PREZENTATsIYa-KUL_TUR_-1-ya_lektsia_1_chast.ppt
- Количество слайдов: 18
«Феномен культуры и её роль в развитии цивилизации»
Становление культурологии как самостоятельной науки связано с осознанием возможности и необходимости выделить особый срез, подход к изучению культуры, который не был развернут в других науках о культуре: литературоведении, искусствознании, истории художественной культуры, религиоведении, этнографии и др.
Культурология – это обобщающее знание о культуре, ориентированное на изучение закономерностей, факторов, механизмов её функционирования и изменения, принципов взаимодействия с другими областями общества.
Термин культурология впервые был применен в 1915 году немецким философом В. Освальдом, однако широкую известность получил в 1939 году благодаря трудам американского культурантрополога Л. А. Уайта.
Л. Уайт видел необходимость в том, чтобы вычленить из традиционной культурной антропологии, исследовавшей преимущественно культурные различия между народами, специальную науку – культурологию, ориентированную на изучение универсальных явлений культуры, единых для разных народов.
1960 -1980–е годы – распространение культурологии в советской науке 1990 годы – «культурологический бум» в сфере российского образования
Два источника отечественной культурологии 1. 1960 -е годы армянский социолог Э. Маркарян, под видом критики взглядов буржуазных ученых фактически ввел «культурологию» в нашу науку. Начался массовый перевод на русский язык классических трудов западных философов культуры 2. Либеральная интеллигенция России (С. Аверинцев, Д. Лихачев, . Лотман, В. Межуев) в условиях идеологической зашоренности нашли выход в культуроведении (термин ввел Ю. В. Рождественский) – интерес к традициям отечественной культуры
Французская наука оказала влияние на становление культурологического знания в России: 1. Под влиянием французских семиотиков сложилась московскотартусская семиотическая школа во главе с Ю. М. Лотманом 2. Под воздействием французской школы историков «Анналы» началось формирование отечественного аналога школы ментальностей во главе с Гуревичем, Бессмертным, Ястребицкой.
Таким образом, в течение 1960 -1989 годов в стране шло параллельное формирование двух сравнительно автономных культурологий: социальной, аппелировавшей к опыту англо-американской и немецкой антропологии, и гуманитарной, имевшей в своей основе отечественные корни и связанной с французскими школами семиотики и «новой истории» . 1990 -е годы посвящены попыткам объединения этих ветвей.
Культура – в переводе с латинского означает «возделывать почву» . Цицерон (45 г. до н. э. ) осуществляет перенос понятия этого слова в другие области – на образование, воспитание, на гуманность, на свободу личности, систему ценностей
Как же развивалось отношение к культуре во времени 1. 2. - - - Древность. Барельеф Древнего Египта – изображение негроидной расы. В Библии – перечень всех племен. Античность. софисты приходят к мысли о культурном релятивизме (учение об относительности человеческого познания) Аристотель считал деление людей на рабов и свободных разумным Протаргор писал, что грекам свои обычаи кажутся прекрасными, а обычаи варваров ужасными
- Страбон –познание другой культуры – это самопознание (индусы едят потихонечку, а у греков – это ритуал) - Тацит описал германские племена, он называет их добрыми дикарями, после войны не знают, чем заняться 3. Средневековье - ученых интересует понятие «жизненная форма» , которое встречается еще у Платона - подлинно оформленную жизнь способны вести только философы - Блаженный Августин – жизненная форма присуща только христианам – избранным, которые умирают только телесно, не духовно
- Средневековые экономисты искали меру справедливой цены. Социальная структура общества усложнялась, возникла проблема – могут ли все души, которые живут по разному, спастись – каждые в своем сословии - это своя жизненная форма и рекомендации. - Епископ Ратор писал, что небесная цель одна – спасение души, но земные пути неодинаковы - крестовые походы XI-XIII веков – появляется опыт географического многообразия мира (знакомство с другими культурами- исламом, который считали христианской сектой, византийской империей, иудаизмом).
- Епископ Ансельм в 1135 году пытается осмыслить опыт многообрзных форм жизни – это часть божественного замысла, это исторически обусловленные образы жизни - XIII век – татаро-монгольское нашествие, на Церковном соборе 1245 года выясняют, кто такие татары, что едят, что пьют, каковы обычаи, форма семьи. - XIV век Петр из Дузбурга в «Хронике земли Прусской» описал Прусов – не знают письменности, языческую религию сравнивал с католицизмом, писал об их быте
4. Возрождение. XV-XVI века – эпоха великих географических открытий. Человек наделяется творческой способностью. - Манетти – писатель, высказал мнение, что после первоначального еще незаконченного творения Бога, все по-видимому было доведено до совершенства людьми. - Макиавелли – раньше богословие и мораль были неотделимы от политики, теперь он пишет, что государству лучше не считаться с церковью
5. Новое время. - XVII век – вновь активизируется слово культура - Ф. Бэкон ввел слово культура, повторив Цицерона: «культура – это удобрение умов» - XVIII в. – слово культура не употребляется в чистом виде: культура чего? Правовая культура? Языковая культура? Сошлись все предпосылки современного понимания слова. - А. С. Пушкин – употребляет слово сивилизация, цивилизация – нет понятия культура - Монтескье –пишет о влиянии географического фактора и климата на развитие общества
- французский философ Кондорсе писал о существовании девяти эпох. Девятая закончится победой французской революции, счастье из Франции придет всему человечеству -немецкий писатель Гердер, благодаря ему культура стала особым предметом теоретического исследования, писал: каждая культура самоценна, неважно, где появился человек в Африке или Азии, носителем подлинного искусства является естественный человек - французский мыслитель Жан-Жак-Руссо проповедовал идею доброго дикаря , цивилизованный человек испорчен
- Фергюсон – шотландский просветитель писал, что любое общество развивается по трем ступеням: дикость, варварство, цивилизация - XIX век – обратились к корням культуры, чтобы понять народный дух. Романтики обратились к средневековью. Король Артур – золотой век. Открыл народную культуру Китая.