Философия Древней Греции 1. Ранняя греческая философия 2.
4-5_filosofiya_drevney_grecii.ppt
- Размер: 2.8 Мб
- Автор:
- Количество слайдов: 36
Описание презентации Философия Древней Греции 1. Ранняя греческая философия 2. по слайдам
Философия Древней Греции 1. Ранняя греческая философия 2. Классический период: А) Сократ Б) Платон В) Аристотель 3. Эллинистический и римский периоды
1. Ранняя греческая философия: общая характеристика Возникает в 7 -5 вв. до н. э. Мифологические черты мышления: образность, синкретизм. КОСМОЦЕНТРИЗМ – главная черта
1. Ранняя греческая философия: главная проблема Проблема АРХЭ (первоначала): «из чего все сделано? » , «из чего все произошло? » , «что лежит в основе всего? »
Милетская школа Основатель – ФАЛЕС В качестве АРХЭ выделял ВОДУ. «Все одушевлено, все полно богов» (гилозоизм) Впервые предсказал солнечное затмение
Милетская школа: Анаксимандр Ученик Фалеса Архэ – АПЕЙРОН (беспредельное) Все вещи образуются путем органичения апейрона.
Милетская школа: Анаксимен Ученик Анаксимандра Архэ – воздух Все вещи образуются путем сгущения или разрежения воздуха
Гераклит Эфесский Василевс г. Эфеса Архэ – огонь: «Этот космос не создан никем из богов, никем из людей, он был есть и будет вечно Живым огнем, мерами потухающим и мерами возгорающимся»
Гераклит (продолжение) «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну реку» Развитием управляет ЛОГОС Источник развития – единство и борьба противоположных начал ( «пемос – отец всех вещей» )
Пифагор Основатель пифагорийского союза «Все есть ЧИСЛО» Число – не знак, а символ Учил о переселении душ
Элейская школа (Парменид) Два уровня познания: рациональное (истина) и чувственное (мнение) Бытие умозрительно Бытие едино и неподвижно
Элейская школа (Зенон) Ученик Парменида Создатель апорий: «Дихотомия» ( «Летящая стрела» ) «Алиллес »
Демокрит (469 -370 гг. до н. э. ) Все состоит из атомов и пустоты Атомы – предел делимости материи Атомы характеризуются величиной, формой, порядком, положением и тяжестью.
Классический период Вторая половина 5 – конец 4 веков до н. э. Афины – центр эллинского мира Расцвет полисов (города-государства) Демократическая форма правления
Софисты Софист – «мудрец» , учителя диалектики и риторики Горгий, Протагор, Критий, Фразимах и др. Протагор: «Человек – мера всех вещей» Протагор: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие. »
Сократ (469 -399 гг. до н. э. ) Скульптор, каменотес «Мудрый тот, кто знает, что ничего не знает» В центре его философии – человек (проблема субъекта) «Познай себя, и ты познаешь богов и вселенную»
Сократ (продолжение) Диалектика — метод ведения спора путем выявления противоречий в рассуждениях соперника Майевтика – помощь в рождении мысли Дефиниция (понятийное упорядочение полученного знания)
Смерть Сократа Приговорен к смертной казни за «непочитание богов и развращение молодежи» Платон «Апология Сократа»
Платон (427 -347 гг. до н. э. ) Родовое имя – Аристокл, поэт и спортсмен Ученик Сократа Основал Академию Создатель первой системы объективного идеализма
Идеализм – философское учение, исходящее из первичности идеального начало по отношению к материальному Объективный идеализм исходит из объективно (вне человеческого сознания) существующего идеального начала (Бог, Брахман и т. д. )
Платон (продолжение) «Мир вещей» — лишь «подражание» «миру идей (эйдосов)» «Мир эйдосов» — мир идеальных, вечных, неизменных сущностей (гипер-урания) «Мир эйдосов» — результат философской рефлексии над античной мифологией
Познание как припоминание Учение о душе Эротический путь познания: «Эрот – путь, ведущий от человека к богам, а от богов – к человекам…» Ступени любви: -любовь к прекрасным телам — Любовь к прекрасному в делах м душах — Любовь к прекрасному в мире — Любовь к прекрасному самому по себе.
Платон (продолжение) Учение об идеальном государстве: — критика существующих форм правления — философы, воины, стражи (по качеству души) — счастье, равенство.
Аристотель (384 – 322 гг до н. э. ) Ученик Платона Создал Лицей Родом из г. Стагиры (стагирит). Учитель Александра Македонского Вершина развития античной философии.
Аристотель о первопричинах Материальная (материя) Формальная (форма) Движущая (движение) Целевая (цель) Критиковал Платона за допущение «мира идей» : идея находится в самой вещи (как форма), а не вне ее.
Аристотель о первоисточнике движения Тело 1 Тело 2 Тело №…. Перводвигатель: Неподвижен и нематериален Перво- источник ?
Аристотель о боге Бог – неподвижный двигатель всего сущего, конечная цель всякого движения
Аристотель о душе растительная, животная — смертны Разумная — бессмертна Сверхличностное бессмертие разумной души. Животная душа Растительная душа. Телесный мир. Мировой разум Разумная душа
3. Философия эллинистического и римского периодов (сер. 4 в. до н. э. – 6 в. н. э. ) Смещение философии из Афин в Рим. Преимущественно этическая проблематика Эпикур. Киники. Скептицизм. Стоицизм. Неоплатонизм.
Эпикур (342 -270 до н. э. ) Атомист (учение о свободе воли атомов) Эвдемонист – смыл жизни состоит в достижении счастья Гедонист – наслаждение есть высшее благо Наслаждения пассивные лучше динамических Мудрец достигает атараксии – спокойствия, невозмутимости.
Киники Диоген Синопский Практическая ориентация философии Аскетизм как образ жизни Антиморализм Космополитизм ( «без общины, без дома, без отечества» )
Стоики Сенека, Марк Аврелий Миром правит Логос добродетель есть жизнь в согласии с разумом (логосом) Преодолевать страсти, страхи, желание изменить ход вещей покорность судьбе Сохранять достоинство перед лицом рушащегося мира Апатия – полный покой души Мудрец: мужество, справедливость, умеренность, рассудительность.
Скептики Пиррон из Элиды (360 -270 гг до н. э. ) Секст Эмпирик (2 — нач. 3 вв. , врач) воздержание от суждений (эпохэ), атараксия (невозмутимость, спокойствие).
Плотин (205 -270 гг до н. э. ) Неоплатонизм иерархия бытия: -материя, -душа, -ум, — благо (единое), эманация экстаз
Влияние античной философии на формирование христианства Киники- Аскетизм, космополитизм Стоики: Учение о логосе, Судьбе Неоплатонизм: Учение об едином, Эманации, Стадиях эманации христианство
Вопросы? . . Следующая лекция – Философия средних веков