Скачать презентацию Философия Древнего Китая  Великая китайская стена Скачать презентацию Философия Древнего Китая Великая китайская стена

1. Древний китай.ppt

  • Количество слайдов: 69

Философия Древнего Китая Философия Древнего Китая

Великая китайская стена Великая китайская стена

Храм Неба Храм Неба

Тотемы Тотемы

Сосуды Сосуды

Пагода Пагода

Пагода Пагода

Праздник фонарей Праздник фонарей

Компас Компас

Сейсмограф Сейсмограф

6 основных философских школ: 1. Даосизм (даоцзя) 2. Конфуцианство (жуцзя) 3. Моизм (моцзя) 4. 6 основных философских школ: 1. Даосизм (даоцзя) 2. Конфуцианство (жуцзя) 3. Моизм (моцзя) 4. Школа законников ( «фа-цзя» , поевропейски – легизм) 5. Школа имён (минцзя) 6. Школа «инь-ян» (инь ян цзя)

Учение о 5 стихиях Учение о 5 стихиях

Учение об Инь и Ян Учение об Инь и Ян

Конфуцианство Конфуцианство

Конфуций Латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун) 551 -479 гг. до н. э. Конфуций Латинизированная версия имени Кун Фу-цзы (учитель Кун) 551 -479 гг. до н. э. Считается первым китайским философом

Конфуций • Как Пифагор и Сократ, учил изустно • Мысли сохранились в форме его Конфуций • Как Пифагор и Сократ, учил изустно • Мысли сохранились в форме его бесед с учениками Ø Имел 3000 учеников Ø 72 из них – особенно близкие Ø 12 – были при нем безотлучно

Конфуций В жизни неизменно воздерживался от четырех вещей: Ø Он не вдавался в пустые Конфуций В жизни неизменно воздерживался от четырех вещей: Ø Он не вдавался в пустые размышления Ø Не был категоричен в своих суждениях Ø Не проявлял упрямства Ø Не думал о себе лично

Конфуцианство Характерная черта учения – антропоцентризм Почти не интересуют проблемы космогонии Мало внимания уделяет Конфуцианство Характерная черта учения – антропоцентризм Почти не интересуют проблемы космогонии Мало внимания уделяет духам и потустороннему миру, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей силой в мире, а жертвоприношения предкам – важнейшим выражением почтения к ним

Конфуций • Программа добродетельной жизни • Открыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы, древняя Конфуций • Программа добродетельной жизни • Открыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы, древняя литература

Основные категории учения «Жень» – человеколюбие, милосердие, гуманность «Ли» – ритуал, обряд, этикет, церемония Основные категории учения «Жень» – человеколюбие, милосердие, гуманность «Ли» – ритуал, обряд, этикет, церемония «Сяо» – сыновняя почтительность, преданность родителям «Чжен мин» – исправление имен

Основные категории учения «Вэнь» – воспитанность, культурный смысл жизни человека «Цзюнь - цзы» – Основные категории учения «Вэнь» – воспитанность, культурный смысл жизни человека «Цзюнь - цзы» – благородный муж «Ди» – повиновение старшим по должности и возрасту «Чжун» – преданность государю, нравственный авторитет правительства

 «Жень» Гуманность «Чего не желаешь себе, того не делай другим» «Жень» Гуманность «Чего не желаешь себе, того не делай другим»

 «Ли» – ритуал «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий предъявляет требования к «Ли» – ритуал «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий предъявляет требования к другим» • Нормы, образцы достойного поведения • «Сдерживать себя, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала – это и есть человеколюбие»

 «Ли» – ритуал Общество построено по принципу «ли» Социальный этикет регулирует отношения - «Ли» – ритуал Общество построено по принципу «ли» Социальный этикет регулирует отношения - в семье - в дружеских связях - между государством и поданными и т. д.

 «Ли» – ритуал Ø Человек – уникальное существо, обладающее достоинством Ø Достоинство человека «Ли» – ритуал Ø Человек – уникальное существо, обладающее достоинством Ø Достоинство человека происходит от «ли» и воплощается в «ли» Ø Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от животного

 «Ли» – ритуал Моральное образование состоит в усвоении - правил «ли» , - «Ли» – ритуал Моральное образование состоит в усвоении - правил «ли» , - изучении литературы, музыки и других искусств

 «Сяо» Сыновняя почтительность ü Это забота о старших и поддержание их жизни, важнейшая «Сяо» Сыновняя почтительность ü Это забота о старших и поддержание их жизни, важнейшая составляющая человеколюбия ü Почтение к родителям в Китае было закреплено юридически ü Отец для детей был последней и абсолютной инстанцией

 «Сяо» Сыновняя почтительность, культ предков, уважение к древности обеспечивают v Стабильность общества v «Сяо» Сыновняя почтительность, культ предков, уважение к древности обеспечивают v Стабильность общества v Преемственность поколений v Отсутствие конфликтов между поколениями

 «Сяо» Сыновняя почтительность • Постоянное возрождение старого – путь познания нового • Изменения «Сяо» Сыновняя почтительность • Постоянное возрождение старого – путь познания нового • Изменения порядков, заведенных родителями, возможны только с их согласия

 «Сяо» Сыновняя почтительность v Перемены в обществе не должны противоречить культу предков v «Сяо» Сыновняя почтительность v Перемены в обществе не должны противоречить культу предков v Нравственные идеалы нужно черпать в прошлом v Патриархальный покой предпочтительнее конфликтов и смут, связанных с прогрессом

 «Чжен мин» Исправление имен Отражает то, что члены общества различаются по - социальному «Чжен мин» Исправление имен Отражает то, что члены общества различаются по - социальному статусу (сословию) - положению в системе разделения труда (функциям)

 «Чжен мин» Исправление имен Необходимым условием для достойных отношений между людьми разных сословий «Чжен мин» Исправление имен Необходимым условием для достойных отношений между людьми разных сословий и функций является соответствие человека своему общественному предназначению «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном» Цинь Шихуанди

 «Вэнь» – воспитанность Ø Культурный смысл жизни человека Ø Чем выше положение человека «Вэнь» – воспитанность Ø Культурный смысл жизни человека Ø Чем выше положение человека в обществе, тем выше его нравственная ответственность Ø Нравственные обязанности вырабатываются в процессе воспитания, образования и проявляются в ритуале

 «Вэнь» – воспитанность Это синтез Ø природных, врожденных качеств человека Ø качеств, приобретенных «Вэнь» – воспитанность Это синтез Ø природных, врожденных качеств человека Ø качеств, приобретенных в процессе воспитания, образования

 «Цзюнь-цзы» Благородный муж Человеческое совершенство v Не гарантируется благородным происхождением v Достигается в «Цзюнь-цзы» Благородный муж Человеческое совершенство v Не гарантируется благородным происхождением v Достигается в процессе духовного самосовершенствования v Достижимо для простолюдинов v Для аристократических сословий является обязанностью

 «Цзюнь-цзы» • • Благородный муж – идеальный человек Стремится познать дао (правильный путь) «Цзюнь-цзы» • • Благородный муж – идеальный человек Стремится познать дао (правильный путь) Всегда следует ритуалу Гуманен Искренен, честен Почтителен Постоянно учится, упорным трудом достигает совершенства Сдержан в словах, слова его не расходятся с делом

 «Цзюнь-цзы» Благородный муж • Относится ко всем одинаково • Не судит других (только «Цзюнь-цзы» Благородный муж • Относится ко всем одинаково • Не судит других (только себя) • Заимствует у других только хорошее

 «Цзюнь-цзы» Род занятий наиболее подходящий для благородного мужа • Сановная деятельность • Политика «Цзюнь-цзы» Род занятий наиболее подходящий для благородного мужа • Сановная деятельность • Политика Сановники

 «Сяо жень» Низкий человек Благородному мужу противопоставляется «сяо жень» , который - стремится «Сяо жень» Низкий человек Благородному мужу противопоставляется «сяо жень» , который - стремится к выгоде - пренебрегает ритуалом - имеет грубые манеры - судит других людей - вступает в конфликты

 «Сяо жень» Ø Низкий социальный статус способствует формированию «сяо жень» Ø Однако не «Сяо жень» Ø Низкий социальный статус способствует формированию «сяо жень» Ø Однако не всякий простолюдин является низким человеком

Конфуцианство После смерти Конфуция, конфуцианство распалось на 8 школ Важнейшие из них: • Идеалистическая Конфуцианство После смерти Конфуция, конфуцианство распалось на 8 школ Важнейшие из них: • Идеалистическая школа Мэн-цзы • Материалистическая школа Сюнь-цзы Могила Конфуция

Конфуцианство «Пятикнижие» И-цзин «Книга перемен» сборник молитв, заклинаний, изречений Шу-цзин «Древняя история» полулегендарная история Конфуцианство «Пятикнижие» И-цзин «Книга перемен» сборник молитв, заклинаний, изречений Шу-цзин «Древняя история» полулегендарная история древнейших императоров Ши-цзин «Книга песнопений» мифы, объясняющие устройство и создание мира, религиозные песнопения и гимны

Конфуцианство «Пятикнижие» Ли-цзи «Книга перемен» писание обрядов и бытовых традиций Чу-цю «Книга весны и Конфуцианство «Пятикнижие» Ли-цзи «Книга перемен» писание обрядов и бытовых традиций Чу-цю «Книга весны и осени» летопись истории княжества лу

Конфуцианство «Четырехкнижие» Да-сюэ «Великое учение» о самоусовершенствовании человека Чжун-Юн «Книга о середине» о соблюдении Конфуцианство «Четырехкнижие» Да-сюэ «Великое учение» о самоусовершенствовании человека Чжун-Юн «Книга о середине» о соблюдении гармонии

Конфуцианство «Четырехкнижие» Лун-юй «Беседы и суждения» книга изречений Кун-Цзы и его учеников Мэн-цзы Учение Конфуцианство «Четырехкнижие» Лун-юй «Беседы и суждения» книга изречений Кун-Цзы и его учеников Мэн-цзы Учение одноименного философа, ученика и продолжателя Кун-цзы

Даосизм Основатель Лао-цзы (VI-V вв. до н. э. ) Даосизм Основатель Лао-цзы (VI-V вв. до н. э. )

Основное сочинение Книга «Дао дэ цзин» «О Дао и дэ» 2 части 1 часть Основное сочинение Книга «Дао дэ цзин» «О Дао и дэ» 2 части 1 часть о Дао ( путь) 2 часть о Дэ (сила)

Даосизм В центре внимания v Природа v Космос v Человек Даосизм В центре внимания v Природа v Космос v Человек

Даосизм Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без Даосизм Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин Цель мышления – есть слияние человека с природой, так как он является ее частью

Даосизм Основная идея Жизнь природы и людей не управляется «волей неба» , а протекает Даосизм Основная идея Жизнь природы и людей не управляется «волей неба» , а протекает по определенному естественному пути – дао – это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци (воздух, эфир) составляет основу мира

Даосизм «Дао» – «глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли» – предшествует миру оформленных Даосизм «Дао» – «глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли» – предшествует миру оформленных вещей ( «ю» ) и относится к непроявленному бытию ( «у» ) Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы

Даосизм Теория недеяния Человек не должен вмешиваться в естественный ход развития Кто попытается изменить Даосизм Теория недеяния Человек не должен вмешиваться в естественный ход развития Кто попытается изменить этот ход, подчинить его своим личным интересам, тот неизбежно потерпит неудачу

Даосизм Лао-Цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к Даосизм Лао-Цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первобытнообщинной жизни

Моизм Название школа получила по имени основателя Мо Ди (Мо Цзы) (479 -400 до Моизм Название школа получила по имени основателя Мо Ди (Мо Цзы) (479 -400 до н. э. ) Идейный противник конфуцианства

Моизм Считал, что предопределенной судьбы нет Призывал людей v Помогать другу, заниматься полезным трудом Моизм Считал, что предопределенной судьбы нет Призывал людей v Помогать другу, заниматься полезным трудом v Отказаться от насилия и войн v Выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими положения в обществе

Школа имен Философы этой школы обратили внимание на необходимость объяснения наименований вещей из них Школа имен Философы этой школы обратили внимание на необходимость объяснения наименований вещей из них же самих, на неточность чисто внешнего наименования вещей лишь по отдельным чувственным знакам

Легизм Основоположник Шан Ян (390 -338 гг. до н. э. ) Разработал теорию деспотического Легизм Основоположник Шан Ян (390 -338 гг. до н. э. ) Разработал теорию деспотического государства и сформулировал основную концепцию легизма об управлении обществом и государством

Легизм Выступал против конфуцианства Утверждал - Человеколюбие – причина всех проступков - Политика не Легизм Выступал против конфуцианства Утверждал - Человеколюбие – причина всех проступков - Политика не совместима с нравственностью - Вместо убеждения необходимо применить систему принуждения - Программа законников была реализована в эпоху правления Цинь Шихуанди

Захоронение Цинь Шихуанди Захоронение Цинь Шихуанди