Цель Выявить своеобразие основных тем

  • Размер: 1.5 Мб
  • Автор: Марина Бакарасова
  • Количество слайдов: 25

Описание презентации Цель Выявить своеобразие основных тем по слайдам

Цель  Выявить своеобразие   основных тем  лирики А. С. Пушкина Цель Выявить своеобразие основных тем лирики А. С. Пушкина

Задачи:  • изучить стихотворения А. С. Пушкина;  • проанализировать произведения по основным темам лирикиЗадачи: • изучить стихотворения А. С. Пушкина; • проанализировать произведения по основным темам лирики А. С. Пушкина и выявить их актуальность; • сделать вывод по проблеме.

Человек эпохи • Творчество Пушкина – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оноЧеловек эпохи • Творчество Пушкина – уникальное явление. Вбирая в себя все предшествующие литературные эпохи, оно завершает процесс развития литературы своего времени и в то же время, создавая новый язык, рождая новые темы и жанры, стоит у истоков современной русской литературы, открывая дорогу в будущее.

Мотивы • Тема дружбы и любви • Вольнолюбивая лирика • Философская лирика • Тема поэта иМотивы • Тема дружбы и любви • Вольнолюбивая лирика • Философская лирика • Тема поэта и поэзии • Тема природы

Лирика Философская Свободолюбивая Любовная Тема поэта и поэзии О природе Лирика Философская Свободолюбивая Любовная Тема поэта и поэзии О природе

 • О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. • О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: • “ Свободен, вновь ищу союза • Волшебных звуков, чувств и дум”. • Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума» . Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание. • Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений, поэтому тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

 • Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в • Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты» . В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола: • Писатель за свои грехи! • Ты с виду всех трезвее; • Вильгельм, прочти свои стихи, • Чтоб мне заснуть скорее. • Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре « 19 октября» , написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни. • Роняет лес багряный свой убор, • Сребрит мороз увянувшее поле, • Проглянет день как будто по неволе, • И скроется за край окружных гор. • Пылай, камин, в моей пустынной келье; • А ты, вино, осенней стужи друг, • Пролей мне в грудь отрадное похмелье, • Минутное забвенье горьких мук.

Философские мотивы  в лирике Пушкина   Поиск опоры самостоянья человека,  идея домостроительства -Философские мотивы в лирике Пушкина Поиск опоры «самостоянья человека», идея домостроительства — важнейшие составляющие пушкинской философской лирики. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой — центральные вопросы всей русской литературы. Их называют «вечными вопросами», потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа — в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных,Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов… Стихотворение Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было написано 26 декабря 1829 года. Оно представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта. В стихотворении мысль о неизбежности и предначертанности смерти. Здесь жизнь представляется переходом к чему-то вечному, абсолютному и неизбежному. Кажется, что первая строфа звучит заунывно. Такая «заунывность» помогает погрузится в атмосферу безысходности, неотвратимости смерти. Мысли поэта устремлены лишь к одному: «Мы все сойдем под вечны своды…» Мысль о смерти нагнетается в стихотворении постепенно, и в каждом следующем выразительном образе чувствуется все большая неизбежность кончины. В стихотворении поэт передает движение. Это движение поэтической мысли, путь к вечности через смерть. Именно благодаря наличию движения можно понять, какое именно идейное содержание вкладывает поэт в свое стихотворение.

Воспоминани я о Царском Селе Свободолюбив ая лирика  Воспоминани я о Царском Селе Свободолюбив ая лирика

Арион. Нас было много на челне; Иные парус напрягали,  Другие дружно упирали В глубь мощныАрион. Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонясь, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел. . . Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный. . . Погиб и кормщик и пловец! — Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. Стихотворение А. С. Пушкина «Арион» написано в 1827 году. Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный» , а герой, «беспечной веры полн» , поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн» , не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья. Центральное событие стихотворения — «вихорь шумный» , разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою» . Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» — в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может … Любовная лирикаИ сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может … Любовная лирика

ПП ортрет Н. Н. Гончаровой,  написанный А. Брюлловым.  Пушкин пишет  Плетневу:  ПП ортрет Н. Н. Гончаровой, написанный А. Брюлловым. Пушкин пишет Плетневу: «Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня ново, что, кажется, я переродился» .

Портрет А. С. Пушкина. Художник Иван Логинович Линев, 1836 г.  Пушкин  в письме кПортрет А. С. Пушкина. Художник Иван Логинович Линев, 1836 г. Пушкин в письме к Пущину: «Я только завидую тем из них у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, немадонны…Знаешь русскую песню – « Не дай бог хорошей жены. Хорошу жену часто в пир зовут. А бедному – то мужу во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит» .

 • Быть с друзьями в беде - священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и • Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье» . Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека: • Душе настало пробужденье: • И вот опять явилась ты, • Как мимолетное виденье, • Как гений чистой красоты. • Даже общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. • Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда. • В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные. Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем» . Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота: • Я вас любил так искренно, так нежно, • Как дай вам бог любимой быть другим • Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение «Мадонна» . Это произведение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака выразились в строках: • Исполнились мои желания. Творец • Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, • Чистейшей прелести чистейший образец • Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

Сожженное письмо. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотелаСожженное письмо. Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!. . Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет. . . Минуту!. . вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит. . . О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют. . . Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди. . . Данное стихотворение было написано в 1825 году, в период ссылки Пушкина в село Михайловское и посвящено Воронцовой. Вечная тема любви разработана Пушкиным Очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом. Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание. Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя» , «милый пепел» , « бедная отрада» , «унылая судьба» , «горестная грудь» . Пепел Пушкин неслучайно называет «милым» , а также «бедной отрадой» , ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей «унылой судьбе» .

 • он не учил людей, не проповедовал - он пробуждал чувства добрые в их душах, • он не учил людей, не проповедовал — он пробуждал «чувства добрые» в их душах, стремился дать людям мощный импульс к духовному самосовершенствованию, пробудить к жизни то доброе, что есть в каждой душе — единственное, к чему может и должно апеллировать искусство Тема поэта и поэзии

 • Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта • Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов. • Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно обратиться к его поэтическому шедевру «Пророк» , написанному в 1826 году. • Герой этого стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной жаждой» , и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим» . Вдруг с поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения описаны в следующих строках: • Перстами легкими, как сон, • Моих зениц коснулся он. • Отверзлись вещие зеницы, • Как у испуганной орлицы. • Далее Пушкин пишет: • Моих ушей коснулся он, — • И их наполнил шум и звон: • И внял я неба содроганье, • И горний ангелов полёт, • И гад морских подводный ход, • И дальней лозы прозябанье.

Поэт. Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен;Поэт. Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботах суетного света Он малодушно погружен; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он. Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» в этом плане не является исключением. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

   Пейзажная лирика Пейзажная лирика

Зимнее утро. … Вечор, ты помнишь,  вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, какЗимнее утро. … Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче. . . погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит… В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро» , написанному 3 декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый» . Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно. Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой, и чёрный, и зелёный. Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые» . По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

 • Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во • Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений и страха, но и этого мало, чтобы стать пророком: • И он мне грудь рассёк мечом, • И сердце трепетное вынул, • И угль, пылающий огнём, • Во грудь отверстую водвинул. • Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой, — возлагают на него трудную задачу. «Бога глас» взывает к поэту: • Восстань, пророк, и виждь, и внемли, • Исполнись волею моей • И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. • Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам. Можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. • В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник» , где он говорит о своей роли поэта. Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией: • И долго буду тем любезен я народу, • Что чувства добрые я лирой пробуждал • Что в мой жестокий век восславил я свободу • И милость к падшим призывал.

монумент Пушкина в Москве работы А. М. Опекушина (1875 г. ). Первый памятник поэту в Россиимонумент Пушкина в Москве работы А. М. Опекушина (1875 г. ). Первый памятник поэту в России – символ Москвы, олицетворение московского Пушкина.

Вывод Пушкин вне времени, его поэзия искренняя, завораживает легкостью изложения и глубиной чувств. И как ниВывод Пушкин вне времени, его поэзия искренняя, завораживает легкостью изложения и глубиной чувств. И как ни странно, находит отклик в наших душах! Мы тоже можем так чувствовать и любить, вот только выразить ТАК не можем. Он писал о вечных, изначальных чертах человека и общества. Антураж с веками меняется, а сущность человеческой жизни остается, поэтому творчество Пушкина будет современным и актуальным всегда.