Скачать презентацию Экономическая мысль в эпоху средневековья Средневековье охватывает Скачать презентацию Экономическая мысль в эпоху средневековья Средневековье охватывает

Экономическая мысль в эпоху средневековья.pptx

  • Количество слайдов: 8

Экономическая мысль в эпоху средневековья Экономическая мысль в эпоху средневековья

Средневековье охватывает промежуток с V по XIV вв. Если экономическая мысль Древней Греции и Средневековье охватывает промежуток с V по XIV вв. Если экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима неотделима от античной философии, то экономическая мысль средневековья облачена в «монашескую сутану» , то есть скрывалась под религиозной оболочкой.

Духовными учителями эпохи средневековья были канонисты или схоласты. Они занимались трактованием Священного Писания и Духовными учителями эпохи средневековья были канонисты или схоласты. Они занимались трактованием Священного Писания и согласно христианской этике рассуждали о честности, нравственности получения прибыли, процента, о том, насколько это «угодно Богу» ,

Августин Блаженный (353 -430 гг. ) В период раннего средневековья (с V по ХI Августин Блаженный (353 -430 гг. ) В период раннего средневековья (с V по ХI вв. ) канонисты, начиная с Августина считали, что обладание богатством порочно, ибо мешает духовному совершенствованию; все люди равны перед «божественной благодатью» ; труд должен быть единственным источником средств существования в соответствии с библейским принципом: «В поте лица твоего ешь хлеб твой»

Учение о справедливой цене Центральной экономической идеей ранних канонистов (схоластов) было учение о «справедливей Учение о справедливой цене Центральной экономической идеей ранних канонистов (схоластов) было учение о «справедливей цене» как цене, установленной Богом. Под «справедливой ценой» , по существу, они имели в виду цену, равную затратам.

Присвоение торговой прибыли, и ссудного процента канонисты рассматривали как нарушение обмена по «справедливой цене» Присвоение торговой прибыли, и ссудного процента канонисты рассматривали как нарушение обмена по «справедливой цене» и требовали запрещения крупной торговли и ростовщичества. Деньги изобретены людьми и должны лишь обслуживать меновые операции. Их накопление грешно и должно жертвоваться бедным.

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 -1277) В период позднего средневековья становится широко известным произведение итальянского Фома Аквинский (Аквинат) (1225 -1277) В период позднего средневековья становится широко известным произведение итальянского богослова Фомы Аквинского «Сумма теологии» . В этой работе Фома Аквинский пишет: так как «сама природа создает животных и растения для людей» , то человек от природы имеет право на присвоение богатства. Следовательно, собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным атрибутом человеческой жизни. Подобно Аристотелю, Аквинат ставит интеллектуальный труд выше физического и трактует последний как рабское занятие

Несколько изменилась у Фомы Аквинского и трактовка «справедливой цены» . Он сводил обмен к Несколько изменилась у Фомы Аквинского и трактовка «справедливой цены» . Он сводил обмен к чисто субъективному акту, обеспечивающему равенство пользы. «Поэтому, - учил он, - божественный закон говорит, что если вещь поступает на пользу одному и в ущерб другому, то «в таком случае можно будет по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе» . При этом она все же «не будет продана дороже, чем стоит владельцу» , так как прибавка компенсирует тот «ущерб, который наносит себе продавец, лишаясь данной вещи» . Таким образом, цена вещи определяется затратами труда и другими издержками производства и сбыта, обеспечивающими эквивалентность обмена.