Скачать презентацию Дисциплина История мировой культуры Дисциплина Тема 4 Культура Скачать презентацию Дисциплина История мировой культуры Дисциплина Тема 4 Культура

История мировой культуры. Тема 4 Средневек.ppt

  • Количество слайдов: 20

Дисциплина: История мировой культуры Дисциплина Тема 4. Культура Средневековья Целевая установка. Студент должен: знать Дисциплина: История мировой культуры Дисциплина Тема 4. Культура Средневековья Целевая установка. Студент должен: знать содержание и связи установка культуры мира и центров цивилизации Средневековья. Время изучения: 4 часа в аудитории + 6 ч. самостоятельно Время изучения Изучаемые вопросы: Изучаемые вопросы 0. Исторический взгляд на средневековье (введение) 1. История материальной культуры 5– 16 веков; 2. История духовной культуры Средневековья; 3. История художественной культуры 5– 16 веков; 4. Сущностные признаки культуры Средневековья. Библиография: 1. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г. В. Драча. – изд. 7 -е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с. (с. 244 – 253, 254– 270, 271– 274, 275; 141– 173; 128– 139). 2. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Высш. обр. , 2009. – 566 с. (163– 182, 332– 333, 261– 295, 296– 314); 3. Багновская Н. М. Культурология. Уч. пос. – М. : Дашков и К, 2005. – 300 с. (с. 19– 30); 4. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г. Д. Драча. – Р-н/Д: Феникс, 2005. – 156 с. (с. 52– 54); 5. Мировая культура, история искусств. Исторический портал. . . http: //art-history. ru/ Задание на самостоятельную работу: 1. Изучить источники по теме, работу включая указанные в списке; 2. Составить свою классификацию культур Средневековья; 3. Изобразить схему взаимодействия культур цивилизаций Средневековья на разных уровнях.

0. 1. Изучение истории Средневековья на мегауровне Согласно Учебнику «Истории Средних веков» , изданному 0. 1. Изучение истории Средневековья на мегауровне Согласно Учебнику «Истории Средних веков» , изданному в МГУ (М. , 2003, в 2 т. ) под ред. С. П. Карпова для вузов, со времен античности на мегауровне понятие « Европа» (от Европа семитского корня Эреб) отождествлялось с географическим «Запад» против «Азии» Азии (корень Асу), или Востоку. Историческое понятие Западной Европы на этапе средневековья включает в себя историю стран от Англии до Средиземноморья, скандинавских стран, а также Византии, история которых обнаруживает общность экономического, социально-политического и духовного развития. Византия как преемница Восточно-Римской империи и пограничье с Османским миром оказала огромное влияние на судьбы Запада и Востока. Её существование именно на этапе средневековья, позволяет выделить Западную Европу в локальную цивилизацию, существующую в более крупном цивилизационном единстве Европы в целом. Термин «средние века» — перевод с латинского выражения medium aevum (средний средние века век) — был впервые введен итальянскими гуманистами. Отсюда и название науки, изучающей историю средних веков, — медиевистика. Подробнее см. сайт: медиевистика http: //yanko. lib. ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a. htm#_Toc 158082338

0. 2. Изучение истории Средневековья на макроуровне и Востоке Средневековая деревня франков 6 в. 0. 2. Изучение истории Средневековья на макроуровне и Востоке Средневековая деревня франков 6 в. и город Кёльн, 12 в. (с сайта http: //yanko. lib. ru/books/hist/ist_sred_vv-mgu-a. htm#_Toc 158082338) показывают уровень развития культуры на макроуровне истории. макроуровне Плохо, что в предлагаемом С. П. Карповым виде история оказывается сосредоточена на Европе. Не избегают этой направленности и культурологические источники: http: //www. countries. ru/library/middle_ages/. Возможно это связано с привлекательностью феномена рыцарства (http: //www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/Article/Tyl_Ist. R. php). Наложенный на культурную картину мира «европейской империи» и папства этот образ создаёт ореол романтизма и праведности. Однако… В противовес Европе в 7 веке поднимается новый вид культуры арабов кочевых и оседлых. В Мекке родился Мухаммед (570) – талантливый В Мекке родился Мухаммед (570) полководец, религиозный реформатор, гениальный поэт и государь (http: //www. imam. ru/muhamed. html). С развалом духовности мира античности развивается догматика и обрядность ислама по Корану. С позиции Востока история Средних веков представляется как смена С позиции Востока история Средних веков (http: //www. gumer. info/bibliotek_Buks/History/vsem_ist/07. php): VII—Х вв. — период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов; XI—XII вв. — до монгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет; XIII вв. — время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять; XIV—XVI вв. — послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти. При этом были порождены цивилизации: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индомусульманская — в Индии, индусская и мусульманская — в странах Юго-Восточной Азии, буддийская —- в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская — в Японии и Корее

0. 3. Хронология истории Средневековья в Европе I. Конец V — середина XI в. 0. 3. Хронология истории Средневековья в Европе I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался период раннего средневековья как общественная система. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени. В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия. II. Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста период расцвета феодальных отношений городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского. Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма. III. XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. вв. — период позднего феодализма Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия. Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. XVII век явился переломным в развитии естественных наук и рационализма. Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по Каждый из этапов территории Европы и вне ее: в IV в. , VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI—XIII вв. ; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты. Обращает на себя внимание все убыстряющийся темп развития и сокращение временной протяженности каждого последующего этапа.

0. 4. Изучение средневековья по картам Сайт http: //ec-dejavu. ru/k/Karta. html предоставляет уникальную возможность 0. 4. Изучение средневековья по картам Сайт http: //ec-dejavu. ru/k/Karta. html предоставляет уникальную возможность понять мир культуры средневековья через историю карты. Здесь показано, что средневековые карты (от трехчастного представления в 7 веке до «плотского» в 15 веке, см. рис. ) - это особое симультанное время-пространство, в котором "ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте" (Августин), в котором соседствуют Троя, Афины и Иерусалим, изображения Адама и Евы в Раю и картины Страшного суда. Это пространство не предназначалось для измерения расстояний, но служило скорее целям соизмерения: в основе концепции некоторых карт лежит образ мира как тела Христова (37, 283 сл. ). Эти карты были функциональны (сакральны) постольку, поскольку являлись изображениями, предполагавшими не пассивного зрителя, адресата информации, но активного участника, становящегося в процессе некоего действа частью всего сотворенного пространства, всей Священной истории. Пространство карты мира это территория, на которой разыгрывается драма Спасения и земли, народы которых приняли или должны принять христианство. Папа Урбан II, призывая к крестовому походу на Клермонском соборе, скорбел о том, что сарацины владычествуют над Азией, которая, "как оценивали наши предки, равна двум остальным частям, а христиане остаются лишь в малой доле третьей части света – Европе» . Некоторые из карт мира Т-О-типа заполнены исключительно названиями государств трех частей Земли. Работы историков географии показывают несомненное превосходство и первенство литературного изложения маршрута над картой, непосредственно-чувственного восприятия пространства над его абстрактнокартографическим изображением. В античной, исламской и индийской картографии существует большое количество периплов, итинерариев, портоланов и лоций, описывающих путь в вербальной форме. Не исключено, что на появление вербальных карт и карт мира опосредованно повлияла ритуальная номинация окружающего мира.

0. 5. Картография истории средневековья Задействование картографического метода позволяет уяснить, что Средневековье культивировалось не 0. 5. Картография истории средневековья Задействование картографического метода позволяет уяснить, что Средневековье культивировалось не только европейской цивилизацией. Более того, Европа во многом сложилась под влиянием внешних культурных воздействий Восточных цивилизаций, например, монгольской… http: //venedia. ru/news/ne ws/item/388 -kollektsiyaistoricheskih-kart-mir-vsrednie-veka. html

0. 6. Определения понятий культуры Средневековья Культурная картина мира (ККМ) - целостный образ культурного 0. 6. Определения понятий культуры Средневековья Культурная картина мира (ККМ) - целостный образ культурного развития человечества, совмещён(ККМ) ный в сознании и общественной деятельности с географическими, историческими (карты, летописи…), археологическими и др. данными. Состоит из обыденной и научной картины мира. Культурная традиция - передаваемая из поколения в поколение ценностная ориентация, Культурная традиция возникшая на основе трудового (природного, материального) и (или) общительного (общественного, духовного), проверенного практикой, компонента жизненного опыта. Локальная культура - автономия в пространстве серединной культуры. суверенное, целостное Локальная культура образование культового строя в рамках серединной культуры (Татарстан в России). Маргинальная культура - несистемный набор культов, выстроенный на основе разрозненных Маргинальная культура установок, ценностных ориентаций и моделей поведения нескольких культур. Менталитет (от фр. mentalite - мироощущение, мировосприятие) - малоосознаваемый строй Менталитет культов, формирующийся в этносе под воздействием включенности в природно-бытовую среду длительного пребывания, приобщения к формам поведения и традициям. Применительно к обществу менталитет означает закономерно формирующийся набор культов, «естественно» присущих народу на стадии этнической самоорганизации. При достижении стадии национального самосознания (обретением письменности и государственности) ментальность уступает место национальному самосознанию. Серединная культура - сердцевинная, доминирующая, традиционная, господствующая система культов в конкретном социально-историческом пространстве (русская культура в России). Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, присущих конкретной Субкультура социальной группе (этнической, конфессиональной, возрастной) в неоднородном обществе. Религия - система культов, возведённая в ранг государственной идеологии. Основана на Религия культивировании понятия сверхъестественной силы (божества - «могущего всё» , всемогущего). Основные элементы: вера в бога (эмоциональное постижение истины), вероучение (закон жизни и трактовка смерти), ритуалистика (молитва, обряд, праздники, символика), организация верующих в церковь ( «связь» ), имущество (храмы, оборудование, реликвии и т. п. ). Функции: спасение от страха смерти (душеспасительная), объединение в общество (мирское и духовное единение общества), поддержание устоев (государственное и бытоустройство). Примеры религий индо-европейской мегакультуры: буддизм, христианство (католичество, православие, протестантизм), мусульманство. . .

1. 1. Материальная культура Средневековья Средневековая Европа, в отличие от сегодняшней, была страной лесов 1. 1. Материальная культура Средневековья Средневековая Европа, в отличие от сегодняшней, была страной лесов и болот, тянувшихся через весь континент и еще в XIII в. занимавших 2/3 ее территории. Люди селились на лесных прогалинах и вели свое хозяйство, вырубая или сжигая деревья и осушая топи. Земледелие было основным занятием, поэтому подавляющее большинство населения жило в деревне и число горожан, особенно до XII в. , было совершенно незначительным. Помимо обработки земли сельские жители разводили скот, охотились на диких животных, ловили рыбу, собирали в лесу ягоды и мед диких пчел. Дерево служило материалом для изготовления орудий труда, жилищ, домашней утвари, оно же вывозилось на Восток как экспортный товар. Материальные излишки изымались у народа высшими сословиями – феодальной знатью и служителями церкви – и растрачивались на придворную роскошь, украшение храмов и замков, войны, подаяния и т. д. Создавался замкнутый цикл, который вместе с консерватизмом общественной системы и мировоззрения очень замедлил, хотя и не остановил, развитие экономики. В большинстве случаев жизнь человека в средние века связана с феодальным поместьем – небольшим поселением, окруженным полями, лугами и лесом. На возвышении находился замок феодала, которому принадлежала большая часть земли, орудий труда и от которого, так или иначе, зависели все обитатели поместья. http: //bibliotekar. ru/culturologia/23. htm http: //www. google. ru/imgres? q=%D 1%81%D 1%80% http: //gnozis. info/? q=book/export/html/2965

1. 2. Средневековье. Социальная культура Развитие средневековой цивилизации тесно связано с ростом городов. В 1. 2. Средневековье. Социальная культура Развитие средневековой цивилизации тесно связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1 -5 тыс. человек), живших вокруг крепостей города в Европе или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. К X–XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и вместе с тем происходит быстрый рост городов как отделяется от сельского хозяйства центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20 -30 тыс. человек и более, растет число малых городов. Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны). Состав городского населения налаживают самоуправление (коммуны). был очень пестрым. Здесь проживают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы. Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров (по-немецки) или буржуа (посословие горожан – бюргеров (по-немецки) или буржуа французски). Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цеха, гильдии, братства, «торговые дома» . Мастера и торговцы нуждались в особые союзы – цеха, гильдии, братства, «торговые дома» . защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII–XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, цехов – патриции. неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию. Будьте осторожны! Натуральное хозяйство Будьте осторожны удовлетворяло общество, в котором каждый должен был иметь ровно столько, сколько требовало его общественное положение, его ранг. За соблюдением этого правила бдительно следили государство, знать, цехи, общины, наконец, церковь, осуждавшая обогащение. Товарное хозяйство, нацеленное на расширение сферы Товарное хозяйство производства и обмена, могло играть тогда лишь второстепенную роль. Торговые отношения затруднялись высокими пошлинами и разбоем на дорогах, доход приносила в основном продажа предметов роскоши.

1. 3. Миграции и открытия культуры Средневековья Развитие мировой культуры Средневековья в значительной степени 1. 3. Миграции и открытия культуры Средневековья Развитие мировой культуры Средневековья в значительной степени определялось направлениями миграции населения по Евр. Азии. В 14 – 16 вв. она шла с запада на восток, а в 17 в. с востока на запад. С ней шла трансформация культурных форм жизни населения от села к городу и… Великие географические открытия istorik. ucoz. com

1. 4. Материи средневековой культуры Зенита (Ближнего Востока) Арабо-мусульманский средневековый мир - это результат 1. 4. Материи средневековой культуры Зенита (Ближнего Востока) Арабо-мусульманский средневековый мир - это результат распространения ислама, мусульманских это результат распространения ислама завоеваний и создания арабского халифата. Халифат в IХ-Х вв. распался на ряд государств, объединенных тесными торговыми связями, языком и культурой. Тем не менее внутри этой общности каждая культура обрела свои особенности и нашла свой путь Социально-экономическая основа арабо-мусульманской культуры средневековья имела ряд особенностей: типичная для феодального общества иерархичность сочеталась в исламском мире с весьма высокой социальной мобильностью. Служба могла поднять до значительных социальных высот выходца из «низов» . Весьма влиятельными были средние городские слои. У Весьма влиятельными были средние городские слои власти находилась не только родовая знать, но и военные, и чиновники. По сравнению со средневековой Европой в средневековье мусульманском большое значение имели города! Сельская местность играла служебную роль. Таких центров хозяйства и имели города культуры, как монастыри и рыцарские замки в Европе, мусульманский средневековый мир не знал. Статус горожан был весьма высок, а их положение - стабильным. Особенно почитаемым Статус горожан был весьма высок занятием была торговля Важнейшей особенностью средневекового исламского мира можно считать то, что в нем не сложилось института церкви как посредника между земным и божественным миром. Духовенство в исламе было частью единого государственного аппарата, элементом политической и административной системы. Материальная культура средневекового Ближнего Востока была представлена разнообразными Материальная культура средневекового Ближнего Востока орудиями труда, ирригационными сооружениями и различными приспособлениями в системе водоснабжения, а также постройками разного назначения. Ряд построек, а также большую часть продукции ремесленного производства, такую, как ковры, ткани, посуда, оружие, можно считать пограничными явлениями, в равной степени принадлежащими культуре материальной и художественной. http: //www. hi-edu. ru/e-books/xbook 158/01/part-006. htm

1. 4. Мат. культура Средневекового Востока. Япония Японская культура является неповторимым самобытным явлением не 1. 4. Мат. культура Средневекового Востока. Япония Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась. Однако проявилась она, начиная с X - XI веков Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний.

2. 1. Духовная культура средневековья. Запад С распадом Античного мира и установлением христианства в 2. 1. Духовная культура средневековья. Запад С распадом Античного мира и установлением христианства в духовной культуре прошли перемены. Радость земного бытия, чувственное, любовное восприятие реального мира, представление о человеке как о прекраснейшем творении природы заменило стремление к загробному существованию, умаление человека, сведение его к греховному существу, порицание всех телесных радостей, ужас перед силами приро - ды. Античный атлет, живший в гармонии с природой, в мире с земными радостями, сменился идеалом аскетизма, устремлением к единству с Богом. Настал новый этап духовного самосознания человека. Доминирующей идеологией на Западе стало христианство, папская церковь. Она стала отзывом на усталость от плотского активизма Римской империи. Дохристианские религии оказались не способными противостоять этому компромиссу духа и плоти. Христианство побеждало благодаря традиционализму, символизму (толкованию Христианство побеждало благодаря Библии), дидактизму (передаче величия Бога), универсальности (энциклопедичности знания о Боге), психологической самоуглублённости (рефлексивности) духовной культуры, историчности (уникальности, единичности факта воскресения), простодушности (простой веры без размышлений)… liveinternet. ru ric-dahab. ru holinessprav. blogspot. com

2. 2. Духовная культура средневековья. Зенит Множество фактов культуры находится еще на одной «границе» 2. 2. Духовная культура средневековья. Зенит Множество фактов культуры находится еще на одной «границе» - между духовной и художественной культурой. В средневековье Религия широко и разнообразно пользовалась художественными формами словесного творчества, в художественные формы было облечено и знание. Несмотря на то что духовную культуру, как и культуру в целом, определял ислам, можно обнаружить явления, восходящие еще к античным традициям. В частности, в восходящие еще к античным традициям философии средневекового Востока можно усмотреть развитие некоторых идей и принципов античной философии. Этой же древней традицией, очевидно, обусловлена и тесная взаимосвязь философии и естественно-научного знания - взаимосвязь философии и естественно-научного знания медицинского, физического и химического, математического и астрономического. Не будет преувеличением сказать, что в области научной и философской арабомусульманское средневековье намного превзошло другие средневековые культуры. В частности, Европа неоднократно обращалась к ближневосточному наследию как источнику мудрости и учености, используя в нем переработанное античное и источнику мудрости и учености, собственно восточное. fiz. 1 september. ru nplit. ru annals. xlegio. ru

2. 2. Духовная культура Средневековья. Япония Вещи культуры Дзёмон: 1 — глиняная женская статуэтка; 2. 2. Духовная культура Средневековья. Япония Вещи культуры Дзёмон: 1 — глиняная женская статуэтка; 2 — каменные шлифованные топоры; 3 — сосуд с верёвочным орнаментом; 4 — каменные скребки с головкой; 5 — деревянный ушат; 6 — каменный наконечник копья Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков. Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура в отличие от индийской и китайской на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Как повествует «Кодзики» , древнейший памятник японского языка и литературы, богиня солнца Аматэрасу дала своему внуку принцу Ниниги, обожествленному предку японцев, священное зеркало Ята и сказала: «Смотри на это зеркало так, как ты смотришь на меня» . Она дала ему это зеркало вместе со священным мечом Муракумо и священным яшмовым ожерельем Ясакани. Эти три символа японского народа, японской культуры, японской государственности передавались с незапамятных времен от поколения к поколению как священная эстафета доблести, знания, искусства. В истории японской культуры и искусства можно выделить три глубинных, доныне живущих течения, три измерения японской духовности, взаимопроникающих и обогащающих друга: синто ( «путь небесных божеств» ) — народная языческая религия японцев; дзэн — наиболее влиятельное в Японии течение буддизма (дзэн — это одновременно доктрина и стиль жизни, аналогично средневековому христианству, мусульманству); бусидо ( «путь воина» ) — эстетика самурайства, искусство меча и смерти. http: //i-art. udm. ru/history. htm

3. 1. Средневековье. Художественная культура. Запад: Рим, Париж, Лондон… Византия Главная особенность художественной культуры 3. 1. Средневековье. Художественная культура. Запад: Рим, Париж, Лондон… Византия Главная особенность художественной культуры христианства стал переход от пространства особенность художественной культуры христианства внешнего мира во внутреннее пространство внутреннего мира человеческого духа, согласно формуле Августина: «не блуждай вне, но войди внутрь себя» . Важнейшим выражением перехода стал храмовое зодчество. Христианский храм принимал верующего во внутреннее пространство. Античный храм был домом храм Бога, молились рядом. К 1000 году в архитектуре синтезируются связь романского художественного наследия и христианских основ искусства – готика. Лёгкость и ажурность готического храма породили высказывание «симфония в камне» Готический храм, в отличие от суровой монолитности и внушительности романского стиля, носит резьбу и декор, скульптурное множество, полноту света и небо, башни до 150 м (Парижский собор Богоматери, Реймский, Кёльнский). Живопись христианства дала иконопись, т. к. Библию перевели с латыни лишь в 16 в. Икона – Живопись христианства эмоциональная связь неграмотного верующего с богом, через символ, по- этому образы упрощены, а глаза выделены как зеркало души. Обратная перспектива, пренебрежение фоном и другие приёмы следовали этой идее. Литература христианства в основном на латыни о Боге, святых и библейских мифах. Светская Литература христианства воплощает не реальность, а идеал человека: эпос, лирика, романы, поэмы о рыцарях… с духом войны, служения, воспевания прекрасной дамы, о приключениях и путешествиях forum. vardanank. org worldtemples. ru ru. wikipedia. org

3. 2. Средневековье. Художественная культура. Зенит: Арабо-мусульманский мир, Индия Со времени распространения ислама, т. 3. 2. Средневековье. Художественная культура. Зенит: Арабо-мусульманский мир, Индия Со времени распространения ислама, т. е. с VII в. , и вплоть до XII в. можно говорить о расцвете художественной культуры арабо-мусульманского средневековья. В ней отчетливо проявились все наиболее существенные характеристики средневековой художественной культуры. Это традиция и канон в качестве основных ориентиров художественного творчества, подражание образцам и предшественникам как важнейшие творческие методы, дидактичность искусства и многое другое. Тем не менее проявились в мусульманской средневековой художественной культуре и особенные черты. В первую очередь это большая роль личностного и авторского черты начала в творчестве. Свойственная исламу неразделенность духовного и светского, земного и божественного приводила к тому, что средневековое мусульманское искусство в большей степени, чем христианское, обращало внимание на «земные» проблемы человека, затрагивала, бытовые и повседневные темы и сюжеты. Все это вместе с большей по сравнению с Европой свободой в использовании античного наследия дает возможность ряду исследователей говорить о «ренессансности» средневековой арабо-мусульманской культуры. Знакомство других народов с культурой мусульманского средневековья тоже чаще всего было связано с произведениями прикладных искусств - с оружием, украшенным каллиграфией и орнаментом, коврами, одеждой, посудой. Сейчас же мы можем сказать, что и посудой коранические сказания, и поэтические произведения, и философские идеи, и архитектурные сооружения и многое другое - бесценный и неповторимый вклад арабомусульманского средневековья в мировую культуру. http: //www. hi-edu. ru/e-books/xbook 158/01/part-006. htm Храмовый комплекс 14 -16 вв. Поражают своей красотой Храм Лотоса, Большая Каменная Колесница, Храм Ганеши, знаменитые Звучащие Колонны. Не стали Средние века застоем и для худ. культуры Индии. Об этом свидетельствуют руины древнего города Хампи - столицы могущественной империи Виджаянагара: знаменитые базары, роскошные дворцы и постройки простолюдинов. До наших дней прекрасно сохранился великолепный храмовый комплекс 14 -16 вв. http: //www. gestour. ru/goa. N_excurs. html

3. 3. Художественная культура средневековья. Восток Это фрагмент Тибетского перевода санскритского текста “Prajnaparamita Sutra”, 3. 3. Художественная культура средневековья. Восток Это фрагмент Тибетского перевода санскритского текста “Prajnaparamita Sutra”, датируемая 10 -м веком и хранящаяся в японском музее. Виманы, которые Вы видите в правом нижнем углу удивительно напоминают современные НЛО: http: //chudomir. com/archives/46

4. 1. Сводная таблица по культуре Средневековья Тертуллиан: Credo quia absurdum est – девиз, 4. 1. Сводная таблица по культуре Средневековья Тертуллиан: Credo quia absurdum est – девиз, формула средневековой культуры Хронологический метод Периоды Материальная жизнь Духовная жизнь Художественная культура Раннее Средневековье (5 – 11 века) 5 – 9 вв. «Великое переселение народов» . Национализация этносов. Установление границ государств. Возникновение единой королевской Англии (9 в. ). 10 – 11 вв. Возникает Священная Римская империя германских народов. Начало Крестовых походов Рима на Византию и Османов. Вся Европа приняла власть папы Рима. С укреплением христианства Константином философия выработала теософскую систему взглядов , которую выразил бл. Августин (5 в. ): есть град Земной, еть град Божий. Раскол римо-католиков и грекоправославов (1054). Орден Франциска (1186/1226). Орден Доменика (1215). Орден Бенедикта (6 в. ) Эпос героев «Песнь о нибелунгах» хранителях клада (текст 13 в. ), слуги короля Зигфрида. Разгромлены гуннами Атиллы в 437 г. Зрелое Средневековье (11 – 15 века) Дополните сведения на основании изученных слайдов Позднее Средневековье (16 – 17 века) Захват Византии османами (1453), что образовалась в 395 году как империя. Рим создаёт орден иезуитов и усиливает Святую инквизицию. Народы поворачиваются к культуре Древности – культура города спасает мир от «воинственности» церкви (Тойнби) – Возрождение через принятие норм культуры османского мира. Сожжение Дж. Бруно (1600) – окончание Средневековья. Ян Гус сожжён на костре (1415) – начало протестантства. Умер папа развратник Александр 6 (1492 от Р. Х. – 7000 от СМ). Мартин Лютер вешает на врата Храма 95 положений Реформации (1517) веры в Германии. В Швейцарии возникает Кальвинизм, гугенотство во Франции, англиканство в Англии.

4. 2. Сводные схемы по культуре Средневековья Структурно-функциональный и синергетический методы изучения культуры 5– 4. 2. Сводные схемы по культуре Средневековья Структурно-функциональный и синергетический методы изучения культуры 5– 16 вв. Отличительные признаки культуры Средневековья: Городская субкультура 1. Строгая расчленённость форм жизни 2. Строгая иерархичность форм жизни Религиозная Светски-ари- 3. Строгая расчленённость сознания слоёв общества субкультура стократическая 4. Строгая иерархичность сознания слоёв общества субкультура 5. Фольклор как база культуры Средневековья 6. Фольклор как народная (сельская) субкультура Фольклор Конфигурация феодальной культуры Вертикальная ось – диахронические связи; как диспозиция четырёх субкультур горизонтальная ось – синхронические связи; (модель М. С. Кагана, СПб) Схема ассимиляции южных и северных этносов и наций в «единую Европу» Культура варварских (германских) народов Севера Европы : родоплеменной строй, общая территория, общий язык и промыслы Единая Средневековая Западноевропейская культура Церковь, собственность феодала, торговля, сословно-цеховое общество, войны Духовное объединение античности, варварства и христианства в Служении (авторитаризм, догматизм, идейная нетерпимость, универсальность учения) Культура традиций Западной Римской империи (романовское начало) Юга натуральное сельское хозяйство, государственность, право, наука, искусство, ремёсла христианство