ДЖОРДЖ МУР «ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ» ГЛАВА IV: МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЭТИКА КАРЦЕВА АНАСТАСИЯ 2 ГРУППА, 2 КУРС
К области метафизической этики относится такой тип этических теорий, которые используют метафизические положения в качестве основы для этических истин. Предмет метафизики – универсальные истины и понятия, находящиеся в области сверхчувственной реальности.
Метафизическая этика утверждает, что высшее добро не является эмпирическим предметом, а имеет особенности, присущие сверхчувственной реальности. Этот тип теорий допускает «натуралистическую ошибку» , полагая, что знание о «подлинной реальности» дает основание считать нечто «добром самим по себе» . Этические истины, напротив, имеют универсальный характер и несводимы к утверждениям о реальности.
Практическая этика отвечает на вопрос «Что мы должны делать? » и рассматривает результаты поступков. Метафизические теории же объясняют природу не «будущей» и вообще не временной реальности, а вечной. Метафизика делает возможной практическую этику, только если полагает, что «вечная реальность» не может быть единственной истинной реальностью и единственным добром.
Основное заблуждение метафизической этики: предметом суждения о ценности чего-либо является его реальность, добром является то, что обладает чертами сверхчувственной реальности. Добро полагается реальной чертой. На этом основываются метафизические теории (логические доктрины), сводящие этические суждения к суждениям, утверждающим связи между существующими предметами.
Моральный закон не подобен ни закону природы, ни юридическому закону. Кант же ставит моральный закон в один ряд с законом природы, так как утверждает: то, что должно быть = то, что свободная воля должна делать по необходимости = то, что является добром. Также Кант уподобляет моральный закон юридическому, понимая его как императив, как должное, требуемое авторитетом (в данном случае, сверхчувственным).
Ошибочное предположение метафизиков: качество «добро» определяется через принцип воли. Причина такой ошибки в предположении: приписывать предмету определенные предикаты означает то же, что и утверждать, что он является предметом какого-либо психического состояния (желания, познания). НО: суждения «Это – добро» и «Это является предметом желания» не идентичны.
Необходимо отличать факт существования предмета и факт его восприятия. «Истинность» не связана с процессом нашего мышление, как и предикат «добро» не может зависеть от процесса желания.
Вывод Дж. Мура: Метафизика, как исследование предположительно существующей действительности, не может иметь влияния на решение основной проблемы этики, выраженной вопросом «Что является добром? »