Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Как возможна история вообще Есть Скачать презентацию ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Как возможна история вообще Есть

Философия истории.pptx

  • Количество слайдов: 32

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Как возможна история вообще? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? • Имеет ли Как возможна история вообще? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? • Имеет ли история направление? • Кто является творцом истории? • Как возможно историческое событие? • •

 • Термин «философия истории» ввел Вольтер (1694 -1778) • Одна из его работ • Термин «философия истории» ввел Вольтер (1694 -1778) • Одна из его работ так и называлась «Философия истории» .

Концепции истории Концепции истории

История философии истории. Античность Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией История философии истории. Античность Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека. • Слово «история» греческого происхождения, однако у ранних греческих историков (и философов) оно означало «исследование» в смысле «расследования» , «расспроса» , некоего кропотливого собирания сведений, рассказов о делах людей прошлого и настоящего. •

Полибий - греческий историк II в. до н. э. Предпосылки, ведшие к преодолению взгляда Полибий - греческий историк II в. до н. э. Предпосылки, ведшие к преодолению взгляда на историю как на круговорот некоторого набора форм политического устройства. • В римском государстве усматривал положительное совмещение всех возможных форм государственности (монархии, олигархии и демократии). • Такая совмещающая структура делала римский государственный строй стабильным и как бы вечно новым. • •

Христианская философия истории Линейное понимание истории История - это и есть эпоха взросления руководимого Христианская философия истории Линейное понимание истории История - это и есть эпоха взросления руководимого Богом человечества. Необратимость Для христианского сознания важен акцент на уникальность каждого события в истории.

Христианская философия истории Человек, созданный Богом по образу и подобию своему, вследствие грехопадения, утрачивает Христианская философия истории Человек, созданный Богом по образу и подобию своему, вследствие грехопадения, утрачивает свое исходное совершенство и вынужден сам (с помощью своего творца) воссоздавать себя. В этом пространстве, где возможно движение к утраченному совершенству, и есть место для истории.

Христианская философия истории • Аврелий Августин • «О граде божьем» - его главное историософское Христианская философия истории • Аврелий Августин • «О граде божьем» - его главное историософское произведения. • История - процесс взросления человечества, постижения собственной ущербности, с одной стороны, и движения к некоему высшему состоянию, с другой стороны. • Наличие глубокого, сакрального смысла в событиях человеческой истории определяется совмещением двух планов реальности - времени и вечности.

Философия истории нового времени Земная история больше не воспринимается как священная история. Кондорсе Жан Философия истории нового времени Земная история больше не воспринимается как священная история. Кондорсе Жан Антуан Никола (1743 -1794) - французский философ-просветитель, математик, политический деятель. С 1785 г. секретарь Французской академии; сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Д' Аламбера. В 1791 г. Кондорсе избран в Законодательное собрание. Кондорсе – основатель теории исторического прогресса.

 • Критерием совершенства оказывается, по Кондорсе, степень развития человеческого разума. • Исторические эпохи • Критерием совершенства оказывается, по Кондорсе, степень развития человеческого разума. • Исторические эпохи фиксируются у него как непосредственные следствия радикальных прорывов познающего мышления. • Прогресс в истории есть собственно экспансия разума во все сферы жизнедеятельности человечества. • Отсюда светлое будущее человечества предполагает его объединение - одна нация, одно государство, одно правительство, наконец, один язык. История в таком случае оказывается управляемой.

Для Кондорсе, разум и история сольются в будущем, когда совпадут сущее и должное, когда Для Кондорсе, разум и история сольются в будущем, когда совпадут сущее и должное, когда история станет сама собой, а именно воплощением разума в материале человеческих действий. • В противоположность этому позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно» . • Мировой дух у Гегеля является подлинным субъектом истории, изначально содержит в себе как свое собственное содержание все то, что осуществится в качестве эмпирической истории. •

Формационный подход К. Маркс • Маркс считал, что последовательный прогресс общества от первобытного до Формационный подход К. Маркс • Маркс считал, что последовательный прогресс общества от первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического общества обеспечивается развитием производительных сил.

Философия истории XX в. • Мыслители - историки XX века оказались перед необходимостью всмотреться Философия истории XX в. • Мыслители - историки XX века оказались перед необходимостью всмотреться в бытие через призму истории. К. Ясперс А. Тойнби

Философско-историческая концепция К. Ясперса • Центральным положением исторической концепции Ясперса является понятие осевого времени. Философско-историческая концепция К. Ясперса • Центральным положением исторической концепции Ясперса является понятие осевого времени. • Осевое время есть вполне конкретная историческая эпоха, начинающаяся в VII в. до н. э. и продолжающаяся вплоть до начала нашей эры, до явления Христа.

Философско-историческая концепция К. Ясперса «История, - пишет немецкий мыслитель, это постоянное и настойчивое продвижение Философско-историческая концепция К. Ясперса «История, - пишет немецкий мыслитель, это постоянное и настойчивое продвижение вперед отдельных людей. Они призывают других следовать за ними. Те, кто их слышит и понимает, присоединяются к этому движению» . Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. , 1991. С. 73

Философско-историческая концепция К. Ясперса История есть своего рода пульсация. И осевое время является такой Философско-историческая концепция К. Ясперса История есть своего рода пульсация. И осевое время является такой фазой в исторической пульсации, когда человечество ближе всего к оси бытия, когда оно (опять-таки далеко не в полном своем составе, но через отдельные личности) открыто ему. • Христос, Будда, Конфуций, Пифагор не говорят нам о том, каков сам мир, в котором мы живем, но скорее о том, как жить в мире, чтобы быть достойными его. •

Философско-историческая концепция К. Ясперса • Человеческая история есть в первую очередь история человеческого духа. Философско-историческая концепция К. Ясперса • Человеческая история есть в первую очередь история человеческого духа. А материальное воплощение ее - следствие духовной истории. История не дает гарантий потому, что дух не воспроизводится автоматически, но требует вечных усилий.

Философско-историческая концепция А. Тойнби • Арнолд Джозеф Тойнби (1889 -1975) британский историк, дипломат. • Философско-историческая концепция А. Тойнби • Арнолд Джозеф Тойнби (1889 -1975) британский историк, дипломат. • Труд «Исследование истории» (1934 -1961), 12 томов. • Попытка уяснить смысл исторического процесса на основе систематизации огромного фактического материала в контексте определенной схемы философии истории. • Насчитал 21 цивилизацию, а затем ограничил их число до 13 без учета второстепенных, которые не состоялись или не получили должного развития.

Философско-историческая концепция А. Тойнби • Цивилизационная концепция • Всякая цивилизация возникает из усилия ответить Философско-историческая концепция А. Тойнби • Цивилизационная концепция • Всякая цивилизация возникает из усилия ответить на вызов мира • Цивилизации склонны к увяданию и гибели по мере исчезновения в личностях, образующих их духовный авангард, творческой реакции на внешние раздражители • История описывается как сверхприродный феномен, реализующийся посредством действий сверхприродных существ - людей.

Философско-историческая концепция А. Тойнби • Возникновение цивилизации • Рост цивилизации • «Надлом» • ? Философско-историческая концепция А. Тойнби • Возникновение цивилизации • Рост цивилизации • «Надлом» • ? Критерий – успешность ответов на вызовы времени

Философско-историческая концепция А. Тойнби Творческое меньшинство Абсолютное большинство (мимесис) Философско-историческая концепция А. Тойнби Творческое меньшинство Абсолютное большинство (мимесис)

Философско-историческая концепция А. Тойнби • «задержанные общества» , т. е. такие, которые столь «удачно Философско-историческая концепция А. Тойнби • «задержанные общества» , т. е. такие, которые столь «удачно адаптировались в своем окружении, что утратили потребность преобразовывать его по своему подобию» . • творческая элита, обеспечившая адекватный ответ на вызов мира, редко бывает способна на последующие вызовы. Но она может уступить свое привилегированное (и опасное) место новой элите, способной ответить на следующий вызов. • Конечной стадией на пути к распаду цивилизаций, завершающих свой исторический путь, являются универсальные государства.

Философско-историческая концепция А. Тойнби • Будущее мира Тойнби связывал с ликвидацией цивилизационной обособленности и, Философско-историческая концепция А. Тойнби • Будущее мира Тойнби связывал с ликвидацией цивилизационной обособленности и, следовательно, с отрицанием предыдущих форм исторического бытия, переходом человечества в некую постисторическую фазу в своем развитии.

Русские мыслители о ходе исторического процесса • К вопросам философии истории проявляли интерес многие Русские мыслители о ходе исторического процесса • К вопросам философии истории проявляли интерес многие русские мыслители: П. Я. Чаадаев (1794– 1856), А. С. Хомяков (1804– 1860), Н. Г. Чернышевский (1828 -1889), А. И. Герцен (1812– 1870), В. С. Соловьев (1853– 1900), П. И. Новгородцев (1866– 1924), Н. Я. Данилевский

Русские мыслители о ходе исторического процесса • Отличительной особенностью взглядов русских мыслителей на ход Русские мыслители о ходе исторического процесса • Отличительной особенностью взглядов русских мыслителей на ход исторического процесса является заметная роль в ней православия.

Н. Я. Данилевский • Цивилизационный подход • Представил историю человечества как историю отдельных, не Н. Я. Данилевский • Цивилизационный подход • Представил историю человечества как историю отдельных, не связанных друг с другом 13 культурноисторических типов, среди которых и славянский культурно -исторический тип. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. , 1991.

Л. П. Карсавин (1882– 1952) • отличительная черта учения христианизация, а если точнее, то Л. П. Карсавин (1882– 1952) • отличительная черта учения христианизация, а если точнее, то православизация человеческой истории; • Абсолют и всеединство;

Л. П. Карсавин • Самое совершенное абсолютное всеединство – это Божество. Второе – представляет Л. П. Карсавин • Самое совершенное абсолютное всеединство – это Божество. Второе – представляет собой усовершенствованное или обожествленное (абсолютизированное) тварное (на уровне явлений, вещей) всеединство. Третье – это завершенное или стяженное тварное всеединство, стремящееся к своему усовершенствованию как идеалу, абсолютному заданию и через него к слиянию с Богом – к становлению Богом и гибели в Боге. Четвертым – выступает незавершенное тварное всеединство, т. е. относительное многоединство, всеединство, становящееся совершенным через свое завершение, или момент всеединства в его ограниченности.

Л. П. Карсавин • В развитии любой исторической индивидуальности, социального субъекта он допускает следующие Л. П. Карсавин • В развитии любой исторической индивидуальности, социального субъекта он допускает следующие четыре стадии: 1) потенциальное всеединство исторической личности – “переход от небытия к бытию”; 2) изначально дифференцированное единство, предполагающее деление на элементы, хотя и не очень резкое, поскольку элементы легко переходят один в другой и взаимно заменяются; 3) органическое единство, предполагающее функциональные ограничения и относительную стабильность индивидуальных черт; 4) переростание органического единства в систематическое единство, а затем его разрушение через дезинтеграцию.

По мере развития мировой цивилизации, изменения природной и социальноэкономической среды, можно предложить появление новых По мере развития мировой цивилизации, изменения природной и социальноэкономической среды, можно предложить появление новых гипотез, концепций об общественном развитии и философии истории, которые учтут происходящие в мире и обществе изменения.

ВЫВОДЫ • Согласно линейной концепции развития общества оно прогрессирует поступательно, например, так: первобытное общество ВЫВОДЫ • Согласно линейной концепции развития общества оно прогрессирует поступательно, например, так: первобытное общество — рабовладельческая формация — феодализм — капитализм — коммунизм. • Согласно нелинейной концепции развития общества существует множество путей, причем весьма причудливых, эволюции тех или иных цивилизаций. • Единство истории состоит в возникновении больших общностей людей, руководствующихся одними и теми же ценностями.