ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

Скачать презентацию ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Скачать презентацию ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

40116-de_4.ppt

  • Количество слайдов: 45

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации 4.1 СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 4.2 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ ЗНАКОВ 4.3 СЕМИОТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации 4.1 СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ Семиотика (семиология) — научная дисциплина, изучающая природу, виды и функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека, знаковую сущность естественных и искусственных языков с целью построения общей теории знаков. Основы семиотики были заложены в XIX веке американским философом и логиком Чарльзом Пирсом (1839-1914) и швейцарским филологом и антропологом Фердинандом де Соссюром (1857-1913).

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации   Объект семиотики – знаковая ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Объект семиотики – знаковая система. Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

>Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или  трансляционном процессе аналогом другого Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации    Семиотика включает в ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Семиотика включает в себя: • семиотику познания; • семиотику смысловых коммуникаций. Семиотика познания естественным образом вливается в гносеологию (теорию познания), где ее предметом становятся природа знаков, познавательные функции знаков, соотношение знаков с обозначаемыми реальными предметами, использование различных знаковых систем и познавательных процессах и т. д.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации     Семиотика социальной ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Семиотика социальной коммуникации – научная дисциплина, объектом изучения которой служат коммуникационные каналы, а предметом – коммуникационные знаки и методы их использования. Коммуникационный канал – это реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуникатора к реципиенту.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации    Коммуникационные каналы: ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Коммуникационные каналы: вербальный (речевой) канал; невербальный канал; иконический канал (графические и живописные изображения); символический канал (амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, имеющие сокровенный магический смысл, а также языческие идолы и вообще изображения богов); канал исполнительского искусства (музыка, танец, театр); каналы литературы и литературного языка; каналы радиовещания и телевидения; мультимедийный канал.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации     В зависимости ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации В зависимости от избранного канала в качестве коммуникативных знаков могут выступать: вербальные средства – слова, словосочетания, предложения; невербальные средства – громкость, тембр голоса, интонация, выражение лица, движение глаз, позы и т.п.; материальные предметы – костюм, украшения, аксессуары, ритуальные предметы, сигнальные костры, маяки и т.д. и т.п.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации    Выводы  Теоретическим ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Выводы Теоретическим фундаментом семиотического подхода к изучению социальной коммуникации выступает семиотика. Центральное понятие в рамках семиотического подхода к изучению социальной коммуникации – понятие знака. Особое внимание уделяется тексту, реципиенту и процессу декодирования. Большое значение при интерпретации особенностей взаимодействия придается культурному контексту коммуникативного акта.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации   4.2 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации 4.2 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЗНАКА. ТИПОЛОГИЯ ЗНАКОВ Модель знака (знаковой деятельности) Ч. Пирса (треугольник Пирса) Знак О (объективный знак) Субъект S Объект О Знак S (Субъективный знак в сознании субъекта S)

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации   Субъект S – индивид ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Субъект S – индивид или социальная общность. Элемент О (объект) противостоит субъекту в его практической и знаковой деятельности. Знак О – это феномен из объективного знакового мира, знаковое представление объекта О, которое является согласованным для членов общества (сообщества, общности), в котором функционирует субъект S. Это конвенциональный для данной общности знак объекта О, его обозначение, наименование, имя. Объективные знаки важный элемент культуры данной общности.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации    Знак S – ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Знак S – индивидуальный знак, который в сознании субъекта S ставится в соответствие объекту О. Знак S в самом общем виде представляет собой суперпозицию (результат сложения) отражения как объекта, так и его объективного знака в сознании субъекта. В результате, индивиду противостоят два мира – мир реальных объектов и мир объективных знаков. Строя свое коммуникативное поведение, индивид взаимодействует с обоими мирами и производит субъективные знаки S.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации    В модели Ч. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации В модели Ч. Пирса отражены несколько видов отношений: объект О – знак О – наименование знака, присвоение ему имени, выработка в рамках общности конвенции о соответствии данного объекта и его знака; знак О – объект О – нормативное обозначение конвенциональным знаком объекта в сознании всех членов данной общности (знак обозначает объект); знак О – знак S – субъект воспринимает и интерпретирует объективный знак и на его основе формирует собственный знак; объект О – знак S – субъект формирует субъективный знак на основе прямого взаимодействия с объектом.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации    «Знак есть некоторый ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации «Знак есть некоторый феномен (слово, предложение, текст, действие, материальный предмет, физическое явление и т.п.), замещающий представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и коммуникативных процессах» [Д.П. Гавра, Основы теории коммуникации]

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации    Все многообразие знаковых ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет ее семиотическое поле. В составе этого поля можно выделить следующие основные типы знаков и знаковых систем: естественные; функциональные; конвенциональные (условные); иконические; вербальные (естественные языки); знаковые системы записи.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Естественные знаки Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы, указывающие на какие-то другие предметы и рассматривающиеся в качестве носителя информации о них. Естественные знаки – это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил - все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен «расшифровывать» их. Примером может служить знаковая система медицинской диагностики. Базируясь на сведениях, накопленных в многовековом лечебном опыте, она фиксирует и систематизирует разнообразные признаки и симптомы болезней.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Функциональные знаки Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Примеры: - обнаруженное археологом в кургане оружие – функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захоронен воин. - обстановка квартиры — комплекс функциональных знаков (текст),несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. - очки - знак слабости зрения - лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Иконические знаки Иконические (от греч. eicon — изображение) знаки – это знаки-образы. Их определяющей чертой является сходство с тем, что они обозначают. Это сходство может быть большим или меньшим – от подобия лишь в некотором отношении до изоморфизма. Они, как правило, искусственно создаются так, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить. Итак, иконический знак построен на ассоциации по сходству. Это метафоры, образы (живописные изображения, фото, скульптура) и схемы (чертежи, диаграммы).

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Конвенциональные (условные) знаки Конвенциональные знаки — это искусственно созданные знаки. Придание им определенного значения является результатом соглашения, договора (лат. conventio – соглашение, договор, условие). Конвенциональный знак служит обозначением предмета потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Примеры: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах. Существует два основных вида конвенциональных знаков – сигналы и индексы.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Конвенциональные (условные) знаки Сигналы – знаки извещения или предупреждения. Значение, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, усваивается людьми с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих специальных сигналов становится известным только в результате обучения (таковы, например, флажковая сигнализация на флоте и навигационные сигналы). Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Примеры знаков-индексов: показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках, профессионально-деловых текстах.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Вербальные знаковые системы (естественные) – важнейшие из созданных людьми знаковых систем: они образуют семиотический базис культуры. В мире существует от 2500 до 5000 естественных языков – исторически сложившихся знаковых систем. Язык представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую,многоуровневую систему знаков. Базисной структурной единицей является слово. Подобно атомам, слова имеют внутреннюю структуру и строятся из «элементарных частиц»: ими служат звуки – фонемы. «Атомы»-слова объединяются в «молекулы» - фразы, предложения, высказывания. А из последних складываются тексты. Таким образом, можно выделить четыре основных структурных уровня языка.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации 1. Фонетика – звуковая, акустическая сторона языка (звуковой строй языка). Каждый язык имеет свои фонетические особенности – характерные для него фонемы, формы и способы их комбинации, варианты интонаций и др. 2. Лексика - словарный фонд языка. Она насчитывает в развитых языках до 400-500 тыс. слов. Однако в повседневном обиходе практически используется лишь малая часть из них.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации 3. Грамматика – строй языка, т.е. система форм и способов образования, изменения и употребления слов. 4. Стилистика – манера оформления речи, характеризуемая принципами отбора и комбинации используемых языковых средств. .

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации      ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации Знаковые системы записи Важнейшая из них — письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относятся также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Базисным знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а меньшая и более абстрактная единица – буква. Одним из важных направлений развития системы записи явилось создание искусственных формализованных языков, играющих большую роль в современной логике и математике, а следовательно и во всех науках, использующих логико-математический аппарат.

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СЕМИОТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КУЛЬТУРЕ Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация – важнейшие, ИНФОРМАЦИОННО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КУЛЬТУРЕ Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация – важнейшие, всеобщие и необходимые компоненты любой культуры. Культура – мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация (или, иначе говоря, мир социальной информации, сохраняемой и накапливаемой с помощью созданных людьми знаковых средств). Такой подход к пониманию культуры называется информационно-семиотическим. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, – историческое Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, – историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Культура – это коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых (Ю.М. Лотман). Знаки и знаковые системы представляют собой «детали» этого механизма. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>Культура как мир артефактов  Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы Культура как мир артефактов Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Артефакты – феномены культуры – это сделанные людьми вещи, рожденные ими мысли, найденные и используемые ими средства и способы действий. Итак, культура есть мир артефактов – мир человеческой деятельности и ее продуктов. Это ее первая важнейшая характеристика. Она особенно важна тогда, когда речь идет о материальной культуре – вещах, домах и сооружениях, технике и вообще обо всем том, что образует «вторую природу», которую человек создает собственными руками вокруг себя. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>Культура как мир смыслов   Культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, Культура как мир смыслов Культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Такова вторая важнейшая характеристика культуры. Человек живет не только в материальном мире вещей – его жизнь протекает и в духовном мире смыслов. В ходе исторического развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот мир. Мир смыслов – мир продуктов человеческой мысли – велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная». Она возникает и расширяется благодаря усилиям человечества. Человек – творец этой Вселенной. Она есть царство человеческого разума. Создавая и развивая ее, он вместе с тем создает и развивает самого себя. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>Культура как мир знаков   Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и Культура как мир знаков Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются естественные языки, искусственные языки. К знаковым системам относятся языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>Явления культуры – это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых закодирована социальная информация, Явления культуры – это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых закодирована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл. Знаковую природу приобретают не только творения рук человека, но и природные явления. Таковы образы хитрой лисы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания радуги или заката, мистические интерпретации затмений, комет и т.д. Извержение вулкана - природное явление, и как таковое оно лежит вне сферы культуры. Но когда оно понимается как проявление гнева богов или как трагедия человеческого бессилия перед грозной стихией («Последний день Помпеи» К. Брюллова), то становится знаком, символом, в котором люди усматривают особый смысл. ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>Символами становятся и сами люди, когда они выступают друг для друга не просто как Символами становятся и сами люди, когда они выступают друг для друга не просто как живые существа, а как кинозвезда, писатель, политический вождь, представитель той или иной профессии. Таким образом, знак есть чувственно воспринимаемый, материальный предмет, а его значение (смысл, информация) – продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают как своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, чувств, желаний. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация ДЕ 4 Семиотический подход к изучению социальной коммуникации

>Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика  Шарков Ф.И. Теория коммуникации Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс) Гавра Д.П. Основы теории коммуникации Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана ЛИТЕРАТУРА