Скачать презентацию Детская литература Самкова Ирина Анатольевна Старший преподаватель кафедры Скачать презентацию Детская литература Самкова Ирина Анатольевна Старший преподаватель кафедры

Детская литература.pptx

  • Количество слайдов: 52

Детская литература Самкова Ирина Анатольевна Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, начальник Детская литература Самкова Ирина Анатольевна Старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ, начальник методического отдела управления по дошкольному образования МГППУ

Понятие «Детская литература» • Комплекс произведений для детей • Как область «Литературы» Понятие «Детская литература» • Комплекс произведений для детей • Как область «Литературы»

 • «Детская литература» • «Детское чтение» • «Детское литературное творчество» • «Детская литература» • «Детское чтение» • «Детское литературное творчество»

Специфика детской литературы • Единство литературных и педагогических принципов • Художественные средства (анимизм, антроморфизм, Специфика детской литературы • Единство литературных и педагогических принципов • Художественные средства (анимизм, антроморфизм, алогизм действительного, детская речь, кумулятивность) • Темы (из жизни своего читателя) • Иллюстрации • Жанры (колыбельные, пестушки, потешки, азбука) • Особый тип сюжетосложения • Особый тип героя • С точки зрения восприятия ребенка • Детский писатель

Типы героев в детской литературе 1. Герой маленький, равный по возрасту и по росту Типы героев в детской литературе 1. Герой маленький, равный по возрасту и по росту читателю, удалой, смелый… 2. Герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете… 3. Персонаж, не существующий в реальности (гном, домовой. . ) 4. Герой-почемучка

Жанры детской литературы • Русское устное народное творчество • Литературная сказка • Русская детская Жанры детской литературы • Русское устное народное творчество • Литературная сказка • Русская детская поэзия • Авторская литература

Русское устное народное творчество • Народная сказка • Детский фольклор Русское устное народное творчество • Народная сказка • Детский фольклор

Народная сказка • Исследователь народной сказки В. Я. Пропп «Русская сказка» • Определение фольклориста Народная сказка • Исследователь народной сказки В. Я. Пропп «Русская сказка» • Определение фольклориста XX в. В. И. Чичерова • «Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях» .

Классификация народных сказок А. Н. Афанасьев: • Сказки о животных • Волшебные сказки • Классификация народных сказок А. Н. Афанасьев: • Сказки о животных • Волшебные сказки • Бытовые и авантюрные сказки • Докучные сказки

Родство и различия сказок разных народов Родство: • Схожие сюжеты – «бродячие сюжеты» • Родство и различия сказок разных народов Родство: • Схожие сюжеты – «бродячие сюжеты» • Общие действия – функции: испытание и награждение

На пример сказок «Бабушка Вьюга» и «Морозко» Различия Специфика русской сказки 1. Различия в На пример сказок «Бабушка Вьюга» и «Морозко» Различия Специфика русской сказки 1. Различия в системе образов Традиционный состав образов (мачеха, падчерица, дочь) дополнен образом старика 2. Различия в мотивации поступков Немотивированность наказания падчерицы 3. Различия в процессе испытания Морозко сам испытывает девушку, не через другие образы-предметы 4. Различия в функции одаривания (награждения) Морозко одаривает падчерицу, преподносит как дар 5. Различные финалы сказок Трагичность финала 6. Различия в поэтики динамичнее

Структура сказки • Присказка • Зачин • Основная часть сказки • Исход или концовка Структура сказки • Присказка • Зачин • Основная часть сказки • Исход или концовка

Художественные особенности сказки • Поступательность сюжета • Художественное время сказки не выходит за ее Художественные особенности сказки • Поступательность сюжета • Художественное время сказки не выходит за ее пределы • Художественное пространство не имеет реальных очертаний • Структура • Стилистические формулы ( «жили-были» , «утро вечера мудренее» ) • Ретардация (формула утроения) • Отсутствие портретных описаний героя, характера и точных указаний на возраст • Интонация живого рассказа

Сказки о животных • Первостепенным объектом повествования является животное, растение, предмет, наделенный человеческими признаками; Сказки о животных • Первостепенным объектом повествования является животное, растение, предмет, наделенный человеческими признаками; • Анимизм как форма вымысла в сказках о животных • – это одушевление животных, растений, предметов, наделение их свойствами и качествами, присущими человеку. • Тотемизм - обожествление животных, восприятие животного как объекта религиозного почитания. • Комические сказки ( «Вершки и корешки» ) • Моралистические сказки ( «Кот, петух и лиса» )

Сказки о животных • Кумулятивность – принцип повторения, нанизывание одного микросюжета на другой ( Сказки о животных • Кумулятивность – принцип повторения, нанизывание одного микросюжета на другой ( «Репка» , «Колобок» , «Теремок» ) • Звери являются носителями одного признака, одной особенности характера; • Аллегоричность: характеры, повадки, отношения животных между собой – картинка человеческого быта, поведения, образа мысли человека. • Идеальны для восприятия маленьких детей (простой, незатейливый понятный язык, короткие диалоги, выразительные песенки, кумулятивность)

Волшебные сказки • Основной признак – наличие чудесного действия • Магической силой наделены предметы, Волшебные сказки • Основной признак – наличие чудесного действия • Магической силой наделены предметы, вещи, слова, действия • Выделяют несколько типов героев (герой и антигерой) – в их противостоянии - смысл сказки антигерой • Обязательны функции сказки (В. Я. Пропп) временная отлучка героя, запрет, нарушение запрета, испытание • Возрастная адресация?

Бытовые и авантюрные сказки • Обращаются к реалиям человеческой жизни, жизни ситуациям и положениям Бытовые и авантюрные сказки • Обращаются к реалиям человеческой жизни, жизни ситуациям и положениям реального мира • Герои бытовых сказок: баре, чиновники, судью, сказок церковнослужители, наделенные всяческими пороками – глупостью, жадностью и т. п. • Им противопоставлены умные, хитрые, сметливые, находчивые крестьяне, солдаты, выходцы из низов • Бытовые сказки – социальная сатира • Отличие от других сказок – отсутствие волшебных помощников и предметов • Алогизм действительного – нереальность ситуации

Докучные сказки • Сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. • Могут быть прозаическими и поэтическими Докучные сказки • Сказки с бесконечно повторяющимся содержанием. • Могут быть прозаическими и поэтическими • Их роль психологична: с их помощью сказочник то разжигал интерес к слушанию сказок, то наоборот, останавливал.

Детский фольклор • Творчество взрослых для детей: колыбельные, пестушки, потешки • Произведения, перешедшие из Детский фольклор • Творчество взрослых для детей: колыбельные, пестушки, потешки • Произведения, перешедшие из взрослого в детский фольклор: закличка, приговорка, небылицы-перевертыши, жеребьевки, дразнилки, страшилки • Произведения, сочиненные детьми: контаминация, аналогии • Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки

Становление русской детской литературы • С процессом формирования представлений о детстве связан процесс формирования Становление русской детской литературы • С процессом формирования представлений о детстве связан процесс формирования детской художественной литературы • Детская литература в своем становлении прошла два этапа: 1. Дидактический (XVI-XVIII вв. ) 2. Художественный (XIX в. )

Становление русской детской литературы XI – XVIII вв. XI – XVII вв. «Поучение» Владимира Становление русской детской литературы XI – XVIII вв. XI – XVII вв. «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Горе-Злосчастии» , «Слово о полку Игореве» , краткие «Жития» XV - XVI вв. Педагогическая и методическая книжность, связанная с знаниями и обучением (учебника, грамматики XVI - XVII вв. «Азбука» , Лицевой букварь, «Азбуковники» XVIII вв. Наставления (ребенок становится объектом обучения и воспитания) Приложение к газете «Детское чтение для сердца и разума

Русская детская литература нового времени XIX в. • Литературная сказка (с творческим • • Русская детская литература нового времени XIX в. • Литературная сказка (с творческим • • направлением романтизм) Жуковский, В. А. , Пушкин А. С. – попытались одними А. С из первых создать особую литературу для детей, рассчитанную на восприятие детей. Появление интереса взрослых к миру ребенка, рассматривали детей не в качестве кандидатов в будущие взрослые, ценность детства Одоевкий В. , Погорельский А. – авторские сказки для детей Художественная ценность литературы

Русская детская поэзия • Тема природы • Тема детства (счастливого детства, мотив памяти детства) Русская детская поэзия • Тема природы • Тема детства (счастливого детства, мотив памяти детства) • От лица ребенка (проникновение в психологию ребенка, умение мыслить на его манер)

Детская литература XX в. Единство литературных и педагогических принципов • Детская поэзия (понимание психологии Детская литература XX в. Единство литературных и педагогических принципов • Детская поэзия (понимание психологии детства, поэзия нонсенса, алогизм действительно, комичность) • Природоведческая литература (познавательный характер, нравственная проблема взаимоотношения человека с природой, отзывчивость, тема покорения природы человеком; энциклопедичность, художественность) • Детский рассказ (дидактический, юмористический, природоведческий, научно-познавательный, исторический, игровой (нонсенсный)

Детская литература XXI в. Детская литература XXI в.

Методика приобщения к чтению ребенкадошкольника ? ? ? • Что детям читать? • Почему Методика приобщения к чтению ребенкадошкольника ? ? ? • Что детям читать? • Почему детям надо читать? • Когда читать? • Как сделать, чтобы для детей чтение стало значимым занятием? Формирование ребенкачитателя Круг детского чтения

Современные проблемы • Рубеж XX-XXI вв. – кризис чтения в мировом масштабе • Поколение Современные проблемы • Рубеж XX-XXI вв. – кризис чтения в мировом масштабе • Поколение экранных детей • Книга как носитель духовности перестала воздействовать на читателя • Потеряна роль книги, которая наполнялась веками

Пути решения Форумы государственного масштаба в поддержку детского чтения (Конгресс в поддержку чтения (07. Пути решения Форумы государственного масштаба в поддержку детского чтения (Конгресс в поддержку чтения (07. 09. 2001 г. ), Всероссийское совещание «Регионы России: читающие дети – читающая нация» (23. 05. 2002 г. ) – осознание проблемы чтения как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации. - Нужна особая философия чтения, в которой процесс общения с книгой признается определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека - - понимание, что читатель начинается в дошкольном детстве

Сравнение методики детского чтения в XX в. и XXI в. Советский период Роль Идеологическое Сравнение методики детского чтения в XX в. и XXI в. Советский период Роль Идеологическое детской воспитание литературы Уровень цели и задач Ознакомление детей с ХЛ Способствовать ознакомлению детей с окружающим миром и обучению родному языку Постсоветский период Развитие гармоничной личности Формирование читателя • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; • развитие литературной речи; • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

Советский период Постсоветский период Принцип отбора книг для детского чтения соответствие произведений задачам коммунистического Советский период Постсоветский период Принцип отбора книг для детского чтения соответствие произведений задачам коммунистического воспитания и возрастным особенностям детей Дидактический, художественный, психологический развлекательный Круг детского чтения Ограниченный Разнообразный, (отсутствие зарубежной литературы, преобладание дидактических произведений, произведения о технических достижениях Форма организации Занятие, «препарация» содержания В рамках детской деятельности – чтение (восприятие) литературы

Типы читателей Н. Добрынина свидетельствует, что уже к трем годам в детях закладываются основы Типы читателей Н. Добрынина свидетельствует, что уже к трем годам в детях закладываются основы разных типов читателей: читателей 1. Дети, которым важна познавательная сторона текста; текста 2. Читатели, которым интересны происходящие в произведении события; события 3. Дети, предпочитающие эмоциональное наслаждение при чтении.

Типы читателей • К концу дошкольного детства ребенок-слушатель становится самостоятельным читателем. Происходит более сложная Типы читателей • К концу дошкольного детства ребенок-слушатель становится самостоятельным читателем. Происходит более сложная дифференциация читательских типов (З. А. Гриценко, И. И. Тихомирова): • Читатель-потребитель; • Читатель деловой, образовательной книги; • Читатель, воспринимающий чтение как досуговое занятие; • Функционально неграмотный читатель; • Грамотный читатель.

Формирование читателя в дошкольном возрасте • Нехватка исследований современных детей; • Медико-психологических исследований о Формирование читателя в дошкольном возрасте • Нехватка исследований современных детей; • Медико-психологических исследований о дислалии, дислексии, ММД, связанных с ослаблением восприятия детей; • Существующие примерные образовательные программы не дают представлений об особенностях восприятия литературы современным ребенком • О типах читателей • О воздействии художественного текста на дошкольника • Проблема формирования детского круга чтения для современного ребенка

Круг детского чтения Умение правильно формировать круг детского чтения (КДЧ) – основа профессиональной деятельности Круг детского чтения Умение правильно формировать круг детского чтения (КДЧ) – основа профессиональной деятельности воспитателя ДОО Круг детского чтения – это круг тех произведения, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети: • Произведения, которые писались для детей; • Перешедшие в детское чтение • Детское творчество самих детей

Отчего зависит содержание КДЧ? • От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений; • От Отчего зависит содержание КДЧ? • От возраста читателя, его пристрастий и предпочтений; • От знаний и представлений (опыта) читателяребенка; • От состояния и уровня развития самой литературы. • От состояния фондов общественных и семейных библиотек. • Создание КДЧ – руководство взрослого детским чтением. • Процесс формирования КДЧ имеет комплексный характер (филологи, педагоги, психологи)

Домашнее чтение • КДЧ не должен быть одинаковым для всех детей дошкольного возраста. • Домашнее чтение • КДЧ не должен быть одинаковым для всех детей дошкольного возраста. • Наряду с чтением в детском саду, содержание которого зависит от Программы существует домашнее чтение • Это вариативная часть чтения, содержание которой зависит от образования, знания детской литературы, вкуса и возможностей родителя.

Принципы формирования КДЧ Психологические Педагогические Литературоведческие Историко-литературные подходы Принципы формирования КДЧ Психологические Педагогические Литературоведческие Историко-литературные подходы

Психологические принципы • Учет возрастных особенностей детей • Учет особенностей восприятия детей Психологические принципы • Учет возрастных особенностей детей • Учет особенностей восприятия детей

Возрастные особенности • Утомляемость ребенка • Слабая концентрация внимания и его переключения • Недостаточный Возрастные особенности • Утомляемость ребенка • Слабая концентрация внимания и его переключения • Недостаточный объем памяти • Отсутствие личного опыта • Недостаточное развитие фонематического слуха • Наглядно-действенное и нагляднообразное мышление (при восприятии необходима опора на иллюстрации)

Восприятие художественного произведения - Это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего Восприятие художественного произведения - Это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего (слушающего) - Ребенок глубже воспринимает событийную сторону, меньше обращает внимания на описания, детали текста - Наивность восприятия - Внеконтекстное восприятие (в представлениях выходит за пределы текста) - Понравившаяся книга может оказать сильное эмоциональное воздействие - На восприятие ребенка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, в которое он живет – понимание произведения в зависимости от личного нравственного опыта

Стадии восприятия художественного произведения В. Белинский, Л. Выготский, О. Никифорова 1. Стадия «восторга» – Стадии восприятия художественного произведения В. Белинский, Л. Выготский, О. Никифорова 1. Стадия «восторга» – непосредственного, эмоционального, сердечного восприятия текста – воображение 2. Стадия «истинного наслаждения» – произведение воспринимается рассудочно, происходит анализ прочитанного – обдумывание – мышление 3. Стадия воздействия текста на личность, ее личность преобразования – осознание прочитанного относительно себя - мышление

Педагогические принципы • Доступность – создает условие для возникновения активной работы мысли читателя, интенсивных Педагогические принципы • Доступность – создает условие для возникновения активной работы мысли читателя, интенсивных чувств, переживаний – проникновение в замысел писателя. • Содержание произведения доступно – доступны язык, художественные особенности, соответствие уровню психического и интеллектуального развития, несколько опережать этот уровень. • Показатель доступности книги для ребенка – его интерес к ней и желание слушать ее чтение.

Педагогические принципы • Наглядность – иллюстрированность детских книг. • Необходимость углублять восприятие детей, не Педагогические принципы • Наглядность – иллюстрированность детских книг. • Необходимость углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст, иллюстрация помогает детям понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте ребенка • Требования: ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие, цветовая гама соответствовать реальности. • Как вид наглядности – портрет писателя

Педагогические принципы • Занимательность, динамичность сюжета – быстрая смена событий, привлекающие остротой, необычностью, тайна, Педагогические принципы • Занимательность, динамичность сюжета – быстрая смена событий, привлекающие остротой, необычностью, тайна, напряженность повествования • Воспитательная ценность произведений В чем выражается? В идейной направленности? Художественной ценности, мастерстве автора, литературе как искусство? Что понимается под воспитанием сегодня?

Литературоведческие принципы • Наличие в КДЧ всех видов литературы: литературы проза (эпос), поэзия (лирика), Литературоведческие принципы • Наличие в КДЧ всех видов литературы: литературы проза (эпос), поэзия (лирика), драма • Наличие разных видов искусства: искусства фольклор, художественная литература • Разнообразие жанров, как фольклорных, жанров так и литературных

Историко-литературные подходы • Наличие в КДЧ произведений как русской литературы, так и литературы народов Историко-литературные подходы • Наличие в КДЧ произведений как русской литературы, так и литературы народов мира • Тематическое многообразие произведений (тема детской игры и игрушки, тема природного и животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга, тема войны, историческая тема, тема детства; человек и техногенный мир…) • Многообразие авторских имен • Учет половых различий детей • Сезонный принцип подбора литературы

Критерии отбора книг для детского чтения Критерий – это мерило, признак. В разное время Критерии отбора книг для детского чтения Критерий – это мерило, признак. В разное время признак предлагались разные критерии оценки текста. • Качество текста: содержание, в котором текста отражены универсальные ценности человеческой жизни, и его художественное исполнение • Вызывать интерес, отклик читателя

Работа ДОО и семьи по приобщению детей к книге Процесс формирования читателя в дошкольнике Работа ДОО и семьи по приобщению детей к книге Процесс формирования читателя в дошкольнике состоит из двух этапов: • Пассивный этап – ребенок слушатель. Не он инициировал процесс чтения и выбор книги. Но, активно работают внимание, память, восприятие, воображение. Идет развитие его эстетического вкуса и творческого потенциала. Будет длиться до тех пор, пока ребенок не накопит опыт слушания, не разовьет собственные предпочтения. • Активный этап – инициирует процесс чтения, выбирает произведение для чтения. Запоминает содержание, может пересказать, беседует по содержанию прочитанного, использует сюжеты в играх. Есть мотив учиться читать самому

Методы работы по детскому чтению • Виды бесед (прогностическая, подготовительная (вводная, вступительная), беседа по Методы работы по детскому чтению • Виды бесед (прогностическая, подготовительная (вводная, вступительная), беседа по восприятию художественного текста, бесед по содержанию произведений (аналитическая), беседа с родителем) • Выразительное чтение • Рассказывание (рассказывание сказки, других жанров)

Приемы работы по приобщению детей к чтению • Словесное рисование • «Письмо от автора Приемы работы по приобщению детей к чтению • Словесное рисование • «Письмо от автора или литературного героя»

Формирование книжного уголка в ДОО Формирование книжного уголка в ДОО

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!