Скачать презентацию ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА Практикум Что такое риторика Какое Скачать презентацию ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА Практикум Что такое риторика Какое

Ораторское искусство.Практикум.ppt

  • Количество слайдов: 11

ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА Практикум ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА Практикум

Что такое риторика? Какое или какие из нижеприведенных определений риторики кажутся Вам наиболее удачными? Что такое риторика? Какое или какие из нижеприведенных определений риторики кажутся Вам наиболее удачными? Мотивируйте свой ответ. • • • Искусство хорошо говорить (Квинтилиан). Наука о приемах убеждения (В. В. Виноградов). Наука о построении и правильном использовании речи (Ю. В. Рождественский). Неформальная логика человеческого общения (Х. Перельман). Наука об ораторском искусстве и - шире - о художественной прозе вообще (Сов. Энцикл. Словарь). Теория красноречия, наука об ораторском искусстве (Словарь русского языка, В 4 т. М. , ). Наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию в целях получения желаемого эффекта (А. К. Авеличев). Теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи (А. К. Михальская). Так называли в старину специальную науку о красноречии, ораторском искусстве; в наше время риторика - осуждающее определение напыщенного, внешне красивого, но малосодержательного произведения, речи (Словарь литературоведческих терминов).

Риторика – инструмент коммуникации и способ ее оптимизации • Риторика – наука, занимающаяся изучением Риторика – инструмент коммуникации и способ ее оптимизации • Риторика – наука, занимающаяся изучением публичной речи и публичной аргументации, соответствующей нормам речи • Красноречие – природный дар, которым наделен в разной степени каждый человек. Это врожденная способность к созданию более или менее увлекательной для слушателя речи

 • Риторика - это наука, для овладения которой важнее всего систематический труд, или • Риторика - это наука, для овладения которой важнее всего систематический труд, или искусство, для достижения успехов в котором важнее всего талант? Как вы понимаете выражение античного оратора Цицерона: "Поэтами рождаются - ораторами становятся"?

цитата • Протагор: „Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается цитата • Протагор: „Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся, - или, может быть, (иногда) они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны".

цитата • По мнению Цицерона, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие нечто такое, цитата • По мнению Цицерона, настоящих хороших ораторов мало, потому что красноречие нечто такое, что дается труднее, чем это кажется. Красноречие рождается из многих знаний и умений. Цицерон считает, что основой ораторского искусства является, прежде всего - глубокое знание предмета; если же за речью не стоит глубокое содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное выражение - пустая и ребяческая болтовня.

 • Основной аргумент противников риторики: • Основной аргумент противников риторики: "Эта наука помогает скрывать истинные (иногда низменные) мысли за красивыми словами, помогает обманывать людей". Согласны ли Вы с этим?

Из диалога «Горгий» Сократ: - Ты говоришь, что сведущ в красноречии, и и берешься Из диалога «Горгий» Сократ: - Ты говоришь, что сведущ в красноречии, и и берешься другого сделать оратором. Но в чем же, собственно, состоит это искусство? Вот ткачество, например, состоит в изготовлении плащей. Так я говорю? Горгий: -Да -А музыка – в сочинении напевов? -Да. - Теперь, пожалуйста, ответь мне так же насчет красноречия: это опытность в чем? - В речах. - В каких именно, Горгий? Не в тех ли, что указывают больным образ жизни, которого надо держаться, чтобы выздороветь? - Нет.

-Значит, красноречие заключено не во всяких речах? -Конечно, нет. -Но оно дает уменье говорить? -Значит, красноречие заключено не во всяких речах? -Конечно, нет. -Но оно дает уменье говорить? -Да. - И значит размышлять о том, что говоришь? - Как же иначе? - А искусство врачевания, которое мы сейчас только упоминали, не выучивает ли оно размышлять и говорить о больных? - Несомненно. - Значит, по всей вероятности, врачевание – это тоже опытность в речах? - Да. - В речах о болезнях? - Бесспорно.

- И остальные искусства, Горгий, совершенно так же: каждое из них занято речами о - И остальные искусства, Горгий, совершенно так же: каждое из них занято речами о вещах, составляющих предмет этого искусства. - Кажется, так… - Раз красноречие оказывается одним из тех искусств, которые преимущественно пользуются словом, и раз оказывается, что существуют другие искусства подобного рода, попробуй определить: на что должна быть направлена скрывающая в речах сила, чтобы искусство было красноречием? Если бы кто спросил меня о любом из искусств, например: «Сократ, что такое искусство арифметики? » - я бы ответил вслед за тобою, что это одно из искусств, обнаруживающих свою силу в слове… - Это был бы верный ответ, Сократ. - Значит, красноречие принадлежит к тем искусствам, которые все совершают и всего достигают словом. Не так ли? - Так.

Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое культура? » • • «Культура есть способ плодотворного существования человека» (Б. Пастернак). «Мы понимаем культуру как ненаследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний» (М. Ю. Лотман) «Культура – это то, как мы общаемся» (Ю. М. Лотман) «Культура – не склад информации. Это … гибкий и сложно организованный механизм познания. Одно из свойств этого механизма – способность своевременно находить наиболее выгодные и компактные способы бытования знания, в том числе и научного» (Ю. М. Лотман) «Истинно культурный человек – это не только образованный человек. Культура – это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основу которых положены эстетические и этические вкусы (нормы). А тот, кто не руководит своими инстинктами, его нельзя назвать культурным человеком» (М. Зощенко). «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские кнопки. Нельзя к слову «дворец» присоединить «бракосочетание» . Объяснить, почему этого нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, к вкусу, к чувству языка, а, в конечном счете, к уровню культуры» (В. Солоухин). «Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь» (Д. Паркинсон)