Древнее Двуречье (Месопотамия) План урока: Древнее Двуречье Географическое

Скачать презентацию Древнее Двуречье (Месопотамия) План урока: Древнее Двуречье Географическое Скачать презентацию Древнее Двуречье (Месопотамия) План урока: Древнее Двуречье Географическое

Drevnee_Dvurech'e_urok_4-5_(Mesopotamija).pptx

  • Количество слайдов: 46

>Древнее Двуречье (Месопотамия) План урока:  Древнее Двуречье Географическое положение Сенсационные находки археологов Война Древнее Двуречье (Месопотамия) План урока: Древнее Двуречье Географическое положение Сенсационные находки археологов Война в Ираке – катастрофа общегуманитарного характера Презентация выполнена учителем истории ГБОУ школы 1164 в САО г. Москвы Гераскиной Е.В. 2014/2015 учебный год

>Месопотамия (Двуречье, Междуречье)  Древнейший центр земледелия. Располагался между реками Тигр и Евфрат (территория Месопотамия (Двуречье, Междуречье) Древнейший центр земледелия. Располагался между реками Тигр и Евфрат (территория современного Ирака), распространялся и на Северную Сирию. Благодаря исследованиям английских, немецких и советских археологов, которые проводились в этом районе в течение 200 лет, была восстановлена история Двуречья как очага древнейшего земледелия на Земле. Были обнаружены древнейшие орудия труда, которыми обрабатывали землю, перемалывали зерно. Найдены и сосуды, в которых готовили и хранили пищу. Именно здесь были изобретены гончарный круг и колесо, глинобитные дома (из кирпича-сырца) ткацкий станок.

>Климат Двуречья Полупустыни предполагают минимальную влажность воздуха, редкие осадки, жаркий климат (начиная с апреля Климат Двуречья Полупустыни предполагают минимальную влажность воздуха, редкие осадки, жаркий климат (начиная с апреля месяца на солнце температура воздуха составляет +30-35 градусов, что не мешает ей понижаться до нуля в ночные часы). Если весной на равнинах «бушует» растительность – сурепка, маки, тюльпаны… то к лету цветы и травы исчезают, и только сухие колючки перемещаются по выжженной солнцем равнине. Лето в Двуречье очень жаркое. Неудивительно поэтому, что здесь нет деревьев. Только финиковые пальмы выдерживают такую жару – и то лишь те, которые растут по берегам рек.

>Тигр, Евфрат, «дружная весна» и потоп… Реки Тигр и Евфрат начинают свое течение в Тигр, Евфрат, «дружная весна» и потоп… Реки Тигр и Евфрат начинают свое течение в горах (на Армянском нагорье) и, пройдя положенный путь, впадают в Персидский залив. Если мы рассмотрим карту, то увидим, что они очень близко подходят друг к другу.. В годы, когда случается «дружная весна» (это термин, обозначающий резкое потепление и резкое таяние снегов) воды Тигра и Евфрата переполняют русла и, выйдя из берегов, затапливают равнину. Особенно – там, где располагался шумерский город Ур. Если половодье очень сильное, воды Тигра и Евфрата заполняют долину и сливаются с водами Персидского залива. Именно здесь, в городе Уре, археологи зафиксировали гибель цивилизации в результате страшного наводнения, которое образовало наносы песка высотой 8 метров! Стоит ли сомневаться в том, что миф о библейском потопе возник именно здесь?!

>Древнейшие поселения земледельцев по данным археологии Для бесписьменного периода (клинопись как письменность была изобретена Древнейшие поселения земледельцев по данным археологии Для бесписьменного периода (клинопись как письменность была изобретена позже, в III тысячелетии до н.э.) характерны три археологические культуры: Халафская Хаснуннская Убейдская В XIX веке ученые обратили внимание на огромные холмы – телли, высившиеся над равниной. Первые же раскопки дали свой плоды – фрагменты керамики…

>Значение цивилизации Двуречья  Район Двуречья являлся самым важным центром древней государственности.  В Значение цивилизации Двуречья Район Двуречья являлся самым важным центром древней государственности. В отличие от других цивилизаций, Двуречье контактировало «со всем миром». Здесь проходили оживленные торговые пути, отсюда новшества распространялись в другие земли. Расширяясь, цивилизация Двуречья вовлекала новые народы, в то время как остальные цивилизации были более замкнуты. Благодаря этому, Западная Азия постепенно становится флагманом в социально-экономическом развитии. Здесь появляются гончарный круг и колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница и новые формы письменности. Ученые прослеживают влияние Двуречья на Египет и цивилизацию древней Индии.

>Земледелие  Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. Постепенно они научились Земледелие Земледельцы заселили Двуречье в VIII тыс. до н. э. Постепенно они научились осушать заболоченные участки. В долинах Тигра и Евфрата нет камня, лесов, металлов, зато они очень богаты зерном. Жители Двуречья выменивали зерно на недостающие в хозяйстве предметы в процессе торговли с соседями. Камень и дерево были заменены глиной. Из глины строили дома, изготавливали различные предметы бытового обихода, на глиняных таблицах писали.

>История начинается в Шумере  В конце IV тыс. до н. э. в Южном История начинается в Шумере В конце IV тыс. до н. э. в Южном Двуречье возникло несколько политических центров, которые объединились в государство Шумер. На протяжении всей своей древней истории район Двуречья был ареной ожесточенной борьбы, в ходе которой власть захватывал какой-либо город или пришедшие со стороны завоеватели. Со II тыс. до н. э. ведущую роль в регионе начинает играть город Вавилон, став могучей державой при царе Хаммурапи. Затем усиливается Ассирия, которая с XIV по VII вв. до н. э. была одним из ведущих государств Двуречья. После падения Ассирийской державы вновь усиливается Вавилон — возникает Нововавилонское царство. Персы — выходцы с территории современного Ирана — сумели завоевать Вавилонию и в VI в. до н. э. основать огромное Персидское царство.

>Этнический состав населения Месопотамии В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. Этнический состав населения Месопотамии В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

>Города-государства. Периодизация истории Месопотамии В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших Города-государства. Периодизация истории Месопотамии В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский

>Лугали и энси – правящая элита В раннединастический период центром власти в каждом городе Лугали и энси – правящая элита В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

>Правление Саргона Аккадского Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта Правление Саргона Аккадского Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Саргон. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев-кутиев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

>В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая III династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев. Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.

>Государство 3 династии Ура   За время более чем столетнего правления III династии Государство 3 династии Ура За время более чем столетнего правления III династии Ура в Шумеро-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система, предпринято строительство новой обширной сети каналов, на царско-храмовой земле были организованы в больших масштабах земледельческие и скотоводческие хозяйства, ремесленное производство в царских мастерских, увеличен объем монополизированной государством внешней торговли с соседними странами, унифицирована система мер и весов внутри страны. Велось строительство храмов, гигантского трехступенчатого зиккурата Ур-Намму, дворца и усыпальниц царей в Уре

>Землепользование в Уре Основную массу земель при III династии Ура составлял царский земельный фонд. Землепользование в Уре Основную массу земель при III династии Ура составлял царский земельный фонд. Царская земля делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской. Она обрабатывалась находившимися на положении рабов («гурушами» - в буквальном переводе – мОлодцы), которые получали за работу натуральное довольствие, рабами из числа военнопленных, а также наемниками из числа разорившихся свободных общинников. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, а третья часть отдавалась в пользование административному и храмовому персоналу, профессиональным воинам Наряду с царскими существовали земли, находившиеся в собственности общин и частных лиц.

>Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой. в том числе военной, и кое-где сохранившейся родовой знатью, высшим жречеством, верхушкой земледельческих общин. Класс мелких производителей — крестьян-общинников и ремесленников — переживал процесс имущественного расслоения, который обострялся в обстановке постоянных войн конца III тысячелетия до н. э. О большом развитии рабства говорит тот факт, что ими нередко владели люди небольшого достатка: храмовые служащие, пастухи, ремесленники. Положение рабов, особенно из числа военнопленных, трудившихся в централизованных царских хозяйствах, было крайне тяжелым.

>Тип государства – восточная деспотия Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура Тип государства – восточная деспотия Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологически обосновывалась религией. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093—2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

>Социальная структура общества и суд  III династии Ура. С самостоятельностью городов-государств и их Социальная структура общества и суд III династии Ура. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский — «эн-си», аккадский—«ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю. Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был разработан один из древнейших судебников в мире — законы Шульги.

>Законы Шульги Ранее считалось, что этот первый дошедший до нас свод законов принадлежал Ур-Намму, Законы Шульги Ранее считалось, что этот первый дошедший до нас свод законов принадлежал Ур-Намму, основателю III династии Ура. Теперь многие ученые склоняются к мысли, что автором этого кодекса был его сын Шульги (2093-2046 г.до н.э.). На сегодня мы, к сожалению, располагаем только плохо сохранившейся глиняной табличкой с копией законов, сделанной несколько столетий спустя.

>Из законов Шульги … Ежемесячно он установил в качестве регулярного жертвоприношения своего 90 гур Из законов Шульги … Ежемесячно он установил в качестве регулярного жертвоприношения своего 90 гур ячменя, 30 овец и 30 ка масла. После того как Ан и Энлиль передали Нанне царственность Ура, тогда Ур-Намму , сын, порожденный богиней Нинсун, для своей возлюбленной матери-родительницы, по справедливости и истинности его… семь … он воистину дал ему … Наммахани, энси Лагаша воистину он убил. Могуществом Нанны, владыки Града, он возвратил корабль Магана Нанны … дабы он стал славен в Уре. В те времена поля были обложены податью нискум, над торговым судоходством был поставлен начальник моряков, над пастухом был поставлен взиматель быков, взиматель овец, взиматель ослов… Тогда Ур-Намму, могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада, могуществом Нанны, владыки Града, по праведному повелению Уту, воистину установил справедливость в Стране, воистину он изгнал зло, насилие и раздор. Он отстранил начальника моряков от торгового судоходства, взимателя быков, взимателя овец и взимателя ослов — от пастуха и тем установил свободу в Шумере и Аккаде. В те времена он … Уммы, Марада и Казаллу … Он установил семь … Он сделал бронзовую меру в 1 ка, гирю в одну мину он утвердил, гирю в один сикль он утвердил (по отношению к) мине. В те времена берега Тигра и Евфрата … … Старшего садовника он поставил. Сирота не был отдаваем во власть богатого, вдова не была отдаваема (во власть) сильного, человек сикля не был отдаваем (во власть) человеку мины,

>Структура армии Армия царя состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделенную им царскую землю. Стали использоваться Структура армии Армия царя состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделенную им царскую землю. Стали использоваться и наемники, главным образом из числа западных кочевников-амореев. Внешняя политика государства в эпоху III династии Ура не отличалась активностью. Совершались отдельные походы в северные районы Месопотамии и восточные области Ирана, сделавшие их подвластными Шумеро-Аккадскому царству. Но приходилось больше заботиться о сохранении спокойствия внутри государства, где существовали весьма острые социальные противоречия и напряженная обстановка. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых была воздвигнута система укреплений. Строились крепости и на востоке — для защиты от кутиев и эламитов.

>Внешняя политика и закат III Династии Ура Внутреннюю силу царства все больше подтачивало недовольство Внешняя политика и закат III Династии Ура Внутреннюю силу царства все больше подтачивало недовольство народных масс, бегство рабов, невыполнение населением повинностей, голод, повышение цен, распад системы гигантского царского хозяйства. Натиск амореев шел уже и с запада, и с востока, ибо, обходя крепости и естественные преграды, они пересекли Месопотамию и наступали теперь с двух сторон. На юге страны — в Ларсе — возникло царство, основанное одним из вождей наемников-амореев. В стратегически важном городе Иссине возникло независимое от Ура государство с собственной династией. На северо-востоке от Шумеро-Аккадского царства отпала Эшнуна. Завершающий удар нанесли эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего представителя царской династии.

>Старовавилонский период Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (ХХ—ХVII вв. Старовавилонский период Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (ХХ—ХVII вв. до н.э.) мы условно называем старовавилонским. В это время Вавилон впервые возвысился над всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, в конце концов объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Mecoпотамии. Несмотря на то что это объединение продержалось в полном объеме лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

>Распад страны после падения III династии Ура После падения III династии Ура огромное централизованное Распад страны после падения III династии Ура После падения III династии Ура огромное централизованное государство, объединявшее почти все Двуречье, распалось, его административный аппарат развалился. Ур перестал быть центром страны, и на эту роль претендовал целый ряд древних и новых городов. Ослабление, раздробление власти государства сопровождалось усилением власти племен и племенных вождей; скотоводческие зоны расширялись, охватывая собой многие города, превращавшиеся в политические центры племен и племенных объединений. Так, к середине периода город Терка стал центром племени ханеев, Ларса — центром племени ямутбала, Вавилон — амнанов и т.д. Вожди наиболее сильных и богатых племен, в зону влияния которых входили значительные территории, в том числе древние города, стремясь к еще большему усилению своей власти, изгоняли местные династии и образовывали свои, превращая таким образом автономную территорию своего племени в независимое государство, а сами из вождей племен становились правителями государства. Далее процесс политического развития мог идти в разных направлениях: либо племя сохраняло свое значение и царь, управляя государством, продолжал одновременно считаться и племенным вождем (Мари на среднем течении Евфрата), либо усиление власти царя приводило к ослаблению племени и все возвращалось к исходному состоянию: создавалось сильное централизованное государство, опирающееся и на оседлое население, и на племена, входившие в него па правах автономии (Ларса, несколько позже Вавилон).

>В 1900—1850 гг. до н.э. в Месопотамии образовался ряд государств во главе с аморейскими В 1900—1850 гг. до н.э. в Месопотамии образовался ряд государств во главе с аморейскими династиями Политическим идеалом таких династий было государство III династии Ура, и они старались показать себя законными преемниками его власти, присваивая себе пышную титулатуру урских царей. На деле власть большинства таких правителей была эфемерной, и независимость они сохраняли лишь до тех пор, пока кто-либо из соседей, опирающихся на более сильные и богатые племена, не находил возможности с этой независимостью покончить. Заключались бесчисленные союзы, общими усилиями два соединившихся правителя разбивали третьего, а потом вступали в борьбу между собой. В подобной борьбе больше сил сохранял тот, кто в ней меньше всего участвовал, меньше страдали города, расположенные либо на окраинах охваченных борьбой территорий, либо в центре территорий самых могущественных племен. В ходе таких многолетних войн одни аморейские династии приходили в упадок, и цари их вновь «опускались» до роли племенных вождей, зависящих от более сильных соперников, тогда как другие возвышались, объединяя под своей властью все большую часть территории Месопотамии, и из племенных превращались в правителей независимых государств.

>Вавилонское царство Одно из наиболее значительных государств было создано в Верхней Месопотамии аморейским вождем Вавилонское царство Одно из наиболее значительных государств было создано в Верхней Месопотамии аморейским вождем Шамши-Ададом I. Оно охватило огромную по тем временам территорию - от гор Ирана до Центральной Сирии, включая одно время и Мари. Важнейшим центром государства Шамши-Адада стал торговый город Aшуp на среднем течении Тигра. Этот царь (1813—1781 гг. до н.э.) создал четкую, хорошо функционировавшую военную и административную систему, свел на нет права самоуправляющихся общин. Однако после его смерти это царство распалось. Постепенно соперников становилось все меньше. К началу XVIII в. до н.э. их осталось, по существу, только трое: Мари па северо-западе, Ларса па юге и Вавилон между ними. Вавилонский царь Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н.э.) завершил к концу своего царствования объединение и создал единое государство, включающее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии со столицей в Вавилоне.

>Десятилетия войн пагубно отразились на хозяйственной жизни страны: 1. Упадок ирригационной системы - основы Десятилетия войн пагубно отразились на хозяйственной жизни страны: 1. Упадок ирригационной системы - основы этой цивилизации Земля, когда-то дававшая хорошие урожаи, заселялась и становилась непригодной для посевов. Все это сказывалось и на государственном, и на частных хозяйствах 2. Сложный механизм государственно-хозяйственного управления распался после падения III династии Ура. Новые правители не хотели его восстанавливать, да и не имели такой возможности. Захваченная ими государственная земля, ремесленные мастерские, торговые учреждения перешла к отдельным лицам, не собственникам. 3. Значительная часть торговли, ремесла перешла под контроль частных лиц, даже распределение жреческих должностей превратилось из функции государственной власти в предмет торговли, частных соглашений и завещаний. 4. Многие виды налогов также, вероятно, отдавались на откуп частным лицам.

>Последствия: - по Месопотамии в поисках безопасного убежища скиталось множество людей, готовых с голоду Последствия: - по Месопотамии в поисках безопасного убежища скиталось множество людей, готовых с голоду идти внаем или долговую кабалу - отдельные богатые и инициативные люди получали такую возможность самостоятельной деятельности, какой они никогда не имели раньше. - отдавая государству часть продукции ремесла, сельского хозяйства или часть доходов от торговли, они могли использовать остальное для собственного обогащения и увеличения своего имущества. - международная торговля, несмотря на беспокойную обстановку в стране, развивалась в это время более успешно, чем ранее - частному купцу легче было откупиться пли обойти местного царька-вождя, чем уклониться от действовавших при господстве III династии Ура на всей территории Месопотамии строжайшей регламентации и ограничений в торговле, которые почти не оставляли возможностей для личного обогащения.

>Последствия: была восстановлена морская торговля (металлами, жемчугом и др.) через Ур по Персидскому заливу. Последствия: была восстановлена морская торговля (металлами, жемчугом и др.) через Ур по Персидскому заливу. Торговля эта, очень доходная, находилась в руках частных мореходов и владельцев мастерских, по их корабли не доходили теперь до Индии, а только до о-ва Тельмун (или Дильмун, совр. Бахрейн), где, по-видимому, был перевалочный пункт для товаров из Индии, Аравии и Ирана. Мореходы вносили богатые дары (фактически обязательные) в храм или царю, но большинство доходов оставалось частным предпринимателями.

>Частное хозяйство и ростовщичество – новые виды деятельности Рост частного хозяйственного сектора в условиях, Частное хозяйство и ростовщичество – новые виды деятельности Рост частного хозяйственного сектора в условиях, когда возможности развития товарного производства были еще весьма ограничены, свободного серебра в обращении было мало, а поступление доходов от сельского хозяйства, составлявшего основу существования большинства населения, носило сезонный характер, приводило к тому, что мелкие хозяйства почти сразу же попали в зависимость от кредита. Поэтому в рассматриваемый период широко распространилось ростовщичество: кредитные сделки стали одним из наиболее выгодных способов вложения капитала, а рост составлял 1/5 или даже 1/3 суммы займа. Кабальные формы кредита вели к разорению мелких хозяйств. Повсюду начинается купля-продажа финиковых плантаций, а потом и полей. Продажа земли была равносильна отказу продавца от гражданских прав в общине, и на такую сделку решались в последнюю очередь, зато в случае нужды продавали во временное рабство членов семьи или отдавали их кредитору в залог как гарантию уплаты долга. В этот период впервые в Месопотамии массовый характер приобретает и наемный труд на частных владельцев (государственное хозяйство нанимало работников еще со времени Аккадской династии).

>XIX-XVIII века до н.э. в конце XIX в. эламско-аморейский вождь Кудурмабук превратил ее в XIX-XVIII века до н.э. в конце XIX в. эламско-аморейский вождь Кудурмабук превратил ее в сильное государство, объединившее все Нижнее Двуречье. Сам он, однако, не принимал царского титула, а посадил царем в Ларсе сначала одного, а потом другого сына. Достигнув большого политического могущества и покончив со своими основными соперниками, Рим-Син, второй сын Кудурмабука, став царем в Ларсе, провел ряд реформ, направленных на ограничение частнособственнической деятельности и развития товарно-денежных отношений, что привело к резкому упадку в Ларсе частной торговли и ростовщичества. Еще больше тенденция к усилению государственного управления хозяйственной жизнью страны и ограничения частной хозяйственной деятельности проявилась в реформах, проведенных царем Вавилона Хаммурапи, который, разгромив последних соперников — Мари и Ларсу, объединил в 1760—1750 гг. до н.э. всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии в царстве, не уступавшем государству III династии Ура по силе и размерам. В мероприятиях Хаммурапи отчетливо наблюдается стремление к восстановлению по всей Месопотамии всеобъемлющей по полномочиям, деспотической по характеру царской власти.

>Административная система государства Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити Административная система государства Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити управления всеми сторонами хозяйственной жизни в конечном счете сходились в руках царя, который вникал во все дела и вопросы. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку со своими чиновниками на местах; нередко и частные лица со своими жалобами или вопросами обращались прямо к нему. Была проведена важная судебная реформа, которая внедряла единообразие в судопроизводстве; роль царя в нем усилилась. Во все большие города, где раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи из числа чиновников, подчиненных непосредственно царю. Храмы с их обширными хозяйствами, занимавшими значительную территорию Месопотамии, которые после падения III династии Ура пользовались большой самостоятельностью, были вновь в административном и хозяйственном отношении полностью подчинены царю. Частная международная торговля была запрещена, и было подтверждено, что купцы, занимавшиеся ею,— царские чиновники. Внутри большей части государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков. Этими мерами, как и «указами о справедливости», о которых говорилось выше, государство стремилось предотвратить разорение и обезземеливание населения.

>Общество Общество Южной Месопотамии начала II тысячелетия до н.э. во многом отличалось от общества Общество Общество Южной Месопотамии начала II тысячелетия до н.э. во многом отличалось от общества предшествовавшего тысячелетия. Месопотамия уже не распадалась на отдельные номы, существовало явственное стремление к единству страны. Главной задачей общества было самовоспроизводство и самоподдержание, в том числе и поддержание этого единства. На достижение этой цели направлялись все общественные силы — социальные, религиозные, экономические.

>Старовавилонская экономика Старовавилонскую экономику уже нельзя делить на сектор государственный и сектор общинно-частный: в Старовавилонская экономика Старовавилонскую экономику уже нельзя делить на сектор государственный и сектор общинно-частный: в ней приходится различать секторы собственно государственный и государственно-общинный: и тот и другой находились под государственным контролем. Внутри обоих этих секторов существовали, по-видимому, два основных типа хозяйств: крупные и мелкие. К крупным хозяйствам относились государственное, храмовые, а также хозяйства царя, вельмож и крупных чиновников. К мелким относились хозяйства общинников, рядовых служащих государственного или храмовых хозяйств, земледельцев, обрабатывающих казенную землю за часть урожая. Производство в мелких хозяйствах носило натуральный характер, и небольшой излишек продуктов, который мог в них образовываться в благоприятные по климатическим условиям годы после уплаты всех налогов, составлял их запасной и обменный фонд. Излишки продуктов, которые могли служить товарами для торговли, накапливались в крупных хозяйствах, и прежде всего такими излишками могло располагать само государство. Характер производства остался в принципе тот же, что и при III династии Ура, однако экономические условия изменились в силу описанных выше причин: увеличение масштабов государства вело к усилению государственного экономического сектора и управленческого аппарата.

>Из-за бедности природных ресурсов, Месопотамия была вынуждена импортировать целый ряд жизненно необходимых ей материалов: Из-за бедности природных ресурсов, Месопотамия была вынуждена импортировать целый ряд жизненно необходимых ей материалов: Металл для изготовления сельскохозяйственных орудий Древесина

>Структура города  Страна уже не делилась на независимые номы, но могла по праву Структура города Страна уже не делилась на независимые номы, но могла по праву называться «страной множества городов». Они были разбросаны по берегам Тигра и Евфрата, на местах слияния крупных каналов. Некоторые из них насчитывали уже не одну сотню лет истории, такие, как Ниппур, Киш, Синнар, Ур, Урук; были и более новые — Иссин, Ларса, и такие, чья история была только впереди, как у Вавилона. Города эти занимали своими постройками площадь 2—4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города обычно помещался храмовой комплекс, обнесенный стеной, со ступенчатой храмовой башней—зиккуратом, храмами бога-покровителя нома и других важнейших божеств: здесь же располагались дворец царя пли правителя и основные хозяйственные строения государственного хозяйства. Остальная часть города была занята домами горожан и другими постройками, среди которых встречались храмы мелких божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5—3 м. Нa берегу реки или канала, около которых вырос город, находилась гавань, где размещались купеческие ладьи и барки; здесь же, на площади, примыкавшей к гавани происходила, видимо, и торговля. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворца, где многие из них служили в качестве чиновников, воинов, жрецов, ремесленников и торговцев. Имущественное положение и жизненный уровень большинства горожан не очень сильно различались.

>Городская усадьба Городская усадьба чаще всего состояла из жилого дома и участка незастроенной земли. Городская усадьба Городская усадьба чаще всего состояла из жилого дома и участка незастроенной земли. Размеры отдельных домов колебались в пределах 35—70 кв. м. многие имели два этажа (в первом находились хозяйственные помещения, второй представлял жилую надстройку). За сохранностью стены, разделявшей соседей, они следили совместно. Другим гидом имущества многих горожан были финиковые сады; располагались они или в окрестностях городов, или в сельских поселениях, находившихся неподалеку. Площадь садов не превышала чаще всего одного гектара. Горожане, основным занятием которых были служба или ремесло, часто не занимались сами садовыми работами, а сдавали свои участки в аренду. За месяц-два до сбора фиников производился осмотр пальм, с тем чтобы определить ожидаемый урожай. На основании предварительной оценки составлялся письменный договор, согласно которому садовник должен был представить хозяину сада определенное количество фиников.

>Жизнь горожан Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по Жизнь горожан Основным продуктом питания горожан, как и сельских жителей, был хлеб. Поля, по выражению, употребленному в одном из писем того времени из Южной Месопотамии, были «душой страны». От их урожайности зависело снабжение городов зерном и в конечном счете — благосостояние всех горожан. Жизнь городов во многом была подчинена ритму сельскохозяйственных, работ. Горожане, связанные с государственным хозяйством, получали за свою службу наделы обычно в 2—4 га и лишь в исключительных случаях порядка десятков гектаров. Некоторые горожане кроме служебных наделов, по-видимому, имели наделы земли в сельских общинах на правах членства в них. Кроме полей этих двух типов — надельных и общинных — некоторым горожанам принадлежали крупные земельные владения, о происхождении которых у нас нет достаточно точных сведений. Возможно, что это были пожалования крупным чиновникам или лицам, близким царю. Поля, так же как и сады, горожане редко обрабатывали сами, чаще они сдавали их в аренду земледельцам, жителям сельских поселений, на территории которых рядом с общинными землями располагались обычно служебные надели. Участки сдавались в аренду либо за твердую плату, либо из доли урожая, чаще всего из одной трети.

>Хозяйственная жизнь Скота большинство горожан не держало (или лишь немного овец), рабов имели немного. Хозяйственная жизнь Скота большинство горожан не держало (или лишь немного овец), рабов имели немного. Большинство рабов были чужеземцами — либо пригнанными местными воинами в плен, либо приведенными торговцами из других городов, где они попали в рабство также, вероятно, в результате пленения. Раб стоил примерно 150—175 г серебра, рабыня—несколько меньше(Это соответствует стоимости примерло 5000 л зерна (в древности верно и другие сыпучие продукты измеряли в единицах емкости, а не но весу). Для сравнения отметим, что овца стоила 5—10 г серебра.). В большинстве случаев рабы выполняли работу, в том числе производственную, наравне с другими членами семьи и по своему правовому положению были близки малолетним, находящимся под патриархальной властью главы дома. Таким образом, имущество, позволявшее горожанину прокормить себя и свою семью, сводилось к небольшому дому с самой необходимой мебелью и хозяйственной утварью и небольшому полевому участку, либо принадлежавшему ему как члену какой-либо сельской общины, либо данному ему храмом или государством в пользование (кормление) за службу; иногда к нему добавлялась маленькая финиковая роща. Другим источником доходов горожан были натуральные выдачи: храм и дворец снабжали некоторых своих служащих не земельными наделами, а продуктами — зерном, шерстью, растительным маслом, иногда небольшим количеством серебра. Кроме того, выдачи продуктов, часто в значительных размерах, производились во время храмовых праздников.

>Храм в древней Месопотамии Как и в других древних обществах, храм был не только Храм в древней Месопотамии Как и в других древних обществах, храм был не только местом почитания божества, но и одним из важнейших компонентов социально-экономической структуры государства. Храмы оказывали поддержку бедным семьям — помогая им избавиться от разорения, избежать голодной смерти. А наиболее обеспеченным кругам предоставлял помещения для сохранения «излишков» имущества. С древнейших времен одной из важных социальных функций храма была роль «дома призрения» для лиц, которые оказались отвергнутыми из-за своей неполноценности (физической или социальной),—для одиноких женщин, инвалидов, престарелых, детей — брошенных или осиротевших. Во время войны, неурожая бедняки помещали в храм престарелых и больных членов семьи, подбрасывали детей, которых не в состоянии были прокормить. Главной причиной этого было стремление избавиться от лишних ртов, от неполноценных членов семьи, которые не могли работать в полную силу, а внешне это выглядело как дар божеству от поклоняющегося ему. В более спокойные в храм шли пожертвования богатых семей. Такие семьи отдавали в храмы дочерей. Роль храма как социального центра проявлялась и в том, что именно храм выкупал общинников, попавших в плен во время царского похода, если у них дома не хватало средств на выкуп В храме разрешались различного рода споры. Здесь давали показания свидетели, здесь перед лицом божественных символов выигравшая сторона вступала в свои права

>Основные виды хозяйств С точки зрения организации сельскохозяйственного производства, можно выделить два основных вида Основные виды хозяйств С точки зрения организации сельскохозяйственного производства, можно выделить два основных вида хозяйств: собственно государственные хозяйства, которые не только контролировались государством, но и организовывались самим государством административным путем; в них были заняты производительным трудом главным образом подневольные работники. Последние, однако, не сгодились в отряды, как Гуруши III династии Ура, и получали но паек, а надел земли на группу; они назывались наши бильтим — «приносящие доход» и не числились рабами. Под поля крупных государственных хозяйств в старовавилонской Месопотамии предположительно было занято около 1/3 обрабатываемых земель. Другим видом организации сельскохозяйственного населения были государственно-общинные хозяйства, которые организовывались как государством (по территориальному), так и самодеятельно (по территориально-родовому принципу) на мостах и пользовались определенным местным самоуправлением, хотя и под строгим контролем государства. В этих хозяйствах производительным трудом были заняты в основном свободные, но мог применяться также труд их рабов и других подневольных работников.

>Законы Хаммурапи  Крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Хотя никаких теоретических сочинений Законы Хаммурапи Крупнейший и важнейший памятник права древней Месопотамии. Хотя никаких теоретических сочинений по праву из Месопотамии до нас не дошло (их, видимо, и не было), эти законы представляют собой плод огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм. Нормы группируются по предмету регулирования, а переход от одной нормы к другой осуществляется по принципу ассоциации. Таким образом, один и тот же предмет рассматривается в смежных нормах в различных правовых аспектах. Случаи, которые считались очевидными и не вызывавшими сомнений, вообще не упоминаются, например наказание за умышленное убийство, кражу или за чародейство. Такие дела решались по обычаю. Вместе с тем вавилонские юристы еще испытывали затруднения при формулировке важнейших общих принципов и понятий права, хотя определенное представление о них имели. Поэтому они выражали их казуистически: принцип «по одному делу решение два раза не выносится» выражен, видимо, в § 5, который карает судью за «изменение решения» после того, как решение уже принято и выдан соответствующий документа представление о недееспособности малолетних и несвободных выражено, видимо, в § 7, карающем за принятие какого-либо имущества из рук «малолетнего сына человека или раба человека (...) без свидетелей и договора» (а при свидетелях, которым известны участники сделки, она не могла бы иметь места).

>Структура Законов Хамураппи Законы начинаются с «Пролога», в котором Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности» Структура Законов Хамураппи Законы начинаются с «Пролога», в котором Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности» в отличие от принятого ранее принципа, согласно которому «царственность» могла перемещаться из одного города в другой; перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Месопотамии и их божествами-покровителями, и провозглашается цель создания Законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость...» Далее следуют собственно Законы (разбивка текста на 282 отдельных параграфа — результат работы ассириологов, издававших этот текст, в оригинале ее нет).

>В тексте Законов можно выделить следующие разделы :  1) основные принципы правосудия (§ В тексте Законов можно выделить следующие разделы : 1) основные принципы правосудия (§ 1—5); 2) охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6— 25); 3) нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26—41); 4) операции с недвижимостью и связанные с нею деликты (§ 42—88); 5); торговые и коммерческие операции (§ 89—126); 6) семейное право (§ 127—195); 7) телесные повреждения (§ 196--214); 8) операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215—282). Далее следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлении, содержащихся в Законах. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным, деловым языком.

>Вавилонское право и категории населения Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось Вавилонское право и категории населения Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст ЗХ носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение. Общество, каким оно обрисовано в ЗХ, состоит, как уже упоминалось, из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум). Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума ЗХ оценивают «дешевле», чем авилума (§ 196 и сл.), но зато имущество мушкенумов охраняется более строго: ведь оно фактически есть составная часть царского имущества (§ 8)(По этой именно причине имущество мушкенов особо защищается и царскими законами Эшнунны (§ 24), в то время как защита имущества свободного гражданина предоставляется обычному пpaву.)..

>Правоспособность по Вавилонскому праву: В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: Правоспособность по Вавилонскому праву: В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной, а дети от такого брака считались свободными (§ 175—176). Своих детей от рабыни ее господин мог признать своими законными детьми (со всеми вытекающими отсюда для них правами), по если даже он их таковыми и не признал, после смерти господина они и их мать получали свободу (§170—171). Раб, купленный в чужой стране, в Вавилонии должен был быть отпущен на свободу без выкупа, если выяснялось, что он вавилонянин. За оскорбление действием, нанесенное свободному, и за оспаривание своего рабского состояния раб подлежал не внесудебной расправе, а наказанию по суду (отрезанию уха — § 205 и 282). Наконец, долговое рабство было ограничено сроком в три года (долговым рабом мог стать сам должник, или его раб, или член семьи), и даже продажа свободнорожденного человека в рабство была ограничена тем же сроком (§ 117). В связи с долгами существовал и другой вид временной утраты свободы—заложничество (§ 114—116). Заложника кредитор, видимо, брал насильно и держал его в своего рода частной долговой тюрьме, чтобы принудить должника к уплате