Даосизм определенный стиль философской критики (дао цзя)
daosizm.pptx
- Размер: 65.0 Кб
- Автор: Анна Кутузова
- Количество слайдов: 8
Описание презентации Даосизм определенный стиль философской критики (дао цзя) по слайдам
Даосизм определенный стиль философской критики (дао цзя)
Основные характеристики даосисткого учения: 1) констатация условности любой дихотомии (ведущей к образованию бинарных оппозиций) и рекомендация преодолевать ограниченность альтернатив (ши-фэй — «истина и ложь» , «правда и кривда» ) с помощью сознательного отказа от их рассмотрения , который в свою очередь должен вести к сверхсознательному слиянию с «путем» природы (дао), ни от чего не зависящим, стоящим особняком и «подобным самому себе» , т. е. самодостаточным 2) полный отказ в связи с этим от любого конвенционального «знания» и абсолютное предпочтение знания «откровенного» , т. е. стремление к постижению реальности внерациональными средствами, в частности через психосоматические практики 3) жизненно значимые стратегии достижения победы над сильным и агрессивным оппонентом через демонстрируемую максимальную податливость и слабость, вводящую противника в заблуждение относительно реальной силы даосского «стратега» 4) полное доверие ко всему «естественному» (природному) и, напротив, неприязнь ко всему «искусственному» (антропогенному) и особенно — к «конфуцианской» письменной (вэнь) культуре; 5) как в этике, так и в эстетике — заявляемое как программа «подлинного существования» свободное стремление эмансипирующегося от всех условностей индивида (просветленного мистика) к «простоте некрашеного шелка и необработанного дерева» , утверждение всеобщего принципа «недеяния» (у вэй) как основы успеха всякой деятельности, осуществляемой в согласии с дао
• главный даосский трактат «Дао дэ цзин» • Обособление от мирской жизни как естественный принцип морали • Дао –мировое начало и общая норма дея-ности • Следование природе и недеяние –высшие добродетели • Хараткер даосского учения – антиутилитаристский • Идеал безмятежной жизни • Переход по ту стороны «моральной жизни» • Идеал мудреца, позволяющего вещам следовать их естественным путём «поскольку знать, что ты не знаешь (всего), — есть величие. Не знать, что ты не знаешь (всего), — есть болезнь. » «Непостижимое Дэ — это то, что наполняет форму вещей, но происходит оно из Дао — это то, что движет вещами, путь его загадочен и непостижим. … Тот, кто в делах следует Дао, … очищающий свой дух, вступает в союз с силой Дэ. »
Лао Цзы Лао-цзы (Старый Младенец, VI век до н. э. ) — древнекитайский философ VI–V веков до н. э. , которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин» определяется как основоположник даосизма В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых
В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. ДАО • «Дао» означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. • «Дао» — всеобщий Закон и Абсолют. • материалистически: «Дао» — это природа, объективный мир. • бессловесно, безымянно, бесформенно и недвижимо • 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее «отсутствие/небытие» , дающее начало Небу и Земле, • 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное «прохождению» , восприятию и познанию, выразимое в «имени/понятии» , знаке и символе, порождающее «наличие/бытие» , являющееся предком «тьмы вещей» . ДЭ • «Дэ» — есть то, что питает «Дао» , делает его возможным • «Дэ» — определено • некая универсальная сила, принцип, с помощью которого «Дао» — как путь вещей, может состояться. • метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать «Дао» . • принцип, способ бытия. • возможность правильного накопления «жизненной энергии» — Ци. • искусство правильно распорядиться «жизненной энергией» , правильное поведение. • не мораль в узком понимании.
У ВЭЙ У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй), «занятия делом недеяния» (чу у вэй чжи ши), чему присуща универсальная результативность, ибо такова сущность «постоянно бездействующего (у юй), но все осуществляющего дао» и таково воплощение дэ ( «Дао дэ цзин»
Ян Чжу • Отрицание «воли неба» • Призыв к «наслаждению жизнью» • Ян Чжу первым из кит. мыслителей отверг существование целенаправленной «воли Неба» . Человек живет и умирает в силу «естеств. необходимости» , к-рую он называет «судьбой/предопределением» • Обвинение Ян Чжу в крайнем гедонизме также представляется преувеличением. Философ призывал лишь к наслаждению радостью жизни, имея в виду, что после смерти наступает «безразличие» . представитель раннего даосизма «естественное» развитие человека, не стесненное социальными, этич. или политич. рамками. Основу филос. взглядов составляет идея «естеств. бытия» человека. Человек — неотъемлемый элемент природы, ее продукт, отличающийся от прочих «вещей» лишь разумом: «Человек подобен Небу и Земле. . . Человек является самым разумным , наделенных жизнью. . .
Чжуан Цзы • текст состоит из 1) «внутренних глав» (гл. 1– 7); 2) «внешних глав» (гл. 8– 22) и 3) «смешанных глав» (гл. 23– 33). • Наиболее характерные темы «Чжуан-цзы» : «уравнение вещей» (ци у) и «неразличение альтернатив» , или «этого» и «того» (бу цянь ши-фэй). • По общей релятивистской установке и критическому отношению ко всякой дихотомии (бинарным оппозициям) «Чжуан-цзы» чрезвычайно, порой цитатно, близок к «Дао дэ цзину» и традицией обычно рассматривается как его развитие и продолжение. приписывается авторство текста, известного как «Чжуан-цзы» и вошедшего в даосский канон под заглавием «Нань хуа цзин»