис Бэкон (1561– 1626) английский философ и государственный деятель Основоположник эмпирической линии в философии Фрэнсис Бэкон (1561– 1626) английский философ и государственный деятель Основоположник эмпирической линии в философии Нового времени. В трактате «Новый Органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой. Исходил из того, что знание может быть истинным только тогда, когда опирается на опыт, который подкрепляется экспериментом и обрабатывается посредством индукции. Опыт есть и источник знания, и критерий истины, и единственное содержание науки. Такое направление в теории познания получило название эмпиризм (от греч. эмпирия – опыт).

Рене Декарт (1596 -1650), французский философ, математик, физик и физиолог. Основоположник рационалистической линии в Рене Декарт (1596 -1650), французский философ, математик, физик и физиолог. Основоположник рационалистической линии в философии Нового времени. Критерием истины может быть только «естественный свет» нашего разума. Методом познания является дедукция. Мышление должно начинаться с сомнения. Безусловное основоположение всего знания – непосредственная достоверность сознания ( «мыслю, следовательно, существую» ). В основе онтологии Декарта – дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции.

Спиноза о способах получения знания • 1. Знание понаслышке • 2. Знание из беспорядоченного Спиноза о способах получения знания • 1. Знание понаслышке • 2. Знание из беспорядоченного опыта • 3. Выведение сущности из общего понятия • 4. Интуитивный способ

Черты философии Просвещения • • 1. Антиклерикализм 2. Связь философии с естествознанием 3. Гуманистическая Черты философии Просвещения • • 1. Антиклерикализм 2. Связь философии с естествознанием 3. Гуманистическая ориентация 4. Направленность философии на изменение социальной действительности

Философия века Просвещения Лозунг XVIII века: «разум может всё» • Французский материализм и атеизм Философия века Просвещения Лозунг XVIII века: «разум может всё» • Французский материализм и атеизм (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро) • Социально-политические теории (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, К. А. Гельвеций)

Теории общественного договора Томас Гоббс(1588– 1679) – теоретик абсолютной монархии. Государство ( «Левиафан» ) Теории общественного договора Томас Гоббс(1588– 1679) – теоретик абсолютной монархии. Государство ( «Левиафан» ) – результат договора людей между собой, ради прекращения «войны всех против всех» . Джон Локк (1632– 1704) – теоретик конституционной монархии, «отец западного либерализма» . Путем общественного договора народа и власти создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом (гражданским обществом). Главное естественное право людей – право на собственность – должно быть закреплено с помощью разумных законов. Жан Жак Руссо (1712– 1778). В его учении содержатся идеи, оправдывающие революцию. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей с носителями власти. Если государство перестает следовать общей воле, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

Классическая немецкая философия Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Классическая немецкая философия Иммануил Кант Иоганн Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Людвиг Фейербах

Иммануил Кант (1724– 1804), родоначальник классической немецкой философии Главные философские произведения Канта: «Критика чистого Иммануил Кант (1724– 1804), родоначальник классической немецкой философии Главные философские произведения Канта: «Критика чистого разума» – теория познания «Критика практического разума» – проблемы этики «Критика способности суждения» – вопросы эстетики

Этика Канта Одним из главных понятий в этике Канта является понятие долга. Долг, т. Этика Канта Одним из главных понятий в этике Канта является понятие долга. Долг, т. е. нравственный закон в нас, Кант называет императивом. Императив объективен, поскольку не зависит от человека. Тем самым он отличается от максимы – субъективного правила, которому может следовать отдельный человек. Категорический императив, т. е. основной закон чистого практического разума, гласит: Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. У Канта есть другая формулировка того же принципа: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого только как к цели, и никогда не относился к нему только как к средству.

Основоположения Фихте • 1. Я есть Я • 2. Я полагает не-Я • 3. Основоположения Фихте • 1. Я есть Я • 2. Я полагает не-Я • 3. Я полагает самого себя и не-Я

Натурфилософия Шеллинга • • 1. Диалектический подход к природе 2. Иерархия уровней природы 3. Натурфилософия Шеллинга • • 1. Диалектический подход к природе 2. Иерархия уровней природы 3. Полярность – источник развития 5. Единство и целостность природы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831) Основные сочинения Гегеля: «Феноменология духа» , «Наука логики» Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770– 1831) Основные сочинения Гегеля: «Феноменология духа» , «Наука логики» , «Энциклопедия философских наук» , «Философия истории» , «Философия права» . Философская система Гегеля – «абсолютный идеализм» . Созданный Гегелем диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.

Завершение классической немецкой философии Людвиг Фейербах (1804– 1872) «Бог был моей первой мыслью, разум Завершение классической немецкой философии Людвиг Фейербах (1804– 1872) «Бог был моей первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней» – так описывает Фейербах свою философскую эволюцию. Не Бог сотворил человека, а наоборот, человек сотворил богов «по образу и подобию своему» . Божественная сущность – это человеческая сущность, отчужденная от самого человека и приписанная высшему существу. Человек есть существо не только мыслящее, но и чувствующее. Только чувственное существо есть действительное существо» . Подлинная действительность дается человеку лишь там, где «Я» встречается с «ТЫ» .

Философия марксизма Карл Маркс (1818 -1883) Фридрих Энгельс (1820 -1895) «Не сознание людей определяет Философия марксизма Карл Маркс (1818 -1883) Фридрих Энгельс (1820 -1895) «Не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание» . Основой общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Базис обусловливает надстройку – сферы политики, права, морали, философии, искусства, религии. Источник общественного прогресса – диалектика производительных сил и производственных отношений. Отчуждение – состояние, при котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Смысл социального прогресса – в преодолении отчуждения.

Неклассическая философия – течения иррационализма (XIX – нач. ХХ в. ) Философия воли (А. Неклассическая философия – течения иррационализма (XIX – нач. ХХ в. ) Философия воли (А. Шопенгауэр) Философия С. Кьеркегора Философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер )

Философия средины 19 -20 вв. Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм (О. Конт, Д. С. Милль, Философия средины 19 -20 вв. Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм (О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер, Р. Авенариус, Э. Мах, К. Поппер, Л. Витгенштейн, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) Неокантианство (Г. Коген, П. Наторп, Э, Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи) Феноменологическая философия (Э. Гуссерль) Психоанализ, фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, Э. Фромм) Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. -П. Сартр, А. Камю) Философская герменевтика (М. Хайдегер, П. Рикер, Г. Г. Гадамер) Религиозная философия – неотомизм и персонализм Постмодернизм (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гваттари)

Принципы позитивизма • • 1. Ориентация на науку 2. Сциентизм 3. Эмпиризм 4. Критика Принципы позитивизма • • 1. Ориентация на науку 2. Сциентизм 3. Эмпиризм 4. Критика классической философии

Стадии развития человеческого духа • 1. Теологическая • 2. Метафизическая • 3. Научная Стадии развития человеческого духа • 1. Теологическая • 2. Метафизическая • 3. Научная

Гносеологические принципы неопозитивизма • 1. Знание – то, что дано в чувственном восприятии • Гносеологические принципы неопозитивизма • 1. Знание – то, что дано в чувственном восприятии • 2. То, что дано в чувственном восприятии, можно знать с абсолютной достоверностью • 3. Функции знания сводятся к описанию

Опровержение теории по Попперу • 1. Для каждой теории можно получить верифицируемость • 2. Опровержение теории по Попперу • 1. Для каждой теории можно получить верифицируемость • 2. Подтверждение принимается во внимание, если оно – результат рискованных предсказаний • 3. Теория является запретом. • 4. Неопровергаемая теория ненаучна • 5. Проверяемость есть фальсифицируемость • 6. Подтверждение не должно приниматься в расчет • 7. Проверяемые теории после обнаружения их ложности поддерживаются их сторонниками

Виды деятельности в нормальной науке • 1. Выявляются факты, показательные с точки зрения парадигмы Виды деятельности в нормальной науке • 1. Выявляются факты, показательные с точки зрения парадигмы • 2. Находятся факты по подтверждению парадигмы • 3. Разрабатывается теория • 4. Устанавливаются законы • 5. Совершенствуется парадигма

Исследовательская программа • • 1. Жестокое ядро 2. Позитивная эвристика 3. Защитный пояс 4. Исследовательская программа • • 1. Жестокое ядро 2. Позитивная эвристика 3. Защитный пояс 4. Негативная эвристика

Науки о культуре, духе • 1. Объект изучения – культура • 2. Предмет изучения Науки о культуре, духе • 1. Объект изучения – культура • 2. Предмет изучения – индивидуальные явления культуры • 3. Конечный результат – описание индивидуальных событий • 4. Идеографический метод • 5. Уникальность объектов изучения • 6. Зависимость от ценностей • 7. Абстракции – вспомогательные средства • 8. Учет субъективных моментов

Истина в прагматизме • 1. Посредник между прошлым и будущим • 2. Орудие действия Истина в прагматизме • 1. Посредник между прошлым и будущим • 2. Орудие действия • 3. Ценности • 4. Идеи

Фрейд о слоях психики • 1. Бессознательное ОНО • 2. Сознательное Я • 3. Фрейд о слоях психики • 1. Бессознательное ОНО • 2. Сознательное Я • 3. Нормы и запреты – сверх Я

Юнг о слоях бессознательного • 1. Личностное бессознательное • 2. Коллективное бессознательное • Архетип Юнг о слоях бессознательного • 1. Личностное бессознательное • 2. Коллективное бессознательное • Архетип – наследуемые всеобщие образцы, символы, стереотипы психической деятельности и поведения • 3. Психическое бессознательное

Типы социального характера • 1. Рецептивный или пассивный • 2. Накопительский и эксплуататорский • Типы социального характера • 1. Рецептивный или пассивный • 2. Накопительский и эксплуататорский • 3. Рыночный

Ясперс о проявлении человека • • 1. Эмпирическое Я – наличное бытие 2. Сознание Ясперс о проявлении человека • • 1. Эмпирическое Я – наличное бытие 2. Сознание вообще 3. Дух – жизнь людей 4. Возможная экзистенция

Ясперс о проявлении сущности человека • 1. Неудовлетворенность • 2. Стремление к единому • Ясперс о проявлении сущности человека • 1. Неудовлетворенность • 2. Стремление к единому • 3. Сознание непостижимого воспоминания • 4. Сознание бессмертия

Значения герменевтики • 1. Теория и общие правила интерпретации текстов • 2. Искусство понимания Значения герменевтики • 1. Теория и общие правила интерпретации текстов • 2. Искусство понимания и постижения смыслов и значений знаков • 3. Философское учение о понимании и интерпретации

Тейяр де Шарден об этапах развития • • 1. Преджизнь – неорганическая природа 2. Тейяр де Шарден об этапах развития • • 1. Преджизнь – неорганическая природа 2. Жизнь – органическая материя 3. Мысль, ноосфера – духовный мир 4. Точка Омега - Бог

Личность в персонализме • 1. Экстериоризация • 2. Интериоризация • 3. Трансценденция Личность в персонализме • 1. Экстериоризация • 2. Интериоризация • 3. Трансценденция

Черты постмодернизма • 1. Разрыв с классическим капитализмом и индустриализацией • 2. Отрицание приоритета Черты постмодернизма • 1. Разрыв с классическим капитализмом и индустриализацией • 2. Отрицание приоритета экономической целесообразности выгоды в хозяйственной деятельности • 3. Доминирование культурного плюрализма и гносеологического релятивизма • 4. Радикальный отказ от рационализма

Русская философия 1. 11 век- первая половина 18 века 2. Вторая половина 18 века Русская философия 1. 11 век- первая половина 18 века 2. Вторая половина 18 века – первая четверть 19 века 3. Вторая четверть 19 – начало 20 века 4. 20 век. Философия русского зарубежья и марксистская философия в России

Черты русской философии • 1. Форма философствования – письма, поучения, статьи, религиозные тексты, молитвы Черты русской философии • 1. Форма философствования – письма, поучения, статьи, религиозные тексты, молитвы • 2. Связь с литературой и искусством • 3. Переплетение западно-европейского и восточного типов философского размышления • 4. Связь с православием • 5. Преобладание социальных и нравственных проблем

П. Я. Чаадаев о преимуществе России «Философические письма» . 1. Нетронутость национального самосознания 2. П. Я. Чаадаев о преимуществе России «Философические письма» . 1. Нетронутость национального самосознания 2. Молодость России 3. Особенности православия

Славянофилы и западники Славянофилы. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков. Выступали Славянофилы и западники Славянофилы. А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков. Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Западники. А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Считали историю России частью общемирового исторического процесса, сторонники развития страны по западноевропейскому пути.

Типы культуры у Данилевского • • • 1. Египетская 2. Индийская 3. Еврейская 4. Типы культуры у Данилевского • • • 1. Египетская 2. Индийская 3. Еврейская 4. Китайская 5. Иранская 6. Ассиро-вавилонская 7. Древнегреческая 8. Древнеримская 9. Новоаравийская 10. Романо-германская

Циклы развития культурно-исторических типов • 1. Бессознательный период • 2. Государственное становление • 3. Циклы развития культурно-исторических типов • 1. Бессознательный период • 2. Государственное становление • 3. Период цивилизации

Периоды культуры • 1. Первоначальная простота • 2. Цветущая сложность • 3. Вторичное смесительное Периоды культуры • 1. Первоначальная простота • 2. Цветущая сложность • 3. Вторичное смесительное упрощение

Второй период: 70 -е гг. XIX в. – 1922 г. Владимир Сергеевич Соловьев (1853– Второй период: 70 -е гг. XIX в. – 1922 г. Владимир Сергеевич Соловьев (1853– 1900) В теории познания: синтез эмпиризма, рационализма и мистицизма; науки, философии и религии (цельное знание). В онтологии: единство идеального и материального, божественного и природного, которое осуществляется через человека. В нравственной философии: от распри и вражды – к примирению, согласию, гармонии и любви. В философии истории: от разрозненного человечества – к всечеловечеству.

Вл. Соловьев – основоположник русской философии всеединства. Всеединство – равновесие единства и множественности. В Вл. Соловьев – основоположник русской философии всеединства. Всеединство – равновесие единства и множественности. В социальной философии: Личность и общество – две стороны одной сущности

Религиозно-философский ренессанс Н. А. Бердяев П. А. Флоренский С. Н. Булгаков С. Л. Франк Религиозно-философский ренессанс Н. А. Бердяев П. А. Флоренский С. Н. Булгаков С. Л. Франк Н. О. Лосский Л. П. Карсавин П. Б. Струве И. А. Ильин

Течения русского космизма • 1. Естественнонаучное • Н. А. Умов, В. И. Вернадский, К. Течения русского космизма • 1. Естественнонаучное • Н. А. Умов, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский • 2. Поэтически-художественное • В. А. Левшин, С. П. Дьячков, В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин • 3. Философское • Н. Ф. Федоров

Пятичленка Плеханова • • • 1. Производительные силы 2. Экономические отношения 3. Социально-политический строй Пятичленка Плеханова • • • 1. Производительные силы 2. Экономические отношения 3. Социально-политический строй 4. Общественная психология 5. Идеология

Ленин о чертах развития • • 1. Отрицание отрицания 2. Скачки, прерывы постепенности 3. Ленин о чертах развития • • 1. Отрицание отрицания 2. Скачки, прерывы постепенности 3. Превращение количества в качество 4. Противоречие – источник развития

Этапы развития философии в России после 1917 года • • 1. Начало 20 -х Этапы развития философии в России после 1917 года • • 1. Начало 20 -х – начало 30 -х годов 2. Начало 30 -х – средина 50 -х годов 3. Средина 50 -х – начало 90 -х годов 4. Постсоветский период с 1991 года

СПАСИБО за внимание! Ваши вопросы ? 89 СПАСИБО за внимание! Ваши вопросы ? 89