Скачать презентацию Философия истории Выполнила студентка 26 группы педиатрического Скачать презентацию Философия истории Выполнила студентка 26 группы педиатрического

Философия истории презентация.pptx

  • Количество слайдов: 11

 «Философия истории» Выполнила: студентка 26 группы педиатрического факультета Романова Светлана Ивановна Проверила: Щеглова «Философия истории» Выполнила: студентка 26 группы педиатрического факультета Романова Светлана Ивановна Проверила: Щеглова Мария Игоревна.

Представления о развитии общества в истории философии Люди издавна пытались объяснить существование общества, как Представления о развитии общества в истории философии Люди издавна пытались объяснить существование общества, как оно развивается? Куда оно идёт, каковы его перспективы. На ранней стадии общественного развития общества основным способом понимания мира является мифология. Мифы о деяниях богов и героев объясняли социальную действительность. Мифы связывали прошлое с настоящим и будущим, передавали духовные ценности и знания от поколения к поколению. Первым источником древней мудрости в древней Индии стала ведическая литература, они говорили о зависимости человека от универсального космического порядка. Учение о Карме. Определённое место занимают даосизм, наука о пути, и конфуцианство. Яркую страницу в истории развития знаний и представлений о человеке и формах его бытия вписала философия античности, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур. Они использовали строгие понятия логики. Древнегреческие философы считали государство выше человека, о правах человека вопрос не ставился. Христианство выдвинуло вопрос о равенстве людей, о равенстве перед Богом. В 16 -17 веках появились светские варианты «естественного права» в трудах английских философов, выдвинувших теорию «общественного договора» . Глубокие идеи выдвинул Гегель, считавший, что основой исторического развития является развёртывание «абсолютной идеи» . Он создал диалектический метод, объяснил, что всё существует в развитии, которое происходит в следствие возникающих противоречий. Обновление и преемственность — черты общественного развития. Конт ввёл понятие социологии. Он выдвинул идею об эволюции общества как целостного организма.

 Затем в середине 19 века возникло марксистское учение об обществе. Маркс и Энгельс Затем в середине 19 века возникло марксистское учение об обществе. Маркс и Энгельс считали, что первоосновой развития общества являются трудовая, производственная деятельность людей, что бытие определяет сознание. В 20 веке в обществознании появились новые концепции, учения, направления. По Гегелю в основе развития мира в целом и общества в частности лежит деятельность мирового духа, т. е. абсолютного духовного первоначала, которое стремится к наиболее полному самоосуществлению. В истории обнаруживается необходимость, независящая от субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса людей руководствуется в своих действиях стремлением осуществить только свои интересы, в результате их действий осуществляется еще нечто более далекое, что хотя и заключено внутренне в этом интересе, однако, не заключено в их сознании и в их намерении. «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен: он дает людям действовать, как им угодно, не стесняя игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших теми, которыми он пользуется» . Вывод Гегеля: существует историческая закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий, но и через ряд сознательно выдвигаемых целей и мотивов поступков, не вполне соответствующих объективному направлению движения. Великие люди – это те, чьи частные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории – это стадии, в которых абсолютный дух становится духом того или иного народа.

Материалистическое понимание истории Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на Материалистическое понимание истории Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на облас ть общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; Прежние теории не охватывали как раз действия масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий.

Формационный подход к истории Ключевое место Маркс отводил способу производства разных материальных благ. Тот Формационный подход к истории Ключевое место Маркс отводил способу производства разных материальных благ. Тот либо иной прием отличается определенной степенью и характером развития производительных сил и соответствующими взаимодействиями. В последних в качестве основы Маркс называл отношения собственности. Комплекс производственных отношений формирует их базис. Над ним надстраиваются правовые, политические и прочие взаимодействия и институты. Им, в свою очередь, соответствуют формы социального сознания. К ним, в частности, относят мораль, искусство, религию, науку и прочие. В составе общественноэкономической формации, таким образом, присутствует все многообразие человеческой жизни на разных этапах развития. Согласно формационному подходу, существует пять этапов человеческого прогресса: 1)коммунистический; 2)капиталистический; 3)феодальный; 4)рабовладельческий; 5)первобытнообщинный. Переходы осуществляются на базе социальной революции. В качестве ее экономической основы выступает углубляющийся конфликт между производственными силами, вышедшими на новый уровень и консервативной, устаревшей системой отношений. Это противостояние проявляется в виде усиления социальных антагонизмов, обострения борьбы между угнетенным, требующим улучшения своей жизни, и господствующим, заинтересованным в обеспечении сохранности существующего строя, классами.

Цивилизационный подход к истории Он в определенной степени противостоит описанному ранее. Цивилизационный подход к Цивилизационный подход к истории Он в определенной степени противостоит описанному ранее. Цивилизационный подход к истории стал складываться в 18 -м столетии. Но наиболее полного развития он достиг только к концу 19 -20 -го веков. К наиболее ярким приверженцам этого подхода следует отнести Вебера, Шпенглера, Тойнби. Среди российских сторонников выделяются Сорокин, Леонтьев, Данилевский. Достаточно явны черты, отличающие формационный и цивилизационный подходы. Философия и концепции этих систем направлены в несколько разные области жизни людей. Характеристика этих подходов Формационный и цивилизационный подходы имеют структурные отличия. В частности, основным элементом последнего считается культурный уровень развития общества. Слово "цивилизация" имеет латинские корни и в переводе значит – государственный, гражданский, городской. Изначально этот термин применялся при обозначении определенного уровня общественного развития, который наступал в народной жизни после периода варварства и дикости. В качестве отличительных черт цивилизации выступают наличие письменности, формирование городов, государственность, социальное расслоение.

Понятие культуры и цивилизации • КУЛЬТУРА (от лат. Сultura - это возделывание, воспитание, образование, Понятие культуры и цивилизации • КУЛЬТУРА (от лат. Сultura - это возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. • ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. Civilis - гражданский, государственный) —одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами.

Концепция локальных культур и цивилизаций. Немецкий философ истории и культуры Освальд Шпенглер (1880 -1936) Концепция локальных культур и цивилизаций. Немецкий философ истории и культуры Освальд Шпенглер (1880 -1936) в своей знаменитой работе "Закат Европы" подверг яростным атакам идею единства мировой культуры. Согласно Шпенглеру, именно культура является универсальной категорией в исследовании общества. Рассмотрение культуры как универсальной категории предполагает следующие направления: 1) культура как основа интеграции или дифференциации; 2) культура как система создания, хранения, распространения, обмена, потребления духовных ценностей. В работе "Закат Европы" он выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается, во-первых, не как единая общечеловеческая культура, а как расколотая на восемь культур, каждая из которых вырастает на основе своего собственного уникального "прафеномена" - способа "переживания жизни": египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя, а также пробуждающая русско-сибирская культура; во-вторых, как подчиненная жесткому биологическому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития; рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. На основе этой биологической ритмики в пределах общего цикла эволюции в каждой из вышеназванных культур выделяются два главных этапа: этап восхождения культуры (собственно культура) и этап ее нисхождения (цивилизация). Первый из них характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни - социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной, второй - "механическим" типом эволюции, представляющим собой "окостенение" органической жизни культуры и ее распад. Все содержимое культуры, таких образом, полностью исчерпывается отдельными культурами, чередующимися, однократными, несвязанными, одна другую подавляющими. Ни о какой цельности мировой культуры при таком понимании не может быть и речи.

Эта же линия проводилась крупным британским историком и философом Арнольдом Тойнби (1899 -1975) в Эта же линия проводилась крупным британским историком и философом Арнольдом Тойнби (1899 -1975) в его знаменитом 12 -томном труде "Постижение истории". Тойнби приверженность идеи многолинейного развития суверенных культур. Он утверждал, что тезис о единстве цивилизаций - это заблуждение. Автор насчитывает от 21 до 26 самостоятельных цивилизаций, единственное, что на его взгляд, может скрепить эти разноликие образования - это религия. Тойнби осуществил исследование на основе огромного фактического материала в форме "культурно-исторической монадологии", то есть на основе представлений о замкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которое он называет "цивилизациями". Тойнби признает за человеком способность к самостоятельному самоопределению, а динамику цивилизаций определяет законом "вызова и ответа", согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов исторической ситуации. Адекватный ответ - заслуга "творческого меньшинства", которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинсво. Возникновение цивилизации, ее рост, упадок и разложение связаны со способностью или неспособностью "творческого меньшинства" найти адекватный ответ на вызов истории. Данилевский (1822 -1885) выступал апологетом имперской политики, направленной на принудительную русификацию окраин России. Он отрицал единство человечества, не признавал общечеловеческих ценностей морали, прогресса и вопреки христианскому универсализму провозглашал принцип самодостаточности России. Защищая идеи единства человечества, Востока и Запада, России и Европы, выступал за объединение всех трех ветвей христианства - православия, католичества и протестантизма, Соловьев подверг книгу Данилевского уничтожающей критике.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!