Экологическая культура как результат экологического образования План изучения

Скачать презентацию Экологическая культура как результат экологического образования План изучения Скачать презентацию Экологическая культура как результат экологического образования План изучения

prezentaciya_2.ppt

  • Размер: 101.0 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 12

Описание презентации Экологическая культура как результат экологического образования План изучения по слайдам

  Экологическая культура как результат экологического образования План изучения темы: 1. Экологический кризис Экологическая культура как результат экологического образования План изучения темы: 1. Экологический кризис как кризис экологического сознания личности 2. Исторический анализ проблемы экологического воспитания подрастающего поколения 3. Становление понятия «экологическая культура»

  Экологическое сознание - это общественное сознание,  которое отражает взаимоотношения человека с Экологическое сознание — это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические проти- воречия, экологическое сознание направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе. Антропоцентрическое экологическое сознание — это система представлений о мире, для которой характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности; восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека; прагмати- ческий характер мотивов и целей взаимодействия с ней (до 70 -х годов XX века).

  Эконцентрическое экологическое сознание - это система представлений о мире, для которой характерны: Эконцентрическое экологическое сознание — это система представлений о мире, для которой характерны: ориентиро- ванность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов, как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой (после 70 -х годов ХХ века). Особенности экоцентрического экологического сознания: • Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. • Отказ от иерархической картины мира. • Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. • Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком. • Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимодейственного единства. • Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

  Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, — говорил Сухомлинский. — Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе. . . Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. » «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать» . «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира»

  Академик И. Д. Зверев пишет: Острота современных проблем взаимо- действия общества и Академик И. Д. Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимо- действия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить «просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребо- вал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда со- циально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полно- го и последовательного отражения многоаспектности экологии в школь- ном образовании». И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина утверждают, что экологическая культура должна быть связана с социально-нравственной деятельностью, вызы- вающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей. Д. В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с приро- допользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного ис- пользования ресурсов планеты, с пере ходом к общенациональному сбере- жению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поиском оптимальных норм производственного потребления.

  Б. С. Кубанцев говорит о необходимости переориентации господству- ющего в мышлении соотечественников Б. С. Кубанцев говорит о необходимости переориентации господству- ющего в мышлении соотечественников антропоцентрического мыш- ления, когда в центре всего и всея стоит человек ( «царь природы» ), на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рас- сматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформи- роваться на основе более глубокого, чем ныне, изучения объективных законов живой природы. Именно незнание, недооценка, игнорирование этих законов во всех формах хозяйственной деятельности привели к многочисленным экологическим проблемам. В. Р. Душенков считает, что научной основой оптимизации взаимоотно- шений человека с природой, мо жет быть только экология, следование ее объективным законам: «Совокупность разнообразных форм деятель- ности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление, мы называем экологической культурой» . Академик Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересован- ность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществле- ние, богатство нравственно-эстетических чувств и пере живаний, порождаемых общением с природой.

  Понятие экологической культуры соединяет в себе:  •  знание основных законов Понятие экологической культуры соединяет в себе: • знание основных законов природы; • понимание необходимости считаться с этими за- конами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; • стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; • выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятелъностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

  Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, Экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гумани- тарные и технические области знания. Становление экологической культуры лич- ности в процессе экологического образо- вания при таком подходе может сложить- ся лишь в том случае, если продумана стра- тегия интеграции знания в образовании.

  В. А. Игнатова всесторонне (теоретически и эксперимен- тально) изучает процесс становления экологической В. А. Игнатова всесторонне (теоретически и эксперимен- тально) изучает процесс становления экологической куль- туры у школьников. Исходной в ее исследовании является такая позиция: • экологическая культура — часть общечеловеческой культу- ры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи челове- ка и всего общества с природой во всех видах деятельности; • центром экологической культуры являются универсаль- ные ценности и такие способы деятельности, которые поз- воляют сохранить эти ценности; • критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде.

  В. А. Игнатова пришла к следующим выводам: Экологическая культура может быть сформирована В. А. Игнатова пришла к следующим выводам: Экологическая культура может быть сформирована у школьников в процессе обучения при определенных условиях. Ключевыми показателями экологической культуры являются целостное представление о социо- природной среде, обобщенная картина мира, понима- ние системности и процессуальности мира; экологи- ческое мышление; экологически целесообразная дея- тельность и поведение. Важнейшим условием форми- рования экологической культуры личности является интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования.

  Экологическое мышление определяется как мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Человек, Экологическое мышление определяется как мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Человек, воору- женный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т. е. мышление определяет действие, поведение, конкретную дея- тельность. Экологическое сознание — это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы (Э. В. Гирусов, А. Н. Кочер- гин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев и др. ) рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной сре- ды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятель- ности: историческую оценку достижений человечества во взаимо- действии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особенное значение имеет про гнозирование — умение предвидеть ближайшие и отдаленные по следствия воздействия человека на природную среду.

   Экологическая культура — это сложная категория, которая развивается на протя- жении Экологическая культура — это сложная категория, которая развивается на протя- жении всей жизни человека; начало она бе- рет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть полный документ!
РЕГИСТРАЦИЯ