Скачать презентацию Дух душа тело Как достичь гармонии Дихотомия Скачать презентацию Дух душа тело Как достичь гармонии Дихотомия

Дух, душа, тело.pptx

  • Количество слайдов: 41

Дух, душа, тело. Как достичь гармонии? Дух, душа, тело. Как достичь гармонии?

Дихотомия или трихотомия? • τέμνω - резать • διχοτομία: душа, тело • τρῐχοτομία: дух, Дихотомия или трихотомия? • τέμνω - резать • διχοτομία: душа, тело • τρῐχοτομία: дух, душа, тело

Гомер (VIII в. до Р. Х. ) • • • Религия Зевса-Аполлона Тело - Гомер (VIII в. до Р. Х. ) • • • Религия Зевса-Аполлона Тело - главное Душа: 1) ψῡχή - бесплотный образ тела 2) θῡμός – воля 3) νόος – ум (нет у животных)

Гомер (VIII в. до Р. Х. ) • Пессимизм – все идут в аид Гомер (VIII в. до Р. Х. ) • Пессимизм – все идут в аид (ад) • Земная жизнь лучше загробной • В аиде только тени

Орфизм (VI в. до Р. Х. ) • • • Религия Деметры-Диониса Титаны поглотили Орфизм (VI в. до Р. Х. ) • • • Религия Деметры-Диониса Титаны поглотили Диониса Зевс испепелил титанов Человек создан из пепла титанов Человек = природа титанов + божественная природа (дуализм)

Орфизм (VI в. до Р. Х. ) • Дуализм: • 1) Душа – высшее Орфизм (VI в. до Р. Х. ) • Дуализм: • 1) Душа – высшее начало, искра Диониса, истина • 2) Тело – гробница души, природа титанов, ложь

Орфизм • • Загробная жизнь – лучшая доля Бессмертие души Переселение душ (метемпсихоз) Цель Орфизм • • Загробная жизнь – лучшая доля Бессмертие души Переселение душ (метемпсихоз) Цель – избавление от перевоплощений (аскеза)

Пифагор (570— 500 гг. до Р. Х. ) • • Дуализм Миры: 1) идеальный Пифагор (570— 500 гг. до Р. Х. ) • • Дуализм Миры: 1) идеальный (сущности, числа) 2) материальный (вещи)

Пифагор Человек – душа и тело Бессмертие души Переселение душ Цель – прервать череду Пифагор Человек – душа и тело Бессмертие души Переселение душ Цель – прервать череду перевоплощений (математика, музыка, жертвоприношения, медитации, аскетика) • Пифагорейский союз – монашеский орден • •

Платон (427 -347 гг. до Р. Х. ) • Дуализм • Миф о пещере: Платон (427 -347 гг. до Р. Х. ) • Дуализм • Миф о пещере: тени и реальность • Миры: идеальный (идеи) и материальный, умопостигаемый и чувственный • Мир идей и материя вечны, самобытны • Демиург творит все из материи по образцам идей

Платон • Тело – темница души, материя - зло • Душа – бессмертна (анамнезис Платон • Тело – темница души, материя - зло • Душа – бессмертна (анамнезис - припоминание) • Переселение душ • Цель – вырваться из круга перевоплощений

Платон (427 -347 гг. до Р. Х. ) • • Душа – начала: 1) Платон (427 -347 гг. до Р. Х. ) • • Душа – начала: 1) Разумное – разум, белый конь 2) Яростное – воля, возница 3) Вожделеющее – чувства, черный конь

Платон • • • Разумное знание: 1) разум (ум) – интуиция 2) рассудок - Платон • • • Разумное знание: 1) разум (ум) – интуиция 2) рассудок - логика Чувственное знание: 1) вера – мнение 2) подобие – вещи, созданные человеком

Плотин (204 -270 гг. ) • 3 субстанции (ипостаси): 1) Единое (ἕν) 2) Ум Плотин (204 -270 гг. ) • 3 субстанции (ипостаси): 1) Единое (ἕν) 2) Ум (νοῦς) – мыслит себя, разум 3) Душа (ψῡχή) – умопостигаемый мир, мир идей, рассудок • Есть в мире и в человеке

Плотин (204 – 270 гг. ) • Бессмертие души • Переселение душ • Цель Плотин (204 – 270 гг. ) • Бессмертие души • Переселение душ • Цель - возвращение души к Божеству в обратном возвышении до Него 1) Преодоление чувственного 2) Преодоление мыслимого 3) Соединение с Единым

Ориген (185 -254) • • • Творение умов (духи) Грехопадение 1) Ангелы 2) Люди Ориген (185 -254) • • • Творение умов (духи) Грехопадение 1) Ангелы 2) Люди (ум + тело) 3) Демоны Апокатастасис – восстановление, избавление от тела

Эвагрий Понтийский (346 -399) • • • Отец (Ум) Слово, Дух (Душа) ум (Тело) Эвагрий Понтийский (346 -399) • • • Отец (Ум) Слово, Дух (Душа) ум (Тело) душа тело Спасение - уничтожение тела и души, чистый дух

Католицизм • Адам и Ева = природа + благодать • «Чистая природа» = тело Католицизм • Адам и Ева = природа + благодать • «Чистая природа» = тело и душа (естественная) • «Благодать первозданной праведности» - внешняя чистой природе (сверхестественная) • После грехопадения – борьба разума с чувственностью

Ветхий Завет • «И создал Господь Бог человека из праха (χοῦς) земного, и вдунул Ветхий Завет • «И создал Господь Бог человека из праха (χοῦς) земного, и вдунул в лице его дыхание (πνοή) жизни, и стал человек душею (ψῡχή) живою» (Быт 2: 7) • «Отберешь у них дыхание – умрут, снова станут глиной. Послешь Свой Дух – они воссозданы» (Пс 103: 29 -30).

Ветхий Завет • Тело (басар) – человек в объективной данности, внешний • Душа (нефеш) Ветхий Завет • Тело (басар) – человек в объективной данности, внешний • Душа (нефеш) – человек в субъективной данности, внутренний • Дух (Руах) – сила Божия, посредник между Богом и миром

Апостол Павел (5/10 – 64/67) • • Σῶμα – тело, нечто целое Σῶς – Апостол Павел (5/10 – 64/67) • • Σῶμα – тело, нечто целое Σῶς – здравый, целый Σωτηρία – спасение, ис-цел-ение Σωφροσύνη – цело-мудрие, здраво-мыслие

Апостол Павел • Тело (σῶμα) – целостный человек • Плоть (σάρξ) – греховное начало Апостол Павел • Тело (σῶμα) – целостный человек • Плоть (σάρξ) – греховное начало

Трихотомия • «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш Трихотомия • «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс 5: 23) • «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4: 12).

Апостол Павел • «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что Апостол Павел • «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор 2: 14 -16).

Апостол Павел • Душевный (ψῡχικός) человек – Адам, первое творение • Духовный (πνευματικός) человек Апостол Павел • Душевный (ψῡχικός) человек – Адам, первое творение • Духовный (πνευματικός) человек – принявший Духа Святого, новое творение

 • И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но • И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе <…> Потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? » (1 Кор 3: 1, 3). • Плотский – живущий по греху

Апостол Павел • Телесное воскресение, преображение тела • «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Апостол Павел • Телесное воскресение, преображение тела • «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор 15: 44 -45).

Апостол Павел • «Я говорю: поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений Апостол Павел • «Я говорю: поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти: они другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом» (Гал 5: 16 -18).

Апостол Павел • «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны Апостол Павел • «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим 6: 5 -6) • Тело греха – тело во власти греха (болезнь)

Дуализм • • • Две субстанции – вечны, самобытны 1) Материя 2) Дух 1) Дуализм • • • Две субстанции – вечны, самобытны 1) Материя 2) Дух 1) Тело – низменное начало 2) Душа – бессмертна

Дуализм • • Коринфская церковь 2 субстанции – тело и душа 1) Аскетизм – Дуализм • • Коринфская церковь 2 субстанции – тело и душа 1) Аскетизм – умерщвление тела 2) Либертинизм – потакание телу

Монизм • Бог – нетварная природа • Мир и человек – единая тварная природа Монизм • Бог – нетварная природа • Мир и человек – единая тварная природа • Кардинальное различие между тварным и нетварным (свт. Афанасий Великий) • Впоследствии - материя

Монизм • Творец – абсолютно бессмертен, свободен • Творение – относительно бессмертно и относительно Монизм • Творец – абсолютно бессмертен, свободен • Творение – относительно бессмертно и относительно свободно • Творение – образ Творца

Свт. Феофил Антиохийский (+181 г. ) • «Итак, Он сотворил его ни смертным и Свт. Феофил Антиохийский (+181 г. ) • «Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти» (Послание к Автолику).

Свт. Григорий Богослов (329 -389) • «Слово, взяв часть новосозданной земли бессмертными руками составило Свт. Григорий Богослов (329 -389) • «Слово, взяв часть новосозданной земли бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него Дух, который есть струя неведомого Божества. Так из персти и дыхания создан человек - образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума. Посему, как земля, привязан я к здешней жизни, и, как частица Божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей»

Прп. Макарий Великий (300 -391) • Спасение – обожение, собирание всей полноты человеческой природы Прп. Макарий Великий (300 -391) • Спасение – обожение, собирание всей полноты человеческой природы • «…если почувствовал, что дух твой и душа твоя и тело твое достигли беспорочного единения и воскреснут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными … то ожидай Царствия» (Поучение 28. 2)

Прп. Максим Исповедник (580 -662) • • Грехопадение – разрыв Человек от Бога Человек Прп. Максим Исповедник (580 -662) • • Грехопадение – разрыв Человек от Бога Человек в себе (душа, тело) Люди между собой Мир от человека Мир в себе Спасение - соединение

Прп. Максим Исповедник • Душа: • 1) Ум - мудрость, созерцание и ведение – Прп. Максим Исповедник • Душа: • 1) Ум - мудрость, созерцание и ведение – Истина • 2) Разум - рассудительность, делание и добродетель – Благо • Бог – Истина и Благо

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 -1961) • • • Дух – бессмертный 1) самосознание 2) Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) (1877 -1961) • • • Дух – бессмертный 1) самосознание 2) ощущение благодати Душа - смертная 1) воспоминания 2) мысли 3) чувства 4) волевые акты Тело - смертное

Христос Яннарас (род. 1935) • Человек – одна целостная природа и многообразные энергии (проявления): Христос Яннарас (род. 1935) • Человек – одна целостная природа и многообразные энергии (проявления): • 1) психические – душа • 2) соматические – тело • Соответствует духу Священного Писания

Выводы • Человек – целостен • Человек – сотворен, зависит от Творца • Святые Выводы • Человек – целостен • Человек – сотворен, зависит от Творца • Святые отцы – античная терминология (Платон, Аристотель, Плотин), но библейский смысл • Поиск новой терминологии вместо античной (ипостась, сущность, энергии)