Скачать презентацию Диалектика 1 Исторические формы и принципы диалектики Скачать презентацию Диалектика 1 Исторические формы и принципы диалектики

Диалектика.ppt

  • Количество слайдов: 44

Диалектика Диалектика

1. Исторические формы и принципы диалектики. n 2. Законы диалектики. n 3. Категории диалектики. 1. Исторические формы и принципы диалектики. n 2. Законы диалектики. n 3. Категории диалектики. n

n В современном понимании диалектика – теория и метод познания действительности, учение о единстве n В современном понимании диалектика – теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Формы диалектики n 1. Стихийная диалектика древних в наиболее яркой форме выражена в рассуждении Формы диалектики n 1. Стихийная диалектика древних в наиболее яркой форме выражена в рассуждении Гераклита из Эфеса, Сократа, Платона. n 2. Идеалистическая классическая немецкая диалектика представлена такими именами как Кант, Шеллинг, Гегель. n

n 3. Материалистическая диалектика представлена Марксом, Энгельсом, Лениным. Объективная диалектика – это движение и n 3. Материалистическая диалектика представлена Марксом, Энгельсом, Лениным. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином целом. Она не зависит от сознания человечества или от сознания отдельного человека.

Субъективная диалектика – это диалектическое мышление – это движение и развитие мыслей, понятий, которые Субъективная диалектика – это диалектическое мышление – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. n Следовательно, субъективная диалектика вторична, а объективная диалектика первична. n

n n n Принципы диалектики 1. принцип развития 2. Принцип всеобщей связи 3. Принцип n n n Принципы диалектики 1. принцип развития 2. Принцип всеобщей связи 3. Принцип историзма. 4. Принцип причинности 5. Принцип системности.

n В Новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности n В Новое время возникает понимание метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающей вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе.

n Впервые термин «метафизика» в смысле антидиалектики употребил Гегель. n Впервые термин «метафизика» в смысле антидиалектики употребил Гегель.

Законы диалектики. n Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения. Он Законы диалектики. n Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения. Он указывает на определенный порядок и тенденцию развития явлений. n

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. n Он связан с такими понятиями как 1. Закон перехода количественных изменений в качественные. n Он связан с такими понятиями как «свойство» , «качество» . «мера» , «скачок» n Свойство - это способность вещи, явления. объекта проявлять свою сущность при взаимодействии с другими объектами. n Единство свойств образуют качественную определенность предмета. n

n Качество – это совокупность наиболее существенных сторон. Свойств предмета. Отличающих этот предмет от n Качество – это совокупность наиболее существенных сторон. Свойств предмета. Отличающих этот предмет от других.

Количество – это изменчивость бытия в рамках его качества. Если качество выражает устойчивость предмета, Количество – это изменчивость бытия в рамках его качества. Если качество выражает устойчивость предмета, то количество выражает его изменчивость. n Мера – философская категория, выражающая тот предел, в рамках которого количественные изменения не меняют качества предмета. n

Скачок – это взаимопереход количественных и качественных изменений, связанных с нарушением старого и рождением Скачок – это взаимопереход количественных и качественных изменений, связанных с нарушением старого и рождением нового. n Классификация скачков: n 1. Скачки различаются по формам движения материи – скачки в природе. в обществе, в мышлении n

2. Скачки различаются по времени протекания - скачки разовые и постепенные n 3. Скачки 2. Скачки различаются по времени протекания - скачки разовые и постепенные n 3. Скачки различаются по количеству подсистем, участвующих в скачке – одинарные скачки и интегральные скачки. n 4. Скачки различаются по отношению к сущности предмета – коренные и некоренные. n

5. Скачки различаются по направлению в развитии – скачки прогрессивные, нейтральные, регрессивные. n 6. 5. Скачки различаются по направлению в развитии – скачки прогрессивные, нейтральные, регрессивные. n 6. Скачки различаются по содержанию – скачки –превращения внутри одного предмета и скачки-превращения в другой предмет n

Таким образом. закон перехода количественных изменений в качественные можно сформулировать следующим образом: n Накопление Таким образом. закон перехода количественных изменений в качественные можно сформулировать следующим образом: n Накопление незаметных на первый взгляд количественных изменений в определенный момент приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. n

2. Закон единства и борьбы противоположностей. n Гегель отмечал. что весь мир соткан из 2. Закон единства и борьбы противоположностей. n Гегель отмечал. что весь мир соткан из противоречий, противоречий нет лишь у трупа. n

Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие. Они должны находиться во взаимодействии. n Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, составляют противоречие. Они должны находиться во взаимодействии. n В развитии противоречия можно выделить следующие этапы: n

n 1. Гармония. Единству и борьбе противоположностей в состоянии гармонии свойственно взаимоукрепление. При гармоничном n 1. Гармония. Единству и борьбе противоположностей в состоянии гармонии свойственно взаимоукрепление. При гармоничном развитии единство системы укрепляется, наращиваются темпы позитивных изменений.

n n 2. Дисгармония. Расшатывание общих структур, развитие одной стороны за счет другой. 3. n n 2. Дисгармония. Расшатывание общих структур, развитие одной стороны за счет другой. 3. Конфликт. Состояние обострения отношений достигает такого предела, что ставит под сомнение само существование развивающейся системы.

Типы противоречий. n 1. противоречия функционирования и противоречия развития. n 2. Противоречия внутренние и Типы противоречий. n 1. противоречия функционирования и противоречия развития. n 2. Противоречия внутренние и внешние. n 3. Противоречия основные и неосновные. n 4. Противоречия антагонистические и неантагонистические. n 5. Противоречия конструктивные и неконструктивные. n

Противоположность – это категория, выражающая одну из ступеней развития противоречий. n Противоречие - категория, Противоположность – это категория, выражающая одну из ступеней развития противоречий. n Противоречие - категория, выражающая внутренний источник развития. n

Закон отрицания. n Сам закон можно сформулировать следующим образом: в процессе развития всей окружающей Закон отрицания. n Сам закон можно сформулировать следующим образом: в процессе развития всей окружающей действительности каждая ступень развития, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития. Каждой области присущ свойственный только ей способ исчезновения или отрицания старой ступени развития и возникновения следующей n

n n Приведем примеры. 1. Температура в 1000 градусов вызовет гибель амебы, но при n n Приведем примеры. 1. Температура в 1000 градусов вызовет гибель амебы, но при этом не возникает следующая ступень развития этого существа. Жизнь в данном случае прекратится совсем. Чтобы амеба не погибла, ей нужен другой способ отрицания – деление, в результате которого старый организм исчезает и возникают два новых.

n n 2. Если использовать желудь на корм, то это будет отрицание желудя, но n n 2. Если использовать желудь на корм, то это будет отрицание желудя, но со способом развития, присущим желудю, будет покончено навсегда. Способ развития, присущий желудю – это превращение его в росток дуба. При этом одна часть желудя отмирает (оболочка), другая часть (росток) существенно преобразившись, сохраняется.

n 3. За миллиарды лет строение поверхности земли прошло много стадий развития, причем ни n 3. За миллиарды лет строение поверхности земли прошло много стадий развития, причем ни одна стадия не повторялась. При наступлении каждой новой геологической эры некоторые особенности предшествующей эры вовсе не исчезали, другие подвергались глубокому преобразованию и сверх того появлялись такие геологические явления. каких никогда раньше не было.

n 4. Сочетание качественной новизны и преемственности мы находим в мире животных – при n 4. Сочетание качественной новизны и преемственности мы находим в мире животных – при отрицании (исчезновении) вида часть его особенностей отсутствует у вида, приходящего ему на смену, другие его особенности, существенно изменившись, сохраняются, а также возникают такие особенности, которые не имеют аналога в прошлом.

n 5. Когда в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, то последняя, во-первых. n 5. Когда в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, то последняя, во-первых. отбрасывает заблуждения первой, во-вторых, сохраняет то верное, что содержалось в прежней теории, существенно его переосмыслив, в-третьих, присоединяет к сохранившемуся, хотя и измененному знанию, впервые добытые знания.

. Отрицание, которое является необходимым условием развития, называется диалектическим отрицанием. n Согласно диалектическому пониманию . Отрицание, которое является необходимым условием развития, называется диалектическим отрицанием. n Согласно диалектическому пониманию развития, ни одна его предыдущая стадия не повторяется полностью в последующих стадиях, хотя последующие стадии обнаруживают в существенно измененном виде некоторые черты предыдущих стадий. n

n Таким образом, всякое развитие характеризует не периодический возврат в исходный пункт, не движение n Таким образом, всякое развитие характеризует не периодический возврат в исходный пункт, не движение по кругу, не полное отсутствие чего-либо общего между следующими уходящими друг за друга стадиями, не движение по прямой, а такое непрестанное порождение нового, при котором в этом новом есть кое-что воспроизводящее следующие стадии, это движение по спирали, а не прямолинейное движение.

n Кроме диалектического отрицания существует механистическое понимание отрицания, которое выражается, с одной стороны, в n Кроме диалектического отрицания существует механистическое понимание отрицания, которое выражается, с одной стороны, в нигилизме, с другой стороны, в абсолютизации преемственности в развитии.

n n n n Категории диалектики. 1. Категории причины и следствия. 2. категории необходимости n n n n Категории диалектики. 1. Категории причины и следствия. 2. категории необходимости и случайности. 3. Категории сущности и явления. 4. Категории содержания и формы. 5. Категории целого и части 6. Категории общего, особенного. единичного.

Категории – наиболее общие понятия той или иной науки. n Особенности философских категорий: n Категории – наиболее общие понятия той или иной науки. n Особенности философских категорий: n 1. они носят парный характер n 2. они носят всеобщий характер. n

Категории причины и следствия. n Причина – это философская категория для обозначения такой связи Категории причины и следствия. n Причина – это философская категория для обозначения такой связи между явлениями, когда одно явление при определенных условиях вызывает другое. n Следствие – это философская категория для обозначения такой связи, когда одно явление вызывается другим. n

Можно выделить причину полную и специфическую. n Полная причина – это совокупность всех событий, Можно выделить причину полную и специфическую. n Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождается следствие. n Установление полной причины возможно только в довольно простых ситуациях n

Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Это наиболее существенные Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Это наиболее существенные в данной ситуации элементы полной причины. n Главная причина – это та, которая из всей совокупности причин играет решающую роль n

Причины бывают внутренние и внешние. n Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а Причины бывают внутренние и внешние. n Внутренняя причина действует в рамках данной системы, а внешняя причина характеризует взаимодействие одной причины с другой. n Существуют объективные и субъективные причины. n

Объективные причины осуществляются помимо желания и воли людей. n Субъективные причины заключены в целенаправленных Объективные причины осуществляются помимо желания и воли людей. n Субъективные причины заключены в целенаправленных действиях людей. n Существуют непосредственные и опосредованные причины, которые вызывают определенное следствие через ряд промежуточных звеньев. n

Нельзя смешивать понятие «причина» и понятие «повод» . n Повод в отличие от причины Нельзя смешивать понятие «причина» и понятие «повод» . n Повод в отличие от причины не порождает следствие, а лишь дает ему толчок. n Для того, чтобы причина вызывала следствие, необходимы определенные условия. n

В зависимости от разного понимания причин и следствий, их взаимосвязи и отношения в философии В зависимости от разного понимания причин и следствий, их взаимосвязи и отношения в философии существуют два направления – детерминизм и индетерминизм. n Детерминизм – учение о том, что в мире нет случайных событий. Все определено своей причиной. n

n n n Индетерминизм исходит из того, что в мире существуют беспричинные явления и n n n Индетерминизм исходит из того, что в мире существуют беспричинные явления и что причина и следствие не носят объективного характера. Это тесно связано с другой парой категорий. Случайность и необходимость. В зависимости от разного понимания соотношения необходимости и случайности в философии сформировалось два направления

Первое направление – фатализм – учение о всеобщей предопределенности событий. n Волюнтаризм – философское Первое направление – фатализм – учение о всеобщей предопределенности событий. n Волюнтаризм – философское направление, которое в основе всех духовных процессов и практических действий видят волю, волевые решения, не учитывая объективные закономерности развития. n

Необходимость – философская категория , обозначающая результат действия внутренних регулярных причин. n Случайность – Необходимость – философская категория , обозначающая результат действия внутренних регулярных причин. n Случайность – философская категория, обозначающая следствие переменных случайных причин. n