мфк барокко классицизм.ppt
- Количество слайдов: 91
Барокко Начало барокко (от ит. barokko – причудливый, вычурный) условно относят к 70 -80 -м годам XVI в. , однако истоки этого стиля восходят к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого нередко называют «отцом барокко» . Возникновение стиля связано с общим кризисом гуманизма и наступлением феодально-церковной реакции, выступавшей против рационалистических, светских тенденций в искусстве, против научных открытий, подрывающих идеологические устои католицизма. Борьба «силы разума» нового времени и средневекового мистицизма сопровождалась острыми социальными противоречиями.
Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Итальянское слово «barocco» , которым назван стиль, означает раковину вычурной формы.
Взволнованность и впечатляющую силу барокко стремилась использовать в своих интересах римскокатолическая церковь для укрепления веры в народе. Этот стиль поддерживали и правители, которые видели в нём средство, чтобы показать своё могущество и власть. Поэтому барокко получило особый размах там, где господствовала католическая вера или о его распространении заботились правители. В конце концов барокко покорило почти всю Европу и, благодаря испанцам, достигло Америки, где его до сих пор называют «испанским стилем» .
В начале XVII в. , раздираемая религиозными войнами, Европа была перевернута вверх дном. Новые силы буржуазии и Реформации угрожают империи Габсбургов. Будущие богатые государства, такие, как Голландия, Англия, Швеция, к которым присоединяются многие торговые города и тогдашняя Франция, вопреки абсолютной монархии черпающая силу в богатстве собственной буржуазии, сталкиваются с миром, объятым блеском славы, но уже клонящимся к закату. Германия разделена на мелкие королевства, все еще сохраняющие феодальную структуру. Испания - на грани разорения изза войн Филиппа II. И посреди объятой войнами Европы один лишь Рим пребывает в мире. Там-то и зарождается барокко - искусство торжествующее, но также и прославляющее: ему суждено будет запечатлеть апофеоз вселенской Церкви, которая более таковой не является.
В XVII в. Рим являет собой образцовый город, где учатся живописи. Караваджо, противопоставляя себя традиции, и братья Карраччи, обновляя искусство фрески, прокладывают путь новым живописным концепциям. Первый освобождается от изысков маньеризма во имя живой реальности и преображает ее светотеневыми контрастами. Он закладывает основы глубинного обновления религиозной иконографии, заменяя исторические представления современным видением, живым и драматичным.
«Обращение Павла» , ок. 1601, Рим, Капелла Черази, Санта-Мария дель Пополо.
Аверкамп Хендрик (1585– 1634), голландский живописец эпохи барокко. На льду у городских стен, 1615 Национальная галерея, Лондон
Веласкес Диего (1599– 1660), великий испанский живописец. …интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом… В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
В картинах художник объединял мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделял их реальными психологическими характерами. На формирование Диего Веласкеса как портретиста огромное воздействие оказала жизнь при королевском дворе, научившая художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под маской придворного этикета.
Пряхи 1656
Картина «Менины» наполнена движением пространственных планов, воздуха и света, своеобразна и интересна своим цветовым и тональным решением. Веласкес - один из величайших портретистов в истории искусства; эта картина считается шедевром позднего периода творчества художника. Менины 1657
Вермеер Ян Делфтский (1632– 1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко …
Тщательная, любовная выписанность деталей воссоздающая фактурное богатство предметного мира, тонкое использование естественного освещения, как бы преображающего интерьер, раскрывают поэзию повседневного домашнего бытия, органическое единство человека и окружающей его среды.
Девушка с жемчужной сережкой 1660 -е, Маурицхейс, Гаага
Улочка Делфта, 1658 Рейксмузеум, Амстердам
Караваджо Микеланджело (Caravaggio) (1573– 1610). Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Итальянский живописец.
Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита - приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. Зрелые произведения художника Караваджо это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой.
Вакх 1596
Юдифь, убивающая Олоферна, 1598
Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1610
Рембрандт ван Рейн Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта.
(1606 -1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист.
Веселое общество, 1635 Картинная галерея, Дрезден
«Рембрандт изображает прежде всего действие. Он исходит из общего, не из отдельного. То, что является нам из тени, это -действие в пространстве, то есть - событие» (Искусствовед Курт Баух). В чём заключается революционное смысловое значение картины? Оно выражено в объединении изолированных отдельных фигур в спаянную общность самостоятельных индивидуумов, в переходе от традиционной сцены представления реалистической группы, где персонажи существуют независимо друг от друга, к романтически-возвышенному, превращающемуся в легенду коллективу.
«Ночная стража» или «Ночной дозор» . Размер картины 379, 5 x 453, 5 см, холст, масло.
Рубенс Питер Пауль (1577 -1640), великий фламандский живописец. Созданные им монументальные религиозные композиции отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.
Союз Земли и Воды, 1618 Эрмитаж, Санкт-Петербург
Четыре стихии 1615
Монументальная живопись 18 века В целом можно сказать, что в XVIII веке живопись утратила то ведущее место, которое она занимала в духовной культуре предыдущего столетия, трудно назвать шедевры изобразительного искусства, которые можно было бы поставить рядом с творениями великих композиторов этого времени — Баха и Моцарта.
По-иному складывалась и судьба национальных школ. Исчерпали свои возможности Фландрия и Голландия; надолго, вплоть до появления Гойи, погрузилась в летаргический сон живопись Испании. Раздробленная Италия не была способна дать мастеров, равных великим художникам прошлого. С другой стороны, впервые заставляет о себе говорить национальная школа Англии, включается в общеевропейское развитие живописи Россия. Пожалуй, только Франция, прошедшая наиболее полный и последовательный путь своего исторического развития вплоть до буржуазной революции, сохранила свой творческий потенциал, так что основные достижения европейской живописи XVIII века связаны с французской национальной школой.
Среди шума и суеты возникло одно из самых очаровательных явлений в истории живописи — истинное и нежное искусство Антуана Ватто (1684— 1721). Через всю свою недолгую жизнь этот сын простого валансьенского кровельщика, работавший для аристократов и разбогатевших меценатов-буржуа, пронес беззаветную любовь к искусству, меланхолическую мечтательность и тонкую иронию.
Антуан Ватто. ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Ок. 1716 г. Ватто был непревзойденным мастером галантных сцен” весьма распространенных в искусстве XVIII века. Тонкий, ироничный наблюдатель, он подмечае в жестах и позах своих дам и кавалеров все те неуловимые оттенки, из которых складывается легкая, скользящая по поверхности светская беседа. Его персонажи держатся с изяществом, непринужденность, а иногда и фривольность.
Ведущим мастером рококо был любимец маркизы де Помпадур—Франсуа Буше (1703— 17 70), работавший во всех этих областях художественного творчества. О его живописи прекрасно сказал Дидро: , , Какие краски! Какое разнообразие! Какое богатство предметов и мыслей! У этого человека есть все, за исключением истины”. Изощренный декоративизм цвета, фривольность сюжетов, плодовитость и изобретательность сделали Буше кумиром аристократических кругов. Но в лучших его произведениях сквозь условность и помпезность пробивается искреннее упоение радостями жизни.
Темой картины Буше (1703 — 1770) послужил греческий миф, рассказывающий о том, как Геркулес был продан лидийской царице Омфале. Она подвергла его нестерпимым для знаменитого героя унижениям: заставляла носить женское платье, сидеть за прялкой и ткать вместе с ее служанками, а сама надевала его львиную шкуру и доспехи. Франсуа Буше. ГЕРКУЛЕС И ОМФАЛА.
Самым талантливым учеником Буше был Оноре Фрагонар (1732— 1806). Огромный живописный темперамент и непосредственность восприятия реального мира выделяют его среди других французских художников второй половины XVIII века. Фрагонар пробовал свои силы во многих жанрах, но далеко не все его произведения можно отнести к числу бесспорных достижений. Начав с исторических и мифологических композиций, он вскоре остывает к ним, его галантным и жанровым сцепкам присуща жизненность и острая наблюдательность, портретам — декоративный размах, энергичное движение и внутренняя взволнованность. В пейзажах Фрагонара своеобразная монументальность, внимательная передача сложных пространственных отношений, интимностью трактовки природы.
Жан-Оноре Фрагонар. ПОЦЕЛУЙ УКРАДКОЙ. 1780 -е гг. Поцелуй украдкой” — одно из лучших произведений позднего периода творчества Фрагонара. В 1780 -е годы, возможно в результате увлечения голландцами, живопись Фрагонара становится более тщательной и законченной. Художник стремится подчеркнуть красоту материального мира.
Во Франции, где со второй половины 18 в. назревал решительный революционный взрыв, где буржуазия обладала большими культурными традициями и достаточной социальной мощью, основная линия развития искусства вела к зарождению полного гражданского пафоса революционного классицизма Давида. В 1780 -е гг. во Франции складывается непосредственно предреволюционная ситуация. Буржуазная революция 1789 года заключила собой целую эпоху в истории человечества и открыла путь новому этапу в развитии общества и его художественной культуры.
Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.
Клятва Горациев, 1784 Музей Лувр, Париж Клятва Горациев, воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном начале.
Давид в 1793 году выступил в роли политического деятеля, участвовал в осуждении короля на казнь, сочинял и предлагал проекты великих национальных празднеств и управлял их декоративною частью и т. п. В это время из-под кисти Давида вышло воспроизведение кровавых современных сцен — убийство Марата. Смерть Марата 1793
После падения и казни Робеспьера был арестован и Давид, и только слава последнего как художника спасла голову Давида от гильотины. По выходе из тюрьмы Давид снова отдался всецело живописи и написал в 1795 -1799 годах одну из лучших своих картин, “Похищение сабинянок” (более верное название этой картины — “Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами”). Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству.
Сабинянки, останавливающие битву
Монументальная живопись 19 века Классицизм – ясность, спокойствие, уравновешенность форм, гармония пропорций, мера, статика, симметрия, приверженность эстетике античности. Ключевой элемент – прямая линия, геометрическая фигура, ордер. Причины возникновения: абсолютизм (Франция, Испания), тяга зрителя к нормативности, гармоничности, правильности в искусстве (консерватизм вкусов).
Жанровый принцип классификации искусства – по тематике изображений. Примеры жанров: натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, батальный жанр, … В эстетике классицизма различаются жанры высокие (религиозно-мифологическая картина, парадный портрет), средние (идеальный пейзаж, камерный портрет), низкие (натюрморт, конкретный пейзаж, бытовой жанр). Те или иные жанры актуальны в разные исторические эпохи.
В первой половине XIX в. французская школа живописи упрочила свое первенство в искусстве Западной Европы. Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли свободную манеру и колорит англичанина Джона Констебла и испанца Франсиско Гойя, подготовив рождение импрессионизма и тем импрессионизма самым всей современной живописи.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780 -1867) - Энгр наиболее значительный и сложный по характеру творчества из всех учеников Давида.
Автопортрет 1804 год
Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806
Энгр. «Большая одалиска» . 1814
Энгр. Обет Людовика XIII. Салон 1824 года
Романтизм — явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции.
Суть первой — презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй — признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.
Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий. Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни — науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:
Первый — в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства. Второй — в нем человеческая субъективность Второй рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.
Франсиско де Гойя (1746 -1828) Испанский художник Гойя и в своей жизни, и в творчестве стремился следовать высоким гуманистическим принципам. Король называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли.
Он происходил из семьи ремесленникапозолотчика. В 1760 учился в Сарагосе, в 1766 — в Мадриде у Ф. Байеу, на сестре которого, Хосефе, женился в 1773. В 1764 и 1766 безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде. В 1770 -71 посетил Италию; на конкурсе Пармской Академии получил 2 ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» . В 1771 вернулся в Сарагосу, где выполнил первые заказные работы, в том числе фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар.
«Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» .
Фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар.
С 1773 жил и работал в Мадриде. В 1780 был избран в Академию Сан Фернандо, с 1785 стал ее вице-директором, а с 1795 директором ее живописного отделения. В 1786 был назначен придворным живописцем, с 1799 — «первый живописец короля» . В годы реакции в 1824 эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 совершил краткие поездки в Мадрид. Писал портреты, картины на религиозные, мифологические, бытовые исторические сюжеты, выполнял стенные росписи и картоны для шпалер, был мастером офорта, литографии, рисунка.
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года 1814, Прадо, Мадрид
В росписях, выполненных техникой масляной живописи на стенах «Дома Глухого» , чаще всего видят фантастические, чудовищные образы, порожденные болезненным воображением старого художника, не только глухого, но и начинающего слепнуть, для которого весь мир превратился в мрачные трагические кошмары. Сатурн, пожирающий своих детей 1821 -1823; настенная живопись, перенесенная на холст Прадо, Мадрид
Делакруа Эжен (1798– 1863), французский живописец и график. В 1816– 1822 учился в Париже в мастерской классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса).
Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории. Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр, Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.
“Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон
“Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр, Париж),
Делакруа — один из последних великих мастеров настенной живописи. грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) — «Изгнание Илиодора из храма»
церковь Сен-Сюльпис «Битва Иакова с ангелом» .
Бурбонский дворец, роспись паруса под куполом Теологии: Адам и Ева
Бурбонский дворец, роспись паруса под куполом Поэзии: Гесиод и Муза
Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его работах приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.
Век ХХ – Врубель Михаил Врубель Александрович Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» Феерическое великолепие врубелевского колорита активный представитель художественной группы Саввы Мамонтова Врубель-декоратор, сценография -"Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900)
Врубель монументалист. Панно «Принцесса Греза»
Сошествие Святого Духа на апостолов, реставрации Кирилловской церкви Киев, 12 век
Демон «Демон поверженный» символизирует Душу художника, творческий гений человечества и «автопортрет души Врубеля» . При таком уровне философской глубины содержания получают художественную оправданность огромные размеры и феерическая красота этой картины. Демон поверженный [1902] Холст, темпера. 139 х 387. Государственная Третьяковская галерея
Конструктивизм. Абстракционизм- авангард XX века Главным лозунгом конструктивистов стало революционное преобразование жизни, поиск новых принципов конструирования жизненной среды. Они утверждали эстетические идеалы простоты, утилитарной целесообразности предметного мира.
Абстракционизм (от лат. Abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации.
Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.
Абстракционизм, как направление, Абстракционизм возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне
С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии. Первая – геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий, она находит воплощение в супрематизме К. Малевича. . Вторая - лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В. Кандинского
Один из самых ярких представителей авангарда, Василий Кандинский, принадлежит к числу открывателей нового художественного языка XX столетия и не только потому, что именно он “изобрел” абстрактное искусство - он смог придать ему масштаб, цель, объяснение и высокое качество.
Композиция VIII 1923 г.
"Композиция VII". 1913 г.
Супрематизм основан на комбинировании на плоскости простейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Знаменитый "Черный квадрат" (1913) стал манифестом беспредметного, нонфигуративного искусства, отправной точкой абстракционизма. В 1919 -м состоялась Х Государственная выставка под названием "Беспредметное творчество и супрематизм"
«ИСКУССТВО ДЕЙСТВИЯ» Творчество Поллока, Аршила Горки, В. де Кунинга, Марка Ротко, Жоржа Матье и других представляло собой наиболее влиятельное направление абстрактной живописи 40 -50 х годов, возникшее в США - так называемый абстрактный экспрессионизм. Принцип его заключался в отказе от предварительного замысла и планомерно построенной формы. Художник культивировал спонтанную манеру письма и свободные импровизации на холсте. Живопись действия выросла, опираясь на иррациональные основы сюрреализма. Единственная функция искусства - действие, которое выполняет сам художник.
Джексон Поллок "Сближение"
Поллок, Фреска
Поллок ввел термин «дриппинг» - разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Это называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом, во Франции - ташизмом (от слова tache - пятно), в Англии - живописью действия, в Италии - ядерной живописью (pittura nucleare). Д. Поллок. Номер 5
Анри Эмиль Бенуа Матисс великий художник фовист. Будучи очень известным художником, произвёл настоящую революцию в истории фовизма, его зарождении и становлении как важного стиля изобразительного искусства. Французский художник изображал мир в очень понятных, выразительных и чистых композициях. В этих картинах нет ничего лишнего, только то, что Анри Матисс хотел донести до своего зрителя. В этом заключается весь фовизм и весь Матисс.
Музыка (1910)
Танец. 1910.
мфк барокко классицизм.ppt