Скачать презентацию Домашнее задание 4 Ответить письменно на вопрос Скачать презентацию Домашнее задание 4 Ответить письменно на вопрос

4.pptx-общество(4 параграф)

  • Количество слайдов: 15

Домашнее задание: & 4. Ответить письменно на вопрос: Что общего в понятиях «мораль» и Домашнее задание: & 4. Ответить письменно на вопрос: Что общего в понятиях «мораль» и «право» ? В чём их различие?

Мораль - (лат. moralitas от moralis) - это форма общественного сознания и вид общественных Мораль - (лат. moralitas от moralis) - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории.

Развитие норм морали Табу Сущность: представляет жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на Развитие норм морали Табу Сущность: представляет жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др. ). Характерные черты: Распространяется на членов данной общины. Обычай Сущность: исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах. Характерные черты: распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора

Традиция (лат. traditio — передача) Сущность: разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями Традиция (лат. traditio — передача) Сущность: разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Моральные правила Сущность: концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. Характерные черты: распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение.

Мораль и обычай: общие характеристики 1. Регулируют человеческие отношения; 2. Не имеют собственной институализации Мораль и обычай: общие характеристики 1. Регулируют человеческие отношения; 2. Не имеют собственной институализации (учреждения); 3. Определяют нравы и нормы поведения. Мораль и обычай: различие Мораль: 1. Индивидуальная интерпретация; 2. Требования одинаковы для всех; 3. Не зависит от общественного мнения; 4. Перспективная задача личного совершенствования. Обычай: 1. Носит внеличностный характер; 2. Требует буквального исполнения; 3. Зависит от общественного мнения; 4. Представляет сгущение стереотипности, повторяемости.

1. 2. 3. 4. 5. 6. Специфические особенности морали Моральные обычаи, традиции и нормы 1. 2. 3. 4. 5. 6. Специфические особенности морали Моральные обычаи, традиции и нормы являются порождением своего времени, т. е. сугубо историческим продуктом; Сложившаяся на определённом этапе развития общества система моральных норм – регуляторов – не остаётся неизменной; Автономная регуляция, т. е. уровень этих отношений всецело зависит от воли самих субъектов (участников), а не от специальных социальных институтов; Всеохватность; Мораль является важнейшим неформальным регулятором социального поведения и одной из главных этических категорий; Моральная оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла.

Основные функции морали: 1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не только с Основные функции морали: 1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права. 2. Оценочная - представляет собой способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью разделения окружающих социальных явлений на " добро " и " зло ". 3. Познавательная подчинения функция регуляции поведения, точнее, оценочно-императивная функция. Она ориентирует индивида в ми ре окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. 4. Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории. 5. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент нравственного поведения личности. 6. Коммуникативная. 7. Воспитательная.

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Отличие мировоззрения от других элементов духовного мира человека 1) Мировоззрение представляет собой взгляд человека не на отдельную сторону мира, а на весь мир в целом. 2) Мировоззрение отражает отношение человека к миру.

Термины, близкие по значению. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне Термины, близкие по значению. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств. Мировосприятие – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам. Миропонимание – познавательноинтеллектуальная сторона мировоззрения. Менталитет – это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.

Элементы мировоззрения: знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы. Особенности: всегда исторично Элементы мировоззрения: знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями. Каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои ценности.

Субъекты (носители) мировоззрения: Ø отдельный человек; Ø группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); Ø Субъекты (носители) мировоззрения: Ø отдельный человек; Ø группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); Ø общество в целом. Социальные функции мировоззрения: Ø даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности. Ø позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей. Ø человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного. Ø формирует в сознании человека взгляд не только на окружающий мир (макрокосмос), но и собственное бытие (микрокосмос). В области мировоззрения связанного с самоосознанием складываются представления о своей индивидуальности, личности, формируется образ своего «Я» , который противопоставляется видению «другого Я» и мира.

Классификация типов мировоззрения: Теоретическо-философское мировоззрение: 1. теоцентризм; 2. природоцентризм (космоцентризм, космизм); 3. антропоцентризм; 4. Классификация типов мировоззрения: Теоретическо-философское мировоззрение: 1. теоцентризм; 2. природоцентризм (космоцентризм, космизм); 3. антропоцентризм; 4. социоцентризм; 5. знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм). Жизненно-практическое или обыденное мировоззрение ( «жизненная философия» ) 1. обыденное; 2. религиозное; 3. научное.

Теоцентризм (греч. Theos – Бог + лат. Centrum – центр круга) – понимание Бога, Теоцентризм (греч. Theos – Бог + лат. Centrum – центр круга) – понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Космоцентризм (греч. Κοσμος + центр) - система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место. Восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях характерно для древнегреческой философии.

Русский космизм - мировоззрение, возникшее в России в конце XIX - начале XX вв. Русский космизм - мировоззрение, возникшее в России в конце XIX - начале XX вв. : 1) синтетическое видение реальности; 2) восприятие человека в качестве органичной части космического единства, способного реализовать свою активную природу в деле творческого изменения мироздания. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, высшая в конечная цель всего мироздания. Социоцентризм – мировоззрение, согласно которому общество является более значимой реальностью, чем составляющие его индивиды; Сциентизм – мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

Обыденное мировоззрение: + опирается на непосредственный жизненный опыт человека; – мало использует опыт других Обыденное мировоззрение: + опирается на непосредственный жизненный опыт человека; – мало использует опыт других людей, опыт науки, культуры, религии. Религиозное мировоззрение: + тесная связь с мировым культурным наследием; ориентация на удовлетворение духовных потребностей человека; стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей; – непримиримость к другим жизненным позициям; недостаточное внимание к достижениям науки. Научное мировоззрение: + прочная научная обоснованность; реальность целей и идеалов; связь с производственной и социальной деятельностью людей; - недостаточно внимания уделяется изучению духовного мира человека.