бесприданница.pptx
- Количество слайдов: 15
БЕСПРИДАННИЦА Александр Николаевич Островский
«БЕСПРИДА ННИЦА» пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ В 1870 -х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу самой жизнью: одним из резонансных дел, всколыхнувшим весь уезд, стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Дальнейшие события также свидетельствовали о том, что новая пьеса была обречена на успех: она легко прошла цензуру, журнал «Отечественные записки» начал готовить произведение к публикации, труппы сначала Малого, а затем и Александринского театра приступили к репетициям. Однако премьерные спектакли в Москве и Петербурге завершились провалами; отзывы критиков изобиловали резкими оценками. Лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890 -х годов, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей; оно было связано прежде всего с именем актрисы Веры Комиссаржевской
«Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из произведений. » всех моих
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА v Харита Игнатьевна Огудалова — вдова средних лет, мать Ларисы Дмитриевны. v Лариса Дмитриевна Огудалова — молодая девушка, окружённая поклонниками, но не имеющая приданого. v Мокий Парменыч Кнуров — крупный делец, пожилой человек, с громадным состоянием. v Василий Данилыч Вожеватов — молодой человек, знающий Ларису с детства; один из представителей богатой торговой фирмы. v Юлий Капитоныч Карандышев — небогатый чиновник.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА v Сергей Сергеич Паратов — блестящий барин, из судохозяев, лет за 30. v Робинзон — провинциальный актёр Аркадий Счастливцев. v Гаврило — клубный буфетчик и содержатель кофейни на бульваре. v Иван — слуга в кофейне. v Илья — музыкант цыганского хора. v Ефросинья Потаповна — тётка Карандышева.
Художественные особенности ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
ЛАРИСА Лариса, входящая в галерею заметных женских образов литературы второй половины XIX века, самостоятельным стремится поступкам; к она ощущает себя личностью, способной принимать решения. Однако порывы молодой циничной героини сталкиваются моралью воспринимающего изысканную вещь её с общества, как дорогую,
ЛАРИСА Девушку окружают четверо поклонников, каждый из которых пытается добиться её внимания. При этом, по мнению исследователя Владимира Лакшина, отнюдь не любовь движет Ларисиными ухажёрами. Так, Вожеватов не сильно сокрушается, когда жребий в виде брошенной монеты указывает на Кнурова. Тот, в свою очередь, готов ждать, пока в игру вступит Паратов, чтобы позже «взять реванш и увезти сломленную героиню в Париж» . Карандышев также воспринимает Ларису как вещь; правда, в отличие от соперников, он не желает видеть возлюбленную чужой вещью. Простейшее объяснение всех бед героини, связанное с отсутствием приданого, разбивается темой одиночества, которую несёт в себе молодая Огудалова; её внутреннее сиротство столь велико, что девушка выглядит «несовместимой с миром»
КАРАНДЫШЕВ Карандышев, как и Лариса, беден. На фоне «хозяев жизни» — Кнурова, Вожеватова и Паратова — он выглядит как «маленький человек» , которого безнаказанно можно унижать и оскорблять. В то же время, в отличие от героини, Юлий Капитонович не жертва, а часть жестокого мира.
КАРАНДЫШЕВ Желая связать свою жизнь с Ларисой, он надеется рассчитаться с былыми обидчиками, продемонстрировать им своё моральное превосходство. Ещё до свадьбы он пытается диктовать невесте, как нужно вести себя в обществе; её ответный протест Карандышеву непонятен, углубиться в причины их разногласий он не может, потому что «слишком занят собой» . Проводя параллель между Карандышевым и «униженными» героями Достоевского, исследователи подчёркивают, что Юлий Капитонович бесконечно далёк от Макара Девушкина из романа «Бедные люди» и Мармеладова из романа «Преступление и наказание» . Его «литературные братья» — герой повести «Записки из подполья» и Голядкин из «Двойника»
ОБРАЗ ГОРОДА Если судьба Ларисы во многом повторяет историю Катерины, перенесённой из середины XIX столетия в 1870 -е годы, то Бряхимов — это развитие образа города Калинова из той же «Грозы» . За два десятилетия, отделяющих одну пьесу Островского от другой, основные типы горожан изменились: если прежде в глубинке главенствовал купец-самодур Дикой, то теперь ему на смену пришёл облачённый в европейский костюм «делец новой формации» Кнуров. Вытравляющая вокруг себя всё живое Кабаниха также стала персонажем уходящей эпохи — она уступила своё место «торгующей дочерьми» Харите Игнатьевне Огудаловой. Пасующий перед жизненными реалиями племянник Дикого Борис, согласно веяниям времени, обернулся блестящим барином Паратовым.
ОБРАЗ ГОРОДА При этом темп городской жизни не изменился. Быт в Бряхимове подчинён привычным ритуалам — каждый день обедня, вечерня и долгие чаепития возле самоваров. Затем, по словам буфетчика Гаврилы, город накрывает ощущение «первой тоски» , которая снимается долгими прогулками — так, Кнуров «каждое утро бульвар-то меряет взад и вперёд, точно по обещанию» .
КОНЕЦ Марсель Задвернюк. 111 группа.
бесприданница.pptx