Скачать презентацию Эрих Фромм Эрих Фромм 1900 -1980 Скачать презентацию Эрих Фромм Эрих Фромм 1900 -1980

Эрих Фромм.pptx

  • Количество слайдов: 12

Эрих Фромм Эрих Фромм

 Эрих Фромм (1900 -1980) - немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и Эрих Фромм (1900 -1980) - немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. В 1923 -1924 прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине. С 1925 занимался психоаналитической практикой. В 1929 -1932 - сотрудник Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, руководитель отдела социальной психологии. В 1933 - эмигрировал в США. Работал в Институте социальных исследований в Нью-Йорке, в Институте психиатрии им. У. Уайта, преподавал в Колумбийском и Йельском университетах. Основал и возглавлял Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико. С 1974 жил в Швейцарии.

Основные этапы учения Фромма Природа человека и парадокс человеческого бытия Источники движущих человеком сил Основные этапы учения Фромма Природа человека и парадокс человеческого бытия Источники движущих человеком сил Проблема бессознательного в учении Фромма Проблема свободы человека Причины и механизмы «бегства от свободы» Подлинное существование человека и гуманистическая этика Человек и общество Характер человеческого общества Программа Фромма по изменению человека и общества

Концептуальными источниками творчества Фромма являлись многие идеалисты: Фрейд, Маркс, а также буддизм, труды Бахофена Концептуальными источниками творчества Фромма являлись многие идеалисты: Фрейд, Маркс, а также буддизм, труды Бахофена и Моргана, Спинозы, Ницше и др. Учение Эриха Фромма – это синтез фрейдистских, марксистских и экзистенциалистских идей. Фромм, акцентируя внимание на проблеме человека, стремился к комплексному рассмотрению ее биологических, социальных и экзистенциальных аспектов

 По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры» .

У Фромма были свои идеи по изменению человека и общества: Программа Фромма по изменению У Фромма были свои идеи по изменению человека и общества: Программа Фромма по изменению человека и общества была ориентирована на массовое изменение человеческого характера с переходом от установки на "обладание" к установке на "бытие". Она предполагала переход к "здоровому потреблению", реализацию "демократии участия", децентрализацию промышленности, замену бюрократического управления гуманистическим, запрет методов манипуляции сознанием и ряд других мер. Фромм характеризует западную цивилизацию как находящуюся в моральном кризисе, обусловленном потерей влияния религии и утратой веры в человеческую автономию и разум.

Эрих Фромм и «Кризис психоанализа» - одна из знаковых работ великого германского философа-гуманиста и Эрих Фромм и «Кризис психоанализа» - одна из знаковых работ великого германского философа-гуманиста и социального психолога Эриха Фромма. В этой работе, оказавшей огромное влияние на развитие современной философии, педагогики и даже литературы. Эрих Фромм анализирует «сексуализацию» психологии Фрейдом и его многочисленными последователями - и одновременно «социализацию» философии Марксом и его последователями - и развивает собственную концепцию становления развития человеческой личности, на которую в равной степени оказывают влияние сознательное и бессознательное, общее - и частное.

Фромм и характер человеческого общества Фромм полагает все существовавшие в истории типы обществ не Фромм и характер человеческого общества Фромм полагает все существовавшие в истории типы обществ не отвечающими подлинным нуждам человека. Репрессивность общества проявляется, по его мысли, в манипуляции сознанием, а также в вытеснении в бессознательное нежелательных с социальной точки зрения устремлений - как негативных, так и позитивных. В связи с этим Фромм говорит о "социальном бессознательном", обусловленном действием "социального фильтра". В "социальный фильтр", согласно Фромму, входят язык, присущая данному обществу логика мышления и социальные запреты - "табу". Всякое побуждение или мысль допускается в сознание только по прохождении "социального фильтра"

Соответственно, символику бессознательного Фромм связывает с социокультурно заданными внутрипсихическими конфликтами. Целью спасительной для людей Соответственно, символику бессознательного Фромм связывает с социокультурно заданными внутрипсихическими конфликтами. Целью спасительной для людей психоаналитической терапии становится, согласно Фромму, "дерепрессия" - осознание позитивных человеческих потенций и достижение их баланса с социальной дееспособностью. Работа Фрома "Иметь или быть? " была посвящена анализу "бытия" и "обладания" как фундаментальных способов человеческого существования (категория "бытие" используется Фроммом как психологическая и антропологическая, а не как метафизическая). Фромм расценивает состояние современной цивилизации как предкатастрофическое.

Заключение Подводя итог, необходимо отметить, что концепция Эриха Фромма представляет собой новый этап в Заключение Подводя итог, необходимо отметить, что концепция Эриха Фромма представляет собой новый этап в исследованиях проблемы человека в психоаналитической философии. Его учение значимо тем, что подробнейше рассмотрены вопросы взаимосвязи общества, его экономического устройства, этапов исторического развития с духовностью человека; особое внимание уделено проблеме свободы человека, чего не сделали предшественники Фромма – Фрейд и Юнг.

 О чем бы не писал Фромм – о бытии, власти, государстве, деспотии, культуре, О чем бы не писал Фромм – о бытии, власти, государстве, деспотии, культуре, нации, собственное рассуждение он начинает с человека. Индивид в определенной ситуации исторической, социальной, психологической, экзистенциальной таков исходный пункт его философствования. Соответственно все, что вырастает из подобного размышления, содействует постижению человека как феномена. Отвергая или исправляя попытки раскрытия тайны человека, осуществленные Л. Фейербахом, К. Марксом, З. Фрейдом, философ разработал целостное учение о человеке как чувствующем, страдающем и мыслящем существе. Человек, его сущность, социальная обусловленность суть основополагающих принципов миропонимания Фромма. Э. Фромм «превращает» человека в меру всех вещей в том смысле, что отвергает все попытки подчинить человека какой-то иной сущности. Не только общество, но и вся Вселенная оцениваются Фроммом через призму человека

 Последние годы жизни В 1974 он переехал в Муральто (или Локарно). В скоре Последние годы жизни В 1974 он переехал в Муральто (или Локарно). В скоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть» , в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии, в своем доме в 1980, за пять дней до восьмидесятого дня рождения.