Скачать презентацию Ц В Е Т Глядя на луч пурпурного Скачать презентацию Ц В Е Т Глядя на луч пурпурного

6 лекция цвет.ppt

  • Количество слайдов: 58

Ц В Е Т «Глядя на луч пурпурного заката…. » Ц В Е Т «Глядя на луч пурпурного заката…. »

Покупая обои для ремонта своей квартиры, вы, почему то, уверены, что все куски будут Покупая обои для ремонта своей квартиры, вы, почему то, уверены, что все куски будут одного цвета. Когда вы покупаете плитку для облицовки ванной комнаты или краску для кухни, вы тоже уверены, что все плитки в коробке будут тоже одного цвета, так же как и краска в различных банках. Но как это получается? Ведь если отвечать за одинаковость краски будет человек, то величина бракованных изделий только изза цвета будет никак не менее 5%. Потому что 8% мужчин цвет различают очень плохо. Женщины различают цвет лучше, но и у них бывают проблемы. И потому сейчас цвет определяют приборы — спектрофотометры и колориметры. Как же это делают? И что такое цвет?

Цвет и цветовой стимул Любые рассуждения об измерении цвета и цветовых различий нелишне начинать Цвет и цветовой стимул Любые рассуждения об измерении цвета и цветовых различий нелишне начинать с определения того, что такое "цвет", поскольку часто возникает путаница в использовании двух различных понятий: "цвета" и "цветового стимула". Цвет – это результат зрительного восприятия, который может быть выражен воспринимающим вербально (словами) или операционально (действиями). Цветовой стимул – это видимое излучение с определенным спектральным распределением мощности, которое попадая в глаз может вызывать различные ощущения цвета в зависимости от условий наблюдения этого стимула. Иными словами, цвет – это то, что мы воспринимаем, это субъективная, психологическая характеристика объекта наблюдения. Цветовой стимул – это то, что измеряет прибор, это объективная или физическая характеристика оптических свойств объекта. Два одинаковых цветовых стимула могут вызвать два одинаковых цвета, т. е. цветовых ощущения, лишь при "прочих равных" условиях, которые мы с вами и будем обсуждать. С другой стороны, разные цветовые стимулы могут дать одинаковый цвет.

 • Все проблемы с цветом связаны с тем, что мы должны учитывать два • Все проблемы с цветом связаны с тем, что мы должны учитывать два этих фактора – 1) «человеческий фактор» , непосредственным измерениям не подвластный, и 2)инструментальные методы анализа излучения -спектрофотометрия и колориметрия – данные которых необходимо интерпретировать так, чтобы они согласовывались с «человеческим фактором» . • Давайте рассмотрим эти факторы. И начнем с того, что нам говорит о цвете физика. • Начнем с кажущегося сегодня тривиальным утверждения – для того, чтобы увидеть цвет предмета, надо его осветить(в древности думали по другому). • И потому в первую очередь нужно вспомнить природу света. •

Научное изучение цвета началось с Ньютона. Практически этот опыт происходил, вроде бы, так Научное изучение цвета началось с Ньютона. Практически этот опыт происходил, вроде бы, так

Опыт И. Ньютона по разложению солнечного света в спектр (1666 г. ) Справа - Опыт И. Ньютона по разложению солнечного света в спектр (1666 г. ) Справа - схема стеклянно-водяного объектива И. Ньютона

Все мы знаем эту картинку – то, что получил Ньютон в результате «разложения» белого Все мы знаем эту картинку – то, что получил Ньютон в результате «разложения» белого света призмой - со школы. Все мы знаем, что свет – это распространяющиеся в пространстве электромагнитные колебания. Участок электромагнитного спектра в области приблизительно 400 нм-700 нм и будет нас интересовать

Свет: длина волны и видимый спектр Свет — это видимая часть электромагнитного спектра. Свет Свет: длина волны и видимый спектр Свет — это видимая часть электромагнитного спектра. Свет характеризуется тем, что имеет волновую природу. Каждая волна описывается своей длиной — расстоянием между двумя соседними гребнями. Длина волны измеряется в нанометрах (нм). Нанометр — это одна миллионная часть миллиметра. Область электромагнитного спектра, видимая человеческим глазом, занимает диапазон примерно от 400 до 700 нанометров. Этот диапазон составляет всего лишь малую часть огромного спектра электромагнитных волн. Хотя остальную его часть мы не видим, помимо видимых волн человек использует и многие другие невидимые волны: начиная с самых коротких волн — рентгеновских лучей — и кончая длинными волнами, которые улавливаются нашими теле- и радиоприемниками.

В темноте мы, естественно, ничего не видим. Для того, чтобы чтото увидеть, свет от В темноте мы, естественно, ничего не видим. Для того, чтобы чтото увидеть, свет от источника света должен упасть на предмет, отразиться от него и попасть нам в глаза. И тут возникает первый вопрос. Можем ли мы определить цвет листа бумаги, если комната освещена красным светом? Или голубым? А мы знаем, что лампы накаливания светят не так, как светят лампы дневного света. Да и лампы дневного света бывают разные. Одни светят неприятным синеватым светом, другие желтоватым. И лампы накаливания бывают разные – у галогенных ламп свет более яркий и менее желтый, чем у простых ламп накаливания. А уличное освещение часто создают экономичные натриевые лампы – оранжевый свет. И если источник светит только красным (или синим) светом, то освещаемый этим источником предмет отражать может только красный(или синий) – другого просто-напросто нет. И если он этот свет не отражает, а поглощает, то нам в глаз ничего не попадет – мы будем думать, что предмет черный.

И мы можем сделать совершенно справедливый вывод – для того, чтобы мы увидели цвет И мы можем сделать совершенно справедливый вывод – для того, чтобы мы увидели цвет предмета, этот предмет должен 1)освещаться источником света, содержащим излучение этого цвета и 2) предмет должен излучение этого цвета отражать (или пропускать, если речь о прозрачных предметах. Таких, как вино в бокале. ) Вывод вполне логичный, но, к сожалению, наполовину неверный. Потому что электромагнитного излучения пурпурного цвета не существует. И большинство цветов, которые мы видим – это создание нашего, так сказать, мозга. (Более точно, это создание нашей «культуры» . Потому что мыслит человек не мозгом, а всем человеческим организмом, встроенным в нашу «культуру» . Но это уже относится к философии, а не к инструментальному анализу)

 • Но одно совершенно несомненно – от источника излучения цвет должен зависить обязательно. • Но одно совершенно несомненно – от источника излучения цвет должен зависить обязательно. А как цвет зависит от наших глаз? • Как вы знаете из школьного курса, человеческие глаза имеют два вида светочувствительных клеток – «неселективные» палочки, которые реагируют на освещенность (интенсивность излучения) и «селективные» колбочки, которые реагируют на длину волны излучения. • Согласно теории цветовое зрения Юнга-Гемгольца (1821 -1894) ощущение любого цвета можно получить смешиванием спектрально чистых излучений красного, зеленого и синего цвета. Эта теория хорошо согласуется с наблюдаемыми фактами и предполагает, что в глазу есть только три типа цветочувствительных приемников. Они отличаются друг от друга областями спектральной чувствительности. Красный свет воздействует преимущественно на приемники первого типа, зеленый - второго, синий - третьего. Сложением излучений таких трех цветов в различных пропорциях можно получить любую комбинацию возбуждения всех трех типов светочувствительных элементов, а значит и ощущение любого цвета. Если все рецепторы возбуждены в одинаковой степени, мы имеем ощущение белого цвета, если рецепторы не возбуждены - черного. По этой причине, накладывающиеся области красного, зеленого и синего цвета выглядят как белое пятно. Наложение красного и синего цвета дает фиолетовый цвет, зеленого и синего - бирюзовый, красного и зеленого - желтый

Яркость на красном, зелёном и синем прямоугольниках под спектром показывают относительную интенсивность ощущения на Яркость на красном, зелёном и синем прямоугольниках под спектром показывают относительную интенсивность ощущения на каждом из трёх независимых типов рецепторов человеческого зрения — колбочек.

Аддитивные цвета Аддитивный цвет получается путем соединения лучей света разных цветов. Многие цвета видимого Аддитивные цвета Аддитивный цвет получается путем соединения лучей света разных цветов. Многие цвета видимого спектра могут быть получены путем смешивания в различных пропорциях трех цветовых компонент Для практического использования наиболее удобно выбрать красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue) цвета. Это первичные цвета При попарном смешивании первичных цветов образуются цвета: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Это вторичные цвета. Следует отметить, что первичные и вторичные цвета относятся к базовым цветам. Базовыми цветами называют цвета, с помощью которых можно получить практически весь спектр видимых цветов.

Это первичные цвета красный (Red), зеленый (Green) синий (Blue) Это вторичные, субтрактивныеые цвета голубой Это первичные цвета красный (Red), зеленый (Green) синий (Blue) Это вторичные, субтрактивныеые цвета голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) желтый (Yellow). W=R+G+B белый цвет (свет) можно получить, смешивая красный, зеленый, синий R+G=Y смешивая красный и зеленый получаем желтый G+B=C смешивая зеленый и синий получаем голубой B+R=M смешивая синий и красный получаем пурпурный Во-первых, где мы все это «получаем» ? И во-вторых, пока это все слова-слова. Для того, чтобы использовать это в промышленности, нужно научиться количественно измерять, как смешиваются цвета. Ответ на первый вопрос --- «получаем» мы все это в наших глазах. Это наше «ощущение» И для того, чтобы ввести количественные измерения, необходимо собрать группу людей, и научиться количественно измерять их ощущения.

Делают это с помощью такой установки. 1 и 2 – это части экрана, разделенные Делают это с помощью такой установки. 1 и 2 – это части экрана, разделенные перегородкой 3. На 1 направляют свет от трех осветителей 4 (R, G, B). С помощью регуляторов 5 можно изменять мощность осветителей. А на вторую половину экрана (2) светят светом с определенной длиной волны. Для этого служит источник белого света 6, монохроматор 7 (здесь – призма) и щель 8. В результате наблюдатель видит освещенный кружок 9, разделенный на две части. Когда цвет и освещенность обоих половинок кружка 2 равны, наблюдатель об этом говорит. .

В результате получим такие количественные зависимости Кривые сложения для стандартного колориметрического наблюдателя МКО (международной В результате получим такие количественные зависимости Кривые сложения для стандартного колориметрического наблюдателя МКО (международной комиссии по освещению) RGB.

Давайте обсудим эти кривые Предположим, что мощность осветителя каждого цвета равна 1 и состоит Давайте обсудим эти кривые Предположим, что мощность осветителя каждого цвета равна 1 и состоит он из 1000 светодиодов. Включили триста красных светодиодов – мощность излучения красного света 0. 3 Включили 100 зеленых –мощность излучения зеленого света 0. 1 (это относительные единицы). По оси ординат откладываем мощность каждого излучения, а по оси абсцисс – ту длину волны, которую мы уравниваем с помощью наших трех осветителей. И мы можем для многих цветов написать A( )=k*R( ) +n*G( )+m*B( ) То есть спектральный цвет с длиной волны можно получить, смешивая красный, зеленый и синий с соответствующими интенсивностями (включая k красных светодиодов, n зеленых и m синих Самое печальное, что не все спектральные цвета удается синтезировать смешением трех цветов.

Посмотрим на эту таблицу. 500 нм – это голубой цвет. Его не удается получить Посмотрим на эту таблицу. 500 нм – это голубой цвет. Его не удается получить смешением красного, зеленого и синего. А вот если в голубой добавить красного, то полученный цвет удается синтезировать из зеленого и синего

То есть получается такое уравнение A( )+ k*R( ) = n*G( )+m*B( ) Но То есть получается такое уравнение A( )+ k*R( ) = n*G( )+m*B( ) Но если перенести красный цвет в правую часть уравнения, получается A( )=-k*R( ) +n*G( )+m*B( ) Это очень не удобно – не бывает источника излучения с отрицательной интенсивностью. Но пока мы с этим смиримся. И получив количественные параметры рецептов смешения цветов, постараемся изобразить все в графическом виде ( «наглядно» )

Цветовые координаты RGB цветовой куб В начале координат все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, Цветовые координаты RGB цветовой куб В начале координат все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, что соответствует точке чёрного цвета.

Зная вашу нелюбовь ко всякого рода математике, мы немного упростим рассуждения и будем сначала Зная вашу нелюбовь ко всякого рода математике, мы немного упростим рассуждения и будем сначала рассматривать не объем, а плоскость. Разница невелика. Если на плоскости уравнение прямой в отрезках x/a+y/b=1/ab, то аналогичное уравнение плоскости в пространстве x/a+y/b+z/c=1/abc Возьмем координатные оси проведем параллельные прямые, отсекающие по осям отрезки х1 у1, х2 у2, х3 у3. Пусть х3=1 и у3=1, то есть уравнение этой прямой х+у=1, то есть у=1 -х. Это наша единичная прямая. Из подобия треугольников следует, что соотношение сторон в треугольниках на рис 1 одинаково. То есть у3 А/Ах3=у2 А 2/А 2 х2. То есть если мы возьмем какую-то точку на плоскости и проведем через неё прямую, параллельную «единичной» прямой, и, проведя через начало координат и эту точку прямую, спроектируем эту точку на единичную прямую, соотношение сторон в полученных треугольниках будет одинаково. Возьмем координаты х1 у1 (рис2) и спроецируем их на единичную прямую А 2 Рис. 1 Рис 2

Рис 2 Рис 3 С одной стороны, Х/У = х1/у1 С другой стороны У=1 Рис 2 Рис 3 С одной стороны, Х/У = х1/у1 С другой стороны У=1 -Х. То есть Х/1 -Х=х1/у1 Х=(1 -Х)(х1/у1) Х=х1/у1 -Х(х1/у1) Х+Х(х1/у1)=х1/у1 (Ху1+Хх1)у1=х1/у1 Ху1+Хх1=х1 Х(у1+х1)=х1 Х=х1/(у1+х1) Аналогично У=у1/(у1+х1) То есть координаты спроектированной на единичную прямую точки (х1 у1) очень просто выражаются через х1 и у1. И если мы проведем через точку х1 у1 прямую, параллельную нашей единичной прямой, то точка х1 у1 разобьет эту прямую на отрезки, которые будут соотносится так же, как отрезки на единичной прямой, которые получаться от разбиения единичной прямой точкой ХУ (см. рис 3) (A/B=a/b)

А теперь вернемся к нашему кубу к цветовым координатам RGB цветовой куб В начале А теперь вернемся к нашему кубу к цветовым координатам RGB цветовой куб В начале координат все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, что соответствует точке чёрного цвета.

Начало координат, нулевая точка – отсутствие цвета и света. Цвет с координатами 1, 1, Начало координат, нулевая точка – отсутствие цвета и света. Цвет с координатами 1, 1, 1 – это белый На прямой, соединяющей белый цвет и ноль – серые цвета. Все другие точки внутри куба – всевозможные цвета, которые можно получить смешением R, G, B. Вот только работать с объемными графиками неудобно. А кроме того, нас по большей части интересует соотношение R, G, B в исследуемом цвете, то есть сам характер цвета, а не абсолютные значения координат. И если ставить вопрос так, то можно перейти от объемного графика к плоскости. Тем более, что реально цветовое тело не куб, а вот такое.

W Давайте проведем через координаты 1, 1, 1, плоскость. Это так называемая единичная плоскость. W Давайте проведем через координаты 1, 1, 1, плоскость. Это так называемая единичная плоскость. И будем все наши цвета (координаты цвета) проектировать на эту плоскость. То есть будем соединять начало координат с анализируемым цветом и продолжать эту прямую до пересечения с единичной плоскостью. Все закономерности, которые мы получили, оперируя с прямыми, будут точно такими же, только добавится еще одна координата. И если координаты нашего цвета X, Y, Z (это в пространстве цветового куба), то координаты этой точки, спроектированной на единичную плоскость будут равны x= X/(X+Y+Z); y=Y/(X+Y+Z); z=Z/(X+Y+Z) Точка с этими координатами показывает, какое соотношение красного, зеленого и синего в нашем цвете. Но не показывает яркость. То есть это не цвет. Это так называемая «цветность» . Но соотношение базовых цветов эта точка показывает верно.

Итак: У нас есть цветоуравнивающий прибор(слайд 15). На одну половину экрана направили цвет от Итак: У нас есть цветоуравнивающий прибор(слайд 15). На одну половину экрана направили цвет от монохроматора и начинаем уравнивать его базовыми (RGB) цветами. Получилось, что для R зажгли 245 светодиодов, для G – 487, для B – 514. Это и есть наши цветовые координаты. R=0. 245 G=0. 487 B= 0. 514 А координаты цветности вычисляем по формулам r=R/(R+G+B)=0, 197 g=G/(R+G+B)=0, 391 b=B/(R+G+B)=0, 4125. Несложно увидеть, что сумма этих координат равна единице. А раз так, то нам вполне хватит двух координат цветности, потому что третья будет равна b=1 -r-g Почему треугольник здесь повернут? А потому, что на самом деле, как мы уже говорили, составить все видимые цвета из трех невозможно. И реально цветовой график будет таким.

Цветовой график Вот во что превратился наш треугольник, если нанести на плоскость все реальные Цветовой график Вот во что превратился наш треугольник, если нанести на плоскость все реальные цвета, которые, как мы знаем, будут иметь и отрицательные координаты (см. слайд 19). Называется эта штука графиком цветностей или цветовым графиком А линия, которая его ограничивает, называется линией цветового локуса.

Какая от этого графика практическая польза? Польза большая. Белый цвет – это точка w. Какая от этого графика практическая польза? Польза большая. Белый цвет – это точка w. Пусть мы получили координаты цвета в точке А. Соединим точку А с W и продолжим прямую до пересечения с линией локуса. В точке J получим доминирующую длину волны в нашем цвете – цветовой тон. Отношение AJ/WJ – это чистота цвета. Если координаты цветности дают точку E, то надо соединить эту точку с точкой W и продолжить до пересечения с линией локуса. Получим точку F. Это дополнительная длина волны Потому что пурпурных спектральных цветов нет. Её обозначают знаком минус. А чистота цвета EW/WF

А это дополнительные цвета Сам я дальтоник, но говорят, что при смешении противополож ных А это дополнительные цвета Сам я дальтоник, но говорят, что при смешении противополож ных цветов получается белый

Цветом занялись очень давно, компьютеров еще не было и работать с отрицательными источниками было Цветом занялись очень давно, компьютеров еще не было и работать с отрицательными источниками было неудобно. И вместо реальных кривых сложения выдумали, для удобства счета, систему XYZ МКО Базовые цвета в этой системе «виртуальные» . А координаты получают путем пересчета, линейным преобразованием из системы RGB. Работать мы будем с этой системой

Вообще говоря, одинаковый цвет могут давать излучения различного спектрального состава. Но если спектр одинаковый, Вообще говоря, одинаковый цвет могут давать излучения различного спектрального состава. Но если спектр одинаковый, то и цвет одинаковый.

Когда друг на друга накладываются два основных аддитивных цвета, порождается основной субтрактивный цвет. При Когда друг на друга накладываются два основных аддитивных цвета, порождается основной субтрактивный цвет. При смешении всех трех аддитивных цветов возникает белый цвет.

Но каков механизм образования цвета, если речь идет не о сложении лучей света разных Но каков механизм образования цвета, если речь идет не о сложении лучей света разных цветов, а о цвете окружающих нас предметов? Если мы направим на предмет белый свет, состоящий, как мы знаем, из красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, и предмет поглотит все излучение, кроме зеленого, например, то мы и увидим, что предмет зеленого цвета. А как образуются другие цвета? При окрашивании различных предметов (в полиграфии, например, когда печатают цветные иллюстрации) используют тоже, в основном, три красителя – голубой, пурпурный и желтый. Для практического использования наиболее удобно выбрать красный (Red), зеленый (Green) и синий (Blue) цвета. Это первичные цвета При попарном смешивании первичных цветов образуются цвета: голубой (Cyan), пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow). Мы освещаем предмет белым светом Если из белого света окрашенный предмет поглотил (вычел, отнял) пурпурный и желтый, то предмет красный. При вычитании из белого света пурпурного и голубого получаем синий. При вычитании голубого и желтого получаем зеленый.

Еще раз вспомним правила сложения W=G+B+R G+B=C B+R=M G+R=Y То есть если белый цвет Еще раз вспомним правила сложения W=G+B+R G+B=C B+R=M G+R=Y То есть если белый цвет проходит через вино и вино поглотило зеленый и голубой, вино мы видим красным. А как образуется желтый цвет какого-нибудь сока? Желтый цвет — это смесь красного и зеленого. То есть напиток должен поглотить синий цвет. С цветом непрозрачных предметов почти то же самое. В основном для окрашивания предметов используют три краски — пурпурную (маженда), желтую и голубую (циан). Пусть на предмет нанесен пурпурный (M) и желтый краситель(Y). M=B+R Y=G+R То есть пурпурный синий и красный отразит, а зеленый поглотит. А желтый отразит зеленый и красный, а поглотит синий. Но отраженный пурпурным синий поглотит желтый, а отраженный желтым зеленый поглотит пурпурный. В результате предмет мы увидим красным.

На схеме На схеме "цветовой круг" показана взаимосвязь основных цветов моделей RGB и CMY. Смесь красного и зелёного даёт жёлтый, жёлтого и голубого - зелёный, красного и синего - пурпурный и т. д.

В зависимости от количества красителей, то есть от величины поглощения ими электромагнитного излучения разных В зависимости от количества красителей, то есть от величины поглощения ими электромагнитного излучения разных длин волн предмет будет иметь тот или иной цвет. Это общие принципы. А теперь надо более подробно разобраться с источниками белого цвета. Мы уже говорили о том, что разные источники света светят по разному — у одних цвет желтый, у других противный синий, у третьих почти белый, а у многих уличных фонарей оранжевый. Естественно, для того, чтобы правильно измерять цвет предмета, необходимо условиться, при каком освещении мы будем это делать — необходимо установить стандарты на излучателей света. Сейчас стандартными являются следующие излучатели:

Стандартные источники света CIE Точное определение характеристик источника света является важной частью описания цвета Стандартные источники света CIE Точное определение характеристик источника света является важной частью описания цвета во многих приложениях. Стандарты CIE создают универсальную систему предопределенных спектральных данных для нескольких широко применяемых типов источников света. Стандартные источники света CIE впервые были учреждены в 1931 году и были обозначены буквами А, В и С: Источник цвета типа A представляет собой лампу накаливания с цветовой температурой примерно 2856°К. Источник цвета типа B — это прямой солнечный свет с цветовой температурой примерно 4874°К. Источник цвета типа C — это непрямой солнечный свет с цветовой температурой примерно 6774°К. Позже были определены Источники цвета типа D – «среднедневной свет» . Есть D 55, D 65 и т. д. , где 55 и 65 – это 5500 и 6500 температура источника по абсолютной шкале (градусы Кельвина), потому что спектральный состав источника излучения зависит от температуры

. Спектральная характеристика стандартного источника D 65 Это «среднедневной свет» . 65 — это . Спектральная характеристика стандартного источника D 65 Это «среднедневной свет» . 65 — это обозначение температуры источника — 6500 К

А теперь рассмотрим инструментальные методы измерения цвета. Спектрофотометр измеряет величину пропускания или отражения излучения А теперь рассмотрим инструментальные методы измерения цвета. Спектрофотометр измеряет величину пропускания или отражения излучения при каждой длине волны (обычно в процентах). Но спектрофотометр устроен так, что он как бы моделирует идеальный излучатель с равномерным спектром излучения. (Делают это очень просто — спектрофотометр оперирует с двумя лучами. Один из них, эталонный, проходит мимо исследуемого образца, а другой проходит через образец или отражается от него. При каждой длине волны спектрофотометр вычисляет отношение этих двух лучей. Ясно, что если образца нет, то эталонный луч сравнивают с самим собой. И отношение, естественно, 1. То есть 100%). «Спектр» источника спектрофотометра.

Зарегистрируем на спектрофотометре какой-нибудь спектр. Например, хлорофиллов a и b Уже по спектру ясно, Зарегистрируем на спектрофотометре какой-нибудь спектр. Например, хлорофиллов a и b Уже по спектру ясно, что один хлорофилл, раз он поглощает красный цвет, будет зеленым. А тот, который поглощает сине-зеленый, будет красным. А как получить количественные характеристики этого цвета? Оптический спектр поглощения хлорофиллов α (зелёный) и b (красный)

Сначала нужно выбрать источник освещения, при котором мы будем устанавливать цвет. Потому что спектральный Сначала нужно выбрать источник освещения, при котором мы будем устанавливать цвет. Потому что спектральный состав источников освещения разный. И разными будут казаться цвета одного и того же предмета при освещении разными источниками Спектральные характеристики источника дневного света (D 65) и лампы накаливания (A)

А ещё нужно условиться о том, как мы будем смотреть на предмет, определяя его А ещё нужно условиться о том, как мы будем смотреть на предмет, определяя его цвет.

1. Мы знаем распределение энергии в нашем источнике излучения. 2. Мы знаем графики сложения 1. Мы знаем распределение энергии в нашем источнике излучения. 2. Мы знаем графики сложения трех основных цветов, которые при суммировании дают определенный спектральный цвет. Если мы перемножим эти величины при каждой длине волны для каждого цвета и суммируем их (для каждого цвета по отдельности), то получим в сумме «мощность» каждого цвета. То есть цветовую координату источника. Если нужна не очень высокая точность, то суммирование можно делать через какой-нибудь шаг. Не через 1 нм, а через 5 или 10. Что такое «k» ? В источнике освещения нас интересует лишь его спектральный состав. Величину освещенности можно увеличить, «повесив» еще такой же осветитель (или еще два или три). На цвете это (до определенных пределов) не скажется. А спектральный состав скажется. И потому мы следим за спектральным составом, а яркость освещения «нормализуем» . Вводим нормирующий коэффициент — считаем, что цветовая координата Y=100 Почему Y? А потому что в этой области у глаза наибольшая чуствительность.

Мы зарегистрировали (сканировали) спектр нашего изучаемого объекта. Но мы ведь не сидим внутри спектрофотометра. Мы зарегистрировали (сканировали) спектр нашего изучаемого объекта. Но мы ведь не сидим внутри спектрофотометра. Мы смотрим на цвет предмета, когда он из спектрофотометра вынут. Что же нам дает спектрофотометр? А вот что. Спектрофотометр дал нам информацию о том, как предмет отражает или пропускает свет при каждой длине волны. Какой это свет — мы уже выяснили (см предидущий слайд) Значит, чтобы выяснить, сколько этого света попадет нам в глаз и вызовет цветовые ощущения, нужно спектрофотометрические данные — величину пропускания для прозрачных предметов или величину отражения для непрозрачных предметов при каждой длине волны умножить на наш свет и сложить — получим координаты цвета. Потом координаты цветности. Если точность нужна «обычная» , не очень высокая, измерения можно делать через 5 или 10 нм. Всё.

Все, но не совсем. Часто нам нужно установить, как по цвету отличаются изучаемые предметы. Все, но не совсем. Часто нам нужно установить, как по цвету отличаются изучаемые предметы. И тут математика нас подводит. В разных областях цветового пространства ощущения нашего глаза не совпадает с расчетами. В некоторых областях по расчетам изменения на 1, а глаз говорит, что изменения больше. А в других областях наоборот.

И потому были выдуманы «равноконтрастные» цветовые пространства, где вместо x, y, z ---L, a, И потому были выдуманы «равноконтрастные» цветовые пространства, где вместо x, y, z ---L, a, b

В современной полиграфии, особенно с появлением цветных принтеров, всё так и делают. Но началось-то В современной полиграфии, особенно с появлением цветных принтеров, всё так и делают. Но началось-то все это гораздо раньше, а менять стандарты очень сложно. И когда не было персональных компьютеров и спектрофотометры из-за несовершенной электроники были дороги, для определения цвета вина делали все гораздо проще. Так, как описано у вас в лабораторном практикуме. Определяли пропускание при четырех длинах волн, из кривых сложения брали интенсивности источников и определяли координаты цвета в системе XYZ. Потом определяли координаты цветности, а потом по цветовому графику определяли доминирующую длину волны и чистоту цвета. Интенсивность и оттенок определяли по трем длинам волн. А вот цветовые различия приходилось определять в равноконтрастной системе Lab (CIEL*a*b*) В методичке все, что касается расчетов, достаточно просто. Пересчет оптической плотности А для кюветы 1 см делают очень просто. Оптическая плотность А=коэффициент*концентрация*длина кюветы То есть если при 1 мм оптическая плотность 0. 5, то при 10 мм оптическая плотность 5

ВСЁ ВСЁ

ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ СIЕ В 1931 году комитет CIE утвердил несколько стандартных цветовых пространств, описывающих ЦВЕТОВЫЕ СИСТЕМЫ СIЕ В 1931 году комитет CIE утвердил несколько стандартных цветовых пространств, описывающих видимый спектр. При помощи этих систем мы можем сравнивать между собой цветовые пространства отдельных наблюдателей и устройств на основе повторяемых стандартов. Цветовые системы С 1 Е подобны другим трехмерным моделям, рассмотренным нами выше, поскольку, для того, чтобы обнаружить положение цвета в цветовом пространстве, в них тоже используется три координаты. Однако в отличие от описанных выше пространства CIE — то есть CIE XYZ, CIE L*a*b* и CIE L*u*v* — не зависят от устройства, то есть диапазон цветов, которые можно определить в этих пространствах, не ограничивается изобразительными возможностями того или иного конкретного устройства или визуальным опытом определенного наблюдателя.

CIE XYZ и Стандартный Наблюдатель Commission Internationale d'Eclairage. Международная комиссия Освещения CIE XYZ и Стандартный Наблюдатель Commission Internationale d'Eclairage. Международная комиссия Освещения

Впоследствии CIE добавил к этому набору типов тип D и гипотетический тип E, а Впоследствии CIE добавил к этому набору типов тип D и гипотетический тип E, а также тип F. Типу D соответствуют различные условия дневного освещения с определенной цветовой температурой. Два таких источника — D 50 и D 65 — это стандартные источники, широко применяемые для освещения специальных кабин для просмотра полиграфических оттисков (индексы “ 50” и “ 65” соответствуют цветовой температуре 5000°К и 6500°К соответственно).