Скачать презентацию Античная психология Профессор кафедры общей психологии к пс Скачать презентацию Античная психология Профессор кафедры общей психологии к пс

Античная психология.pptx

  • Количество слайдов: 24

Античная психология Профессор кафедры общей психологии, к. пс. н. , доцент Румянцева Ольга Михайловна Античная психология Профессор кафедры общей психологии, к. пс. н. , доцент Румянцева Ольга Михайловна

То, что пролетает мимо Корабль на всех парусах Годы человеческой жизни Весна, лето, осень, То, что пролетает мимо Корабль на всех парусах Годы человеческой жизни Весна, лето, осень, зима… Сей-Сёнагон XI век

Представление о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, Представление о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. В мифах Античной Греции душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида, унесенная туда Танатосом. Эллинские философы ищут ответ на вопрос о первоначале. Что есть душа самостоятельная она субстанция или свойство другой субстанции-материи.

Первые представления о душе. Анимизм Ø Анимизм – первое мифологическое учение о душе. Душа Первые представления о душе. Анимизм Ø Анимизм – первое мифологическое учение о душе. Душа связывалась с дыханием, с тем, что делает тело одушевленным и что уходит со смертью тела. Анимизм представлен в религии, в древней мифологии. Это мифологическая картина мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от настроения богов, их мудрости, великодушия или коварства.

Вера в Богов Вера в Богов

Духи стихий Духи стихий

Русалки Единороги Русалки Единороги

Лешие, водяные и домовые Лешие, водяные и домовые

Ангелы и архангелы Ангелы и архангелы

Демоны, черти и дьяволы Демоны, черти и дьяволы

Гилозоизм Ø Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности материи. Античность ознаменовала собой новый этап в Гилозоизм Ø Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности материи. Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества. Именно в период расцвета античной культуры были предприняты первые попытки понять и описать психику человека. В философии Древней Греции душа часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии, или ее воплощение. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Психические явления изначально вовлечены в круговорот природы. Так по мнению Фалеса магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому что магнит как и женщина обладает душой.

Гераклит Эфесский (конец VI – начало V в. до н. э. ) Ø Идея Гераклит Эфесский (конец VI – начало V в. до н. э. ) Ø Идея Закономерности. Согласно Гераклиту Космос представляет собой живой огонь, а душа это его искра. Гераклит утверждал наличие огненной стихии Психеи – приобщающейся к «космическому огню» , тем самым душа человека оказывалась причастна Космосу. Космос есть мировая душа, живое движущееся существо, частичным отражением которой является душа отдельного человека. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души по Гераклиту происходит через себя. Постигать себя значит углубляться в Закон, динамической гармонии, сотканной из непрерывного потока противоречий и катаклизмов, происходящих в нашей жизни. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов. Введенный им термин Логос обозначал этот закон, по которому все беспрерывно течет и явления переходят друг в друга. Поэтому «нельзя дважды

Демокрит ( V – IV вв. до н. э. ) Ø Идея Причинности. По Демокрит ( V – IV вв. до н. э. ) Ø Идея Причинности. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос сосоятиз атомов огня. Со смертью тела умирает и душа, так как атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Демокрит развивал идею причинности. Единым и для души и для космоса Демокрит признавал закон не сам по себе, а Логос, закон, согласно которому нет беспричинных явлений, все они являются неотвратимым результатом соударения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом. По Демокриту душа материальна – это движущее начало и орган ощущения и мышления. Мозг – это место высших духовных функций, способности к познанию, сердце – орган благородных страстей, печень – область чувственных желаний и вожделений. Атомы, из которых состоит душа очень подвижны и они приводят тело в движение. В старости число подвижных атомов уменьшается. Демокрит является сторонником панпсихизма: все – и растения, и камни – имеют душу.

Анаксагор (500 -428 гг. до н. э. ) Ø Идея Системности. С точки зрения Анаксагор (500 -428 гг. до н. э. ) Ø Идея Системности. С точки зрения Анаксагора природа состоит из множества мельчайших частиц. Разум (нус) является началом, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникают целостные вещи, а из хаоса организованный мир. Совершенство человека определяется тем насколько полно представлен разум в теле.

Гиппократ (460 -370 гг. до н. э. ) Ø С точки зрения Гиппократа различия Гиппократ (460 -370 гг. до н. э. ) Ø С точки зрения Гиппократа различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения. Так нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом основных жидкостей, присутствующих в организме: крови, лимфы, желчи и слизи. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом и выделил четыре типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Гуморальная теория темперамента заложила начало научной типологии, лежащей в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причина этих различий с точки зрения Гиппократа лежат внутри организма.

Учение софистов Протагор (490 -420 гг. до н. э. ) Протагор утверждал, что знания Учение софистов Протагор (490 -420 гг. до н. э. ) Протагор утверждал, что знания субъективно обусловлены. В центре внимания становится сам человек. «Человек есть мера всех вещей» . На первый план выходит изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Язык и мысль зависят от человеческих интересов и пристрастий.

Учение софистов Сократ (470 -399 гг. до н. э. ) По Сократу единственной причиной Учение софистов Сократ (470 -399 гг. до н. э. ) По Сократу единственной причиной всех явлений является Божественный разум. Добродетель состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Знание хранится в тайниках души каждого человека. Сократ провозгласил нематериальность души и разграничил душу и тело. Он говорил что душа- это разум, который имеет божественное начало и является бессмертной. Особое внимание Сократ уделял внутреннему миру человека, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Он был мастером общения, обладал способностью обнаруживать за внешними проявлениями человека то, что лежит за покровом сознания. Он является автором сократического диалога.

Учение софистов Платон (428 -348 гг. до н. э. ) Платон – родоначальник философии Учение софистов Платон (428 -348 гг. до н. э. ) Платон – родоначальник философии идеализма. Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, как своеобразный замысел. Важнейшие ценности бытия – истина, благо, прекрасное, справедливость существуют лишь потому, что есть идея (идея человека, идея прекрасного, идея равенства отношений). Идеи образуют свой мир, невидимый для нас, человек может постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны богу. Миру идей противостоит мир материи, между ними как посредник – мировая душа. Душа человека родственна мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, а затем переселяется в тело человека – вернуть гармонию через познание. Душа по Платону трояка 6 ум –в голове, эмоции страсти - в груди и вожделения - в печени. Разум контролирует два начала, которые живут в человеке благородное и низменное.

Аристотель (384 -322 гг. до н. э. ) Аристотель говорил о единстве, целостности духовного Аристотель (384 -322 гг. до н. э. ) Аристотель говорил о единстве, целостности духовного и телесного начала в человеке. Был создателем первого психологического трактата о душе. Душа позволяет телу существовать как живому. Не душа мыслит, но тело мыслит посредством души. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Он выделил понятие способностей и разделил возможности организма, заложенный в нем психологический ресурс и его практическую реализацию. При этом он различал иерархию способностей: 1. Вегетативная (имеется у животных, растений и человека) 2. Чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека) 3. Разумная (присущая только человеку) Функции души располагались в виде лестницы, где на основе низшей возникает функция более высокого уровня. Аристотель ставил психическое развитие в зависимость от деятельности человека, утверждая что человек становится тем, что он есть совершая те или иные поступки. А настоящее человека зависит не только от прошлого, но и от желаемого будущего. Цель заранее воздействует на ход процесса.

Эллинизм Ø Стоики (IV век до нашей эры) Основатель Зенон. Представляя космос как единое Эллинизм Ø Стоики (IV век до нашей эры) Основатель Зенон. Представляя космос как единое целое, состоящее из модификаций огненного воздуха – пневмы. Человеческая душа является одной из таких модификаций. Пневма (вдыхаемый воздух) единое природное материальное начало, которое пронизывает космос, живой организм и псюхе (ощущения, чувства, мысли). Природа сливается с псюхе и имеет признаки сверхиндивидуального разума. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу. Стоики объявили вредными любые аффекты, т. к. они возникают в результате неправильной деятельности ума. Удовольствие и страдания – это ложные суждения о настоящем, желание и страх – ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений способен правильно руководить поведением. И позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

Эллинизм Ø Эпикурейцы. Эпикур (341 -270 гг. до н. э. ) Эпикурейцы допускали самопроизвольность, Эллинизм Ø Эпикурейцы. Эпикур (341 -270 гг. до н. э. ) Эпикурейцы допускали самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер. С одной стороны такой подход отражал ощущение непредсказуемости человеческого существования, с другой – признавал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, исключал строгую предопределенность поступков, предлагая свободу выбора. Они учили людей искусству жить и не бояться, прежде всего смерти. «Когда мы есть, смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет» . Необходимо также самоустраняться от всех общественных дел, что поможет испытать наслаждение и избежать огорчений, тревог и отрицательных эмоций.

Вклад врачей в Античную психологию Герофил, Эрасистрат, Гален Ø Герофил и Эрасистрат установили различия Вклад врачей в Античную психологию Герофил, Эрасистрат, Гален Ø Герофил и Эрасистрат установили различия между чувствительными нервами, идущими от оргаов чувств к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Эти знания в дальнейшем легли в основу учения о рефлексах. Ø Гален описал зависимость целостного организма от нервной системы. , развивал учение о темпераменте. Кроме того он полагал, что телесные изменения первичны, а аффекты и душевные переживания вторичны.

Неоплатонизм Ø Плотин выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души. В тоже время Неоплатонизм Ø Плотин выделял рефлексию как одно из направлений деятельности души. В тоже время индивидуальная душа содержит в себе сферу высшего первоначала. Ø Августин Аврелий считал душу орудием, которое правит телом. Ее основу составляет воля, а не разум. Он основоположник волюнтаризма. Воля человека зависит от божественной воли и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Именно внутренний опыт обладает высшей истинностью. Истинность и воля даруются человеку Богом и направляют активность человека на постижение веры. Он ввел понятие о врожденной активности души как основе ее развития.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!