Скачать презентацию Древняя Греция Крито-микенский конец III II тыс до Скачать презентацию Древняя Греция Крито-микенский конец III II тыс до

Древняя Греция.pptx

  • Количество слайдов: 25

Древняя Греция Древняя Греция

Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э. ). В III—II тысячелетиях до н. э. Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э. ). В III—II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства в бассейне Эгейского моря — на острове Крит и полуострове Пелопоннес (города Микены, Пилос, Тир инф). Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами.

 • Греция • Европа • Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. • Греция • Европа • Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. • Часть Европы ещё покрыта густыми лесами и болотами, но кое-где на карте континента уже можно заметить отдельные очаги земледельческих и земледельческоскотоводческих культур (юг и юговосток Европы: Испания, Италия, Подунавье, южнорусские степи, Греция). • Здесь, в одном из самых оживленных перекрестков Средиземноморья, возникает минойская цивилизация (Минос – мифический царь Крита). • Время возникновения минойской цивилизации — рубеж III—II тысячелетий до н. э. , иначе говоря — конец так называемой эпохи ранней бронзы. • В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами» . Воссозданные Эвансом из руин фрагменты Кносского дворца

Кносский дворец По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита — царя Миноса. Кносский дворец По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита — царя Миноса. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (слово, заимствованное ими из какого-то догреческого языка). Человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр — чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем.

 Фреска «Парижанка» , жрица божества После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 Фреска «Парижанка» , жрица божества После сильнейшего землетрясения и огромного цунами между 1628 и 1500 г. до н. э. , вследствие извержения вулкана дворец был разрушен. В 1450 г. до н. э. пожар окончательно уничтожил Кносский дворец. Причём в это же время пожары уничтожили и другие похожие дворцы на Крите (Фест, Закрос и др. ). Причина этих пожаров до настоящего времени не ясна. Территория дворца больше не заселялась, но Кносс продолжал оставаться значительным городомгосударством вплоть до ранневизантийского периода.

 На Крите существовала особая форма царской власти - теократия (светская и духовная власть На Крите существовала особая форма царской власти - теократия (светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Даже лицезрение его, по-видимому, было запрещено простым смертным. Taк можно объяснить то странное на первый взгляд обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. «Святая святых» кносского дворца, место, где царь-жрец снисходил до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела, — это его тронный зал, расположенный неподалеку от большого центрального двора. Прежде чем попасть в него, посетители проходили через вестибюль, в котором стояла большая порфировая чаша для ритуальных омовений: очевидно, для того чтобы предстать перед «царскими очами» , нужно было предварительно смыть с себя все дурное

 Земледельческое население было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми. Все эти поступления Земледельческое население было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, из которых к моменту гибели дворца (конец XV в. до н. э. ) составился целый архив, насчитывающий около 5000 документов, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким о 6 разом, скапливались огромные запасы продовольствия и других мaтериальных ценностeй. Руками тех же земледельцев строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты. Дворец был главным святилищем общины, и элементарное благочестие требовало от поселянина, чтобы он чтил дарами обитавших в святилище богов, отдавая излишки своих— хозяйственных запасов на устройство празднеств и жертвоприношений, а также и сам трудился «во славу божию» . Между народом и его богами стояла целая армия посредников — обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем» .

 Дворец выполнял универсальные функции, являясь административным и религиозным центром общины, ее главной житницей, Дворец выполнял универсальные функции, являясь административным и религиозным центром общины, ее главной житницей, мастерской и центром торговли. Существовали армия, сильный флот. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживленную торговлю с другими народами. Сочные травы на пастбищах для скота, пышная растительность в плодородных долинах, обилие винограда, оливковых рощ, посевы льна, шафрана — всем этим славился Крит еще в древности.

Ахейская (Микенская) цивилизация. Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже Ахейская (Микенская) цивилизация. Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III—II тысячелетий до н. э. с севера. Продвигаясь по территории Греции все дальше на юг, ахейцы частью уничтожили, а частью ассимилировали коронное догреческое население этих областей. Некоторые божества и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, отдельные виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо были заимствованы с Крита.

Рабы в Древней Греции В Греции существовало рабство и труд рабов широко применялся в Рабы в Древней Греции В Греции существовало рабство и труд рабов широко применялся в различных отраслях хозяйства. Наряду с обычными рабами в пилосских надписях упоминаются и так называемые «божьи рабы или рабыни» . Обычно они арендуют землю небольшими участками у общины (дамос) или у частных лиц, из чего можно заключить, что своей земли у них не было и, следовательно, они не считались полноправными членами общины, хотя не были, по-видимому, и рабами в собственном значении этого слова. Сам термин «божий раб» указывает, по всей вероятности, на то, что представители этой социальной прослойки состояли в услужении при храмах главных богов Пилосского царства и пользовались покровительством храмовой администрации.

Ремесленники Значительная часть документов как пилосского, так и кносского архивов посвящена учету труда ремесленников. Ремесленники Значительная часть документов как пилосского, так и кносского архивов посвящена учету труда ремесленников. Среди них мы видим представителей самых различных профессий: § § § кузнецов, каменщиков, портных, плотников, горшечников, оружейников, золотых дел мастеров парфюмеров. За свою работу ремесленники получают из дворцовой казны паек, состоящий из ячменя и других продуктов. Неявка на работу отмечалась в особых документах. Некоторые из ремесленников, вероятно, считались «людьми дворца» и, подобно многочисленным чиновникам, упоминающимся в тех же надписях, состояли на государственной службе. Их положение было, по всей видимости, ненамного лучше, чем положение женщин-рабынь. Другую категорию ремесленников составляли свободные общинники, для которых работа на дворец была лишь временной повинностью. Трудовыми повинностями такого рода как в Пилосе, так и в Кноссе облагалось, как это видно из документов, население небольших поселков, расположенных по периферии вокруг главного дворца и экономически от него зависевших. Ремесленники, привлекавшиеся на государственную повинность, не лишались личной свободы. Они могли владеть землёй и даже рабами, как и все другие члены общины. Особое положение среди ремесленников, работающих на дворец, занимали кузнецы. Так, в Пилосе они были освобождены от поставок льна, считавшихся обязательными для всего остального населения Пилосского царства. Все кузнецы, проживавшие на территории государства, находились под надзором дворцовой администрации. Необходимый им для работы металл они получали из казны дворца вместе с заданием или уроком. Кузнецам, имевшим урок, помогали в их работе рабы, которых им, видимо, тоже присылали из дворцового хозяйства.

Управление государством Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый ванака, т. е. «господин» , Управление государством Во главе дворцового государства стоял человек, именуемый ванака, т. е. «господин» , «повелитель» , «царь» . Среди правящей знати он занимал особое, привилегированное положение. Принадлежащий царю земельный надел (теменос) в три раза превосходил земельные наделы других высших должностных лиц. В распоряжении его находилась многочисленная челядь. В табличках упоминаются «царский горшечник» , «царский сукновал» , «царский оружейник» . Среди подчиненных царю Пилоса чиновников высшего ранга одно из наиболее видных мест занимал лавагет, т. е. «воевода» , «военачальник» . Как показывает его титул, в его обязанности входило командование вооруженными силами Пилосского царства. Кроме ванаки и лавагета в надписях упоминаются и другие должностные лица. В круг высшей знати, тесно связанной с дворцом и составлявшей ближайшее окружение пилосского ванаки, входили, во-первых, жрецы главных храмов государства, во-вторых, высшие военные чины, прежде всего предводители отрядов боевых колесниц. Земледельцы и ремесленники были, судя по всему, политически бесправны и не принимали никакого участия в управлении государством.

Троянская война Троянская война является одной из самых легендарных событий в истории человечества. Она Троянская война Троянская война является одной из самых легендарных событий в истории человечества. Она была воспета в поэме Гомера “Илиада” и долгие годы считалась мифом, однако после того как Генрих Шлиман откопал Трою, данное событие обрело вполне исторические очертания. Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Античные историки считали, что она произошла примерно на рубеже XIII—XII вв. до н. э. , и начинали с неё новую — «троянскую» эру: восхождение населявших Балканскую Грецию племён к более высокому уровню культуры, связанному с жизнью в городах. Что же рассказывают старинные предания о Троянской войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим богам золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» . Три олимпийские богини, Гера, Афина и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну троянского царя Приама. Богини явились Парису на горе Иде, близ Трои, где царевич пас стада, и каждая старалась прельстить его дарами. Парис предпочёл предложенную ему Афродитой любовь Елены, прекраснейшей из смертных женщин, и вручил золотое яблоко богине любви. Елена, дочь Зевса и Леды, была женой спартанского царя Менелая. Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают по-разному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призраком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это — поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

Суд Париса Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису. Парис, Суд Париса Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису. Парис, сын Что же рассказывают старинные предания о Троянской Приама, пас в это время стада. Этому-то Парису и явились богини с Гермесом. войне? Началась она по воле и вине богов. На свадьбу Испугался Парис, увидав богинь и Гермеса. Он хотел бежать от них, но разве мог фессалийского героя Пелея и морской богини Фетиды он спастись бегством от быстрого, как мысль, Гермеса? Остановил Париса Гермес и ласково заговорил с ним, протягивая ему яблоко: были приглашены все боги, кроме Эриды, богини раздора. -- Возьми это яблоко, Парис, --сказал Гермес, --ты видишь, перед тобой стоят три Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила богини. Отдай яблоко той из них, которая самая прекрасная. Зевс повелел тебе пирующим богам золотое яблоко с надписью быть судьей в споре богинь. Смутился Парис. Смотрит он на богинь и не может решить, которая из них «Прекраснейшей» . Три олимпийские богини, Гера, Афина прекраснее. Тогда каждая из богинь стала убеждать юношу отдать яблоко ей. Они и Афродита, заспорили, кому из них оно предназначено. обещали Парису великие награды. Гера обещала ему власть над всей Азией, Афина Рассудить богинь Зевс повелел юному Парису, сыну -- военную славу и победы, Афродита же обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. троянского царя Приама. Недолго думал Парис, услыхав обещание Афродиты: он отдал яблоко ей. Таким образом, прекраснейшей из богинь была признана Парисом Афродита. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, и она во всем стала ему помогать, что бы он ни предпринял. А Гера и Афина возненавидели Париса, возненавидели они и Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ.

 Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты Парис, явившийся гостем в дом Менелая, воспользовался его отсутствием и с помощью Афродиты убедил Елену покинуть мужа и уехать с ним в Трою. Беглецы прихватили с собой рабов и сокровища царского дома. О том, как добрались Парис и Елена до Трои, мифы рассказывают поразному. По одной версии, они через три дня благополучно прибыли в родной город Париса. По другой, богиня Гера, враждебная Парису, подняла на море бурю, его корабль занесло к берегам Финикии, и лишь долгое время спустя беглецы прибыли наконец в Трою. Есть и ещё один вариант: Зевс (или Гера) подменили Елену призраком, который и увёз Парис. Сама же Елена во время троянской войны находилась в Египте под защитой мудрого старца Протея. Но это — поздний вариант мифа, гомеровский эпос его не знает.

 Троянский царевич совершил тяжкое преступление — нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на Троянский царевич совершил тяжкое преступление — нарушил закон гостеприимства и тем навлёк на родной город страшное бедствие. Оскорблённый Менелай с помощью своего брата, могущественного царя Микен Агамемнона, собрал большое войско, чтобы вернуть неверную жену и похищенные сокровища. На призыв братьев явились все женихи, сватавшиеся когда-то к Елене и давшие клятву защищать её честь. Знатнейшие ахейские герои и цари: Одиссей, Диомед, Протесилай, Аякс Теламонид и Аякс Оилид, Филоктет, мудрый старец Нестор и многие другие привели свои дружины. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказанию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи. Одиссей, как самый умный и хитрый, сумел уговорить Ахилла принять участие в походе, хотя тому и было предсказано, что он погибнет под стенами Трои. Предводителем всего войска был избран Агамемнон, как правитель самого могущественного из ахейских государств.

 Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить Греческий флот, насчитывавший тысячу кораблей, собрался в Авлиде, гавани в Беотии. Чтобы обеспечить флоту благополучное плавание к берегам Малой Азии, Агамемнон принёс в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигению. Достигнув Троады, греки попытались вернуть Елену и сокровища мирным путём. Посланцами в Трою отправились испытанный дипломат Одиссей и оскорблённый супруг Менелай. Троянцы им отказали, и началась долгая и трагичная для обеих сторон война. В ней приняли участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон — троянцам.

 Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на Греки не смогли сразу взять Трою, окружённую мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укреплённый лагерь, стали разорять окрестности города и нападать на союзников троянцев. На десятом году осады произошло драматическое событие, повлёкшее за собой серьёзные неудачи ахейцев в сражениях с защитниками Трои. Агамемнон оскорбил Ахилла, отобрав у него пленницу Брисеиду, и тот, разгневанный, отказался выходить на поле боя. Никакие уговоры не могли убедить Ахилла оставить гнев и взяться за оружие. Троянцы воспользовались бездействием самого смелого и сильного из своих врагов и перешли в наступление, возглавляемые старшим сыном царя Приама Гектором. Сам царь был стар и не мог принимать участие в войне. Помогала троянцам и общая усталость ахейского войска, уже десять лет безуспешно осаждавшего Трою. Когда Агамемнон, проверяя боевой дух воинов, притворно предложил прекратить войну и вернуться домой, ахейцы встретили предложение с восторгом и устремились к своим кораблям. И только решительные действия Одиссея остановили воинов и спасли положение.

 Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший Троянцы прорвались в лагерь ахейцев и чуть было не сожгли их корабли. Ближайший друг Ахилла, Патрокл, упросил героя дать ему свои доспехи и колесницу и устремился на помощь греческому войску. Патрокл остановил натиск троянцев, но сам погиб от руки Гектора. Смерть друга заставляет Ахилла забыть об обиде. Жажда мести воодушевляет его. В поединке с Ахиллом гибнет троянский герой Гектор. На помощь троянцам приходят амазонки. Ахилл убивает их предводительницу Пенфесилею, но вскоре погибает сам, как и было предсказано, от стрелы Париса, направленной богом Аполлоном. Мать Ахилла Фетида, стремясь сделать сына неуязвимым, окунула его в воды подземной реки Стикс. Она держала Ахилла за пятку, которая и осталась единственным уязвимым на его теле местом. Бог Аполлон знал, куда направить стрелу Париса. Этому эпизоду поэмы человечество и обязано выражением «ахиллесова пята» .

 После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются После смерти Ахилла среди ахейцев начинается спор за обладание его доспехами. Они достаются Одиссею, и, оскорблённый таким исходом, Аякс Теламонид кончает жизнь самоубийством. Решительный перелом в войне происходит после прибытия в лагерь ахейцев героя Филоктета с острова Лемнос и сына Ахилла Неоптолема. Филоктет убивает Париса, а Неоптолем — союзника троянцев мисийца Эвринила. Оставшись без предводителей, троянцы больше не решаются выходить на битву в открытое поле. Но мощные стены Трои надёжно охраняют её жителей. Тогда по предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплывает на кораблях от побережья Троады. На самом же деле ахейские корабли укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос. Удивлённые оставленным деревянным чудищем, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев (греков), дары приносящих!» (Эта фраза со временем тоже стала крылатой. ) Но речь жреца не убедила соотечественников, и они ввезли деревянного коня в город как дар богине Афине. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота. Тайно вернувшиеся ахейцы врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Менелай с мечом в руках ищет неверную жену, но, увидев прекрасную Елену, оказывается не в силах убить её. Всё мужское население Трои погибает, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, получившего от богов повеление бежать из захваченного города и возродить его славу в другом. Женщин Трои ждала не менее горестная участь: все они стали пленницами и рабынями победителей. Город погиб в огне пожара.

 После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий После гибели Трои в лагере ахейцев начинаются распри. Аякс Оилид навлекает на греческий флот гнев богини Афины, и она насылает страшную бурю, во время которой тонут многие корабли. Менелая и Одиссея буря заносит в дальние страны. Странствия Одиссея после окончания Троянской войны воспеты во второй поэме Гомера — «Одиссее» . В ней же рассказывается о возвращении Менелая и Елены в Спарту. Эпос благосклонно относится к этой прекрасной женщине, так как всё происходившее с ней было волей богов, которой она не могла противиться. Предводитель ахейцев Агамемнон после возвращения домой был убит вместе со спутниками своей женой Клитемнестрой, не простившей мужу смерти дочери Ифигении. Так, совсем не триумфально, закончился для ахейцев поход на Трою.

 Раньше считали, что Троянская война - миф. Но после многолетних археологических раскопок Трои, Раньше считали, что Троянская война - миф. Но после многолетних археологических раскопок Трои, которые начал в 19 веке Г. Шлиман, реальность этой войны не вызывает сомнений. Правда, относительно ее датировки между учеными нет согласия. Вероятнее всего, Троя погибла в огне примерно в середине 13 века до н. э. Дорийское завоевание. Вскоре погибли и ахейские дворцы. Последние десятилетия 13 века до н. э. были тревожными для жителей Греции. Не очень далеко от ахейцев, на севере Балканского полуострова, обитали различные племена. В конце 13 века до н. э. огромная масса этих племен устремилась на юг, в Грецию. На своем пути пришельцы захватили и разрушили множество дворцов и поселений. Основная часть племен затем вернулась назад, но племя греков-дорийцев поселилось в Пелопоннесе. Таким образом на рубеже 13 -12 веков до н. э. ахейские государства и их культура перенесли страшный удар. Оправиться от него они не смогли. Так погибла микенская цивилизация.

Боги Древней Греции Боги древней Греции Аид – бог – владыка царства мертвых. Зефир Боги Древней Греции Боги древней Греции Аид – бог – владыка царства мертвых. Зефир — бог западного ветра. Антей – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. перевоплощения и пророчества. Зевс — верховный бог, царь богов и людей. Аполлон – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши. Арес – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Иакх — бог плодородия. Кронос — титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был сверг-нут с престола Зевсом. . Асклепий – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды Мом — сын богини Ночи, бог злословия. Морфей — один из сыновей Гипноса, бог сновидений. Нерей — сын Геи и Понта, кроткий морской бог. Вакх — одно из имен Диониса. Гелиос (Гелий) — бог Солнца, брат Селены (богини Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном, богом солнечного света. Гермес — сын Зевса и Майи, один из самых , многозначных греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия. Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников. Танатос — олицетворение смерти, братблизнец Гипноса. Титаны — поколение греческих богов, предки олимпийцев. Тифон — стоглавый дракон, рожденный Геей или Герой. Во время битвы олимпийцев и титанов был повержен Зевсом и заключен под вулканом Этна на Сицилии. Тритон — сын Посейдона, одно из морских божеств, человек с рыбьим хвостом вместо ног, держащий в руках трезубец и витую раковину - рог. Океан — титан, сын Геи и Урана, брат и супруг Тефиды и отец всех рек мира. Олимпийцы — верховные боги младшего поколения греческих богов во главе с Зевсом, обитавшие на вершине горы Олимп. Хаос - бесконечное пустое пространство, из которого в начале времен возникли древнейшие боги греческой религии — Никта и Эреб. Хтонические боги — божества подземного мира и плодородия, родственники олимпийцев. К ним относились Аид, Геката, Гермес, Гея, Деметра, Дионис и Персефона. Пан — лесной бог, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровите-лем пастухов и мелкого скота. Плутон — бог подземного царства, нередко отождествлявшийся с Аидом, но в отличие от него, владевший не душами умерших, а богатствами подземного мира. Циклопы — великаны с одним глазом посредине лба, дети Урана и Геи. Плутос — сын Деметры, бог, дарующий людям богатство. Эол — повелитель ветров. Понт — одно из старших греческих божеств, порождение Геи, бог моря, отец многих титанов и богов. Гипнос — божество сна, сын Никты (Ночи). Его изображали в виде крылатого юноши. Дионис (Вакх) — бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове. Загрей - бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. Сатиры — козлоногие существа, демоны плодородия. Нот — бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями. Борей — бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством. Посейдон — один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Протей — морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром Эвр (Евр) - бог юго-восточного ветра. Эреб — олицетворение тьмы подземного мира, сын Хаоса и брат Ночи. Эрот (Эрос) — бог любви, сын Афродиты и Ареса. В древнейших мифах — самовозникшая сила, способствовавшая упорядочению мира. Изображался в виде крылатого юноши (в эллинистическую эпоху — мальчика) со стрелами, сопровождающего мать. Эфир — божество неба

Богини Древней Греции Лето — титанида, мать Аполлона и Артемиды. Майя — горная нимфа, Богини Древней Греции Лето — титанида, мать Аполлона и Артемиды. Майя — горная нимфа, старшая из семи плеяд — дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес. Артемида – богиня охоты и природы. Атропос — одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь. Афина (Паллада, Парфенос) — дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний. Афродита (Киферея, Урания) — богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде — вышла из морской пены) Геба — дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах. Геката — богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов. Гемера — богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос. Гера — верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака. Гестия — богиня домашнего очага и огня. Гея — мать-земля, праматерь всех богов и людей. Мельпомена — муза трагедии. Мойры — богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Музы — богини-покровительницы искусств и наук. Наяды — нимфы-хранительницы вод. Урания — одна из девяти муз, покровительница астрономии. Фемида — титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр. Хариты — богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни. Ника — персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа. Нимфы — низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы. Деметра — богиня плодородия и земледелия. Дриады — низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях. Эос — богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой» . Оры — богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Илифия — богиня-покровительница рожениц. Ирида — крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов. Пейто — богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей. Каллиопа — муза эпической поэзии и науки. Керы — демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть. Клио — одна из девяти муз, муза истории. Клото ( «прядущая» ) — одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни. Лахесис — одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения. Персефона — дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти. Полигимния — муза серьезной гимнической поэзии. Тефида — дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид. Рея — мать богов-олимпийцев. Сирены — демоны женского пола, полуженщиныполуптицы, способные изменять погоду на море. Эринии — богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления. Орестиады — горные нимфы. Эрида — дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора. Эрато — Муза лирической и эротической поэзии. Никтa — одно из первых греческих божеств, богиня — олицетворение первозданной Ночи. Эвмениды — другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья. Тисифона — одна из эриний. Тихе — богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль Немесида — дочь Никты, богиня, олицетворяв-, шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами. Нереиды — пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества. Терпсихора — муза танцевального искусства. Метида — богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину. Мнемосина — мать девяти муз, богиня памяти. Талия — муза комедии. Эвтерпа — муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.