Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ Лектор Сторожук Анна Юрьевна 2009 г 2 Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ Лектор Сторожук Анна Юрьевна 2009 г 2

новое время.ppt

  • Количество слайдов: 95

ФИЛОСОФИЯ Лектор: Сторожук Анна Юрьевна 2009 г. 2 курс ФФ НГУ http: //www. phys. ФИЛОСОФИЯ Лектор: Сторожук Анна Юрьевна 2009 г. 2 курс ФФ НГУ http: //www. phys. nsu. ru/storozhuk http: //www. philosophy. nsc. ru/DEPPHIL/PHILSCIENCE/anna/fff. htm

Основные периоды западной философии (XIV—XVI вв. ) Средневековая 0 философия Философия Нового времени 17 Основные периоды западной философии (XIV—XVI вв. ) Средневековая 0 философия Философия Нового времени 17 в. XVII—XVIII вв 1850 -е. 1780 -1820

Новое время – временные рамки • Датировка начала – спорная (Реформация (1517), падение Константинополя Новое время – временные рамки • Датировка начала – спорная (Реформация (1517), падение Константинополя (1453), открытие испанцами в 1492 году Нового Света английская революция 1640 г. начало Великой Французской революции (1789)) • окончание – первая мировая война (1914 -1918)

политические предпосылки • рост значения централизованного государственного управления. • завершение феодальных междоусобиц — Войны политические предпосылки • рост значения централизованного государственного управления. • завершение феодальных междоусобиц — Войны Алой и Белой Розы в Англии, объединение регионов — Арагон и Кастилия в Испании. • завершение Тридцатилетней войны в Священной Римской империи и Восьмидесятилетней войны между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов.

Вестфальский мир 1648 г Вестфальский мир 1648 г

Культурные изменения • Великие географические открытия Культурные изменения • Великие географические открытия

 • открытие Колумбом Америки (1492 год) каравелла ( «Санта-Мария» , флагман Колумба в • открытие Колумбом Америки (1492 год) каравелла ( «Санта-Мария» , флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн)

Для сравнения самый большой парусный корабль каравелла Васко да Гамма Для сравнения самый большой парусный корабль каравелла Васко да Гамма "Франция. II" (водоизмещением 5898 т), спущенное на воду в Бордов 1911 г.

технический прогресс Водяное колесо используют в сукновальном деле, для изготовления бумаги, ковки железа, распиловки технический прогресс Водяное колесо используют в сукновальном деле, для изготовления бумаги, ковки железа, распиловки брёвен, мятья и трепанья льна. • развитие горного дела и металлургии доменная печь

книгопечатание. • Иоганн Гутенберг. • 1440 год - первый печатный станок. книгопечатание. • Иоганн Гутенберг. • 1440 год - первый печатный станок.

Основные вопросы Философии Нового времени Онтологические понятие субстанции отношение души и тела пережитки Средневековой Основные вопросы Философии Нового времени Онтологические понятие субстанции отношение души и тела пережитки Средневековой философии теоретикопознавательные Обоснование способов получения знания Обсуждаются источники и методы познания возникли благодаря развитию науки

Доминирующими становятся два направления: эмпирики Френсис Бэкон Томас Гоббс Джордж Беркли Давид Юм • Доминирующими становятся два направления: эмпирики Френсис Бэкон Томас Гоббс Джордж Беркли Давид Юм • • рационалисты Рене Декарт Никола Мальбранш Барух Спиноза Вильгельм Лейбниц

Основание позиции рационалистов • Рационалисты утверждают, что знание развивается независимо от чувственного опыта – Основание позиции рационалистов • Рационалисты утверждают, что знание развивается независимо от чувственного опыта – Аргументы «За» : • Содержание понятий выходит за пределы чувственного опыта • Без рассуждений из опыта не возможно получить знаний

Основание позиции эмпириков • Опыт – единственный источник нашего знания • Аргументы «за» : Основание позиции эмпириков • Опыт – единственный источник нашего знания • Аргументы «за» : • Именно опыт дает информацию, которая обобщается рационально • Генетически опыт первичен

Основной тезис эмпиризма • Восприятия – единственный источник знания и других источников нет. Все Основной тезис эмпиризма • Восприятия – единственный источник знания и других источников нет. Все наше знание a posteriori и зависит от чувственного опыта

основоположники философии Нового времени Френсис Бэкон Рене Декарт основоположники философии Нового времени Френсис Бэкон Рене Декарт

Френсис Бэкон (1561 -1626) • Основная работа «Новый Органон» • Основные идеи: • Учение Френсис Бэкон (1561 -1626) • Основная работа «Новый Органон» • Основные идеи: • Учение об идолах • Разработка нового метода индукции

Поиск знания по • Аристотелю • Бэкону – Познать вещь – значит вскрыть ее Поиск знания по • Аристотелю • Бэкону – Познать вещь – значит вскрыть ее суть, т. е. найти род и вид к которому она принадлежит – Познание законов и отношений вещей …Наша логика учит и наставляет разум к тому, что бы он не старался тонкими ухищрениями улавливать абстракции вещей (как это делает обычно логика), но действительно рассекал бы природу и открывал свойства и действия тел и их определенные в материи законы.

 • Истинно научное знание добывается через опыт и подвержено контролю разума. Бэкон критикует • Истинно научное знание добывается через опыт и подвержено контролю разума. Бэкон критикует метод индукции через простое перечисление, утверждая, что она «есть нечто детское, так как дает шаткие заключения, подвержена опасности от противоречащего примера, взирает только на привычное и не приводит к результату» Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Сочинения в 2 тт. М. : Мысль, 1977. Т. 1. С. 72.

 • • "Голая рука и предоставленный самому себе разум не имеют большой силы» .

 • • "В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть же своевременно поливает первое и истребляет второе"

Учение об идолах (критика рациональной способности поиска знаний) • • Идолы рода Идолы пещеры Учение об идолах (критика рациональной способности поиска знаний) • • Идолы рода Идолы пещеры Идолы торговой площади Идолы театра

Идолы рода • Заблуждения, источник которых – в природе человека. Чувства не есть мера Идолы рода • Заблуждения, источник которых – в природе человека. Чувства не есть мера вещей. Человеческий разум подобен неровному зеркалу, который примешивает к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном обезображенном виде • Человек находит в вещах больше порядка, чем есть на самом деле • Склонность игнорировать контрпримеры

Идолы пещеры • Заблуждения отдельного человека: врожденные свойства, воспитание, темперамент, авторитеты • Люди любят Идолы пещеры • Заблуждения отдельного человека: врожденные свойства, воспитание, темперамент, авторитеты • Люди любят свои теории, к которым привыкли.

 • «Одни умы пригодны, чтобы замечать сходство, другие – чтобы замечать различия, одни • «Одни умы пригодны, чтобы замечать сходство, другие – чтобы замечать различия, одни пристрастны к древности, другие – к новизне»

Идолы торговой площади • Вера в силу языка. Люди верят, что их разум повелевает Идолы торговой площади • Вера в силу языка. Люди верят, что их разум повелевает словами, но на деле слова обращают свою силу против разума.

Язык содержит имена не существующих вещей, неопределенные и смутные понятия, вводящие в заблуждения Язык содержит имена не существующих вещей, неопределенные и смутные понятия, вводящие в заблуждения

Идолы театра • Заблуждения, возникающие из вымышленных теорий и превратных законов доказательства, которые открыто Идолы театра • Заблуждения, возникающие из вымышленных теорий и превратных законов доказательства, которые открыто передаются

Чем опасны ошибки рассудка? Чем опасны ошибки рассудка?

Искажение опытных данных: возможность неверной интерпретации • Эта часть учения Бэкона оказалась забытой в Искажение опытных данных: возможность неверной интерпретации • Эта часть учения Бэкона оказалась забытой в философии вплоть до 60 гг. ХХ в. • Весь последующий эмпиризм и позитивизм рассматривает опыт как «чистый» источник знаний о мире.

Три типа философов • Паук – ткет все из себя пример: Аристотель – построил Три типа философов • Паук – ткет все из себя пример: Аристотель – построил мир из категорий, заботился не об поиске истины, а чтобы на все иметь готовый ответ

 • Муравей – эмпирик, делает выводы, опираясь на смутность немногих опытов • Муравей – эмпирик, делает выводы, опираясь на смутность немногих опытов

 • Пчела –отбирает самое существенное и перерабатывает в мед • Пчела –отбирает самое существенное и перерабатывает в мед

Цитата: • «Те, кто занимались наукой, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, как муравьи, Цитата: • «Те, кто занимались наукой, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, как муравьи, собирают и потребляют. Рационалисты, как пауки, ткут паутину из самих себя. Средний путь – это путь пчелы, которые добывают пыльцу с садовых и полевых цветов и превращают ее в мед, насколько достает способностей. В работе истинного философа важна не только сила разума; сырье, извлекаемое из естественной истории и механических экспериментов, – не самоцель и должно перерабатываться интеллектом. Так наша надежда базируется на все более тесном и прочном союзе опыта и ума» .

Новый эмпирический метод индукции • Таблица сходств • Таблица различий • Таблица сопутствующих изменений Новый эмпирический метод индукции • Таблица сходств • Таблица различий • Таблица сопутствующих изменений • Таблица преимущественных примеров

Метод сходств для исследования природы тепла сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое Метод сходств для исследования природы тепла сравнивают несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает;

опасность контрпримеров опасность контрпримеров

Таблица различий сравнивают два случая, в одним из которых исследуемое явление наступает, а в Таблица различий сравнивают два случая, в одним из которых исследуемое явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все другие являются сходными

Таблица сопутствующих изменений • обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном. Таблица сопутствующих изменений • обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.

 • Переход к индукции, согласно процедуре исключения или элиминации • Добытая таким образом • Переход к индукции, согласно процедуре исключения или элиминации • Добытая таким образом гипотеза становится основанием для выведения следствий, к-рые проверяются экспериментом.

Значение философии Бэкона: разработка и обоснование эмпирического научного метода Значение философии Бэкона: разработка и обоснование эмпирического научного метода

Рене Декарт (1596 -1650) • Содержание учения – Методология – Метафизика – Учение о Рене Декарт (1596 -1650) • Содержание учения – Методология – Метафизика – Учение о врожденном знании – Проблема отношения души и тела – механицизм

Учение о методе • 1) принимать в качестве истинных только такие положения, которые отчетливо Учение о методе • 1) принимать в качестве истинных только такие положения, которые отчетливо представляются таковыми; 2) расчленять сложные проблемы на как можно большее число составляющих; 3) сначала искать решения простейших проблем и переходить шаг за шагом к более трудным; 4) просматривать все выводы во избежание упущений. 1637 года «Рассуждение о методе. . . » .

Метафизика Декарта • Отправной пункт рассуждений: Cogito, ergo sum – как наиболее достоверное знание. Метафизика Декарта • Отправной пункт рассуждений: Cogito, ergo sum – как наиболее достоверное знание. • Вопрос существования бога (априорное доказательство) • Существование мира.

Метод скептического сомнения – первый шаг самоанализ поиск несомненного Можно усомниться в существовании мира Метод скептического сомнения – первый шаг самоанализ поиск несомненного Можно усомниться в существовании мира

можно ли сомневаться в существовании себя? если сомневаюсь, то по крайней мере существую можно ли сомневаться в существовании себя? если сомневаюсь, то по крайней мере существую

Отправная точка рассуждений • Достоверность обнаруживается только в знании о своем собственном существовании: – Отправная точка рассуждений • Достоверность обнаруживается только в знании о своем собственном существовании: – Cogito, ergo sum

даже если я заблуждаюсь, то я по крайней мере есть даже если я заблуждаюсь, то я по крайней мере есть

непосредственная достоверность сознания: предполагается «прозрачность» сознания для самого себя непосредственная достоверность сознания: предполагается «прозрачность» сознания для самого себя

как убедиться в существовании внешнего мира? Из существования себя не следует существование мира как убедиться в существовании внешнего мира? Из существования себя не следует существование мира

Требуется вспомогательное понятие: Бог Требуется вспомогательное понятие: Бог

Бог как всеблагое существо творит мир Бог как всеблагое существо творит мир

Априорное доказательство существования бога • 1) я – субъект сомнения→я не совершенен • 2) Априорное доказательство существования бога • 1) я – субъект сомнения→я не совершенен • 2) я имею идею совершенства. Она должна исходить от совершенного существа (бога) • 3) идея совершенства включает существование совершенного существа

Мир • Бог как совершенное существо не стал бы вводить меня в заблуждение • Мир • Бог как совершенное существо не стал бы вводить меня в заблуждение • Мне кажется, что есть мир • → мир есть.

Критика доказательств бога Критика доказательств бога

Аристотель, И. Кант • Это значит, что существование не может быть предметом логического доказательства Аристотель, И. Кант • Это значит, что существование не может быть предметом логического доказательства

Рецепт приготовления доказательств существования – Рассмотрим воображаемый объект в одном из свойств которого скрыто Рецепт приготовления доказательств существования – Рассмотрим воображаемый объект в одном из свойств которого скрыто постулирование существования – Проводим логический анализ и выявляем это существование Свойство 1 Свойство 2 Воображаемы й объект Свойство 3 Свойство N

Все логические доказательства существования Бога содержат ошибки (И. Кант) Виды доказательств бога Онтологическое априорное Все логические доказательства существования Бога содержат ошибки (И. Кант) Виды доказательств бога Онтологическое априорное (Декарт, Ансельм) Космологическое Физикотеологическое

Онтологическое априорное доказательство • Подмена логического предиката реальным фактом. • Для объектов чистой мысли Онтологическое априорное доказательство • Подмена логического предиката реальным фактом. • Для объектов чистой мысли нет средства установить существование. • Существование объектов опыта устанавливается чувствами.

Космологическое доказательство • Пример: – 1) Если нечто существует, должно быть абсолютно необходимое существо Космологическое доказательство • Пример: – 1) Если нечто существует, должно быть абсолютно необходимое существо – 2) я – есть – 3) есть абсолютно необходимое существо Бог рассматривается как причина

Критика Канта событие Связаны только в реальности причина • Пример некорректного применения категорий: – Критика Канта событие Связаны только в реальности причина • Пример некорректного применения категорий: – В рассуждениях происходит подмена логической необходимостью суждений понятием природной причинности

Критика Канта • Скрыт онтологический аргумент: – Предположим существует необходимое существо как условие всего Критика Канта • Скрыт онтологический аргумент: – Предположим существует необходимое существо как условие всего возможного – Остается принять реальное существование

Физикотеологическое доказательство • Примерная схема: – Из разнообразия, порядка, красоты и т. д. → Физикотеологическое доказательство • Примерная схема: – Из разнообразия, порядка, красоты и т. д. → существование бога как высшего и наисовершеннейшего существа – Из упорядоченности мира могло бы следовать существование архитектора, ограниченного материей, но не творца. Переходит в космологическое и онтологическое доказательство

Ошибка смешения категорий • Причина – действие • Основание знания – логическое следствие Ошибка смешения категорий • Причина – действие • Основание знания – логическое следствие

Ошибки доказательства существования мира • При исследовании единства мира философы отождествляют предмет с объектом, Ошибки доказательства существования мира • При исследовании единства мира философы отождествляют предмет с объектом, а объект – с нечто

Ошибка субстантивации Свойство быть истолковывается в виде субстанции – особого носителя бытийственности Substantia est Ошибка субстантивации Свойство быть истолковывается в виде субстанции – особого носителя бытийственности Substantia est causa sui Под причиной себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование Спиноза

 • Смешение понятий: • свойства быть и субстанции – как суперобъекта, понятия бога • Смешение понятий: • свойства быть и субстанции – как суперобъекта, понятия бога и конкретных вещей

Понятие субстанции • С - полагается существующей через себя, не может быть существующим через Понятие субстанции • С - полагается существующей через себя, не может быть существующим через другое. Аристотель • “о субстанции говорят в двух смыслах. В одном она означает природу первой категории: и форму, и материю, или соединение их в родах. В другом смысле считается, что быть субстанцией — это означать сущность всех вещей” Фома • субстанция целиком и одновременно находится в вещи, которая, таким образом, представляет собою единство имени и предмета. Боэций

Ошибка субстантивации Причина красного цвета – краснота сама по себе Ошибка субстантивации Причина красного цвета – краснота сама по себе

Примеры ошибки субстантивации в науке • • Эфир Теплород Энтелехия Жизненная сила Примеры ошибки субстантивации в науке • • Эфир Теплород Энтелехия Жизненная сила

Рене Декарт (продолжение) Врожденное знание Рене Декарт (продолжение) Врожденное знание

Происхождение идей (по Декарту) • Некоторые идеи врожденные (идеи бога, принципы суждения и морали) Происхождение идей (по Декарту) • Некоторые идеи врожденные (идеи бога, принципы суждения и морали) • Другие вспомогательные • Остальные – фикции • Только врожденные идеи гарантируют правильность рассуждения.

Критика картезианской теории врожденных идей • Если бы врожденные идеи (или принципы) существовали, то Критика картезианской теории врожденных идей • Если бы врожденные идеи (или принципы) существовали, то они должны были бы осознаваться каждым. И тогда относительно таких идей существовало бы общее согласие всех людей. Однако не существует всеобщего согласия даже относительно таких, казалось бы, общезначимых правил, как законы логики: закон тождества и закон запрета противоречия. Эти правила не знают дети, душевнобольные и некоторые старики. И больше – их не знают целые народы Нового Света: индейцы Америки, аборигены Австралии и т. д. Что касается моральных принципов, то они различны у разных народов, в разные эпохи и даже у разных людей одного народа, эпохи и культуры. «Опыт о человеческом разуме» Локк

 • Аргументы Локка направленные против врожденных идей, в основном, двух типов: • демонстрация • Аргументы Локка направленные против врожденных идей, в основном, двух типов: • демонстрация иного пути приобретения знания и достижения всеобщего согласия; • приведение контрпримеров, указывающих на исключения из общего правила.

Рене Декарт (продолжение) Mind-body problem Психофизическая проблема Рене Декарт (продолжение) Mind-body problem Психофизическая проблема

Декарт постулирует существование 2 типов субстанций мыслящей протяженной Декарт постулирует существование 2 типов субстанций мыслящей протяженной

 • Проблема объяснения взаимодействия субстанций, не имеющих общих свойств res cogitans res extensa • Проблема объяснения взаимодействия субстанций, не имеющих общих свойств res cogitans res extensa

 • Основные подходы к решению психофизической проблемы Дуализм: Окказионализм, идеализм Интеракциолнизм, Параллелизм Предустановленная • Основные подходы к решению психофизической проблемы Дуализм: Окказионализм, идеализм Интеракциолнизм, Параллелизм Предустановленная гармония материализм

 • (1) Психические явления не являются физическими явлениями. • (2) Психические явления оказывают • (1) Психические явления не являются физическими явлениями. • (2) Психические явления оказывают определенное (каузальное) воздействие на физические явления. • (3) Область физических явлений каузально замкнута. • Первый тезис является тезисом онтологического дуализма. Второй тезис соответствует нашему обыденному, повседневному опыту. Третий тезис выражает один из фундаментальных методологических принципов современной науки (в частности физики). Несложный логический анализ показывает, однако, что данные три утверждения, взятые вместе, являются несовместимыми - каждые два из них совместно влекут отрицание третьего! Именно в этом и заключается знаменитая психофизическая проблема.

Рене Декарт (продолжение) механицизм Рене Декарт (продолжение) механицизм

В основе механицизма лежит понятие материи как некоторой телесной вещественной субстанции. Убеждение в том, В основе механицизма лежит понятие материи как некоторой телесной вещественной субстанции. Убеждение в том, что материя составляет основу всего сущего, восходит к древним грекам.

Физический мир Декарта состоит из двух сущностей: материи (простой Физический мир Декарта состоит из двух сущностей: материи (простой "протяженности, наделенной формой") и движения.

 • Аристотель: • Аристотель: "природа не терпит пустоты" • Декарт: протяженность заполнена "тонкой материей", наделенной непрерывным движением. • Установив законы движения, Декарт записал механически все мировые процессы и на основе своих законов движения построил космологию

 • Декарт ввёл понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение • Декарт ввёл понятие «силы» (меры) движения (количества движения), подразумевая под ним произведение «величины» тела (массы) на абсолютное значение его скорости,

 • сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, • сформулировал закон сохранения движения (количества движения), однако толковал его неправильно, не учитывая, что количество движения является векторной величиной (1664).

 • Декартово представление о флюидах, заполняющих пространство, господствовало в науке XIX и частично • Декартово представление о флюидах, заполняющих пространство, господствовало в науке XIX и частично XX вв. , оказав существенное влияние на развитие таких разделов физики, как оптика и электричество.

Декарт, объявил протяженность универсальной мировой субстанцией, отождествлявшейся с материальностью. Декарт, объявил протяженность универсальной мировой субстанцией, отождествлявшейся с материальностью.

 • Вес, как и любая сила, у Декарта является свойством движения тонкой материи, • Вес, как и любая сила, у Декарта является свойством движения тонкой материи, отождествляемой с пространством.

 • механицизм Декарта сводит силы к свойствам пространства. • механицизм Декарта сводит силы к свойствам пространства.

 • Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, • Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью вихрей

 • физический мир представляет собой гигантский механизм, части которого взаимодействуют между собой. Движение • физический мир представляет собой гигантский механизм, части которого взаимодействуют между собой. Движение обусловлено действием сил.

 • Механизм действует без сбоев и ошибок, о чем свидетельствуют движение планет, регулярность • Механизм действует без сбоев и ошибок, о чем свидетельствуют движение планет, регулярность чередования приливов и отливов, предсказуемость солнечных и лунных затмений. Части гигантского механизма – это непрерывно движущаяся материя.

Декарт рассматривал организм как автомат . Декарт рассматривал организм как автомат .

Для объяснения телесных явлений использовался механицизм, для объяснения душевных явлений – понятие страстей Для объяснения телесных явлений использовался механицизм, для объяснения душевных явлений – понятие страстей