Скачать презентацию Церковный раскол Учитель истории МОУ Мышкинская СОШ г Скачать презентацию Церковный раскол Учитель истории МОУ Мышкинская СОШ г

Раскол.pptx

  • Количество слайдов: 26

Церковный раскол Учитель истории МОУ Мышкинская СОШ, г. Мышкин, Ярославской области Беляева Лидия Евгеньевна Церковный раскол Учитель истории МОУ Мышкинская СОШ, г. Мышкин, Ярославской области Беляева Лидия Евгеньевна 2014 г.

Церковный раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы Церковный раскол – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг. ); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в.

Отношения церкви и государства в первой половине XVII века. Православная церковь поддерживала царскую власть, Отношения церкви и государства в первой половине XVII века. Православная церковь поддерживала царскую власть, с другой – часто конфликтовала с ней: • казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; • Церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. Проблема: что выше – «священство или царство» , т. е. духовная или светская власть.

При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет (отец государя). В церковной жизни При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет (отец государя). В церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Патриарх Филарет Михаил Федорович Романов

К середине XVII века в церковных книгах накопилось много неточностей. Не было единого порядка К середине XVII века в церковных книгах накопилось много неточностей. Не было единого порядка в церковной службе. При царе Алексее Михайловиче в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него входили деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др. Часто в заседаниях кружка принимал участие и царь.

 «Ревнителей» возмущали невежество и пьянство среди духовенства; они выступали за «исправление» церковных служб, «Ревнителей» возмущали невежество и пьянство среди духовенства; они выступали за «исправление» церковных служб, разночтений в богослужебных книгах. Но возник спор, как исправлять: либо по древнегреческим образцам, либо древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551 г). В 1552 г. Новым патриархом стал Никон (Никита Минин)

В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Патриарх Никон

Церковные реформы Никона: • устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу; Церковные реформы Никона: • устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу; • Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию; • Земные поклоны заменялись поясными; • Единоголосие во время церковной службы; • Во время крестного хода двигались навстречу солнцу; • Имя Христа стали писать Иисус, вместо старого Исус; • «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды; • Заново были переведены с греческого богослужебные книги; • Допускались иконы только греческого письма.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Кадр из фильма «Раскол» . Патриарха поддержал царь Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Кадр из фильма «Раскол» . Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т. д. Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей.

Изъятие церковных книг для исправления. Рассмотри рисунок. Как реагируют люди на происходящее? Почему? Кого Изъятие церковных книг для исправления. Рассмотри рисунок. Как реагируют люди на происходящее? Почему? Кого мы можем увидеть в толпе? Почему здесь люди из разных сословий?

Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова» Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова»

Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообрядцев, создавших свои церковные организации. Протопоп Аввакум

Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666— 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины - скиты. Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти). Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества.

Самосожжение старообрядцев Самосожжение старообрядцев

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 - 1676 г. ). Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих.

После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения - сжечь. Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений. Ссылка Аввакума с семьей в Сибирь Сожжение Аввакума

Личности и судьбы. Протопоп Аввакум родился в Нижегородской губернии в семье сельского священника. Он Личности и судьбы. Протопоп Аввакум родился в Нижегородской губернии в семье сельского священника. Он был рукоположён в дьяконы 1641 г. , а в 1644 г. стал священником. Но за строгость к проступкам прихожан он был избит и изгнан. Кадр из фильма «Раскол» В 1646 г. Аввакум уехал в Москву. Был участником кружка «Ревнителей древнего благочестия» . Считал, что исправлять богослужебные книги надо по древнерусским образцам. С 1653 г. вел непримиримую борьбу с Никоном. Его возмутили запрещение двоеперстия и реформы в церковной службе. За это Аввакума ссылают в Сибирь вместе с семьей. В 1664 г. Царь Алексей Михайлович, поссорившийся с Никоном, призвал Аввакума в Москву. Но Аввакум продолжал выступать против церковной реформы.

Личности и судьбы. Летом 1664 г. церковные иерархи, опасавшиеся волнений старообрядцев в Москве, добились Личности и судьбы. Летом 1664 г. церковные иерархи, опасавшиеся волнений старообрядцев в Москве, добились от Алексея Михайловича решения о новой ссылке протопопа в Пустозерск. Там его заключили сначала в деревянный сруб, а затем и в земляную тюрьму, но Аввакум не прекратил борьбы. Во время 15 -летнего заточения в Пустозерске он написал два сборника богословских сочинений — «Книгу бесед» и «Книгу толкований» , множество грамот и посланий единомышленникам-старообрядцам. 14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, — священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор —-были сожжены в деревянном срубе. Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.

Личности и судьбы. Мясоедов Г. Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске Впоследствии протопоп Аввакум был Личности и судьбы. Мясоедов Г. Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.

Личности и судьбы. Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 Личности и судьбы. Будущий патриарх Никон (в миру Никита Минич) родился 28 мая 1605 г. в крестьянской семье в селе Вельдеманово Нижегородской губернии. Мальчик убегает от мачехи в монастырь (по одной версии Макарьевский Желтоводский, по другой Печерский), где получает первоначальное образование. Уступая просьбам родственников, Никита покинул обитель и женился. В 21 год он становится сельским священником, но познакомившиеся с ним на Макарьевской ярмарке московские купцы, которых поразили его дарования, перевозят Никиту в столицу. Потрясенный смертью всех своих детей, он убеждает жену уйти в монастырь, а сам принимает монашество под именем Никона. С 1646 г. он делается известным царю Алексею Михайловичу, по желанию которого вскоре назначается архимандритом московского Новоспасского монастыря.

Личности и судьбы. В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает Личности и судьбы. В 1648 г. Никон становится уже митрополитом Новгородским. Тогда он приобретает широкую популярность своими проповедями, заботами о церковном благочинии и благотворительностью. Во время бунта 1650 г. Никон с риском для собственной жизни пытается восстановить порядок. С этого времени царь в письмах своих к Никону уже начинает называть его «возлюбленником своим и содружебником» . В 1652 г. Никон перевозит в Москву из Соловецкого монастыря мощи святого митрополита Филиппа, замученного Иоанном Грозным. Во время этой поездки умирает в Москве патриарх Иосиф, и Никон избирается его преемником.

Личности и судьбы. С 1653 года Никон приступил к церковной реформе. Действовал решительно, ни Личности и судьбы. С 1653 года Никон приступил к церковной реформе. Действовал решительно, ни с кем ни считаясь. Никон нашел полную поддержку в лице царя Алексея Михайловича. Но властный, сильный характером Никон через несколько лет поссорился с царем. Никон мыслил Россию восприемницей Византии, наследницей православного царства. Власть церковную он видел выше царской. В 1666 г. Церковный собор под давлением греческих патриархов и тайного агента Ватикана - Лигарида - снял с Никона патриарший сан за превышение власти, за самоуправство. Те же изменения, которые под его руководством были внесены в порядок богослужений, все до единого были одобрены и узаконены.

Личности и судьбы. Ферапонтов монастырь. Никон в Ферапонтовом монастыре Никон был приговорен к лишению Личности и судьбы. Ферапонтов монастырь. Никон в Ферапонтовом монастыре Никон был приговорен к лишению святительского сана и к ссылке в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло. Белозерский монастырь.

Личности и судьбы. Кончина патриарха Никона на р. Которосль в Ярославле. Царь Федор Алексеевич Личности и судьбы. Кончина патриарха Никона на р. Которосль в Ярославле. Царь Федор Алексеевич решается перевести Никона в Воскресенский монастырь, а вместе с тем ходатайствует перед восточными патриархами о разрешении Никона и о восстановлении его в патриаршем достоинстве. Но разрешительная грамота уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре как патриарх.