Что изучает история? Можем ли мы считать историю

Скачать презентацию Что изучает история? Можем ли мы считать историю Скачать презентацию Что изучает история? Можем ли мы считать историю

istoriya.pptx

  • Размер: 277.9 Кб
  • Автор: Мария Сидорова
  • Количество слайдов: 10

Описание презентации Что изучает история? Можем ли мы считать историю по слайдам

Что изучает история? Можем ли мы считать историю н аукой о времен и жизнЧто изучает история? Можем ли мы считать историю н аукой о времен и жизн и человечества? Какие существуют н аучн ые кон цеп ции об истории человечества? История лин ейн а или цикличн а? Можем ли мы с достоверн остью утверждать, что зн аем историю? Предмет науки «история»

Слово история п риш ло из гр еческого языка:  ἱστορία. В Др евнСлово история п риш ло из гр еческого языка: ἱστορία. В Др евн ей Греции слово «истор ия » озн ачало любое зн ан ие, п олучаемое п утём исследован ия. Пр имер: Аристотель «Истор ия животн ых» . История — область зн ан ий, а также гуман итар н ая н аука, зан имающаяся изучен ием п роизош едш их событий в человеческом обществе. Т. е. История – это н аука о п рош лом человечества. Понятие «история»

Прошлое человеческого общества:  п роизошедш ие события в жизн и общества (отдельн ыхПрошлое человеческого общества: п роизошедш ие события в жизн и общества (отдельн ых стран ), состоян ие общества в ту или ин ую п рош едш ую эп оху, мировоззр ен ие в ту или ин ую п рошедш ую эп оху, социальн ые связи п р ош лого, культур а п рош лого, традиции. Зачем изучать прошлое? История изучает источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективност ь описанных фактов и сделать выводы о причинах событ ий. Значение прошлого времени в истории

История как рассказ о события х из жизн и общества. Истор ия как запИстория как рассказ о события х из жизн и общества. Истор ия как зап исан н ый рассказ (текст). Историк как р ассказчик: • Геродот (1 ый истор ик!) рассказывал истории. • Гомер оп исывал истор ии. Кто создаёт историю: тот, кто её рассказывает/описывает или тот, о поступках которого рассказывается? История как рассказ

Истор ики я вляются одн овр емен н о н аблюдателями и участн икамиИстор ики я вляются одн овр емен н о н аблюдателями и участн иками событий. Он и п ишут исторические труды с точки зрен ия своего вр емен и. Часто историки п олитически п р истрастн ы. Он и также могут р азделя ть и «заблужден ия» своей эп охи. «Вся история— современная история» (Б. Кроче). !!! Если историк считает историю н аукой , то он п р идер живается следующей цели: обеспечить изложение хода истории путём рассказа о событиях и их беспристрастного анализа. Кто такие историки?

Позитивистский подход (О. Конт):  - н аучн ость истории = н аучн остьПозитивистский подход (О. Конт): — н аучн ость истории = н аучн ость естествен н ых н аук; -п оиск закон ов истор ии: «существуют закон ы развития общества, столь же оп ределен н ые, как и закон ы п аден ия камн я» . Современный подход (в основе теория Дильтея): История – это гуман итар н ая н аука, методы которой отличаются от п р ин цип ов естествен н он аучн ого п озн ан ия. История как наука не объясняет, а понимает. Является ли история наукой?

Вопросы философии истории: Способен ли человек познать и понять исчерпывающе события истории? Можно лиВопросы философии истории: Способен ли человек познать и понять исчерпывающе события истории? Можно ли вывести общие закономерности у этапов истории разных стран? Циклична ли история или линейна? Подходы к п он иман ию истории в философии: 1. Формацион н ый (К. Маркс) 2. Цивилизацион н ый (Дан илевский, Шп ен глер, Т ойн би)Философия истории

История общества делится н а формации: 1. Первобытн ая. 2. Рабовладельческая (раб и госпИстория общества делится н а формации: 1. Первобытн ая. 2. Рабовладельческая (раб и госп один ). 3. Феодальн ая (кр еп остн ой и феодал). 4. Кап италистическая (рабочий и буржуа). 5. Социалистическая Коммун изм – «п осле» истор ии. В осн ове делен ия н а фор мации – различие отн ош ен ий к средствам п роизводства, различие форм собствен н ости. Дан н ый п одход н е учитывает особен н ости истории отдельн ых государств, особен н ости отдельн ых эп ох. Формационный подход к истории

Человеческие общества (цивилизации) как п одобия биологических орган измов, которые рождаются, живут и умирают.Человеческие общества (цивилизации) как п одобия биологических орган измов, которые рождаются, живут и умирают. Тойнби о происхождении «цивилизации» : Цивилизация рождается как «ответ» кон кр етн ого общества н а «вызов» со сторон ы п р ир оды или других обществ. «Вызовом» могло быть п ерен аселен ие, вторжен ие вн еш н их врагов или другое событие, ставящее п од угрозу существован ие общества, а «ответом» — социальн ая орган изация или техн ические н овш ества, п озволяющие обществу выжить. Шпенглер: Цивилизация – это п ериод «расп ада» , «смер ти» исторической культуры. Примеры цивилизаций: Др евн егреческая, Др евн еримская, Древн ий Китай, Вавилон , Егип ет, Европ ейская цивилизация. Цивилизационный подход к истории

 «Причина гибели цивилизаций - не убийство, а самоубийство» (Тойнби) «Переоценка всех ценностей - «Причина гибели цивилизаций — не убийство, а самоубийство» (Тойнби) «Переоценка всех ценностей — таков внутренний характер всякой цивилизации. Она начинается с того, что переделывает все формы предшествовавшей культуры, иначе понимает их, иначе ими пользуется. Она ничего не создаёт, она только перетолковывает. В этом — негативная сторона всех эпох подобного рода» (Шпенглер)Цивилизационный подход к истории