Скачать презентацию Этика как понятие История этики План 1 Скачать презентацию Этика как понятие История этики План 1

Л-1 ОДЭиКК.pptx

  • Количество слайдов: 36

Этика как понятие. История этики Этика как понятие. История этики

План 1. Этика как понятие. 2. Этика и мораль как предмет этики 3. Этические План 1. Этика как понятие. 2. Этика и мораль как предмет этики 3. Этические ценности 4. Античная этика 5. Этика Средневековья 6. Этика нововго времени 7. Этические учения в немецкой классической философии 8. Неклассические концепции этики 9. Этические учения в русской философии 10. Этика XX века

Понятие этики «Этика» (греч. ethos) 1. Место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо Понятие этики «Этика» (греч. ethos) 1. Место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. 2. Устойчивая природа какого‑нибудь явления, нрав, обычай, характер. Гераклит: этос человека – это его божество. Аристотель: «этос» - характер, «этический» - особенный класс человеческих качеств, этические добродетели (свойства человеческого характера, его темперамента, душевные качества). «Этика» - система этических добродетелей как особая сфера знания и как самостоятельная наука. Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). 1

Понятие этики IV в. н. э. в лат. «moralitas» (мораль) - аналог греч. «этика» Понятие этики IV в. н. э. в лат. «moralitas» (мораль) - аналог греч. «этика» . В русском языке - «нравственность» , в немецком – «Sittlichkeit» . Первоначально: «этика» = «мораль» = «нравственность» Позже: Этика - соответствующая область знания, наука. Мораль (или нравственность) – изучаемый ею предмет. Гегель: Мораль - то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах. Нравственность – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. 4

Понятие этики Этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения некоторых Понятие этики Этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения некоторых моральных (нравственных) явлений используют термин «этика» (например, экологическая этика, этика бизнеса). «Этика» – это наука, область знания, интеллектуальная традиция. Предмет изучения этики - «мораль» или «нравственность» 5

Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Это ключевой вопрос в Этика и мораль как предмет этики Что такое мораль (нравственность)? Это ключевой вопрос в этике на протяжении всей истории данной области знания. 6

Этика и мораль как предмет этики Мораль 1) характеристика личности, сумма моральных качеств и Этика и мораль как предмет этики Мораль 1) характеристика личности, сумма моральных качеств и добродетелей (правдивость, доброта) - моральное (нравственное) измерение личности 2) характеристика отношений в обществе между людьми, сумма моральных правил ( «не лги» , «не кради» , «не убий» ) - моральное измерение общества. 7

Этика и мораль как предмет этики Мораль 1) характеристика личности, сумма моральных качеств и Этика и мораль как предмет этики Мораль 1) характеристика личности, сумма моральных качеств и добродетелей (правдивость, доброта) - моральное (нравственное) измерение личности. 2) характеристика отношений в обществе между людьми, сумма моральных правил ( «не лги» , «не кради» , «не убий» ) - моральное измерение общества. Нравственность - мера возвышения человека над самим собой, показатель того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Мораль - способность человека ограничивать себя в желаниях. 8

Этика и мораль как предмет этики Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают Этика и мораль как предмет этики Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека. В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение» ). В основе лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья. «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему» . Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. 9

Этические ценности Может ли наслаждение быть фундаментальным моральным принципом? 1. Да - представители этического Этические ценности Может ли наслаждение быть фундаментальным моральным принципом? 1. Да - представители этического гедонизма. 2. Нет - религиозные мыслители и философы‑универсалисты (B. C. Соловьев и др. ). Они критиковали гедонизм, считали, что разнообразие пристрастий, вкусов, привязанностей не позволяет признать за удовольствием статус морального принципа. 3. Эвдемонисты (Эпикур и классические утилитаристы). отрицали безусловность чувственных наслаждений. Но они принимали возвышенные наслаждения, считая их подлинными, и рассматривали их как универсальное моральное основание поступков. 10

Этические ценности Польза - положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к Этические ценности Польза - положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус. «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу» . Нечто признается полезным, если: 1) отвечает чьим‑то интересам; 2) обеспечивает достижение поставленных целей; 3) способствует успешности действий; 4) способствует эффективности действий. 11

Этические ценности Справедливость (рус. ) - «правда» , «праведность» . В европейских языках соответствующие Этические ценности Справедливость (рус. ) - «правда» , «праведность» . В европейских языках соответствующие слова происходят от латинского слова «justitia» – «юстиция» , свидетельствующего о его связи с юридическим законом. Справедливость – это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по поводу распределения или перераспределения, также взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей. 12

Этические ценности Аристотель 1. Справедливость распределительная (или воздающая) -связана с распределением имущества, почестей и Этические ценности Аристотель 1. Справедливость распределительная (или воздающая) -связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества. Справедливость в том, чтобы определенное количество благ было распределено пропорционально заслугам. 2. Справедливость уравнивающая (или направительная). связана с обменом, призвана уравнять стороны. 3. Справедливость полагает определенный уровень согласия между членами общества относительно принципов, по которым они живут. 13

Этические ценности Милосердие 1. Можно ли считать милосердие этическим принципом? 2. Можно ли заповедь Этические ценности Милосердие 1. Можно ли считать милосердие этическим принципом? 2. Можно ли заповедь любви считать императивом (общезначимым предписанием, в противоположность личному принципу (максиме), тем более фундаментальным? Проблему видели в том, что любовь, даже в самом широком понимании, является чувством субъективным, не поддающимся сознательной регуляции явлением. Чувство нельзя вменить ( «сердцу не прикажешь» ). Милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других. Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. 14

Античная этика «Человек есть мера всех вещей» Протагор Основной особенностью этической позиции являлось понимание Античная этика «Человек есть мера всех вещей» Протагор Основной особенностью этической позиции являлось понимание нравственности, добродетельности поведения человека как разумности. Разум управляет жизнью человека и общества в понимании античной этики, он играет главную роль в выборе правильного жизненного пути. Кроме разумности человеческого поведения, одной из основных характеристик античного мировоззрения являлось стремление к гармонии человека с его внутренним и с внешним миром. 15

Античная этика Учение софистов (V в. до н. э. ) - первый этап в Античная этика Учение софистов (V в. до н. э. ) - первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции, период сомнения в предмете этики, т. е. отрицания морали как чего‑то безусловного и общезначимого. В центре их этических размышлений всегда находился человек, который являлся самодостаточной ценностью. Софисты слишком преувеличивали роль индивидуального творчества, моральных ценностей и не выдвинули приемлемой позитивной этической программы, сориентировали развитие философской мысли в Древней Греции по направлению к усилению интереса к нравственным проблемам. 16

Античная этика Сократ (469– 399 гг. до н. э. ) - отец античной этики, Античная этика Сократ (469– 399 гг. до н. э. ) - отец античной этики, отводил морали первостепенную роль в обществе, считая ее фундаментом достойной жизни каждого человека. «Смысл может иметь только такая жизнь, которая не противоречит убеждениям» . «Проявлением сущности человека является поступок, а самым лучшим способом самореализации личности становится ее нравственная деятельность» . 17

Античная этика Индуктивный метод Сократа: 1) сомнение (или «я знаю, что я ничего не Античная этика Индуктивный метод Сократа: 1) сомнение (или «я знаю, что я ничего не знаю» ); 2) ирония (или выявление противоречий); 3) майевтика (или преодоление противоречия); 4) индукция (или обращение к фактам); 5) дефиниция (или окончательное установление искомого понятия). 18

Античная этика. Сократ Счастье - благоразумное, добродетельное бытие. Только нравственный человек может быть счастливым Античная этика. Сократ Счастье - благоразумное, добродетельное бытие. Только нравственный человек может быть счастливым (а также разумным, что практически то же самое). Не сама мораль подчинена естественному стремлению человека к счастью, а, наоборот, счастье напрямую зависит от нравственного облика (добродетельности) человека. Задача этики: помогать каждому человеку стать моральным, а вместе с тем счастливым. Различал понятия «счастье» и «наслаждение» . Выдвигал проблему свободы воли. Главными добродетелями человека считал: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, подчеркивая значимость нравственного самосовершенствования человека. Понятия истины и добра совпадают. 19

Античная этика. Платон (427– 347 гг. до н. э Пришел к доказательству дуализма существующего Античная этика. Платон (427– 347 гг. до н. э Пришел к доказательству дуализма существующего мира. Считал, что есть видимый мир явлений и сверхчувственный, потусторонний мир идей. Этическая концепция: индивидуальная этика и социальная этика. Ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. 20

Античная этика. Аристотель (384– 322 гг. до н. э. ) «Хотя Платон и истина Античная этика. Аристотель (384– 322 гг. до н. э. ) «Хотя Платон и истина мне дороги, священный долг велит отдать предпочтение истине» . «Никомахова этика» , «Евдемова этика» и «Большая этика» . Этика должна изучать индивидуальное поведение человека, его отношения с другими людьми, поэтому она является прежде всего социально‑политической этикой, т. е. областью знаний, которая исследует нравственные задачи государства и гражданина, проблемы воспитания граждан и заботы об общем благе людей. Т. о. , этика Аристотеля занимала среднее положение между его психологией и политикой. 21

Античная этика. Аристотель Разделил науки на три группы: 1. Теоретические ( «умозрительные» ) - Античная этика. Аристотель Разделил науки на три группы: 1. Теоретические ( «умозрительные» ) - философия, математика и физика. 2. Практические ( «производительные» ) - этика и политика. 3. Творческие ( «созидательные» ). – искусство, ремесла и прикладные науки. «Источник самой морали необходимо искать в государственных отношениях» . «Счастье – это особое состояние удовлетворенности, которое получает человек от совершенной им добродетельной деятельности» . Главные условия на пути к счастью: нравственное и интеллектуальное совершенствование, дружба, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция. 22

Этика Средневековья Основой для толкования нравственности выступает не разум, а религиозная вера. Идея Бога Этика Средневековья Основой для толкования нравственности выступает не разум, а религиозная вера. Идея Бога как морального образца задает строгие границы для интерпретации всей нравственной проблематики. Античные философы, решая вопрос о высшем благе, исходили из того, что благо существует непосредственно для человека и ради него, и потому речь шла о высшем благе человека. Христиане этим представлениям противополагали иной тезис: так как высшее благо – это Бог как реальность, то высшее благо существует ради славы самого Бога. Бог выступает как объективный, безусловный, единственно правильный источник морали. 23

Этика Средневековья В христианской этике из идеи любви к Богу появляется новая добродетель – Этика Средневековья В христианской этике из идеи любви к Богу появляется новая добродетель – милосердие (неизвестная античной этике), которая предполагает прощение обид, готовность к состраданию и помощи нуждающимся. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» . В отличие от стоицизма, который был ориентирован на сильную личность, способную обрести все в себе самой, христианство обращается к «нищим духом» , к нуждающимся, ко всем, кому необходимы утешение и помощь. Отчаявшимся христианская мораль обещает искупление страданий и вечное блаженство в ином мире. 24

Этика Средневековья Так как для эпохи Средневековья характерна неразделенность собственно морального сознания от других Этика Средневековья Так как для эпохи Средневековья характерна неразделенность собственно морального сознания от других форм общественного сознания и нравственности, христианская теология объединила в. единый нерасчлененный комплекс философскую, религиозную, этическую проблематику Патристика (совокупность теологических, философских и политикосоциологических доктрин христианских мыслителей 2— 8 вв. ) в Средние века основывалась на таком представлении об этике. Понимание Бога как высшего блага, к которому причастны все люди, и следование, к которому ведет презрение к смерти, служило этическим доказательством бытия Бога. 25

Этика Средневековья Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354– Этика Средневековья Идея подчинения морали религии очень ярко отражена в творчестве Августина Блаженного (354– 430 гг. ). Для его этики характерно осознание Бога как единственного источника и меры нравственности, объяснение зла как отрицания добра и отступления от божественных предписаний, негативное отношение к активности человека и отрицание нравственной полноценности личности. Синтетическая этика Фомы Аквинского (1225– 1274 гг. ) опиралась на положения Аристотеля, но осмысливая ее в контексте христианского вероучения (попытался синтезировать мораль и религию). Выделил три части этики: ü монастику (обусловленность поступков человека высшей целью); ü экономику (добродетели, которые присущи людям как частным лицам); ü политику (как гражданское поведение людей). 26

Этика Возрождения Антихристианская этика Эразма Роттердамского: вера и знание гармонично связаны между собой. Скептическая Этика Возрождения Антихристианская этика Эразма Роттердамского: вера и знание гармонично связаны между собой. Скептическая этика М. Монтеня: человек не должен смиряться перед судьбой, Богом, провидением, он способен полностью отвечать за свои поступки. «Презрение к жизни – нелепое чувство, ибо в конечном счете она – все, что у нас есть, она – все наше бытие… Жизнь ведет нас за руку по отлогому, почти неприметному склону, потихоньку да полегоньку, пока не ввергнет в это жалкое состояние, заставив исподволь свыкнуться с ним. Вот почему мы не ощущаем никаких потрясений, когда наступает смерть нашей молодости, которая, право же, по своей сущности гораздо более жестока, нежели кончина еле теплящейся жизни или кончина нашей старости. Ведь прыжок от бытия‑прозябания к небытию менее тягостен, чем от бытия‑радости и процветания к бытию‑скорби и муке» . 27

Этика Нового времени Этика Бенедикта Спинозы (1635– 1677 гг. ). Аксиоматический метод доказательства морали. Этика Нового времени Этика Бенедикта Спинозы (1635– 1677 гг. ). Аксиоматический метод доказательства морали. Рациональная этика Рене Декарта (1596— 1650). Человек – всего лишь физическая субстанция, которую можно наблюдать и понимать. Страсти являются естественной природой человека, практически автономной от мыслительных усилий души. Этика Клода Адриана Гельвеция. Общее благо. Интерпретировал человека в психофизиологическом ключе (человек – чисто физическое существо). 28

Этические учения в немецкой классической философии Основная проблема этики И. Канта(17241804) – проблема человеческой Этические учения в немецкой классической философии Основная проблема этики И. Канта(17241804) – проблема человеческой свободы. Г. В. Ф. Гегель (1770– 1831 гг. ) обратился не к выявлению сущности морали, а к определению ее роли в системе общественных отношений. Л. Фейербаха (1804– 1872 гг. ) критике идеалистической и религиозной этики, его убежденности в доминировании именно материалистической ориентации в этических исследованиях 29

Неклассические концепции этики Артур Шопенгауэр (1788– 1860 гг. ) обратил внимание на неисчерпаемость психики, Неклассические концепции этики Артур Шопенгауэр (1788– 1860 гг. ) обратил внимание на неисчерпаемость психики, прежде всего ее волевого компонента, на значение интуиции, импульсивных составляющих духовного опыта. Фридрих Ницше (1844 -1900) утверждал мораль, критикуя и даже отрицая ее. 30

Этические учения в русской философии Самобытные черты этических исканий русской философии оформились в XIX–XX Этические учения в русской философии Самобытные черты этических исканий русской философии оформились в XIX–XX вв. , в то время, когда национальное этическое сознание достаточно определилось. «Русская идея» содержится в «осуществлении всех идей» . (Ф. М. Достоевский) Основные тенденции развития русского этического мышления: 1. тяготение к материалистическому толкованию морали, наиболее ярко реализуется в воззрениях русских революционных демократов; 2. Ориентация на идеалистическую концепцию. 31

Этические учения в русской философии Самыми интересными, с точки зрения развития этической мысли, считают Этические учения в русской философии Самыми интересными, с точки зрения развития этической мысли, считают такие направления в идеалистической ветви русской философии, как философия «всеединства» (В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк) и экзистенциальная философия (Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев). Кризисное состояние Российской империи, значительное обострение социальных противоречий породили обесценивание нравственных установок и идеологическую пустоту, которую чем‑то необходимо было заполнить. Российская интеллигенция, уверенная в необходимости кардинальных перемен, мучительно отыскивала ответ на вопрос: что же делать? Или, как сформулировал С. Франк: «Что делать мне и другим, чтобы спасти мир и впервые оправдать свою жизнь» . 32

Этические учения в русской философии Этика и философия всеединства - В. С. Соловьев (1853 Этические учения в русской философии Этика и философия всеединства - В. С. Соловьев (1853 -1900) Проблема свободы и обоснование этических проблем - Н. А. Бердяев (1874 -1948) Этика непротивления злу - Л. Н. Толстой (1828 – 1910) 33

Этика XX века Этические искания в экзистенциальной философии Появившаяся в 1920‑е гг. «философия существования» Этика XX века Этические искания в экзистенциальной философии Появившаяся в 1920‑е гг. «философия существования» (лат. existentia – «существование» ) большую популярность приобрела уже после Второй мировой войны. Наиболее известные представители: М. Хайдеггер и К. Ясперс в Германии; А. Камю, Ж. ‑П. Сартр, Г. Марсель во Франции, а предшественники – С. Кьеркегор (Дания); Н. Бердяев, Л. Шестов (Россия). Особенности: - необыкновенная сосредоточенность на смысложизненных вопросах - начальным принципом человеческого существования считали свободу 34

Этика XX века Аналитическая философия. Анализ морального языка моральная философия показывает, что мораль не Этика XX века Аналитическая философия. Анализ морального языка моральная философия показывает, что мораль не является только сферой эмоций, желаний, она также объединена с рациональностью и добровольными действиями. Принципы справедливости Дж. Ролза Справедливость в этике рассматривают как проблему равенства 1. Любой человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей. 2. Экономические и социальные неравенства должны быть организованы таким образом, чтобы от них можно было бы действительно ожидать преимуществ для всех и доступ к положениям и должностям был открыт для всех. 35

Практическое занятие № 1 Подготовьте выступления по следующим темам: Этика как понятие 1. Этика Практическое занятие № 1 Подготовьте выступления по следующим темам: Этика как понятие 1. Этика как понятие и научная дисциплина. 2. Античное представление об этике. 3. Христианская и протестантская этика. 4. Конфуцианская этика. 5. Этика Средневековья (Августин Блаженный, Ф. Аквинский) 6. Этика Возрождения (Э. Роттердамский, М. Монтень) 7. Этика Нового времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, К. А. Гельвеций) 8. Этические учения в немецкой классической философии (И. Кант, Гегель, Л. Фейербах) 9. Неклассические концепции этики (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) 10. Мораль и нравственность в русской профессиональной культуре. 11. Виды современной этики. 12. Общие принципы этики. Основная литература для подготовки: Этика. Конспект лекций/ С. Г. Зубанова, Д. А. Аникин: ЭКСМО; Москва; 2007 36