Скачать презентацию Декоративноприкладное искусство Месопотамии l l l Параллельно Скачать презентацию Декоративноприкладное искусство Месопотамии l l l Параллельно

Презентация ДПИ Месопотамии.ppt

  • Количество слайдов: 11

Декоративноприкладное искусство Месопотамии Декоративноприкладное искусство Месопотамии

l l l Параллельно с Древним Египтом развивались и другие древние цивилизации, одной из l l l Параллельно с Древним Египтом развивались и другие древние цивилизации, одной из которых была Месопотамия государство, простиравшееся в междуречье Тигра и Евфрата( территория современных Ирака и Ирана). В истории искусства Месопотамии выделяют следующие периоды: Шумер (кон. 4 – нач. 3 го тыс. до н. э. ); Шумеро Аккадское царство (вторая пол. 3 го тыс. до н. э. ); Старовавилонское царство (20– 17 вв. до н. э. ); Ассирия (14— 7 вв. до н. э), Нововавилонское царство (7– 6 вв. до н. э. ). Культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности.

l По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В l По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня и как строительный материал использовался недолговечный кирпич сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. Стихия и бесконечные войны разрушали созданное челове ком. До наших дней дошли только громадные горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура. Храмы Двуречья по своим масштабам сравнимы с великими пирамидами долины Нила. В изобразительном искусстве важную роль играла пластика, рельеф, настенная живопись. Большого мастерства художники Месопотамии достигли в изготовлении глазурованных цветных изразцов, из которых складывались великолепные много красочные панно. Этот вид искусства являлся специфическим для данного региона. Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики. Значительны достижения в металлургии, изготовлялось прекрасное оружие и изящные ювелирные изделия.

Известно, что традиции всех этнокультурных общностей , проживавших на этой территории, были так или Известно, что традиции всех этнокультурных общностей , проживавших на этой территории, были так или иначе связаны с поклонением крылатым существам. l В связи с этим в орнаменте сформировались особые композиционные приемы, где аллегорические изображения крылатых быков Шеду, грифонов, орлов, крылатых гениев соседствовали с образами воинов, растительными и геометрическими мотивами. Каждый элемент такой композиции дополнял друга, занимал строго отведенное ему место. l В некоторых случаях изображения животных были стилизованными, утрированными, в других предельно реалистичными. l Орнаментальные узоры обычно располагались, чередуясь друг с другом или растительными мотивами, попарно, реже – группами. l Важным мотивом в украшении стен дворцов или храмов выступало изображение древа жизни, прообразом которого был кипарис, и цветочные розетки символ солнца. l

l l Значительное место в искусстве Месопотамии занимало изображение человека. Однако пластическое решение фигуры l l Значительное место в искусстве Месопотамии занимало изображение человека. Однако пластическое решение фигуры было более свободным, чем в Египте, хотя также подчинялось строгим законам. Как и в египетстком орнаменте, мастера Месопотамии предпочитали строгую ритмическую композиционную схему, где чередовались образы львов, грифонов и квардатных розеток или дерева жизни. Геометрические элементы – ромбы, квадраты, круги, треугольники – использовались реже. Мастера строго соблюдали регистровое располежение, где, как и в практике Египта, чем выше социальный статус портретируемого, тем больше его фигура по отношению к другим.

Главные композиции в орнаменте Месопотамии l l l По своему ритму орнамент Месопотамии очень Главные композиции в орнаменте Месопотамии l l l По своему ритму орнамент Месопотамии очень прост. Главные его композиции – трехчастная, производная от нее геральдическая и линейная или же их синтез. Геральдическая композиция ни в одной культуре не представлена в такой полноте и совершенстве. В орнаменте Месопотамии мы встречаем и композиции шахматного типа, но они сухие и маловыразительные. Чаще всего это орнамент тканей на рельефах, изображающих богов и царей. В целом орнамент Междуречья, как и сюжетные изображения, производит впечатление медленного шествия нескольких тяжеловесных элементов либо по прямой линии, либо с двух сторон к центру. Здесь мы видим четкое деление на фон и изображение в пропорции один к одному.

Основные мотивы в орнаменте Месопотамии. l В орнаменте Месопотамии на первое место можно поставить Основные мотивы в орнаменте Месопотамии. l В орнаменте Месопотамии на первое место можно поставить мотив «Розетка» , в котором первоначальная геометрическая форма изменена до неузнаваемости остроумным художественно графическим мышлением. Мотив «Розетка» встречается в необыкновенном для столь унифицированной художественной культуры разнообразии. Этот мотив украшает облицовку стен, одеяние богов и царей, красуясь на их рубашках, плащах, налобных повязках, браслетах, поясах. Такая популярность вполне естественна – данный мотив известен в Месопотамии с древнейших времен.

Основные мотивы в орнаменте Месопотамии. l Мотив «Обегающая спираль» превратилась в бесконечную цепочку, словно Основные мотивы в орнаменте Месопотамии. l Мотив «Обегающая спираль» превратилась в бесконечную цепочку, словно свитую из двух разноцветных лент с концентрическими кругами в каждом звене. Соединение данного мотива в непрерывный круг на тулове сосуда имела важнейшее мировоззренческое значение.

Основные мотивы в орнаменте Месопотамии. l Специфическим для данной культуры орнаментальным мотивом следует считать Основные мотивы в орнаменте Месопотамии. l Специфическим для данной культуры орнаментальным мотивом следует считать и местный вариант чешуйчатого декора, в котором чешуйки обращены закруглениями вверх. Древнейшие изображения на вазах из Элама указывают нам и точный адрес происхождения этого мотива – изображение горы, на которой произрастало Священное Древо.