Драма А. Н. Островского «Гроза» на

Скачать презентацию Драма А. Н. Островского  «Гроза» на Скачать презентацию Драма А. Н. Островского «Гроза» на

История постановки пьесы Гроза.ppt

  • Количество слайдов: 31

> Драма А. Н. Островского  «Гроза» на сцене и в кино Драма А. Н. Островского «Гроза» на сцене и в кино

>   Содержание Презентация содержит факты о постановках драмы  «Гроза» на сцене. Содержание Презентация содержит факты о постановках драмы «Гроза» на сцене. Имена первых актеров и информацию о прототипах главных героев пьесы. В презентации есть интересные факты о постановках и режиссуре. Презентация содержит фото из постановок и экранизаций пьесы «Гроза» . Также представлены фото актеров и их героев.

>   Первая постановка       А. Н. Островский Первая постановка А. Н. Островский с группой актеров и театральных деятелей. В русскую культуру реализм пришел к середине 19 века - появляются пьесы А Н. Островского и И. С. Тургенева, картины П. А. Федотова, проза Ф. М. Достоевского и поэзия Н. А Некрасова. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое правда на сцене. Можно даже, хотя и с большой долей условности, назвать дату утверждения реализма в русском театре - 16 ноября 1859 г. Это был день премьеры в Малом театре пьесы "Гроза" Александра Николаевича Островского (1823 - 1886).

>В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в 1856 -1857 В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в 1856 -1857 гг. Исследователи творчества Островского справедливо считают, что герои пьесы имели реальных прототипов, живших в середине 19 века в Костроме - городе, с которыми в жизни Островского связано очень многое.

>Называется даже конкретная семья - мещан Клыковых, где невестка в итоге тоже покончила с Называется даже конкретная семья - мещан Клыковых, где невестка в итоге тоже покончила с собой в бурных водах Волги. И до сего дня утверждается, что все подробности этой истории можно прочесть в сохранившемся уголовном деле, заведенным костромской полицией по факту обнаружения трупа Клыковой в Волге. Живший в Костроме Островский прекрасно знал горожан, в том числе и семью Клыковых. А так как город был еще совсем небольшой, то все жители знали друг о друге буквально все. Вот и подглядел Островский историю “Грозы”.

>С точки зрения критика, характер Катерины составляет шаг вперёд во всей русской литературе того С точки зрения критика, характер Катерины составляет шаг вперёд во всей русской литературе того времени. В образе Катерины является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность. Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства» , которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости. Этот протест растёт… Катерина кончает жизнь самоубийством.

> Из спектаклей, сыгранных по пьесам Островского, пожалуй,  наибольший успех имела «Гроза» . Из спектаклей, сыгранных по пьесам Островского, пожалуй, наибольший успех имела «Гроза» . Спектакль поставлен В. Пашенной и М. Гладковым, оформлен Б. Волковым, музыку написал Р. К. Щедрин. Премьера состоялась 9 января 1962 года. Встретившись перед премьерой с корреспондентом газеты «Вечерняя Москва» , Пашенная говорила: «Нам хотелось по-новому, с позиций сегодняшнего дня, прочесть «Грозу» , страстно рассказать о трагедии русской женщины, о луче света в темном царстве» . А вот мнение о готовившемся спектакле М. Гладкова: «Нам хочется создать на сцене театра народную драму. Мы придерживаемся добролюбовской трактовки» .

>   Герои и декорации  Открывался занавес, и зрители видели на краю Герои и декорации Открывался занавес, и зрители видели на краю обрыва церковь, а за обрывом открывался прекрасный вид на раздолье реки. Некоторое время сцена оставалась пустой, все внимание зрителей сосредотачивалось на декорации. Вот как по этому поводу писал критик: «Тонко разработанная в свете, скупая в деталях декорация Волкова передает атмосферу пьесы, создает у зрителей предрасположение к восприятию спектакля. И когда появляются действующие лица, они попадают в эту подготовленную атмосферу и настроение» .

>   Конфликт в пьесе Чаще всего это пьесу рассматривают как социально- бытовую Конфликт в пьесе Чаще всего это пьесу рассматривают как социально- бытовую драму: конфликт Катерины и «темного царства» (по определению Добролюбова). Но конфликт драмы глубже: он лежит в сфере религиозно-нравственной, и поэтому определение драмы как социально-бытовой недостаточно. Название «социально-нравственная драма» точнее отражает характер конфликта. Название пьесы имеет символическое значение, хотя в ней действует гроза и как физическое явление. Метафора грозы подразумевает ее очистительную силу.

>Вокруг спектакля разразилась буря. Так бывает, когда художник нарушает принятые эстетические или этические нормы. Вокруг спектакля разразилась буря. Так бывает, когда художник нарушает принятые эстетические или этические нормы. Великий артист М. С. Щепкин много сделал для победы реализма на сцене, но даже он не принял пьесу Островского: она показалась ему просто неприличной.

>   «Гроза» в критике Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н. «Гроза» в критике Обстоятельный анализ «Грозы» дал критик журнала «Современник» Н. А. Добролюбов. Его статья «Луч света в тёмном царстве» , написанная с позиции революционера-демократа, продолжила его размышления о драматургии Островского, начатые в статьи «Тёмное царство» . Добролюбов использовал точные образы-символы «тёмного царства» и «луча света в тёмном царстве» . Его анализ остаётся классической трактовкой произведения.

>Сочинение драматурга нашло талантливого защитника в лице критика Николая Александровича Добролюбова, увидевшего в пьесе Сочинение драматурга нашло талантливого защитника в лице критика Николая Александровича Добролюбова, увидевшего в пьесе утверждение права каждого человека на внутреннюю свободу. Он назвал Катерину «лучом света в темном царстве»

>Писарев о «Грозе»   Д. И. Писарев в своей статье «Мотивы  Писарев о «Грозе» Д. И. Писарев в своей статье «Мотивы русской драмы» решительно отверг вывод Добролюбова о том, что Катерина – подлинная героиня нового исторического периода. Его анализ окарикатурил и «Грозу» , и Добролюбова. По мнению Писарева, Добролюбов увлёкся симпатией к характеру Катерины и принял её за личность, за светлое явление. Во всех поступках Катерины заметна, прежде всего, несоразмерность между причинами и следствиями. Каждое внешнее впечатление потрясает весь её организм. Самое ничтожное события, самый пустой разговор производят в её чувствах, мыслях и поступках целые перевороты.

>Эскизы к спектаклю Эскизы к спектаклю

>   «Первая» Катерина Первой исполнительницей роли главной героини, Катерины, была прекрасная актриса «Первая» Катерина Первой исполнительницей роли главной героини, Катерины, была прекрасная актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая (1827 -1868). Это была первая Катерина на русской сцене, основательница традиции исполнения. Важен факт участия актрисы в создании этого образа - монологи Катерины были написаны автором под влиянием рассказов Косицкой о своем детстве, своих переживаниях, мечтаниях.

>    В своей «Записке об авторских правах» Александр   В своей «Записке об авторских правах» Александр Николаевич Островский писал, что «без пьесы, как бы ни были талантливы актеры, играть им нечего» , однако при этом он признавал, что и драматургу без актера трудновато. «Все Каринэ лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь Фолиянц сильного таланта и под влиянием этого таланта» , – заметил он в другой своей статье. Одним из таких талантов, и даже первой среди них, Островский назвал Любовь Павловну Косицкую (после замужества Никулину-Косицкую), выдающуюся русскую актрису, которая двадцать лет играла на сцене Малого театра. «У ней действует сама природа, она говорит, как чувствует» , – писал современный критик о Любови Павловне, покорившей своей игрой всю театральную Москву. Вся жизнь Косицкой, с самого рождения, давала пищу ее замечательному таланту. Островский воскликнул: «Сам Бог создал вас для этой роли!» А зал ревел и грохотал аплодисментами. Успех был поистине оглушительный.

>     Рощина-Инсарова Е. русская      Рощина-Инсарова Е. русская Н. драматическая актриса. сестра народной артистки СССР В. Н. Пашенной. П. Стрепетова в роли Катерины. «Гроза» . Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве. 1880. Г. Н. Федотова в роли Катерины. Малый театр. Москва. Фотография. 1866.

> Афиша к спектаклю Гроза Год выпуска: 1934 Режиссер: В. Петров В ролях: Алла Афиша к спектаклю Гроза Год выпуска: 1934 Режиссер: В. Петров В ролях: Алла Тарасова Иван Чувелев Варвара Массалитинова Михаил Жаров

>Режиссер: Петров Владимир В главных ролях: Жаров Михаил, Тарханов М. , Тарасова Алла год Режиссер: Петров Владимир В главных ролях: Жаров Михаил, Тарханов М. , Тарасова Алла год выхода: 1934

>Сцены из фильма Сцены из фильма

>Сцены из фильма Сцены из фильма

>     1961 год n  ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ Савел 1961 год n ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ Савел Прокофьевич Дикой — М. Жаров Марфа Игнатьевна Кабанова — В. Н. Пашенная Тихон Иванович Кабанов — В. Доронин Катерина, его жена — Р. Нифонтова Варвара — О. Хорькова Кулигин — С. Маркушев Шапкин, мещанин — Б. Сазонов Феклуша, странница — Е. Шатрова Глаша — девка в доме Кабановых — А. Щепкина Барыня, полусумасшедшая — Е. Гоголева Ваня Кудряш — Г. Сергеев Постановка В. Пашенной и М. Гладкова Музыка Р. Щедрина Хор и оркестр под управлением А. Поппе и В. Потапейко

>Сцены из фильма Сцены из фильма

> Ольга Михайловна Хорькова – актриса театра и кино, народная артистка России, более 40 Ольга Михайловна Хорькова – актриса театра и кино, народная артистка России, более 40 лет отдавшая служению Малому театру. Позже она играла в этом же спектакле роль Кабановой.

>Катерина – Р. Нифонтова Катерина – Р. Нифонтова

>Дикой - М. Жаров  Тихон Дикой - М. Жаров Тихон

>Борис  Кудряш Борис Кудряш

>Кулигин  Полусумасшедшая барыня Кулигин Полусумасшедшая барыня

>Феклуша  Шапкин Феклуша Шапкин

>А. Н. Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, А. Н. Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли. Кажется, только появившись на свет, его пьесы обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт "темного царства" с "лучом света". А можно - просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин.

>  Интернет-ресурсы n http: //www. liveinternet. ru/users/2384045/tags n http: //www. maly. ru/news_more. php? Интернет-ресурсы n http: //www. liveinternet. ru/users/2384045/tags n http: //www. maly. ru/news_more. php? number= 2&day=19&month=9&year=2007 n ru. wikipedia. org