12- Философия просвещения.pptx
- Количество слайдов: 51
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Ключевые идеи эпохи Просвещения идеи разумного устройства общественной и личной жизни, естественности, вера во всесилие разума и общественный прогресс, острая критика феодализма и клерикализма, внимание к идеям педагогики и образования, ориентация на светскую культуру. 2
Основные течения ФРАНЦУЗСКОЕ - (П. Гольбах, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Ш. Монтесткье, Ф. Вольтер, К. Гельвеций и др. ); НЕМЕЦКОЕ - (Г. Лессинг, И. Гете, И. Гердер, Ф. Шиллер, И. Кант и др. ); АНГЛИЙСКОЕ - (Б. Мандевиль, А. Шефстберри, Д. Пристли, Д. Свифт и др. ); РУССКОЕ - (М. В. Ломоносов, П. И. Новгородцев, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Г. С. Сковорода и др. ), АМЕРИКАНСКОЕ - (Т. Джефферсон, Б. Франклин и др. ) 3
• Просвещение формируется на почве традиций в форме идеологического движения, • носящего в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: • ВЕРОЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАЗУМ, ПРИЗВАННЫЙ ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА • избавление от тупиков и нелепостей традиций • освобождение от оков невежества, суеверий, мифов, унижения. 4
q. Культ Разума у просветителей подразумевает защиту научного и технического познания qкак орудия преобразования мира qи постепенного улучшения условий материальной и духовной жизни человечества: • религиозная и этическая терпимость; • защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина; • отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся фактической проверке; • критика суеверий, воплощенных в позитивных религиях и защита деизма; • борьба против сословных привилегий и тирании. 5
Общие представления в социальнополитических концепциях: • критика феодализма • разработка теории общественного договора • концепции общественного прогресса • Воплощение социально-политической программы в жизнь в ходе буржуазных революций. • Просвещение – оптимистическая философия прогрессивно крепнущей буржуазии, философия, целиком посвятившая себя прогрессу. 6
Философская мысль Просвещения Создается под влиянием идей Декарта, Гоббса, Локка. ТОМАС ГОББС (1588 -1679) - английский философматериалист. Основные произведения: Философская трилогия «Основы философии» : «О теле» , «О человеке» , «О гражданине» ; "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского" 7
Государство • результат договора между людьми, • положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех» . • Принцип изначального равенства людей • Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, • задача которого — обеспечение мира и безопасности. • Государство - абсолютный суверен. 8
Но человек обладает волей и разумом Воля поддерживает и направляет человека к самосохранению Но разум стоит на страже человеческих интересов. Разум выходит на общественный договор, человек передает права Левиафану А взамен получает возможность спасти себя. 9
Этика • Исходит из неизменной чувственной «природы человека» . • Основа нравственности - «естественный закон» • — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. • Добродетели обусловлены разумным пониманием того, • что способствует и что препятствует достижению блага. • Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, • вытекающими из общественного договора. 10
Джон Локк (1632 -1704) — английский философ иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 века» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. 11
Важнейшие сочинения Письма о веротерпимости Опыт о человеческом разумении Два трактата о гражданском правлении Некоторые мысли о воспитании Размышления о славной революции 1688 года. 12
Механистическое восприятие государства все свободны, мирно взаимодействуют Люди организующие государство, заключают общественный договор и отказываются от своих прав в пользу государства. Объединяются в общество для совместной защиты своих естественных прав. Акт – добровольного заключения. Поэтому если власть нарушает свою часть договора любой может расторгнуть договор Государство - это лишь хранитель порядка и арбитр. 13
Основные права: право на жизнь, свободу, собственность – они неотчуждаемы. Эти права присущи всем людям в равной степени. Они не могут ни коим образом ограничены. если основные права нарушены – то имеют право на защиту и на восстание. 14
Идеал государства государство построенное на разделение властей на: законодательную исполнительную федеративную (внешнеполитическую) 15
Письма о веротерпимости Светская власть не вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. - силой можно заставить людей только притворяться, но никак не верить. А укрепление нравственности – это обязанность не государства, а церкви. 16
Счастье - естественная цель человека в жизни Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих счастье в кратковременных удовольствиях, за которые впоследствии приходится платить страданием. Идеал человека- спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов…. 17
Локк полагал, что человек должен выполнять свои обязанности в том мире, где он живет. «Наша доля здесь, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено покинуть его пределы» . 18
Теоретик гражданского общества и правового демократического государства Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора. Первым предложил принцип разделения властей Известен разработкой демократической революции. 19
Шарль Луи Монтескьё (1689— 1755) • Выдающийся просветитель старшего поколения. • Французский философ, правовед и литератор • приверженец географической школы 20
Сочинения • «Персидские письма» • «Размышления о причинах величия и падения римлян» • «О духе законов» • «Опыт о вкусе» и др. 21
• «Персидские письма» — смелая сатира на нравы французского двора (правление Людовика XIV) • Политические идеалы - «О духе законов» : • Разнообразие исторических судеб и государственного устройства не случайно, • а связано с условиями жизни этих народов, • в первую очередь с природой, климатом и размерами территории. 22
«Законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением» • Главная тема и основная ценность— политическая свобода • необходимые условия обеспечения: Øсправедливые законы Ø надлежащая организация государственности 23
• Развивая идеи Локка, создал теорию разделения властей: Øзаконодательная власть в государстве должна принадлежать народу Øисполнительная — королю Ø судебная — независимому сословию судей. • Независимость трех властей друг от друга является, гарантией свободы. • Основная цель разделения властей • избежать злоупотребления властью. 24
• Образы правления: Ø республиканский Ø аристократический Øмонархический Øдеспотический Принципы форм правления: ØРеспублика — добродетель, ØАристократия — умеренность, ØМонархия — честь, ØДеспотия — страх. 25
• Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. • Наилучшие государственное устройство • - конституционная монархия, • в которой власть короля ограничена законами и привилегиями аристократии 26
Жюльен Офре де Ламетри (1709 -1751) Французский врач и философ, представитель механистического материализма и сторонник просвещенного абсолютизма. 27
Сочинения • "Человек-машина» • «Человек-растение» • "Животные - большее, чем машины" • "Человек - большее, чем машина" • "Анти-Сенека" • «Опыт о свободе высказывания мнений" • "Система Эпикура" • Медицинские труды: "Трактат об астме", "Мемуары о дизентерии" • Соображения относительно практической медицины • Естественная история души • Политика врача Макиавелли, или Путь к успеху, открытый перед врачами и др. 28
• Человек - трактуется как машина, хотя и достаточно сложная. • "Человек настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а следовательно, дать точное определение". • Человеческий организм - самостоятельно заводящаяся машина, • подобно часовому механизму. 29
Вольтер - Франсуа Мари Аруэ (1694— 1778) Французский философ, поэт, прозаик, историк, публицист, правозащитник. Жанр: философская повесть, сатира, памфлет, трагедия 30
• Считал, что во французском обществе надо провести реформы: Ø обеспечить свободу слова и вероисповедания; Øпокончить с религиозной нетерпимостью; Øдать равные права всем людям, независимо от сословного происхождения; Ø уничтожить остатки зависимости крестьян. 31
• Сторонник просвещенного абсолютизма • монархия, опирающаяся на «образованную часть» общества • Крайне опасно, вмешательство в государственные дела невежественных народных масс • Истинное просвещение может быть достоянием немногих избранных. • В обществе неизбежно деление на: • властителей и подданных, господ и слуг, богатых и бедных 32
Сочинения • 50 томов почти по шестьсот страниц каждый, • дополненные 2 большими томами Указателей. • 18 томов занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем. • Философские письма • Кандид • Трактат о веротерпимости 33
Цитаты: • «Вот как пишется история» • «Все жанры хороши, кроме скучного» • «Лучшее — враг хорошего» • «Я не согласен ни с одним словом, которое Вы говорите, но готов умереть за Ваше право это говорить» 34
Дени Дидро (1713 -1784) Французский писатель, критик, философ-материалист и драматург, Главный редактор «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» 35
• знания — это сила, с помощью которой можно улучшить общество • цель сделать достижения современной науки доступными всем образованным людям. 36
Сочинения • Философские мысли • Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел • Мысли об объяснении природы • Письмо о слепых в назидание зрячим • Письмо о глухих и немых • Парадокс об актере • Романы: Монахиня, Племянник Рамо, Сон Даламбера 37
Мемориальная доска на доме, где Д. Дидро жил в период с 1773 по 1774 гг. Санкт-Петербург, Исаакиевская пл. , 9 38
• В Письмах главенствует мысль: • философу может потребоваться «ослепить себя» , чтобы понастоящему видеть, • и «стать глухим» , чтобы как следует слышать. • Парадокс об актере - парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой ценой – одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами. 39
• Монахиня (роман)- исследование психологии монашеской жизни и ее обличения. • Племянник Рамо (диалог) - представляет собой размышление о природе гениальности. • Сон Даламбера (сократический диалог) развивает один из своих любимых материалистических парадоксов, состоящий в том, что • вся материя наделена способностью чувствовать, так что нет нужды вслед за картезианцами говорить о «душе» . 40
Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел — французская энциклопедия, одно из крупнейших справочных изданий XVIII века (т. 1— 35, 1751— 1780). Д'Аламбер — редактор, математика, наука, философия, религия Кондильяк — философия. Даубентон — естественная история. Дидро — главный редактор, экономика, механика, философия, политика, религия. Гольбах — химия и минералогия, политика и религия. Луи Де Жокур — экономика, литература, медицина, политика. Монтескье — часть статьи «о вкусе» . Франсуа Кёне — статьи «крестьяне» и «злаки» . Тюрго, Анн Роберт Жак — экономика, этимология, философия, физика. Вольтер— история, литература, философия. Руссо — музыка, политическая теория. 41
Жан-Жак Руссо (1712 -1778) Французский писатель, мыслитель, композитор, музыковед и ботаник. • Наиболее влиятельный представитель французского сентиментализма, • последнего и наиболее революционного этапа Просвещения. 42
Сочинения • "Рассуждении о науках и искусствах" • "Рассуждении о начале и основании неравенства между людьми" • "Об общественном договоре" • "Эмиль, или О воспитании" • «Новая Элоиза" • "Исповедь" и др… 43
Социально-философские взгляды : • подвергает критике современную цивилизацию, • основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, • и противопоставляет ей "естественное состояние", • где люди были равны и свободны, • не зная власти общества с его системой принудительных узаконений. • отмечает пагубное воздействие наук и искусств 44
• утверждает, что основанием неравенства явилась частная собственность • Трагические противоречия прогресса • - по мере развития цивилизации углубляется неравенство; • неравенство достигает наивысшего предела при деспотизме, • где все превращены в ничто. • обосновывает право народа на восстание 45
• Идеальное общество- общество максимально приближенное к природе • Теория общественного договора носит радикально-демократический характер. • В общественном состоянии суверенной свободой обладает не личность, • а государство, возникшее на основе добровольного соглашения, договора 46
• Люди пользуются свободой лишь как полноправные члены государства. • Условием свободы является равенство, • и не только политическое, но и имущественное; • его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты. • Мелкая собственность, основанная на личном труде, незыблемая основа общества, не менее священная, чем свобода. 47
Критикует систему парламентаризма английского • Отстаивает идею народного суверенитета, народовластия • Выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан 48
Педагогические воззрения • «Эмиль, или о воспитании» -"Все прекрасно, когда выходит из рук творца, все портится в руках человека « • - стремится изолировать воспитанника от тлетворного влияния общества с тем, • чтобы развить заложенные в нём природой задатки и индивидуальные склонности. • Не допускает никакого насилия над личностью ребёнка, уделяя внимание не столько образованию, • сколько нравственному воспитанию, которое не мыслит без религиозной основы. • Отвергая культовые формы, церковность, религиозную догматику, стоит на позициях деизма. 49
• Все европейские страны, испытали сильное влияние французской культуры и идей французского Просвещения. • Монархи и аристократия стремились во всем подражать французам. • Лучшие умы воспитывались на французских книгах. • Богатая и образованная верхушка общества эпохи Просвещения отличалась космополитизмом. • Возникло сообщество образованных людей Европы, которое стали называть «литературной республикой» . • Этих людей объединяла культура и идеи Просвещения, и никакие государственные границы не были для них преградой. • Они обменивались письмами, книгами, газетами, много путешествовали по всей Европе. • Французский язык был международным языком, на котором они общались друг с другом. 50
51