Этнополитология как научная дисциплина План лекции. 1. Определение

Скачать презентацию Этнополитология как научная дисциплина План лекции. 1. Определение Скачать презентацию Этнополитология как научная дисциплина План лекции. 1. Определение

96-etnopolitologiya_kak_nauchnaya_disciplina.ppt

  • Количество слайдов: 44

>Этнополитология как научная дисциплина Этнополитология как научная дисциплина

>План лекции.  1. Определение этнополитологии как научной дисциплины.  2. Теории этноса и План лекции. 1. Определение этнополитологии как научной дисциплины. 2. Теории этноса и этничности: а) примордиалистские (объективистские) теории этноса. б) постмодернистские концепции этничности (конструктивизм и инструментализм). 3. Предмет, методы и функции этнополитологии.

>Литература 1. Ю.П. Шабев, А.П. Садохин. Этнополитология. М., 2005. 2. Садохин А.П. Этнология. М.,2000. Литература 1. Ю.П. Шабев, А.П. Садохин. Этнополитология. М., 2005. 2. Садохин А.П. Этнология. М.,2000. 3. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. М., 1997. С. 3-38. 4. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. 6. Рыбаков С.Е. Этничность и этнос // Этнографическое обозрение. 2003. № 3. 7. Здравомыслов А.Г., Цуциев А.А. Этничность в постсоветском пространстве: соперничество теоретических парадигм // Социологический журнал, 2003. № 3. 8. Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003.

>1. Определение этнополитологии как научной дисциплины  Этнополитология как новая наука возникла в начале 1. Определение этнополитологии как научной дисциплины Этнополитология как новая наука возникла в начале 70-х годов ХХ в. и ведет свою родословную от работ американских ученых М. Паренти, и Дж. Ротшильда, которые были опубликованы в конце 1960-х годов. Позднее большой вклад в развитие новой науки внесли Пьер Ван ден Берг, Андерсен, Хобсбаум и др. зарубежные ученые.

>Причины появления этнополитологии: 1. Обострение национального вопроса во всемирном масштабе.  Канада (особая позиция Причины появления этнополитологии: 1. Обострение национального вопроса во всемирном масштабе. Канада (особая позиция французских жителей провинции Квебек), Чехословакия, Турция, Ирак, многоплеменные государства Африки. Этническое напряжение имело место даже в таких государствах, как Бельгия и Испания, которые издавна считались в этом плане стабильными. С учетом религиозных трений эти процессы наложили отрицательный отпечаток на общественно-политическую жизнь и привели к трагическим событиям в Северной Ирландии, Пенджабе (Индия), Югославии.

>2.  Этнические проблемы приобрели глобальный характер, подтвердив необходимость действенной реакции на них. 2. Этнические проблемы приобрели глобальный характер, подтвердив необходимость действенной реакции на них. По данным Д. Райта, 15 из 30 войн и вооруженных конфликтов в 1984–1998 гг. были вызваны этническим фактором. Эксперты считают, что в перспективе процент этнических вооруженных конфликтов в общей их численности будет возрастать.

>3. Возрастающая роль политики в современном мире.  Она охватывает все сферы общественной жизни 3. Возрастающая роль политики в современном мире. Она охватывает все сферы общественной жизни и оказывает глубокое влияние на их развитие. Это связано с тем, что экономические, социальные, духовные проблемы общества сегодня приобретают глобальный характер, они становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми. И для своего решения они требуют политического подхода, разработки ясной и четкой политической линии.

>4. Все в большей степени нуждается в особом политическом урегулировании и сфера межэтнических и 4. Все в большей степени нуждается в особом политическом урегулировании и сфера межэтнических и межнациональных отношений. В любом обществе должны учитываться, согласовываться и реализовываться на практике интересы и потребности всех социальных и этнических групп. Составной частью такой политики является этнонациональная политика. А научное обоснование такой политики дает этнополитология.

>Этнополитология изучает этносы в контексте политической деятельности государства, партий, различных социальных групп. Этнополитология изучает этносы в контексте политической деятельности государства, партий, различных социальных групп.

>Причины появления этнополитологии в России: 1. Рост национальных движений в Казахстане, Нагорном Карабахе, Грузии; Причины появления этнополитологии в России: 1. Рост национальных движений в Казахстане, Нагорном Карабахе, Грузии; в странах Прибалтики, на Северном Кавказе. 2. Движение депортированных народов, в отношении которых велась реабилитационная политика (калмыки, казаки, чеченцы и пр.). 3. После распада СССР начался процесс так называемого «этнического возрождения».

>2. Теории этноса и этничности Предметное поле этполитологии связано с этносами и нациями и 2. Теории этноса и этничности Предметное поле этполитологии связано с этносами и нациями и располагается на стыке нескольких наук: 1. этнология — наука, изучающая этносы, или народы, то есть большие сообщества людей, объединенные общностью культуры, языка, самосознания и исторической судьбой. Этнология изучает идентичность и формы культурной самоорганизации народов, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия; 2. социальная антропология — наука о месте человека в традиционном и современном обществе, об особенностях социальной организации народов мира; 3. этносоциология — наука об этнических общностях, изучающая систему социально-структурных связей в этнических общностях; 4. этнопсихология — наука об этнических особенностях психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации.

>Каждая из этих дисциплин непременно оперирует понятием «этнос» или «этничность». Но у исследователей – Каждая из этих дисциплин непременно оперирует понятием «этнос» или «этничность». Но у исследователей – представителей этих дисциплин - нет единства в определении этих понятий. Все многообразие подходов сводится к нескольким теоретическим моделям: примордиализм, конструктивизм и инструментализм.

>Примордиализм Это представление о том, что этносы имеют глубокие исторические и/ или биологические корни, Примордиализм Это представление о том, что этносы имеют глубокие исторические и/ или биологические корни, что их природа, их отличительные особенности не столько продукты социального развития, сколько некая изначальная данность, в том числе биологически обусловленная.

>Основные подходы в рамках примордиализма: 1. Социально-биологический подход.  Герберт Спенсер (1820—1903) и его Основные подходы в рамках примордиализма: 1. Социально-биологический подход. Герберт Спенсер (1820—1903) и его сторонники законы естественного отбора, сформулированные Ч. Дарвином, распространяют на человеческое общество и полагают, что каждый человек подчиняется действию инстинкта самосохранения и продолжения рода. Он изначально «запрограммирован» природой на сохранение и распространение своих генов. Эволюционно его борьба за существование происходила в коллективе, стремление быть частью коллектива заложено в природу человека. В коллективе, который формировался длительное время и сохранял при этом некую устойчивость, постоянно создается определенный генофонд. Носители этого генофонда совместно борются с другими человеческими популяциями за собственное выживание и выживание своих генов, предпринимают усилия для поддержания биологического здоровья сообщества и его самовоспроизводства.

>Пьер Ван ден Берг.  Использует ключевое понятие – непотизм - генетическая предрасположенность Пьер Ван ден Берг. Использует ключевое понятие – непотизм - генетическая предрасположенность человека к родственному отбору. Предложил понимать этничность как следствие генетической предрасположенности человека к родственному отбору:

>Люди, как и другие социальные животные, запрограммированы биологическим отбором на непотистское поведение, поскольку предпочитая Люди, как и другие социальные животные, запрограммированы биологическим отбором на непотистское поведение, поскольку предпочитая родственников, они максимизируют собственную итоговую приспособленность. Последние несколько тысяч лет гоминиды жили в относительно небольших группах, где преобладали внутригрупповые браки, и, следовательно, сами группы характеризовались высокой степенью родства (состояли из близких и отдаленных родственников)

>Эти солидарные (родственные) группы и являлись, по существу,  примордиальными (первичными) этносами. С прогрессивным Эти солидарные (родственные) группы и являлись, по существу, примордиальными (первичными) этносами. С прогрессивным ростом размера человеческих обществ границы этносов становились шире; связи родства соответственно размывались и иногда в действительности становились фиктивными.

>2. Эволюционно-исторический подход На стыке биологизаторских и исторических подходов находится теория немецкого историка и 2. Эволюционно-исторический подход На стыке биологизаторских и исторических подходов находится теория немецкого историка и философа Иоганна Готфрида Гердера (XVIII век), который трактовал народ как единство «крови и почвы» (общность происхождения и исторической судьбы).

>3. Теория нации Сформировалась в результате развития теории «крови и почвы» в 1930-40-х гг. 3. Теория нации Сформировалась в результате развития теории «крови и почвы» в 1930-40-х гг. (Германия). Нация стала рассматриваться натуралистически, как природный феномен. Но при этом она трактовалась как субъект, обладающий собственными интересами, сосредоточенными, главным образом, в сфере конкуренции за выживание с другими аналогичными образованиями (нацизм). Нация рассматривалась как историческая константа, существующая повсеместно и постоянно. Но это биологическое сообщество, отсюда – борьба нацистов за чистоту крови.

>4. Примордиалистские подходы к трактовке этносов в России. Неоромантические взгляды Гердера были усвоены и 4. Примордиалистские подходы к трактовке этносов в России. Неоромантические взгляды Гердера были усвоены и русскими этнографами. Так еще в начале XX в. русский этнограф С. М. Широкогоров предложил следующее определение этноса: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других».

>5 Историко-эволюционистский подход в советской этнографии  Ю.В. Бромлей.  Предложил такое определение этноса: 5 Историко-эволюционистский подход в советской этнографии Ю.В. Бромлей. Предложил такое определение этноса: «это исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также осознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием, фиксированном в самоназвании (этнониме)». Им предложена и эволюционистская цепочка развития этнических сообществ: племя – народность – нация. Каждое звено соответствует определенной формации.

>6. Природно-географический подход . Л.Н. Гумилев  Рассматривал этносы как биосоциальные организмы, формирующиеся на 6. Природно-географический подход . Л.Н. Гумилев Рассматривал этносы как биосоциальные организмы, формирующиеся на стыке ландшафтных зон в результате взрывов в этносфере.

>7. Западные  модернистские концепции 1960-е гг.  Теории модернизации предполагают, что все развивающиеся 7. Западные модернистские концепции 1960-е гг. Теории модернизации предполагают, что все развивающиеся страны должны следовать по пути западных стран. В этнологии сферой приложения модернистских теорий стали различные ассимиляционистские концепции. Особенно популярны они были в США. Здесь этнические группы рассматривались в качестве пережитка доиндустриальной эпохи. Считалось, что значение этнических общностей и этнических чувств будет постепенно падать за счет процессов урбанизации, межэтнических браков, ассимиляции, аккультурации.

>В США была разработана теория плавильного котла, т.е. постепенной ассимиляции всех меньшинств и слияния В США была разработана теория плавильного котла, т.е. постепенной ассимиляции всех меньшинств и слияния их в общность под названием американский народ или американская нация. Ее авторы - американские антропологи и социологи М. Гордон, Н. Глезер и Д. Мойнихан. Господствовала в американской культурной антропологии вплоть до середины 70-х гг. XX в. Этничность в это время рассматривалась как объективная данность (реально существующая культурная близость), но она, по мнению авторов концепции, будет преодолена на пути создания современного национального государства.

>Однако, уже в середине 1970-х годов идеологи «плавильного котла» столкнулись с массовыми  этническим Однако, уже в середине 1970-х годов идеологи «плавильного котла» столкнулись с массовыми этническим движениями в США. А в 1975 г. под редакцией Глезера и Мойнихена вышла книга «Этничность: теория и опыт». В ней они уже определяли этническую группу как группу, объединяемую интересами, а саму этничность – как средство достижения групповых интересов, ресурс группы в политической борьбе. Это, по сути, был отказ от примордиалистских трактовок этничности и рождение инструменталистских.

>Конструктивизм 1967 г. – выход книги  Питера Бергера и Томаса Лукманна «Социальное конструирование Конструктивизм 1967 г. – выход книги Питера Бергера и Томаса Лукманна «Социальное конструирование реальности». Основная идея: общество как объективная реальность одновременно является и продуктом деятельности людей, и в этом смысле оно есть социальный конструкт. В 1980 - 1990-х гг. в зарубежной этнологии этносы нередко трактуются уже полностью в субъективном духе. Они представляются лишь как мыслительный конструкт. И неизвестно, имеют ли он вообще что-либо общее с реальностью.

>Фредерик Барт:   подчеркивал переменчивость и договорной характер границ между этническими категориями. Эти Фредерик Барт: подчеркивал переменчивость и договорной характер границ между этническими категориями. Эти границы не реально существуют, это этническая группа сама себя этими границами ограничивает. Речь чаще идет не о реальных сходствах в культуре, не о реальной общности происхождения и пр. характеристиках этноса, а лишь о том, что сами представители группы думают об этом, как себе это представляют. Это их представление.

>Конструктивисты используют термин этничность, понимая под ним  процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный Конструктивисты используют термин этничность, понимая под ним процесс социального конструирования воображаемых общностей, основанный на вере в то, что они связаны естественными и даже природными связями, единым типом культуры и идеей или мифом об общности происхождения и общей истории.

>Эрика Хобсбаум (основной труд «Нации и национализм после 1780 г.»).  Доказывает, что в Эрика Хобсбаум (основной труд «Нации и национализм после 1780 г.»). Доказывает, что в благополучные с экономической точки зрения времена капитализм не нуждается в национализме и исповедует в экономике космополитический либерализм, а в политике — наднациональный империализм. Но в эпохи кризисов элиты капиталистических государств нуждаются в легитимизации власти, и тогда берется на вооружение национализм как инструмент национальной мобилизации, скрывающий классовый характер общества.

>Инструментализм Инструменталисты определяют этническую группу как группу, объединяемую интересами, а саму этничность - как Инструментализм Инструменталисты определяют этническую группу как группу, объединяемую интересами, а саму этничность - как средство достижения групповых интересов, ресурс группы в политической борьбе. Исходят из принципов социологического функционализма: раз этнические группы существуют – значит, они служат определенным целям и соответствуют конкретным интересам, создавая определенные «удобства» для человека. Этничность, таким образом, мыслится в категориях пользы, что и позволяет называть эти направления утилитаристскими или инструменталистскими.

>Политологический подход в рамках инструментализма Дэвид Лэйтон. Опирается на теорию рационального выбора. Люди живут Политологический подход в рамках инструментализма Дэвид Лэйтон. Опирается на теорию рационального выбора. Люди живут и действуют одновременно в различных группах, исполняя в каждой из них разные социальные роли. Поэтому в каждом человеке одновременно сосуществует множество идентичностей: семейные, гендерные, классовые, религиозные, этнические. Человек в зависимости от ситуации выбирает ту идентичность, которая наиболее соответствует потребностям данного момента..

>Различные идентичности являются особым видом ресурсов, которые может использовать индивид в меняющихся обстоятельствах. Исходя Различные идентичности являются особым видом ресурсов, которые может использовать индивид в меняющихся обстоятельствах. Исходя из этого, идентичность можно рассматривать как один из инструментов для достижения индивидом своих целей. В связи с этим содержание индивидуальных идентичностей довольно подвижно. Поэтому нет и не может быть в разных индивидуальных идентичностях (в том числе этнических и национальных) устойчивой основы. Каждый человек действует в своих собственных интересах, и эти интересы диктуют ему способ действий, который не зависит от неких абстрактных коллективных идентичностей.

>Перспективы развития исследований проблемы этничности в будущем ученые связывают с интеграцией наиболее важных аспектов Перспективы развития исследований проблемы этничности в будущем ученые связывают с интеграцией наиболее важных аспектов разных теорий и подходов и созданием когерентной (согласованной) теории этничности. .

>Что касается этнополитологии, то здесь и политики, и ученые в гораздо большей степени обращаются Что касается этнополитологии, то здесь и политики, и ученые в гораздо большей степени обращаются именно к постмодернистким трактовкам этничности (даже если вслух провозглашают примордиалистские позиции). В политических реалиях мы все чаще видим использование этничности в борьбе за властные ресурсы, и со стороны – самих этносов, и со стороны государственной власти.

>3. Предмет, методы и функции этнополитологии Политика - это участие в делах государства, определение 3. Предмет, методы и функции этнополитологии Политика - это участие в делах государства, определение форм, задач, типов, видов, направлений политической деятельности, способы и методы, технологии и механизмы ее осуществления. Этнополитика - это участие этносов и этнических групп в делах государства и, в свою очередь, участие государства в делах этносов, создание государственных гарантий их стабильного существования и успешного развития, соблюдения их интересов и прав.

>Этнополитология -  научная дисциплина,  исследующая государственную политику в сфере обеспечения интересов и Этнополитология - научная дисциплина, исследующая государственную политику в сфере обеспечения интересов и прав этносов и этнических групп, составляющих население страны, а также изучающая этничность в политических процессах на региональном, федеральном и международном уровнях, выражающюся в этнополитических ориентациях населения, деятельности национальных организаций и движений, политических партий и отдельных политиков.

>Предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования национальной политики, формы и механизмы Предметом этнополитологии являются источники, побудительные мотивы и закономерности формирования национальной политики, формы и механизмы ее реализации, идеология и практика национальных и этнических движений, этполитические ориентации населения и формы их практических выражений.

>Методы этнополитологии 1. Общенаучные: исторический, социологический и др. 2. Специальные: конкретно-социологические приемы и методы Методы этнополитологии 1. Общенаучные: исторический, социологический и др. 2. Специальные: конкретно-социологические приемы и методы исследований (опросы, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ); этнополитологический мониторинг; сравнительный, или компаративистский, метод; психологический метод.

>Этнополитологический мониторинг Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), созданная Институтом этнологии и Этнополитологический мониторинг Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN), созданная Институтом этнологии и антропологии РАН. Направления деятельности: 1. Сбор и систематизация информации об этнополитических процессах, подготовка аналитических статей и выработка конкретных рекомендаций, направленных на ослабление напряженности в том или ином регионе. 2. Анализ конфликтных ситуаций и позиций различных сторон конфликтов, определение путей и механизмов их разрешения. 3. Мониторинг основных показателей этнополитического фона в российских регионах и странах СНГ и Балтии, прогнозирование тенденций этнополитического развития. 4. Обобщение позитивного опыта межэтнического сотрудничества.

>Система информационных центров, созданная при поддержке международных организаций  Ведет сбор информации о положении Система информационных центров, созданная при поддержке международных организаций Ведет сбор информации о положении малых народов и этнических групп. 1. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНСС и ДВ) в России. 2. Международная рабочая группа по делам коренного населения (IWGLA), которая решает ту же задачу этнополитического мониторинга применительно к коренным народам США, Канады, Гренландии, Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Эта организация способствует созданию названных информационных центров в России.

>Функции этнополитологии: 1. Гносеологическую функция. Этнополитология призвана создавать целостную систему представлений о своей предметной Функции этнополитологии: 1. Гносеологическую функция. Этнополитология призвана создавать целостную систему представлений о своей предметной области общественного бытия. Прежде всего, это касается выявления и оценки того, каким образом этничность оказывает влияние на политику и как политика воздействует на этнические процессы, какие объективные связи и закономерности здесь наблюдаются.

>Рационализация национальной политики. Предлагает меры по формированию «демократии согласия», при которой достигается баланс интересов Рационализация национальной политики. Предлагает меры по формированию «демократии согласия», при которой достигается баланс интересов доминантных этнических сообществ и миноритарных групп. Предлагает и обосновывает пути создания и реформирования специальных политических институтов для регулирования национальных отношений и для решения местных проблем этнических сообществ и групп. Тем самым этнополитология помогает «встраивать» этническую составляющую в общие политические процессы и определять необходимость такого включения.

>Политическая социализация  Привлечение национальных меньшинств к политической жизни, особенно тех, кто через обычные Политическая социализация Привлечение национальных меньшинств к политической жизни, особенно тех, кто через обычные демократические процедуры не имеет возможности обеспечить политическое представительство своих сообществ в федеральных и региональных органах власти. Этнополитология способствует формированию политической культуры населения, прежде всего предлагая пути формирования культуры этнической толерантности как части общей политической культуры. Она обеспечивает оптимальное соотношение между общечеловеческими, общегражданскими интересами и интересами локальных сообществ и групп, помогает вырабатывать отношения к этнополитическим движениям и организациям.

>Прогностическая функция     В прогностические задачи этнополитологии входит:анализ развития межэтнических отношений Прогностическая функция В прогностические задачи этнополитологии входит:анализ развития межэтнических отношений в различных регионах страны, оценка деятельности органов государственной власти с точки зрения последствий тех или иных мер федеральных и региональных властей для роста или ослабления потенциала межэтнической напряженности в стране в целом и в наиболее проблемных регионах в частности. Оценка степени влияния программных положений и политической тактики различных политических партий на общественные настроения среди отдельных этносов и этнических групп — Анализ степени воздействия на массовое сознание идеологии и политической практики многочисленных национальных движений и организаций.