ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ
Этимология • Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых значений: «упряжка» , «упражнение» , «обуздание» , «соединение» , «связь» , «гармония» , «союз» и т. п. Впервые встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.
Йога — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.
Раджа-йога ( «царская йога» ) — одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель раджа-йоги — контроль ума посредством медитации (дхьяна), осознание разницы между реальностью и иллюзией и достижение освобождения.
«Йога-сутры» Патанджали य ग : च तत -वतत न र ध : Йога — обуздание волнений, присущих уму. — «Йога-сутры» 1. 2
Восемь ступеней в практике раджа-йоги: • Яма — нормы поведения — самоограничение • Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам • Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности • Пранаяма — контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума • Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами • Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума • Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи) • Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Яма состоит из пяти элементов: • Ахимса (ненасилие) • Сатья (правдивость) • Астея (воздержание от воровства) • Брахмачарья (самодисциплина, контроль над желаниями) • Апариграха (отсутствие алчности)
Нияма заключается в следовании пяти правилам: 1) Шауча (внутрення и внешняя чистота) 2) Сантоша (удовлетворенность) 3) Тапас (аскеза) 4) Свадхьяя (изучение священных писаний и повторение мантр) 5) Ишварапранидхана (предание себя Богу и поклонение Ему)
Пять немощей, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь самадхи: • Авидья (невежество) • Асмита (эгоизм) • Рага (симпатии) • Двеша (антипатии) • Абхинивеша (привязанность к материальной жизни)