Скачать презентацию ФГОУ ВПО Южный федеральный университет Исторический факультет Кафедра Скачать презентацию ФГОУ ВПО Южный федеральный университет Исторический факультет Кафедра

Живопись 17 в..ppt

  • Количество слайдов: 31

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» Исторический факультет Кафедра отечественной истории средних веков и нового ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» Исторический факультет Кафедра отечественной истории средних веков и нового времени Развитие русской живописи в XVII веке Лекция по курсу: • Отечественная история Автор лекции: • кандидат исторических наук, доцент • Марышева О. Я.

План лекции: 1 2 2 • Строгановская школа иконописания • Московская школа живописи План лекции: 1 2 2 • Строгановская школа иконописания • Московская школа живописи

Строгановская школа иконописи Основные признаки: • • 3 Миниатюризм; Тщательность письма; Тонкость работы; Динамизм Строгановская школа иконописи Основные признаки: • • 3 Миниатюризм; Тщательность письма; Тонкость работы; Динамизм

Богоматери умиленье. Строгановская школа. Дата создания: XVII в. Эта икона написана еще в традиционной Богоматери умиленье. Строгановская школа. Дата создания: XVII в. Эта икона написана еще в традиционной манере. • Сохраняется прежнее композиционное единство и цветовая гамма. • В качестве элемента украшения появляются оклады. 4

Иоанн-Предтеча в пустыне Дата создания: 20 -30 -е гг. Нетипичная икона по композиционному решению: Иоанн-Предтеча в пустыне Дата создания: 20 -30 -е гг. Нетипичная икона по композиционному решению: • впервые в иконе вместо фона используется пейзаж • Главное действующее лицо находится не в центре. 5

Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией Дата создания: начало Богоматерь на престоле со святыми Григорием Богословом, Никитой, Маврой и Евпраксией Дата создания: начало XVII в. Автор: Прокопий Чирин 6

Богоматерь Печерская. Дата создания: первая половина XVIIв. Автор: Прокопий Чирин. Особенности письма Прокопия Чирина: Богоматерь Печерская. Дата создания: первая половина XVIIв. Автор: Прокопий Чирин. Особенности письма Прокопия Чирина: • Виртуозность многоличного письма • Умелое размещение изящно -хрупких фигур • Яркость палитры 7

Дмитрий Солунский. Строгановская школа. Дата создания: начало XVIIв. Автор: Прокопий Чирин Иконы превращаются в Дмитрий Солунский. Строгановская школа. Дата создания: начало XVIIв. Автор: Прокопий Чирин Иконы превращаются в предмет не столько изобразительного, сколько прикладного искусства. • Теперь они приобретаются в том числе и для украшения жилища. 8

Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле. Дата создания: 1647— 1650 К концу XVII в. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле. Дата создания: 1647— 1650 К концу XVII в. приобретает окончательный вид многоярусный иконостас церкви. 9

Житие Елисея. Фреска церкви Ильи Пророка Дата создания: 1647 -1650 гг. 10 Житие Елисея. Фреска церкви Ильи Пророка Дата создания: 1647 -1650 гг. 10

Преклонение золотому тельцу. Фреска в церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Дата создания: 1694 -1695 Преклонение золотому тельцу. Фреска в церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. Дата создания: 1694 -1695 гг. 11

Шествие на Голгофу. Фреска церкви Николы Мокрого в Ярославле. Дата создания: 1673 г. 12 Шествие на Голгофу. Фреска церкви Николы Мокрого в Ярославле. Дата создания: 1673 г. 12

Святые Михаил Черниговский и боярин Фёдор. Андрей Стратилат. Фреска. Ярославль. Церковь Николы Мокрого. Артель Святые Михаил Черниговский и боярин Фёдор. Андрей Стратилат. Фреска. Ярославль. Церковь Николы Мокрого. Артель 11 мастеров во главе с Логином Сидоровым и Ермолой Фёдоровым. Дата создания: 1673 г.

14 Потоп. Фрагмент росписи свода паперти церкви Иоанна Предтечи в Толчкове Дата создания: 1675 14 Потоп. Фрагмент росписи свода паперти церкви Иоанна Предтечи в Толчкове Дата создания: 1675 -1687 гг.

Строгановская школа возникает на рубеже XVI – XVII веков по имени купцов Строгановых, привлекавших Строгановская школа возникает на рубеже XVI – XVII веков по имени купцов Строгановых, привлекавших для украшения церквей искуснейших живописцев. Строгановская школа иконописи представлена небольшими по размеру иконами, которые отличаются изяществом письма и перламутровым отливом красок. Это больше произведение искусства чем предметы культа 15

Московская школа живописи Основные черты: • • 16 Ориентация на традиции; Дробность; Повествовательность; Насыщенность Московская школа живописи Основные черты: • • 16 Ориентация на традиции; Дробность; Повествовательность; Насыщенность деталями

Богоматерь Кикская Икона. Дата создания: 1668 г. Автор: Ушаков Симон. Яркий пример обмирщения сознания Богоматерь Кикская Икона. Дата создания: 1668 г. Автор: Ушаков Симон. Яркий пример обмирщения сознания - • попытка уравнять поведение богасына с поведением обыкновенного ребенка. • С этого времени мастера пытаются показать динамику движений человека. 17

Архангел Михаил, попирающий дьявола. Икона. Дата создания: 1676 г. Автор: Ушаков Симон 18 Архангел Михаил, попирающий дьявола. Икона. Дата создания: 1676 г. Автор: Ушаков Симон 18

Спас нерукотворный Дата создания: 1678 г. Отличительные Автор: Ушаков Симон. черты: • Трехмерность изображения Спас нерукотворный Дата создания: 1678 г. Отличительные Автор: Ушаков Симон. черты: • Трехмерность изображения - новый прием в изобразительном искусстве. • Тщательность письма. 19

Нарождение древа государства российского. Икона Дата создания: 1668 г. Автор: Ушаков Симон. Характерные особенности: Нарождение древа государства российского. Икона Дата создания: 1668 г. Автор: Ушаков Симон. Характерные особенности: • На этой иконе впервые с соблюдением портретного сходства изображены представители правящей династии. 20

Троица. Икона. Дата создания: 1671 г. Автор: Ушаков Симон. Не смотря на некоторую детализацию Троица. Икона. Дата создания: 1671 г. Автор: Ушаков Симон. Не смотря на некоторую детализацию сюжета • С. Ушаков по-прежнему сохраняет общую композицию иконы 21

Троица С. Ушакова Троица А. Рублева 22 Троица С. Ушакова Троица А. Рублева 22

Троица. Храмовая икона. церкви Троицы на Никитниках. Дата создания: 1669 г. Автор: Яков Казанец. Троица. Храмовая икона. церкви Троицы на Никитниках. Дата создания: 1669 г. Автор: Яков Казанец. Отличительные черты: • Излишняя детализация композиции. • Тонкость письма. 23

Чрезмерное увлечение деталями проводит к нарушениию рублевской композиции. 24 Чрезмерное увлечение деталями проводит к нарушениию рублевской композиции. 24

Фреска церкви Троицы в Никитниках. Дата создания: сер. XVII в. 25 Фреска церкви Троицы в Никитниках. Дата создания: сер. XVII в. 25

Князь М. В. Скопин-Шуйский Дата создания: начало XVIIв. Автор: Симон Ушаков. Отличительные черты: • Князь М. В. Скопин-Шуйский Дата создания: начало XVIIв. Автор: Симон Ушаков. Отличительные черты: • Работа написана в иконописной технике. • Первый образец светской живописи, появление парсуны. 26

Портрет князя Ивана Борисовича Репина Дата создания: вторая половина XVII в. Автор: неизвестен 27 Портрет князя Ивана Борисовича Репина Дата создания: вторая половина XVII в. Автор: неизвестен 27

Спас Нерукотворный, М. Ф. и А. М. Романовы. Дата создания: конец XVII в. Автор: Спас Нерукотворный, М. Ф. и А. М. Романовы. Дата создания: конец XVII в. Автор: Фёдор Зубов. Фряжское письмо - 28 • наименование приемов иконописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. • Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства. • Используются масляные краски, что позволяет применять в изображении множество оттенков, придавая дополнительный объем.

Лонгин Сотник. Икона местного ряда иконастаса Верхоспасского собора в Кремле. Дата создания: 1680 -ые Лонгин Сотник. Икона местного ряда иконастаса Верхоспасского собора в Кремле. Дата создания: 1680 -ые гг. Автор: Федор Зубов. 29

Христос Вседержитель. Фрагмент иконы Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Дата создания: 1685 г. Автор: Федор Христос Вседержитель. Фрагмент иконы Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Дата создания: 1685 г. Автор: Федор Зубов. 30

Процесс обмирщения сознания в изобразительном искусстве XVII в проявился: В отказе от статичности в Процесс обмирщения сознания в изобразительном искусстве XVII в проявился: В отказе от статичности в изображении, в изменении фона икон, в насыщении икон изображением бытовых деталей. Новое направление в художественной культуре этого периода – появление парсуны. Главное в котором сохранение портретного сходства. 31