Скачать презентацию Элитарная культура это высокая культура противопоставляемая массовой Скачать презентацию Элитарная культура это высокая культура противопоставляемая массовой

элитарная культура.pptx

  • Количество слайдов: 13

Элитарная культура это «высокая культура» , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее Элитарная культура это «высокая культура» , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию

Элитарная культура Создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает Элитарная культура Создается привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости» , отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни.

Элитарная культура расцветает особенно продуктивно и плодотворно на “сломе” культурных эпох, при смене культурно-исторических Элитарная культура расцветает особенно продуктивно и плодотворно на “сломе” культурных эпох, при смене культурно-исторических эпох, своеобразно выражая кризисные состояния культуры, неустойчивый баланс между “старым” и “новым”. Сами представители э. к. осознавали свою миссию в культуре как “застрельщики нового”, как опережающие свое время, как творцы, не понятые своими современниками. Сюда же относятся “начинатели” масштабных традиций и создатели эпох “большого стиля” (Шекспир, Гёте, Шиллер, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Горький, Кафка и т. п. ). Существуют концепции, трактующие элитарную культуру как консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в мир идеализированной эстетики, религиозных и мифологических фантазий, социально-политических утопий, философии идеализма и т. п. (поздний Белинский, Чернышевский, Добролюбов, М. Антонович, Н. Михайловский, В. Стасов, П. Ткачев и другие радикально-демократические мыслители). Такие взгляды на элитарную культуры находят свое выражение в одной из ее главных формул: «искусство для искусство» , или «чистое искусство» .

В свое время представителями элитарной культуры являлись: Поэты (Маяковский, Ахматова, Гумилев) Художники ( Пабло В свое время представителями элитарной культуры являлись: Поэты (Маяковский, Ахматова, Гумилев) Художники ( Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Клод Моне, Энди Уорхол) Писатели (Чехов, Горький, Достоевский) Музыканты, композиторы (Альфред Шнитке, А. Н. Скрябин) Философы (Платон, Фридрих Ницше, Карл Маркс, Фридрих Энгельс ) Политики

Примеры работ представителей элитарной культуры Амедео Модильяни. «Невеста и Жених» Примеры работ представителей элитарной культуры Амедео Модильяни. «Невеста и Жених»

Примеры работ представителей элитарной культуры Энди Уорхол. Портрет Мэрилин Монро. Примеры работ представителей элитарной культуры Энди Уорхол. Портрет Мэрилин Монро.

Примеры работ представителей элитарной культуры Марк Шагал. «Свадебные Огни» 1945 год. Примеры работ представителей элитарной культуры Марк Шагал. «Свадебные Огни» 1945 год.

Примеры работ представителей элитарной культуры Кандинский В. В. «Композиция 8» Примеры работ представителей элитарной культуры Кандинский В. В. «Композиция 8»

Особенности элитарной культуры сложность, специализированность креативность новационность; способность формировать сознание, готовое к активной преобразующей Особенности элитарной культуры сложность, специализированность креативность новационность; способность формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности; способность концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений; наличие ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими» ; наличие жесткой системы норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных» ; индивидуализация норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными; создание новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора; использование нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «отстраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности; смысловая и функциональная «закрытость» , «узость» , обособленность от целой национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, табуированного для остальной массы, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз» , «хранителей тайны и веры» , что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре

Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей.

Плюсы и минусы элитарной культуры Плюсы Минусы Является двигателем общества, всегда вносит новые понятия Плюсы и минусы элитарной культуры Плюсы Минусы Является двигателем общества, всегда вносит новые понятия и новаторские идеи в его жизнь Существование широкого пласта элит. культуры говорит о высоком уровне духовного развития общества Формирует у людей сознание, готовое к творческой и преобразующей деятельности Приобщает человека к высоким нравственным и духовным ценностям, моральным идеалам Позволяет удовлетворять духовные потребности человека Трудна для понимания неподготовленного человека Может быть «закрытой» для людей, не входящих в элиту

Вывод. Несмотря на то, что массовую и элитарную культуру часто противопоставляют другу, они не Вывод. Несмотря на то, что массовую и элитарную культуру часто противопоставляют другу, они не являются враждебными. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой , повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды показывать поддержку «творцам» элитарного искусства. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры» , смешиваясь с ней.

Так же хотелось бы добавить, что существование элитарной культуры фактически невозможно без существования элит, Так же хотелось бы добавить, что существование элитарной культуры фактически невозможно без существования элит, т. е. без классового деления в обществе. Означает ли это, что чем меньше различия между классами в обществе, тем меньше процент существования элитарной культуры? Вполне возможно, и это мы можем проследить, сравнивая рабовладельческое общество Древней Греции и современное общество, которое сложилось в развитых странах, таких как США, Великобритания и прочие. В Древней Греции существовало множество культурных элит, представители которых целиком и полностью посвящали себя творческой и культурной деятельности, и плоды их культуры фактически были недоступными для других слоев общества. А в современных реалиях такого не происходит, хотя бывают и исключения. Об этом феномене пишет японский писатель Харуки Мураками в своей книге «Слушай песню ветра» так: «Если же вам нужны искусство и литература, читайте греков. Ведь для того, чтобы родилось истинное искусство, совершенно необходим рабовладельческий строй. У древних греков рабы возделывали поля, готовили пищу и гребли на галерах, а горожане в это время предавались стихосложению и упражнениям в математике под средиземноморским солнцем. И это было искусство. А какой текст может написать человек, посреди ночи роющийся в холодильнике на пустой кухне? Только вот такой и может. Это я о себе. »