Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ПРИРОДЫ. Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ПРИРОДЫ.

Философия познания и науки.ppt

  • Количество слайдов: 67

ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ПРИРОДЫ. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ПРИРОДЫ.

Участники проекта: Керимова Эльвира Туров Герман Ерашкин Кирилл Голубева Виталия Мальцева Кристина Участники проекта: Керимова Эльвира Туров Герман Ерашкин Кирилл Голубева Виталия Мальцева Кристина

Цель: проанализировать отношение человека к природе. Цель: проанализировать отношение человека к природе.

Задачи: 1 рассмотреть познание человека опираясь на философию Канта и Гегеля 2 раскрыть два Задачи: 1 рассмотреть познание человека опираясь на философию Канта и Гегеля 2 раскрыть два уровня познания чувственный и рациональный 3 взглянуть на науку как на один из способов познания. Позитивизм 4 рассмотреть философию техники 5 выявить глобальные проблемы современности

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Познание является основным предметом гносеологии Познание является основным предметом гносеологии

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Оно основано на определённых мировоззренческих Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Оно основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология.

ОНТОЛОГИЯ (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и. . . Логия) раздел ОНТОЛОГИЯ (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и. . . Логия) раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

В процессе философского познания субъект стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом В процессе философского познания субъект стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта. . . » И. Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта. . . » .

Чувственное познание ощущения восприятия представления Чувственное познание ощущения восприятия представления

Познание начинается с чувств. Чувства связывают нас не только с внешним миром, но и Познание начинается с чувств. Чувства связывают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми явлениями.

Благодаря чувственному познанию человек получает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства, исследовать Благодаря чувственному познанию человек получает сведения обо всем том, что способно вызывать чувства, исследовать мир, благодаря этому возможно познание.

Разум — высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Разум — высшая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум.

Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального, Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального, чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственнорациональный характер.

Признавая могущество науки, философия, тем не менее, всегда задавалась вопросом о границах познания: Признавая могущество науки, философия, тем не менее, всегда задавалась вопросом о границах познания: "Что мы можем знать? " - Все, что захотим, или же есть в мире нечто, в принципе недоступное человеческому познанию? В поисках ответа на этот вопрос в истории философии определились две диаметрально противоположные позиции. Первая получила название гностицизма.

Наиболее авторитетным и последовательным защитником такого подхода был немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Наиболее авторитетным и последовательным защитником такого подхода был немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Он был убежден, что в мире нет потаенных, сокровенных уголков, навечно закрытых для человека. Он был убежден, что в мире нет потаенных, сокровенных уголков, навечно закрытых для человека. Рано или поздно все тайны раскроются под натиском разума. Познание, по Гегелю, это процесс, в котором логическая сторона взаимосвязана с исторической.

Вторая позиция заключается в отрицании принципиальной возможности полного познания мира. Её сторонники утверждают, что Вторая позиция заключается в отрицании принципиальной возможности полного познания мира. Её сторонники утверждают, что существуют вещи, явления, процессы, сущность которых никогда не будет открыта человеком.

Немецкий философ Иммануил Кант отстаивал такой подход к познанию в своем учении о Немецкий философ Иммануил Кант отстаивал такой подход к познанию в своем учении о "явлениях" и "вещах-в-себе".

"Явления" (феномены) - это объекты или свойства объектов, подчиненные принципу причинности и доступные познанию с помощью "чистого" разума, под которым Кант понимал способность к рациональному, логическому мышлению.

"Вещи-в-себе" (ноумены) - это объекты или свойства объектов, бытие которых свободно, не встроено в систему причинноследственных связей.

Философов, стоящих на позиции отрицания возможности познания сущности вещей, называют скептиками или агностиками. Философов, стоящих на позиции отрицания возможности познания сущности вещей, называют скептиками или агностиками.

СКЕПТИКИ называются вообще те философы, которые высказывали свои суждения не в точной и определенной СКЕПТИКИ называются вообще те философы, которые высказывали свои суждения не в точной и определенной форме, но с известным сомнением и нерешительностью

АГНОСТИЦИ ЗМ идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. АГНОСТИЦИ ЗМ идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.

Разновидностью скептицизма является релятивизм (от лат. relativus - относительный), считающий любое знание субъективным, условным Разновидностью скептицизма является релятивизм (от лат. relativus - относительный), считающий любое знание субъективным, условным и относительным. Релятивистами были древнегреческие софисты, отвергающие существование логических и этических норм и правил и провозглашавшие в качестве критерия истины человеческую субъективность.

Люди высказывают субъективные мнения по многим интересующим их проблемам, но эти мнения являются выражением Люди высказывают субъективные мнения по многим интересующим их проблемам, но эти мнения являются выражением их субъективного восприятия мира, опосредованного различными интересами, пристрастиями и ценностями, и не могут претендовать на статус истинных знаний.

Наука — общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по Наука — общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии.

Методологию всякой науки составляют три основных блока v v v совокупность исходных требований и Методологию всякой науки составляют три основных блока v v v совокупность исходных требований и принципов исследования; система методов научного познания; теоретическое обоснование используемых методов, включающее и разработку конкретных методик, процедур исследования.

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод

Основная цель позитивизма — получение объективного знания Основная цель позитивизма — получение объективного знания

Соотносительность познания, изучение объектов через противоречия - важнейшие исходные методологические основы всякого исследования. Соотносительность познания, изучение объектов через противоречия - важнейшие исходные методологические основы всякого исследования.

Принципы, подходы и общие требования научного исследования конкретизируются в методах. Метод познания - это Принципы, подходы и общие требования научного исследования конкретизируются в методах. Метод познания - это прием, путь, способ, подвод или другая любая упорядоченная мыслительная и практическая деятельность человека по добыванию знания.

По сферам применения методы познания делятся на две большие группы: методы вненаучного познания методы По сферам применения методы познания делятся на две большие группы: методы вненаучного познания методы научного познания

Многие методы вненаучного познания являются и методами научного исследования, но процедура их применения другая. Многие методы вненаучного познания являются и методами научного исследования, но процедура их применения другая.

В научном познании используются прежде всего методы абстрактно-логического познания: анализ, синтез, аналогия, абстрагирование и В научном познании используются прежде всего методы абстрактно-логического познания: анализ, синтез, аналогия, абстрагирование и др. Но могут использоваться и методы чувственного познания: наблюдение, прослушивание, опрос, обобщение и др.

Методы познания различаются также степенью общности. Существуют всеобщие, общие и частные методы. Методы познания различаются также степенью общности. Существуют всеобщие, общие и частные методы.

Техника - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном Техника - система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы.

Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.

 Американский философ Льюис Мамфорд считал, что нельзя понять действительную роль техники, рассматривая человека Американский философ Льюис Мамфорд считал, что нельзя понять действительную роль техники, рассматривая человека как «животное, делающее орудия» .

Историю европейской цивилизации он делит на три основных этапа. Историю европейской цивилизации он делит на три основных этапа.

Первый этап (с 1000 по 1750 г. ) характеризуется культивированием так называемой интуитивной техники, Первый этап (с 1000 по 1750 г. ) характеризуется культивированием так называемой интуитивной техники, связанной с применением силы падающей воды, ветра и использованием природных материалов: дерева, камня и т. д. , которые не разрушали природу, а были с ней в гармонии.

Второй этап (ХVIII – ХIХ вв. ) основан на палеотехнике (т. е. ископаемой технике); Второй этап (ХVIII – ХIХ вв. ) основан на палеотехнике (т. е. ископаемой технике); это эмпирическая техника угля и железа. Данный этап характеризовался отходом от природы и попыткой господства человека над природой. Мэмфорд называет этот период «рудниковой цивилизацией» .

Третий этап (с конца ХIХ в. по настоящее время) – это завершающая фаза функционирования Третий этап (с конца ХIХ в. по настоящее время) – это завершающая фаза функционирования и развития западной цивилизации, в пределах которой происходит на строго научной основе восстановление нарушенной в предыдущей фазе гармонии техники и природы.

Любое понимание техники есть своеобразная интерпретация, универсального понимания техники не существует. Любое понимание техники есть своеобразная интерпретация, универсального понимания техники не существует.

Для греков технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания технэ, является знание Для греков технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания технэ, является знание общего.

В средние века техника считается отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника В средние века техника считается отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника по-прежнему сохраняет вторичное значение.

В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой.

Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные, силы, средства производства, Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные, силы, средства производства, а это — техника.

Особый интерес представляет интерпретация техники в XX веке — ведь только в то время Особый интерес представляет интерпретация техники в XX веке — ведь только в то время философия техники стала самостоятельной философской дисциплиной.

Испанский философ Ортега-и -Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность человека — Испанский философ Ортега-и -Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность человека — он отличен от природы и вместе с тем посредством техники он с ней сливается.

Карл Ясперс: «. . . техника двойственна. . . Поскольку техника сама не ставит Карл Ясперс: «. . . техника двойственна. . . Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять» .

Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек придает технике негативное содержание. Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек придает технике негативное содержание.

Лидер герменевтиков Хайдеггер не меньше Гуссерля недоволен современным состоянием техники. Он считал, что человек, Лидер герменевтиков Хайдеггер не меньше Гуссерля недоволен современным состоянием техники. Он считал, что человек, создав технику, поставив ее перед собой, не удосужился продумать вопрос о ее природе.

Философы-аналитики обычно рассматривают технику в цепочке: наука—логика—язык—техника —техническая рациональность— информационная интерпретация Философы-аналитики обычно рассматривают технику в цепочке: наука—логика—язык—техника —техническая рациональность— информационная интерпретация

Из русских философов конца XX века интересный подход к пониманию техники разработал Г. П. Из русских философов конца XX века интересный подход к пониманию техники разработал Г. П. Щедровицкий. Суть развиваемой им философии он называл мыследеятельностью.

Щедровицкий был единственным, кто прямо и откровенно заявлял, что современная философия должна быть организована Щедровицкий был единственным, кто прямо и откровенно заявлял, что современная философия должна быть организована так же, как технические науки. В таком случае она действительно приобретает практический характер.

Все философы техники едины в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не Все философы техники едины в одном: техника есть знак самого человека, но далеко не всегда удачный знак.

Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна. Будь человеком, и никакая техника тебе не страшна.

Глобальные проблемы нашей эпохи – это закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся в Глобальные проблемы нашей эпохи – это закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся в последней трети XX века, это результат научнотехнического развития.

Опасность техногенных и ядерных катастроф Демографическая проблема Экологическая проблема Опасность техногенных и ядерных катастроф Демографическая проблема Экологическая проблема

Экологические проблемы, выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека Экологические проблемы, выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека

Техногенной катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду Техногенной катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствий их штатного функционирования.

Вывод Природа и человек находятся в тесной связи друг с другом. Но наше познание Вывод Природа и человек находятся в тесной связи друг с другом. Но наше познание природы как философской сущности, несмотря на проделанный труд и множество попыток определить структуру взаимоотношений человека и природы, на данном этапе находится в зачаточной фазе. Тем не менее мы должны отдать должное великим людям, которые приоткрыли для нас завесу тайны и дали толчок в развитии современной философии.