Скачать презентацию Анализ лирического текста Практикум АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ Скачать презентацию Анализ лирического текста Практикум АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

Анализ лирического текста.pptx

  • Количество слайдов: 19

Анализ лирического текста Практикум Анализ лирического текста Практикум

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • • 1. СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ А) тема и идея; Б) лирический АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • • 1. СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ А) тема и идея; Б) лирический герой или лирическое «я» ; В) основные образы, их значение; наличие образов-архетипов. • Г) контекст и интертекст. • 2. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (аллитерация, ассонанс, звукоподражание).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 3. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечия, жаргон, неологизмы АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 3. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечия, жаргон, неологизмы и т. п. ) • 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (предпочтительное использование именных или глагольных форм, использование служебных частей речи и т. п. )

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 4. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (самые частотные словообразовательные модели). • 5. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 4. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (самые частотные словообразовательные модели). • 5. СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ (простые и сложные конструкции, назывные предложения, примеры инверсии).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 6. ТРОПЫ (слова или обороты речи в иносказательном значении) • АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 6. ТРОПЫ (слова или обороты речи в иносказательном значении) • А) Метафора – это перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства (Горит восток зорею новой. Пушкин). • Б) Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности (Шипенье пенистых бокалов. . . Трещит затопленная печь)

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • В) Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • В) Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (Звезда с звездою говорит. Лермонтов); • Г) Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. • Д) Автономазия — троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • Е) Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление названия части АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • Е) Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего и наоборот (Швед, русский - колет, рубит, режет). • Ж) Эпитет – образное определение предмета или действия (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она (П. ).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • З) Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • З) Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого: Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (П. ); • И) Перифраз – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания ( «северная Венеция» , «порфироносная вдова» , «наши меньшие братья» ).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • К) Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • К) Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега (А. К. Т. ). • Л) Литота – образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Гр. ). Литоту называют обратной гиперболой.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 8. Стилистические фигуры – это обороты речи, применяемые для усиления АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 8. Стилистические фигуры – это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. • 1) Анафора (единоначатие) – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. • Люблю тебя, Петра творенье, • Люблю твой строгий, стройный вид.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 2) Эпифора – вынесение одних и тех же слов или АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 2) Эпифора – вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце соседних стихов или строф: • Струится нетихнущий дождь, томительный дождь (В. Брюсов). • 3) Антитеза – ярко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза противопоставляет разные объекты • Дома новы, да предрассудки стары. (А. Грибоедов).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 4) Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 4) Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (восходящая градация) или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления. • А) Не жалею, не зову, не плачу, • Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 5) Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 5) Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. Об инверсии можно говорить тогда, когда с её использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи. • Изумительный наш народ!

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 6) Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 6) Эллипсис – это стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса (неполных предложений) придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи. • Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (Жуковский) • Офицер – из пистолета, Тёркин - в мягкое штыком. (Твардовский)

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 7) Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 7) Параллелизм – это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. • Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт (Лебедев-Кумач). • 8) Умолчание – это оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном. • Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, • Что уж барону время умереть. (Пушкин)

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 9)Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 9)Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (Пушкин).

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 10) Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 10) Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 11) Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • 11) Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для усиления выразительности речи. • 12) Бессоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов: отсутствие союзов придаёт высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. • Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (Пушкин)

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • • 9. ЦВЕТОПИСЬ. 10. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. 11. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ • • 9. ЦВЕТОПИСЬ. 10. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. 11. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ. 12. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.