Скачать презентацию ЧЕЛОВЕК ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЧЕЛОВЕК ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1 Скачать презентацию ЧЕЛОВЕК ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЧЕЛОВЕК ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1

Человек.ppt

  • Количество слайдов: 19

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЧЕЛОВЕК ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ 2. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 3. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ЧЕЛОВЕК ПЛАН ЗАНЯТИЯ 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ 2. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 3. СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: КРЕАЦИОНИЗМ ЭВОЛЮЦИЯ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЁМСЯ • • Как произошёл человек? Что такое человек? Человек ближе к природе ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЁМСЯ • • Как произошёл человек? Что такое человек? Человек ближе к природе или обществу? В чём заключается смысл фразы: «Человек – многомерное существо» ? • Есть ли смысл в человеческой жизни? • В чём заключается смысл жизни? • Какие науки исследуют человека?

 ВЗГЛЯДЫ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (По: Баранов П. А. Обществознание в таблицах. М. , ВЗГЛЯДЫ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (По: Баранов П. А. Обществознание в таблицах. М. , 2010) РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕОРИЯ (КРЕАЦИОНИЗМ) Божественное происхождение человека ТЕОРИЯ ЕСТЕССТВЕННОНАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ПАЛЕОВИЗИТА Ч. ДАРВИН (1809 -1882) Английский естесствоиспытатель, создатель эволюционной теории Человек – создание пришельцев из космоса, которые посетили Землю Человек как биологический вид имеет естественное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими Ф. ЭНГЕЛЬС (1820 -1895) Немецкий философ, политический деятель, один из основоположников марксизма Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание язык, творческие способности

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. КРЕАЦИОНИЗМ • Человек, как и всё на Земле, появился в ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1. КРЕАЦИОНИЗМ • Человек, как и всё на Земле, появился в результате (божественного) сотворения Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, по которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

 АРГУМЕНТЫ КРЕАЦИОНИЗМА Ø Многие великие учёные были креационистами: Ньютон, Пастер, Фарадей, Ч. Дарвин АРГУМЕНТЫ КРЕАЦИОНИЗМА Ø Многие великие учёные были креационистами: Ньютон, Пастер, Фарадей, Ч. Дарвин в конце жизни. Ø Теория эволюции оправдывает атеизм( агностицизм, светский гуманизм), доказывает тезис: Бога нет, человек произошёл без участия творца Ø Теория эволюции опровергает христианство ( теряется весь смысл евангелия – идея о хорошем мире без борьбы за существование, насилия жестокости. Затем происходит грехопадение из-за греха, т. е бунта человека Ø Мир сотворен не обязательно за 6 дней( существует множество вариантов креационизма, в т. ч. признающих эволюцию) Ø Существует научное обоснование креационизма, приводятся конкретные доводы и факты ( научный креационизм, теория разумного замысла)

Христианский креационизм В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. Христианский креационизм В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают: 1. Буквалистский (младоземельный) креационизм (Young-Earth Creationism) настаивает на буквальном следовании Книге Бытия Ветхого Завета, то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии — за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты, основываясь на Масоретском тексте Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные, основываясь на Септуагинте) лет назад. 2. Метафорический (староземельный) креационизм (англ. )русск. : в нём « 6 дней творения» — универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний[22]; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет, поскольку в Библии слово «день» (др. -евр. « יום йом» ) означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени (Быт. 2: 4 יום переведено как «время» , Быт. 2: 17, Пс. 89: 5; 2 Петр. 3: 8). Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются: 3. Креационизм постепенного творения (Progressive creationism): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора 4. Теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа Пий XII), или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А. В. Гоманьков[25]). С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических религий теизма (диакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев[26]) до пантеизма, деизма и взглядов Тейяра де Шардена. Из-за того, что в дискуссиях на тему «эволюция или творение? » теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться христианами

ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЗАМЫСЛА Теория разумного замысла (англ. Intelligent Design) утверждает, что сложность и целесообразность ТЕОРИЯ РАЗУМНОГО ЗАМЫСЛА Теория разумного замысла (англ. Intelligent Design) утверждает, что сложность и целесообразность строения живых существ и экосистем объясняется сознательным замыслом творца или некоего «агента» лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного отбора. Представители «теории разумного замысла» дистанцируются от религии, делая акцент на телеологических и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает наличие субъекта замысла, то есть Творца. • Если классический религиозный фундаментализм XIX — первой половины XX века попросту отвергал данные естественных наук, то с конца XX века сторонниками теории разумного замысла предпринимаются попытки подчинения науки нуждам апологетики, причём характерной особенностью является argumentum ad ignorantiam: «если наука не имеет в настоящий момент детального объяснения какоголибо факта или явления, в то время как религия имеет такое объяснение, следовательно, этот факт или явление должен интерпретироваться с религиозных позиций» . 1). Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» ( «аргумент точной настройки» , англ. a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца. • Исторически первой неколичественной эволюционной «безнастроечной» формулировкой антропного принципа явилось высказывание космолога А. Л. Зельманова • По-видимому, мы являемся свидетелями процессов определенных типов потому, что процессы других типов протекают без свидетелей. 2)Количественным подходом «от противного» является аргумент Икеды — Джеффериса: введение «дружественности настроек» (слабый антропный принцип) повышает вероятность естественности возникновения Вселенной. Тем не менее, этот аргумент может быть использован и в защиту идей разумного замысла, многие сторонники которых подчёркивают, что несмотря на то, что многочисленные свойства мира — от определяющих физику фундаментальных взаимодействий до размеров и состава Солнца, Земли, а также радиуса земной орбиты — благоприятны для поддержания жизни на Земле, некоторые законы природы (в частности, необходимость возникновения достаточно больших макромолекул или спонтанное нарушение хиральной чистоты биологически активных молекул) являются как раз «неблагоприятными» для возникновения живой материи из неживой (во всяком случае, детальные модели этого процесса в современной биологии не разработаны). • Последователями идей теории «разумного замысла» предложено несколько критериев «искусственности» объекта, основанных на понятиях теории систем и теории информации ( «неупрощаемая сложность» Майкла Дж. Бихи[67], «специфическая сложность» Вильяма Дембского [68]). Подробный анализ этих взглядов проделал Марк Перах[ • Профессор Бостонского университета М. Шерман предлагает гипотезу об искусственном появлении «универсального генома» в Кембрии для объяснения причин так называемого кембрийского взрыва в эволюции многоклеточных. Причём он настаивает на научной проверяемости своей гипотезы.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Человек произошёл естественным образом от человекообразной обезьяны в ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Человек произошёл естественным образом от человекообразной обезьяны в результате биологической эволюции

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Настоящий переворот в науке произвела книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Настоящий переворот в науке произвела книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), а позже и книга «Происхождение человека и половой отбор» (1871). В них впервые было эмпирически показано естественное (а не божественное) происхождение человека, его генетическая связь с высшими млекопитающими

Основные этапы эволюции человека. Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития 40 тыс. лет Основные этапы эволюции человека. Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития 40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (КРОМАНЬОНЦА). Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных 200— 500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский НЕАНДЕРТАЛЕЦ Объем головного мозга 1200— 1400 см 3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений 1— 1, 3 млн. лет назад Стадия архантропа (ПИТЕКАНТРОПА). Человек Объем мозга 800— 1200 см 3. Формирование речи. прямоходящий (питекантроп — о. Овладение огнем Ява; синантроп —Китай, атлантроп 1890 -91 Дюбуа 1 млн 900 -500 тыс лет назад ( о. Ява) — Африка, гейдельбергский человек — Европа) 2— 2, 5 млн. лет назад Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500 - -800 см 5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура) ( Нахродки Человек умелый ( НОМО НABILIS) антрополога, палеонтолога Лики в Олдувайском ущелье 1959, 1960) Орудия труда( эолиты) 9 млн. лет назад Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей АВСТРАЛОПИТЕК 25 млн. лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки ( Древесный образ жизни, стадность пангилдыю гоминиды( рамапитеки)) Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности ( Роберт Дарт в 1925 г. Обнаружил)

КРИТИКА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ: МНОГОЕ СТРОИТСЯ НА ГИПОТЕЗАХ. ФАКТОВ И НАХОДОК НЕДОСТАТОЧНО ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ТАКИЕ КРИТИКА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ: МНОГОЕ СТРОИТСЯ НА ГИПОТЕЗАХ. ФАКТОВ И НАХОДОК НЕДОСТАТОЧНО ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ТАКИЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ФАКТЫ И НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ ЧАСТО ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГУ СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ТЕОРИЙ ЭВОЛЮЦИИ ( ЛИНЕЙНА, НЕЛИНЕЙНАЯ И Т. Д. ) СРЕДИ АНТРОПОЛОГОВ ЕСТЬ И КРЕАЦИОНИСТЫ

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 3. ТЕОРИЯ ПАЛЕОВИЗИТА Человек – создание пришельцев из космоса, которые посетили ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 3. ТЕОРИЯ ПАЛЕОВИЗИТА Человек – создание пришельцев из космоса, которые посетили Землю «…Развитие землян происходило благодаря помощи космических пришельцев… Следы палеовизита прослеживаются в библейских текстах о пришествии на Землю необычных существ, в легендах инков и ацтеков и во многих других религиозных источниках» . • • «Ни одним по-настоящему убедительным свидетельством палеовизита мы не располагаем» Морозов Ю. Н. "Знак "Знание" вопроса" #2, 1991 М. Эрих фон Денекен, один из самых успешных популяризаторов гипотезы Палеовизита

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА • Антропогенез процесс становления и развития человека как вида • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА • Антропогенез процесс становления и развития человека как вида • Социогенез процесс становления и развития общества Ø АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. • «Важная особенность этого процесса АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. • «Важная особенность этого процесса заключается в том, что становление человека (антропогенез) было в то же время и становлением общества (социогенез). Они представляют собой две стороны единого процесса — антропосоциогенеза • Важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства.

ФАКТОРЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА (ЧТО ПОВЛИЯЛО НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА) ТРУД ЯЗЫК ЗАПРЕТ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАЧНЫХ ФАКТОРЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА (ЧТО ПОВЛИЯЛО НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА) ТРУД ЯЗЫК ЗАПРЕТ БЛИЗКОРОДСТВЕННЫХ БРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ВАЖЕНИН А. Г. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. М. , 2009

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя вид Homo Sapiens. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя вид Homo Sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, нервной пищеварительной системами СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО Человек становится человеком лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими людьми

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В 5 ТИ ИЗМЕРЕНИЯХ 1. Биологическое – анатомическое и физиологическое строение, особенности СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В 5 ТИ ИЗМЕРЕНИЯХ 1. Биологическое – анатомическое и физиологическое строение, особенности генетики, олсновные процессы, определяющие работу человеческого организма. 2) Психическое( духовное) - внутренний мира человека. Это охватывает сознательные и бессознательные процессы: волю, интеллект, память, характер. темперамент, эмоции и т. д. 3) Социальное- человек как личность, часть общества, «общество в миниатюре) 4) Культурное – духовное( этическое) деятельность человека немыслима без многообразного мира культуры – мифологии, религии, искусства, науки, философии, права, политики, мистики 5) Космическое. ( связь человека и вселенной энергетически. Психофизическая зависимость от процессов, происходящих во вселенной – динамика изменения биополей растений, животных, человека, теория ноосферы, синергетика) Человек как микромир, связанный с макромиром

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА С. Л. Франк. Русский философ Из работы « Смысл жизни» Имеет СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА С. Л. Франк. Русский философ Из работы « Смысл жизни» Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа? Вопрос «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и «дела» - в политику, борьбу партий и т. п. , - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не «теоретический вопрос» , не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, «играл роль» в «обществе» , был занят «делами» , погружен в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в холодном поту. Что случилось? Случилось чтото ужасное - жизнь прошла, и жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла! И все-таки огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находит величайшую жизненную мудрость в такой «страусовой политике ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Почему вопрос о смысле жизни по словам философа волнует и мучает человека? Почему так сложно отмахнуться от этого вопроса? Что такое « страусиная политика» ? 2. Иван Петров : «Моя жизнь – моя жизнь , борьба за собственное место под солнцем. Мои заботы, мо мои отношения, мой отдых, мои развлечения, . Работа, отдых. Что ещё надо? Выходных бы не было бы хуже» Ответьте Ивану Петрову Ваше мнение по поводу смысла жизни. В чём Вы можете согласиться и не согласиться с этим человеком.