Скачать презентацию Цвет и цветовые модели Немного истории Цвет Скачать презентацию Цвет и цветовые модели Немного истории Цвет

3Cvet_modeli.ppt

  • Количество слайдов: 26

Цвет и цветовые модели Цвет и цветовые модели

Немного истории… Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Немного истории… Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену. Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Для чего нужен цвет ? Большинство людей различают цвета, а те, кто занимается компьютерной Для чего нужен цвет ? Большинство людей различают цвета, а те, кто занимается компьютерной графикой, должны четко чувствовать разницу не только в цветах, но и в тончайших оттенках. Это очень важно, так как именно цвет несет в себе большое количество информации, которая ничуть не уступает в важности ни форме, ни массе, ни другим параметрам, определяющим каждое тело. Правильно подобранные цвета могут как привлечь внимание к желаемому изображению, так и оттолкнуть от него. Это объясняется тем, что в зависимости от того, какой цвет видит человек, у него возникают различные эмоции, которые подсознательно формируют первое впечатление от видимого объекта. Существует целая наука, изучающая влияние цвета на человека.

Цвет нужен для того, чтобы… 1) получить определенную информацию об объектах. Например, летом деревья Цвет нужен для того, чтобы… 1) получить определенную информацию об объектах. Например, летом деревья зеленые, осенью - желтые. На черно-белой фотографии определить пору года практически невозможно, если на это не указывают какие-либо другие дополнительные факты; 2) различать объекты; 3) с его помощью можно было вывести одни части изображения на первый план, другие же увести в фон, то есть акцентировать внимание на важном композиционном центре; 4) в двумерной графике, а именно таковую мы видим на мониторе, так как он не обладает третьим измерением, именно при помощи цвета, точнее оттенков, имитировать (передать) объем. 5) привлечь внимание зрителя, создать красочное и интересное изображение. Конечно же, можно и даже создаются великолепные черно-белые творения, но так как мы живем в цветном мире, то намного привычнее видеть предметы, обладающие такой характеристикой, как цвет.

Что такое цвет ? Мы смотрим на предметы и, характеризуя их, говорим примерно следующее: Что такое цвет ? Мы смотрим на предметы и, характеризуя их, говорим примерно следующее: он большой, мягкий, светло-голубого цвета. При описании чего-либо в большинстве случаев упоминается цвет, так как он несет огромное количество информации. На самом деле тело не имеет определенного цвета. Если говорить о дневном освещении, то это белый свет. Попадая на предмет, он частично поглощается, а частично отражается. Именно отраженный спектр и видит человек. Цвет - это представление человека о видимой части спектра электромагнитного излучения.

Как человеческий глаз видит цвета? В человеческом глазе присутствуют два вида рецепторов: палочки и Как человеческий глаз видит цвета? В человеческом глазе присутствуют два вида рецепторов: палочки и колбочки. Палочки реагируют на оттенки серого, а с помощью колбочек мозг способен воспринимать спектр цветов. Существует три типа колбочек: 1. первые реагируют на красно-оранжевый цвет, 2. вторые - на зеленый, 3. третьи - на сине-фиолетовый. Когда стимулируется только один тип колбочек, мозг видит только один соответствующий цвет. Таким образом, если стимулируются «зеленые» колбочки - мы видим «зеленый» цвет. Если одновременно стимулировать зеленые и красно-оранжевые колбочки, мы видим желтый цвет. Глаз не способен отличить настоящий желтый цвет от некоей комбинации красного и зеленого. Из-за такого физиологического свойства нашего глаза, мы можем его «обмануть» , представив полную гамму видимых цветов путем пропорционального смешивания всего лишь трех: красного, зеленого и синего. A: роговая оболочка глаза B: хрусталик C: стекловидное тело D: сетчатка E: оптический нерв

Восприятие цвета человеком Мозг человека разделяет видимый цветовой спектр на три части: красную, зеленую, Восприятие цвета человеком Мозг человека разделяет видимый цветовой спектр на три части: красную, зеленую, синюю (цветовая модель RGB). Это значит, что все остальные цвета, воспринимаемые человеком, - плод создания (смешения) этих трех цветов. Для существования цвета нужно взаимодействие трех факторов. 1. свет, 2. человек, 3. предмет.

Цветовой круг Итак, существует 3 первичных цвета, которые невозможно получить и которые образуют все Цветовой круг Итак, существует 3 первичных цвета, которые невозможно получить и которые образуют все остальные. Основные цвета - это желтый, красный и синий. При смешивании желтого с красным получается оранжевый, синего с желтым зеленый, а красного с синим - фиолетовый. Таким образом, можно составить круг, который будет содержать все цвета. Такой круг называется большим кругом Освальда.

Первичные, вторичные и третичные цвета • Первичные цвета – красный, синий, жёлтый • Смешение Первичные, вторичные и третичные цвета • Первичные цвета – красный, синий, жёлтый • Смешение голубого и жёлтого цветов даёт зелёный цвет. Смешение жёлтого и красного - оранжевый цвет, голубого и красного - фиолетовый цвет. Эти три цвета (зелёный, фиолетовый и оранжевый) называют вторичными цветами. • Смешение первичных и вторичных цветов с их ближайшими оттенками даёт третичные цвета: оранжевокрасный, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый.

Аддитивные и субтрактивные цвета Аддитивные цвета • красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue) • Аддитивные и субтрактивные цвета Аддитивные цвета • красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue) • Используя сочетания этих цветов можно воспроизвести весь природный цветовой спектр. Белый цвет возникает при отражении совокупности этих трех аддитивных цветов. Цвета получаются путём добавления к черному. Субтрактивные цвета • голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow) • Цвет получается путем удаления из белого определенных цветов вплоть до полного удаления всех цветов - то есть получаем черный.

Цветовые модели С каждым новым успехом в теории цвета появляется новая модель, с помощью Цветовые модели С каждым новым успехом в теории цвета появляется новая модель, с помощью которой излагается эта новая теория. Цветовые модели позволяют с помощью математического аппарата описать определенные цветовые области спектра. Цветовые модели описывают цветовые оттенки с помощью смешивания нескольких основных цветов. К сожалению, приверженцы старых цветовых моделей редко когда обращают внимание на новые модели. Например, популярный сейчас цветовой круг мало чем отличается по внешнему виду и работе от того, что был представлен сэром Исааком Ньютоном. Художники, опираясь на этот круг, по-прежнему неправильно считают основными цветами красный, желтый и синий вопреки тому факту, что такие технологии как офсетная печать и фотография, которым уже более ста лет, базируются на трехмерной системе цвета, где основными цветами являются циан, фуксин и желтый. В связи с необходимостью описания различных физических процессов воспроизведения цвета, были разработаны различные цветовые модели.

МОДЕЛИ ЦВЕТООБРАЗОВАНИЯ RGB CMYK Модель основана на сложении трех основных излучающих цветов Модель основана МОДЕЛИ ЦВЕТООБРАЗОВАНИЯ RGB CMYK Модель основана на сложении трех основных излучающих цветов Модель основана на вычитании трех основных отраженных цветов RED – красный GREEN – зеленый BLUE – синий CIAN - голубой MAGENTA – пурпурный АДДИТТИВНАЯ МОДЕЛЬ YELLOW – желтый blac. K -черный СУБТРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ HSB Модель основана на особенностях восприятия глазом цветов и оттенков HUE – цветовой тон SATURATION – насыщенность BRIGHTNESS яркость LAB Аппаратно – независимая модель, соответствующая особенностям человеческого зрения - Яркость (светлота) - Хроматические параметры: а – от зеленого до красного b – от синего до желтого

Почему так много цветовых схем? На самом деле их не так уж и много. Почему так много цветовых схем? На самом деле их не так уж и много. В целом их все можно поделить на два типа: 1. схемы представления цвета от излучаемого света; 2. схемы представления цвета от отраженного света. Все объекты видимы для нас потому, что они сами являются источником света, либо светят отраженным светом. Например, небо. На нем существует два вида объектов: те, которые светят (солнце, звезды, кометы, метеориты) и те, которые светят отраженным светом (планеты, спутники и станция «Мир» ). Человеческий глаз не способен отличить цвет определенного цвета от цвета, полученного путем смешивания других цветов. Издавна люди подметили эту особенность, и вместо того чтобы создавать миллионы красок различных оттенков, традиционно используется лишь небольшое ограниченное их число (от сотни до трех), а все остальные краски получаются путем смешивания исходных. Эти исходные цвета называются «первичными» - primary colors. В связи с этим определяются цветовые схемы (color schemes) - набор первичных цветов, используемых для получения всех остальных цветов.

Цветовая модель RGB Это одна из наиболее распространенных и часто используемых моделей. Она применяется Цветовая модель RGB Это одна из наиболее распространенных и часто используемых моделей. Она применяется в приборах, излучающих свет, таких, например, как мониторы, прожекторы, фильтры и другие подобные устройства. Экран (как и всякое другое неизлучающее свет тело) - изначально темный. Его исходным цветом является черный. Все остальные цвета на нем получаются путем использования комбинации таких трех цветов (традиционно в цветных кинескопах используются три «пушки» ), которые в своей смеси должны образовать белый цвет. Опытным путем была выведена комбинация красный, зеленый, синий - RGB – Red Green Blue. Черный цвет в схеме отсутствует, так как мы его и так имеем - это цвет «черного» экрана. Каждая из вышеперечисленных составляющих может варьироваться в пределах от 0 до 255, образовывая разные цвета и обеспечивая, таким образом, доступ ко всем 16 миллионам.

Данная цветовая модель считается аддитивной. Если смешать все три цвета с максимальной интенсивностью, то Данная цветовая модель считается аддитивной. Если смешать все три цвета с максимальной интенсивностью, то результатом будет белый цвет; напротив, при отсутствии всех цветов получается черный. Максимальное количество цифровых цветов модели RGB определяется следующим образом: на каждой оси можно отложить 256 значений. 256 в кубе (2 в двадцать четвёртой степени) составляет 16 777 216 цветов. Данное количество - теоретически возможное количество цветов, которое можно отобразить на экране монитора. Недостаток системы состоит в том, что при выводе изображения на печать часть из этих цветов теряется, в основном самые яркие и насыщенные, также возникает проблема с синими цветами.

Цветовые каналы RGB Цветовые каналы RGB

Цветовая модель CMYK Это еще одна из наиболее часто используемых цветовых моделей, нашедших широкое Цветовая модель CMYK Это еще одна из наиболее часто используемых цветовых моделей, нашедших широкое применение. Она, в отличие от аддитивной RGB, является субтрактивной моделью. Работа ее основана на том, как раскладывается на составляющие и видится нами свет и цвет. Как уже говорилось ранее, видимым является отраженный спектр, остальные же составляющие поглощаются. Аналогично образовываются цвета на бумаге при рисовании красками. То есть, проведя красную полосу, мы сделаем синюю и зеленую составляющие поглощенными. Если поверху наложить зеленую краску, то результат будет грязным (из-за того, что цвета не совершенны, то есть несколько отличаются от эталонных красного и зеленого) и очень близким к черному. Основные цвета в субтрактивной модели отличаются от цветов аддитивной. Cyan - голубой, Magenta - пурпурный, Yellow - желтый. Так как при желтый смешении всех вышеперечисленных цветов идеального черного не получится, то вводится еще один дополнительный цвет - черный, который позволяет черный добиваться большей глубины и используется при печати черных объектов.

В отличие от аддитивной модели, где отсутствие цветовых составляющих образует черный цвет, в субтрактивной В отличие от аддитивной модели, где отсутствие цветовых составляющих образует черный цвет, в субтрактивной все наоборот: если нет отдельных компонентов, то цвет белый, если они все присутствуют, то образуется грязнокоричневый, который делается более темным при добавлении черной краски, которая используется для затемнения и других получаемых цветов. Несмотря на большие различия в цветовых моделях RGB и CMYK, следует освоить обе, так каждая применяется в своей области. Следует помнить, что если вы готовите изображение к печати, то следует все-таки работать с CMYK, потому что в противном случае то, что вы увидите на мониторе, и то, что получите на бумаге, будет отличаться настолько сильно, что вся работа может пойти насмарку. ГОЛУБОЙ = БЕЛЫЙ - КРАСНЫЙ (поглощается бумагой красный) ПУРПУРНЫЙ = БЕЛЫЙ - ЗЕЛЕНЫЙ (поглощается бумагой зеленый) ЖЕЛТЫЙ = БЕЛЫЙ - СИНИЙ (поглощается бумагой синий)

Бумага является изначально белой. Это означает, что она обладает способностью отражать весь спектр цветов Бумага является изначально белой. Это означает, что она обладает способностью отражать весь спектр цветов света, который на нее попадает. Чем качественнее бумага, чем лучше она отражает все цвета, тем она нам кажется белее. Чем хуже бумага, чем больше в ней примесей и меньше белил, тем хуже она отражает цвета, и мы считаем ее серой. Красители представляют собой вещества, которые поглощают определенный цвет. Если краситель поглощает все цвета кроме красного, то при солнечном свете, мы увидим «красный» краситель и будем считать его «красной краской» . Если мы посмотрим на это краситель при свете синей лампы, он станет черным и мы ошибочно примем его за «черную краску» . Путем нанесения на белую бумагу различных красителей, мы уменьшаем количество цветов, которые она отражает. Соответственно, существуют комбинации цветов, смешивая которые мы можем полностью поглотить все цвета, отражаемые бумагой, и сделать ее черной. Белый цвет в схеме отсутствует, так как его мы и так имеем - это цвет бумаги. В тех местах, где нужен белый цвет, краска просто не наносится. Значит отсутствие цвета в схеме CMYK соответствует белому цвету.

Цветовые каналы CMYK Цветовые каналы CMYK

Цветовая модель Lab Такую модель предпочитают в основном профессионалы, так как он совмещает достоинства Цветовая модель Lab Такую модель предпочитают в основном профессионалы, так как он совмещает достоинства как CMYK, так и RGB, а именно обеспечивает доступ ко всем цветам, работая с достаточно большой скоростью. На вопрос, почему же такой моделью пользуются в основном профессионалы, можно ответить лишь то, что она отличается несколько необычным и непривычным построением, и понять принцип ее действия порой несколько сложнее описанных ранее. Цветовая модель LAB, была специально разработана для получения предсказуемых цветов, т. е. она является аппаратно-независимой и соответствующей особенностям восприятия цвета глазом человека. Создана Международной комиссией по освещению с целью преодоления недостатков имеющихся моделей света. Lab — аббревиатура названия двух разных (хотя и похожих) цветовых пространств. Более известным и распространенным является CIELAB (точнее, CIE 1976 L*a*b), другим — Hunter Lab (точнее, Hunter L, a, b). Таким образом, Lab — это неформальная аббревиатура, не определяющая цветовое пространство однозначно. Чаще всего, говоря о пространстве Lab, подразумевают CIELAB.

Построение цветов здесь, так же как и в RGB, базируется на слиянии трех каналов: Построение цветов здесь, так же как и в RGB, базируется на слиянии трех каналов: Luminosity/Яркость - осуществляет контроль за яркостью цветов. Белый цвет сопоставляется с максимальной интенсивностью. A - Хроматический параметр а, характеризующий изменение цвета от зеленого до красного тонов. B - Хроматический параметр b, характеризующий изменение цвета от синего до желтого тонов. Модель LAB имеет большой цветовой охват, включая RGB и CMYK, поэтому используется в полиграфии для перевода изображений из одной модели в другую, между устройствами. В цветовом пространстве Lab значение светлоты отделено от значения хроматической составляющей цвета (тон, насыщенность). Светлота задана координатой L (изменяется от 0 до 100, то есть от самого темного до самого светлого). Степень освещения – 25% Степень освещения – 75%

Цветовая модель HSB цвет (Hue), насыщенность (Saturation) и яркость (Brightness) Все цвета располагаются по Цветовая модель HSB цвет (Hue), насыщенность (Saturation) и яркость (Brightness) Все цвета располагаются по кругу, и каждому соответствует свой градус, то есть всего насчитывается 360 вариантов (красный - 0, желтый - 60, зеленый - 120 градусов и так далее). Насыщенность определяет, насколько ярко выраженным будет выбранный цвет. 0 серый, 100 - самый яркий и чистый из возможных вариантов. этот параметр иногда называют чистотой цвета. Параметр яркости соответствует общепризнанному, то есть 0 - это черный цвет. Такая цветовая модель намного беднее RGB, так как позволяет работать всего лишь с 3 миллионами цветов. Модель была создана Элви Реем Смитом, одним из основателей Pixar, в 1978 году. Она является нелинейным преобразованием модели RGB. Цвет, представленный в HSV, зависит от устройства, на которое он будет выведен, так как HSV — преобразование модели RGB, которая тоже зависит от устройства. Для получения кода цвета, не зависящего от устройства, используется модель Lab. Следует отметить, что HSV (HSB) и HSL — две разные цветовые модели.

HSB Снижение насыщенности аналогично добавлению белой краски на палитру, так же как снижение яркости HSB Снижение насыщенности аналогично добавлению белой краски на палитру, так же как снижение яркости - добавлению чёрной. Оттенок может принимать значения от 0° до 360°, а насыщенность и яркость - от 0% до 100%:

Изображение в HSB Изображение и его отдельные компоненты — H, S, B. На разных Изображение в HSB Изображение и его отдельные компоненты — H, S, B. На разных участках изображения можно проследить изменения компонент

Сравнение цветовых моделей Цветовым охватом называется максимальный диапазон цветов, который может быть сохранен и Сравнение цветовых моделей Цветовым охватом называется максимальный диапазон цветов, который может быть сохранен и воспроизведен цветовой моделью На рисунке: А – цветовой охват человеческого глаза ( Lab) В – цветовой охват модели RGB (то, что мы видим на экране монитора, телевизора) С – цветовой охват модели CMYK (то, что мы видим на листе бумаги при распечатке изображения на принтере)