Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ НАУКА ИЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Предмет Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ НАУКА ИЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Предмет

1.Философия как наука.ppt

  • Количество слайдов: 22

ФИЛОСОФИЯ – НАУКА ИЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ? ! Предмет философии, ее структура и функции. Основной ФИЛОСОФИЯ – НАУКА ИЛИ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ? ! Предмет философии, ее структура и функции. Основной вопрос философии.

Философия, её предмет и функции • • • • 1 Религия, мифология, философия 2 Философия, её предмет и функции • • • • 1 Религия, мифология, философия 2 Мировоззрение и философия 3 Основные типы мировоззрения 4 Предмет и основные функции философии 5 Структура философского знания 6 Специфика философского знания 7 Метафизика (основные структурные элементы) 8 Диалектика (основные структурные элементы и формы) 9 Метафизика и диалектика о развитии 10 Структура основного вопроса философии 11 Основные формы материализма 12 Структура материалистической диалектики 13 Общая характеристика и основные формы идеализма Вернуться к оглавлению

Религия Мифология Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их Религия Мифология Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей Философия Миф – ранняя форма духовной культуры человечества – объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии Система общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека Форма общественного сознания Опираясь на веру как способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживания, характеризующее его внутреннее состояние Различие Опираясь на разум, реальные наблюдения, логические анализ, обобщения, выводы, доказательства Вернуться к оглавлению

РЕЛИГИЯ МИФОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ Общее Поиск ответов на вопросы: о происхождении мира, о смерти и РЕЛИГИЯ МИФОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ Общее Поиск ответов на вопросы: о происхождении мира, о смерти и бессмертии, о месте человека в мире и отношении к нему. Различие Затрагивает чувства человека. Опирается на веру и религиозные догмы. Обращена к разуму человека. Опирается на науку, на знания о мире и характерно свободомыслие

Мировоззрение Философия Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений Мировоззрение Философия Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека Общее Поиск ответов на вопросы: q. Что представляет собою природа, окружающий мир? q Каково место человека в этом мире? q Может ли человек познать мир и каким образом достигает понимание? q Как человек должен вести себя по отношению к другим людям? q Что такое истина, добро, красота? q и т. д. q Появляется задолго до того, как возникает философия q Шире по объему, чем понятие «философия» Вернуться к оглавлению Различие q Не являются достояние широких народных масс q Реализуют мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, т. е. она есть приведенная система мировоззрения

Мировоззрение Повседневное (обыденное) Здравый смысл, стихийные, несистематизированные, традиционные представление о мире Религиозное Философское Научное Мировоззрение Повседневное (обыденное) Здравый смысл, стихийные, несистематизированные, традиционные представление о мире Религиозное Философское Научное Признание сверхъестественного мирового начала, выраженное в иррациональной и эмоционально образной формах Выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижениях наук о природе и обществе, и обладает определенной мерой логической доказательности Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук Мироощущение Мировосприятие Миросозерцание Целостное осознание и переживание воздействующие на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций Миропонимание Понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения Вернуться к оглавлению

Философия q Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место Философия q Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека q Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру q Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления В науке под функцией (лат. functio – совершение, исполнение) понимается отношение двух (системы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. Определить функции философии – значит выявить их место и роль в общественной жизни, в теоретической практической деятельности человека. К функциям философии относят мировоззренческую , методологическую, гносеологическую, аксиологическую и интегрирующую Основные функции философии Мировоззренческую q Выработка средств мировоззренческой ориентации человека q Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации Методологическая q Выработка общеметодологических принципов исследования в области всех частных наук q Выработка систем принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Гносеологическая q Реализуется в подсознательной деятельности Аксиологическая q Ценный подход к явлениям объективного мира, общественного бытия и духовной жизни человека Интегрирующая q Синтезированные знания, добытого частными науками, в целях получения более общего знания

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая • гуманистическая • идеологическая • аксиологическая • соц нравственная Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая • гуманистическая • идеологическая • аксиологическая • соц нравственная • информационно отражательная • художественно эстетическая • научный уровень • обыденный уровень • религиозный уровень • логическая • интеграционная • эвристическая • селективная • гипотетическая • критико аналитич.

Онтология Методология (учение о бытие) (учение о методе) Гносеология (учение о познании) Логика Формальная, Онтология Методология (учение о бытие) (учение о методе) Гносеология (учение о познании) Логика Формальная, диалектическая, социальная Философия природы Социальная философия Философская антропология (учение о природе) (учение об обществе) (учение о человеке) Эстетика Этика История философии (учение о прекрасном) (учение о морали) (наука о развитии философских знаний)

Прикладные аспекты философского знания q Философия науки раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, Прикладные аспекты философского знания q Философия науки раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знаний. q Философия техники раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире. q Философия истории раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. q Философия политики раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства. q Философия права раздел философии, включающий общественные вопросы правоведения и государствоведения. q Философия культуры раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. q Философия религии это философия в ее отношениях с религией; в узком смысле слова – эксплицированное автономное философское рассуждение о Боге и религии. q Ценностная теория (аксиология) – раздел философии, исследующий сущность и природу ценностей, структуру ценности мира, т. е. связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами, со структурой личности. Вернуться к оглавлению

Специфика философского знания Вернуться к оглавлению Теоретическая масштабность q высокий уровень теоретических обобщений и Специфика философского знания Вернуться к оглавлению Теоретическая масштабность q высокий уровень теоретических обобщений и абстракций, синтез всевозможных знаний, формулировка наиболее общих закономерностей, законов и т. п. Структурная сложность q специфика и многоплановость философского знания – онтология, гносеология, методология, логика и т. п. Мировоззренческая направленность q миропонимание в его универсальных характеристиках Методологическая направленность q общемировоззренческие и теоретико познавательные основания науки изучают и отрабатывают в сфере философии и конкретизируются, в частности, в философской методологии, представляющей из себя систему универсальных регулятивных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную деятельность Аксиологическая направленность q оценка знаний о предметах, явлениях и свойствах окружающего мира с точки зрения различных ценностей – социальных, идеологических, морально нравственных идеалов и т. п. Эвристическая направленность q формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально научными методами Социальная направленность q анализ общества, причины его возникновения, эволюция, движущие силы и т. п. Гуманистическая направленность q гуманистические ценности и идеалы Культурологическая значимость q элемент духовной жизни общества, интеграционная форма человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного – в культурно исторической жизни людей

Онтология Гносеология Представление о природе как условном неразвивающемся организме с раз и навсегда заданным Онтология Гносеология Представление о природе как условном неразвивающемся организме с раз и навсегда заданным количеством движения Открытие закономерностей, постижение отвлеченной и неизменной основы действующих причин. Познание их предполагает законченное и исчерпывающее познание сущности природы Логика МЕТАФИЗИКА Формальная логика – совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления Методология Метафизический метод исследования основывается на количественном понимании развития, отрицает саморазвитие q Метафизика (бук. «после физики» ) употребляется в трех измерениях: 1) как синоним философии; 2) как синоним онтологии, т. е. учения о бытие; 3) как метод познания, мышления, противостоящий диалектическому методу. q Основные формы метафизики: § «старая» метафизика (XVII – XIX вв. ) – отрицала всеобщую связь и развитие явлений; § «новая» метафизика – не отрицает всеобщую связь и развития явлений, но односторонне их столкновение; § «плоский» эволюционизм – абсолютизирует качественные изменения; § софистика – демонстрирует «гибкость понятий, примененных субъективно» ; § эклектика – «выхватывает» отдельные стороны предмета, явления и механически их соединяет и др.

q ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД это система универсальных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность q ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД это система универсальных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную и практическую деятельность людей. Онтология Гносеология Представление о развитии действительности и ее общих законах Диалектика процесса познания, проявление в нем всеобщих законов Логика Диалектическая логика, действие всеобщих законов в абстрактном мышлении ДИАЛЕКТИКА Методология Выводы из других сторон диалектики и вытекающие из них правила о том, как применить наиболее общие законы диалектики в научном познании

Основные формы диалектики Античная Исходно, в античности — искусство вести беседу, спор; философский диалог, Основные формы диалектики Античная Исходно, в античности — искусство вести беседу, спор; философский диалог, противоречащий риторике и софистике. Термин «диалектика» впервые употреблен Сократом. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита Немецкая идеалистическая Самой развитой формой этой диалектики явилась диалектика Гегеля. Главной темой его диалектики стала идея взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друга противоположностей, или тема противоречия Материалистическая Суть изменений в обществе и природе может быть описана с помощью умопостигаемых абстрактных законов диалектики: 1) закона взаимоперехода количественных и качественных изменений; 2) закона единства и борьбы противоположностей; 3) закона отрицания

q РАЗВИТИЕ — особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные q РАЗВИТИЕ — особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные преобразования. Развитие характеризуется: • направленностью; • поступательностью; • преемственностью; • моментами повторяемости; • отрицанием старого и появлением нового; • развитие есть процесс; Процесс развития согласно метафизике согласно диалектике Понимает развитие как уменьшение или увеличение, как повто рение. q Признает развитие идущим по спирали, как бы повторяющим пройденные уже ступени, но на более высоком уровне ( «отрицание отрицания» ). q Недостаточное внимание к источнику движения, движущей силе. q Признает внутренние противоречия как источник, причину развития. q Непонимание всеобщей взаимной связи явлений в мире. q Отрицает историческое развитие Вернуться к оглавлению q Признает возможный переход количественных изменений в качественные. q Признает взаимосвязь и взаимозависимость всех сторон каждого явления и между явлениями, которые дают в совокупности единый закономерный процесс развития мира

Отношение сознания к материи, духа — к природе, мышления — к бытию ПЕРВАЯ СТОРОНА Отношение сознания к материи, духа — к природе, мышления — к бытию ПЕРВАЯ СТОРОНА Что первично: материя или сознание? Материя первична по отношению к сознанию Материя и сознание два первоначала, существующие независимо друг от друга Первично сознание, материя независимо от сознания не существует Материализм Дуализм Идеализм

ВТОРАЯ СТОРОНА Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира) Мир познаваем Материализм Отдельные ВТОРАЯ СТОРОНА Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира) Мир познаваем Материализм Отдельные стороны вещей мира непознаваемы Идеализм Адекватно ли сознание отражает мир? Материализм Объективный идеализм Субъективный идеализм Сознание адекватно отражает объективный мир Сознание есть не отражение объективного мира, а самопознание объективного духа Сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли и т. д. ) Агностицизм Человек имеет дело только с ощущениями, мы не только не знаем, каков мир, но и существует ли он вне нас. Д. Юм (711 1776) Мир «вещей в себе» непознаваем. И. Кант (1724 1804) Агностицизм разделяется некоторыми направлениями современной зарубежной философии Вернуться к оглавлению

Формы материализма Наивный (созерцательный) Метафизический Диалектический Основой метод познания — созерцательный Основой метод познания Формы материализма Наивный (созерцательный) Метафизический Диалектический Основой метод познания — созерцательный Основой метод познания — диалектический Представители Фалес (625 547 до н. э. ) Эллада Ф. Бэкон (1561 1626) Англия К. Маркс (1818 1883) Германия Б. Спиноза (1632 1677) Нидерланды Ф. Энгельс (1820 1895) Германия Д. Локк (1632 1704) Англия И. Дицген (1828 1888) Германия П. Гольбах (1723 1789) Франция П. Лафарг (1842 1911) Германия Гераклит (544 483 до н. э. ) Эллада Демокрит (460 371 до н. э. ) Эллада Эпикур (341 270 до н. э. ) Эллада Лукреций Кар (99 55 до н. э. ) Рим М. Ломоносов (1711 1765) Россия Ф. Мерит (1846 1919) Германия Л. Фейербах (1804 1872)Германия Г. Плеханов (1856 1918) Россия А. Герцен (1812 1870) Россия В. Ленин (1870 1924) Россия

q ИДЕАЛИЗМ — направление в философии, исходящее из решения основного вопроса философии в пользу q ИДЕАЛИЗМ — направление в философии, исходящее из решения основного вопроса философии в пользу первичности духа, идеи, сознания, субъективного и вторичности бытия как в онтологическом, так и гносеологическом плане Формы идеализма Объективный идеализм Субъективный идеализм Неотомизм Экзистенциализм Неопозитивизм Современна западная философия

Объективный идеализм Основополагающий принцип: «мир есть инобытие абсолютной идеи, мирового разума» . Объективные идеалисты Объективный идеализм Основополагающий принцип: «мир есть инобытие абсолютной идеи, мирового разума» . Объективные идеалисты принимают за первичное некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей» , «мировой волей» . Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие. Представители: Платон (427— 347 г. до н. э. ), ф. Аквинский (1225— 1274), Г. Лейбниц (1646 1716), Г. Гегель (1770 1831), Ф. Шеллинг (1775 1854).

Субъективный идеализм Основополагающий принцип: «мир существует лишь в сознании субъекта» . Субъективные идеалисты за Субъективный идеализм Основополагающий принцип: «мир существует лишь в сознании субъекта» . Субъективные идеалисты за первичное принимают сознание субъекта, мыслящего «Я» , а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают объективное существова ние предметов реального мира и объективный характер законов его раз вития. Отсюда человек воспринимает не мир вещей и законы их измене ния, а лишь свои собственные ощущения и идеи. Представители: Д. Беркли (1685 1753), Д. Юм (1711 1776), И. Фихте (1762 -1814), Ф. Ницше (1855 1900).

Современна западная философия Неотомизм Ю. Бохенъский (1902 1995) Швейцария Э. Жилъсон (1884 1978) Франция Современна западная философия Неотомизм Ю. Бохенъский (1902 1995) Швейцария Э. Жилъсон (1884 1978) Франция Неопозитивизм С. Кьеркегор (1813 1855) Дания Ж. Маритен (1882 1973) Франция Экзистенциализм О. Конт (1798 1857) Франция Я. Бердяев (1874 1948) Россия Г, Спенсер (1820 1903) Англия К. Ясперс (1883 1969) Германия Б. Рассел (1872 1970) Англия Т. Марсель (1889 1973) Франция Ф. Франк (1884 1966) США М. Хайдеггер (1889 1976) Германия К. Потер (1902 1994) Англия Ж. -П. Сартр (1905 -19 Щ Франция Р. Корнет (1891 1970) Австрия Вернуться к оглавлению